Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Региональные социологические и маркетинговые исследования


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

БОЛЬШЕ ПОЛОВИНЫ ОПРОШЕННЫХ ЖИТЕЛЕЙ АРХАНГЕЛЬСКА И СЕСЕВРОДВИНСКА ПОЛОЖИТЕЛЬНО
ОТНОСЯТСЯ К ИДЕЕ ДОСТРОЙКИ В ПАМЯТЬ ПОДВОДНОГО КРЕЙСЕРА "КУРСК" АНАЛОГИЧНОЙ
ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ.
11 сентября журнал "Итоги" опубликовал статью "Гепард"прыгнул" Олега Одноколенко.
В ней утверждается, что "Северодвинск готовится к прибытию Владимира Путина.
Президент хочет лично принять участие в церемонии передачи в состав ВМФ новой
атомной субмарины "Гепард". Подлодка войдет в состав флота, как только со дна
Баренцева моря будет поднят "Курск".

Центр социологических исследований Форис провел в 26-29 августа 2001 года опрос
общественного мнения в Архангельске и Северодвинске методом личного опроса,
в ходе которого было опрошено 611 респондентов. В ходе исследования задавался
вопрос

ТАБЛИЦА 1. ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ О НОВОМ ГОТОВЯЩЕМСЯ ВИЗИТЕ ПРЕЗИДЕНТА РФ В.В.ПУТИНА
В АРХАНГЕЛЬСК И СЕВЕРОДВИНСК ДЛЯ СПУСКА ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ "ГЕПАРД"? %
1. точно да             14,7
2. скорее да            15,9
3. скорее нет           10,8
4. нет                  47,8
5. затрудняюсь ответить 10,8

Больше половины опрошенных положительно относятся к идее достройки в память
подводного крейсера "Курск" аналогичной подводной лодки.

ТАБЛИЦА 2. КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ИДЕЕ ДОСТРОЙКИ В ПАМЯТЬ "КУРСКА" АНАЛОГИЧНОЙ
ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ %

1. только положительно          36,5
2. скорее положительно          16,5
3. нейтрально                   12,4
4. скорее отрицательно           7,5
5. однозначно, отрицательно     13,9
6. нет мнения по этому проблеме 13,2

Социологический центр Форис будет следить за событиями.


""Гепард"прыгнул", Олег Одноколенко, журнал "Итоги", 11.09.2001

На Северном машиностроительном предприятии, которое является одним из самых
засекреченных в России, побывали корреспонденты "Итогов". Трагедия "Курска"
породила немало вопросов, в том числе и сугубо стратегический: нужен ли России
мощный подводный флот, способный защищать национальные интересы в любой точке
земного шара, в принципе? Военные отвечают на этот вопроc однозначно: не просто
нужен, а жизненно необходим. Главком ВМФ адмирал Владимир Куроедов, утверждает:
для реализации недавно принятой Морской доктрины РФ флот уже в ближайшие годы
должен быть пополнен 12-15 стратегическими подводными крейсерами, 50 атомными
и 35 дизельными подводными лодками. Если слова адмирала рассматривать не как
ведомственное пожелание, а как черновой набросок к госзаказу, можно предположить,
что отечественную судостроительную промышленность ожидают весьма напряженные
трудовые будни. И первый шаг в этом направлении уже сделан - новая cуперподлодка
"Гепард" вскоре будет передана в состав ВМФ.

Атомный "Мерседес"

У АПЛ "Гепард" есть существенное отличие от его
собратьев - он фантастически малошумен. Первые
отечественные подводные атомоходы американцы
презрительно именовали "ревущими коровами" и не без
сарказма утверждали, что их слышно на другом конце
океана. Борьба с такими подводными кораблями для сил
противолодочной обороны НАТО была делом техники. С
появлением "барсов" вообще и "Гепарда" в частности
ситуация в океанских глубинах кардинально изменилась.

Как утверждают сотрудники Морского бюро машиностроения
"Малахит", сконструировавшие "Гепард", современные
гидроакустические системы не способны определить (по
уровню шумности и вибрации корпуса), движется корабль
или нет, даже тогда, когда субмарина под водой держит
высокий ход. Заместитель генерального директора
Северного машиностроительного предприятия в
Северодвинске Олег Коротков так охарактеризовал свое
детище: "Если все наши предыдущие лодки по шумности
можно сравнить с "Волгой", то "Гепард" - это атомный
"Мерседес".

В странах НАТО лодки этого класса называют "акулами", в
России - "барсами", на Севмаше - "барсиками". Впрочем,
подобная фамильярность мало приложима к габаритам и
техническим характеристикам субмарины. Лодка
водоизмещением почти 13 тысяч тонн способна погружаться
почти на километровую глубину и развивать скорость до 70
километров в час. Помимо торпед "Гепард" вооружен 24
крылатыми ракетами, способными поражать наземные цели на
расстоянии 3 тысячи километров.

Подлодка была заложена еще в 1991 году. Строительство
растянулось на десять лет по причине недостаточного
финансирования оборонного госзаказа. Примечательно, что
Севмаш строил "Гепард" частично за свой счет. До сих
пор, по данным заместителя председателя Комитета Госдумы
по обороне Владимира Лушина, государство должно
предприятию за этот продукт порядка 800 миллионов
рублей. Впрочем, как утверждает заместитель гендиректора
Севмаша Олег Коротков, государство уже приступило к
погашению этого долга.

Памяти "Курска"

Если "Гепард" - это будущее Севмаша, то "Курск" - это
его боль. Атомный крейсер один из ведущих инженеров
завода Тимур Амиров знает до последней заклепки, потому
что он был ответственным сдатчиком этого заказа. В
прежние времена Амиров был "засекреченным". Не имел
права выезжать за границу и даже при случайном контакте
с представителем другого государства должен был
докладывать по инстанциям... О гибели "Курска" Амиров
услышал по радио и сразу не поверил, что его "батон"
(промышленное прозвище подлодок типа "Курска") мог так
запросто пойти на дно. Он и сейчас не может объяснить
причину случившегося и весьма критически относится даже
к тем версиям, которые приняла к рассмотрению
государственная комиссия, расследующая трагедию.

Столкновение с другой подводной лодкой? Все западные
субмарины, как правило, полуторакорпусные. "Курск" -
двухкорпусная лодка, причем трехметровое пространство
между прочным и легким корпусами заполнено баллонами
воздуха высокого давления, коммуникациями и механизмами.
В районе ракетных контейнеров расстояние еще больше -
порядка четырех метров. Чтобы утопить "Курск", сделанный
из металла, прочнее которого в мире не существует, на
него, по мнению Тимура Амирова, должно было "наехать"
нечто ему подобное. Но таких объектов в районе учений не
наблюдалось.

Версию с миной минувшей войны на Севмаше всерьез даже не
обсуждают. А вот предположение о том, что "Курск" могла
потопить ракета, запущенная во время учений с крейсера
"Петр Великий" здесь изучали всерьез. Но пришли к
выводу, что даже семитонная ракета, летящая со скоростью
7 Махов (1 Мах равен скорости звука), не должна была
причинить "Курску" "смертельные" разрушения.

Впрочем, на Севмаше не спешат с выводами о причинах
гибели "Курска": "Когда лодку поднимут - посидим,
подумаем, разберемся". Ставить крест на "батонах", к
чему призывают горячие головы, здесь тоже не собираются.
Тимур Амиров лицо заинтересованное, но и другие
специалисты считают лодки типа "Курска" (эта АПЛ была
двенадцатая по счету в своем классе) очень надежными.
Американцы называют их "убийцами авианосцев". На самом
деле лодка этого проекта способна залпом своих ракет за
один раз уничтожить все авианосное соединение. По
некоторым сведениям, командир "Курска" Геннадий Лячин
был представлен к званию Героя России еще до гибели - за
последнюю боевую службу, которая проходила во время
югославского кризиса. Тогда "Курск" постоянно держал на
прицеле американское авианесущее соединение из 15
кораблей.

Сегодня Тимур Амиров в качестве ответственного сдатчика
занят на строительстве АПЛ "Белгород". Но не исключено,
что в конце концов этот корабль, улучшенное и
исправленное издание "Курска", получит другое
наименование - "Память "Курска". По неписаным морским
традициям такое допустимо, хотя называть новые корабли
именами погибших на флоте не принято. Дурная примета.

Народная стройка

Чтобы достроить "Белгород", требуется как минимум 3,5
миллиарда рублей. Таких денег у Севмаша нет, и
специалистам предприятия приходится заниматься не только
инженерными проблемами, но и финансовыми. На Севмаше
создали фонд и очень рассчитывают, что удастся собрать
недостающие миллиарды. Исторический опыт показывает, что
это вполне возможно. Например, после гибели русского
флота в Цусимском сражении морская мощь царской России
была возрождена в том числе и на народные пожертвования.
Или совсем недавний пример: в июле было подписано
соглашение между правительством Москвы и Севмашем о
сотрудничестве в строительстве подводного крейсера "Юрий
Долгорукий". Однако приходится учитывать и другие
реалии. По сведениям некоторых наших собеседников, из
"копилки" другого фонда, занимающегося модернизацией
тяжелого атомного крейсера "Адмирал Ушаков", часть
средств исчезла в неизвестном направлении.

Проблему с финансированием флота осознают и в Москве.
Главком ВМФ Владимир Куроедов считает, что для
реализации Морской доктрины флоту потребуется 25
процентов всего военного бюджета против имеющихся сейчас
12. Но и деньги тут не главное. Раньше только на один
Севмаш работало порядка полутора тысяч смежников из
разных уголков Советского Союза, но это мощнейшая
корпорация развалилась. Теперь, чтобы достроить лодку,
некоторые узлы и механизмы приходится извлекать из
кораблей, подлежащих утилизации. Выдвижные устройства, в
частности перископы, вообще больше взять неоткуда,
поскольку единственный их производитель - нижегородский
завод "Красное Сормово" - их уже не выпускает. Часть
производств осталась в независимой Прибалтике, которая
теперь стремится в НАТО. Но самыми практичными оказались
украинцы. Николаевский завод "Экватор" за элементарные
судовые вентиляторы размером в четверть газетного листа
запросил цену "Жигулей" в свободно конвертируемой
валюте. Видимо, российско-украинская дружба и
партнерство по нынешним временам меньше не стоит.

Город на болоте

В начале 30-х у стен Николо-Карельского монастыря на
болотистом берегу Белого моря высадился комсомольский
десант и забил первые деревянные сваи, на которых по сей
день стоят основные производственные мощности Севмаша.
Предполагалось, что завод будет выпускать линкоры. Война
и безвременная отставка легендарного наркома ВМФ Николая
Кузнецова опрокинули эти планы. Его преемник адмирал
флота Советского Союза Сергей Горшков нашел другой путь
на океанский простор - подводный, вот когда опять
оказались востребованными гигантские цеха.

Население Северодвинска формировалось по особому
принципу: лучшие ученые, лучшие инженеры и лучшие
специалисты со всей страны. По крайней мере сегодня, к
примеру, финны готовы платить даже севмашевским
сварщикам по полторы тысячи долларов (в пятнадцать раз
больше, чем на родном заводе) и не считают, что
переплачивают.

Но после десяти лет вынужденного простоя возникли
большие подозрения, что Севмаш на трудовые подвиги уже
не способен. Разубедить скептиков помог случай, к
сожалению, трагический. Голландская компания "Маммут",
взявшаяся поднять "Курск", выставила на тендер заказ на
изготовление двух понтонов, которые должны приподнять
баржу "Гигант", когда она будет вводить поднятую лодку в
док. С коммерческой точки зрения заказ весьма
привлекательный и технически не такой уж сложный, но ни
одну зарубежную компанию не устроили сроки - обычно на
изготовление таких понтонов уходит около полугода, а
"Маммут" пожелал получить продукцию уже через два
месяца.

Словом, все отказались, а Севмаш принялся за работу,
даже не имея чертежей. Работали в три смены под
придирчивым контролем Морского регистра и представителей
заказчика. Под конец представители "Маммута" совершенно
успокоились и стали намекать, что, дескать, зачем так
спешить и создавать себе дополнительные трудности... Как
бы там ни было, работа была выполнена в срок. Высокий
класс севмашевских корабелов подтвердили испытания.
Супруги президента и вице-президента фирмы "Маммут",
Франка и Иоханнеса Сеймеренов, даже пожелали, чтобы
понтоны носили их имена. При этом, по утверждению
очевидцев, дамы поспорили, кому какой понтон достанется.
В результате победила корпоративно-семейная
субординация: первый понтон получил название "Мар" в
честь жены президента фирмы, второй стал именоваться
"Гон" в честь супруги вице-президента.

У "Маммута" есть на эти понтоны и далеко идущие планы.
Предполагается, что после завершения операции в
Баренцевом море понтоны снова окажутся в цехах Севмаша,
где на их основе будет сооружена внушительная баржа. В
перспективе "Маммут" планирует специализироваться на
судоподъеме. Если, конечно, извлечение из пучины
"Курска" пройдет успешно. Как известно, на этом поприще
компания пока что новичок.

Кстати, конверсионного производства Севмаш не чурается.
По словам зам. гендиректора Олега Короткова, до 30
процентов прибыли предприятию дают заказы гражданского
назначения: строят баржи, буксиры, технологические
сооружения для нефтяников и газовщиков. Но превращаться
в заурядную корабельную верфь Севмаш не желает.

 ...В тех цехах, откуда выкатили понтоны для "Маммута",
прежде собирали подводные лодки типа "Гепарда". Сейчас
цеха почти пустуют. Но на заводе надеются, что новая
Морская доктрина России вдохнет в Севмаш вторую жизнь...

Северодвинск - Москва

ДОКУМЕНТ

Из Морской доктрины РФ

"...Цели национальной морской политики заключаются в
реализации и защите интересов Российской Федерации в Мировом
океане и укреплении позиции Российской Федерации среди ведущих
морских держав.

 ...Военно-морская деятельность, связанная с защитой и
обеспечением национальных интересов и безопасности Российской
Федерации в Мировом океане, относится к категории высших
государственных приоритетов.

Решение задач парирования угроз и ...обеспечения национальных
интересов и безопасности Российской Федерации и ее союзников в
Мировом океане базируется на поддержании достаточного
военно-морского потенциала...

 ...Военно-морской флот является главной составляющей...
морского потенциала Российской Федерации, одним из
инструментов внешней политики государства и предназначен для
обеспечения защиты интересов Российской Федерации... в Мировом
океане военными методами, поддержания военно-политической
стабильности в прилегающих к ней морях, военной безопасности с
морских и океанских направлений.

 ...Военно-морской флот осуществляет сдерживание от применения
военной силы или угрозы ее применения в отношении Российской
Федерации, защиту военными методами суверенитета Российской
Федерации, распространяющегося за пределы ее сухопутной
территории, суверенных прав в исключительной экономической
зоне и на континентальном шельфе, а также свободы открытого
моря..."


ПОДВОДНЫЙ ФЛОТ США

Дорогая "Вирджиния"

С 1998 года по настоящее время из состава военно-морских сил
США было списано 13 подлодок. Тем не менее американский
подводный флот остается самым мощным в мире. Он состоит из 73
боевых подлодок, не считая вспомогательных подводных и
надводных кораблей. Прежде всего это 18 ПЛАРБ - стратегических
атомных подлодок класса "Огайо", несущих по 24 баллистические
ракеты "Трайдент" каждая. Главными базами для ПЛАРБ являются
Бангор (штат Вашингтон) на тихоокеанском побережье и Кингс-Бэй
(штат Джорджия) на атлантическом побережье. Еще при Клинтоне
администрация США одобрила план переоборудования четырех самых
старых субмарин ("Огайо", "Мичиган", "Флорида" и "Джорджия") в
носители тактических ракет.

51 подлодка - это атомные многоцелевые субмарины класса
"Лос-Анджелес" (на фото), вооруженные крылатыми ракетами
"Томагавк", "Гарпун" и торпедами. Первая из этих подлодок
построена еще в 1974 году, последняя - в 1995-м. Им на смену в
2004 году придет первая подлодка класса "Вирджиния" стоимостью
1,2 миллиарда долларов. До 2007 года предполагается построить
4-5 таких лодок. В строю остаются и 2 атомные подлодки
"Сивулф". Эти мощные и дорогостоящие субмарины, в два раза
дороже "Вирджинии", были специально разработаны для борьбы с
надводными кораблями советского ВМФ. В свете окончания
холодной войны реализация программы "Сивулф" будет прекращена,
в 2004 году на воду спустят последнюю лодку этой серии "Джимми
Картер".

Николай Зимин (Вашингтон)

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное