Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Исследования рынков - более 10000 исследований on-line" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Исследование рынка и средств массовой информации
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Исследования рынка и средств массовой информации | |||
ООО "Социс" | info@socismr.com | (0852) 25-07-03 | 05.06.2003 |
1. ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДОРОГИЕ ПОДПИСЧИКИ | |||
Уфф… Хлопотные же выдались у меня выходные. Но насколько интересные! В Ярославле прошел очень любопытный семинар, организованный в том числе и нашей компанией (пресс-релиз - в конце выпуска). В ближайшее время опубликуем все выступления и фоторепортаж с места события. А пока - две приятные статьи, анекдот и уже упоминавшийся пресс-релиз. |
|||
2. НЕЦЕЛЕВАЯ ТЕЛЕВИЗИОННАЯ РЕКЛАМА ТЕРЯЕТ ЭФФЕКТИВНОСТЬ | |||
Олег Леонов, RBC daily, Отдел экономики Для того, чтобы засилье телевизионной рекламы не привело к всплеску социальной напряженности, российским рекламщикам необходимо работать с выбранными целевыми группами По данным опубликованного на этой неделе компанией КОМКОН социологического исследования, более половины россиян стараются не смотреть демонстрируемую по телевизору рекламу. Причина рекламной "антипатии" очень проста - низкие доходы наших сограждан. Большинство элементов "сладкой жизни", мелькающих на телеэкране, многим просто не по карману. Эксперты считают, что если рекламные ролики на национальных телеканалах не станут менее навязчивыми, это грозит России серьезным ростом социальной напряженности. По данным последнего исследования КОМКОНа, 51% процент россиян при показе телевизионных роликов либо переключают телевизор на другой канала, либо вообще выходят из комнаты. Оставшиеся у экрана телевизоров граждане России также не особенно внимательно следят за рекламой - 33% не переключившихся на другую программу в течение рекламной паузы предпочитают заниматься другими делами. Среди оставшихся 16% респондентов, полностью осматривающих рекламные ролики, большой процент телезрителей детского и пожилого возраста. Для детей просмотр рекламы является своеобразным развлечением, а пенсионеры зачастую просто не в состоянии переключить телевизор - у них преимущественно стоят старые телевизоры без пультов дистанционного управления. Причина прохладного отношения россиян к показываемой рекламе проста. По определению, реклама должна обслуживать потребительский выбор, т.е. при просмотре рекламы покупатель решает, что купит "то", а не "это". А возможности выбора, по причине банального отсутствия денег, у россиян как раз нет. "По данным всероссийского центра уровня жизни при министерстве труда за четвертый квартал 2002 года средняя величина прожиточного минимума в России составляла 1880 рублей, -- сказала RBC daily заведующая кафедрой социологии рекламы в международном институте рекламы Ольга Савельева. - В то же время средний душевой доход (с учетом "не белых" доходов населения) составляет 4549 рублей. Если вычесть из доходов россиянина величину прожиточного минимума, то получается, что объем потребительского выбора составляет около 90 рублей в день. Именно за извлечение этой суммы из карманов потребителя и борются рекламодатели". Естественно, что при таком количестве свободных средств позволить себе многие из активно рекламируемых товаров большинство россиян просто не могут. В результате, складывается парадоксальная ситуация -- вместо того, чтобы играть "успокаивающую" роль, как это происходит во всем мире, в России реклама повышает чувство социальной напряженности. "В стране, конечно, есть несколько благополучных регионов - Москва, Санкт-Петербург, Хантымансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, где потребитель себе реально может позволить большие траты, -- говорит Ольга Савельева. -- Но на остальной территории России потребитель просто "смотрит" на рекламируемые товары и услуги. В результате, такой поток рекламы просто раздражает потребителей в депрессивных регионах. А вы учтите, что в "бедных" частях России, в отличие, например, от Москвы, телевизор является главным средством досуга". Любопытно, но косвенно растущую социальную напряженность в России подтверждает другое социологическое исследование. По опубликованным этой весной данным Агентства региональных политических исследований, более половины участников опроса признались, что плохо относятся к крупным бизнесменам. По всей видимости, если в будущем покупательная способность россиян существенно не увеличится, раздражение, вызываемой рекламой, будет только нарастать. Пока темы роста заработной платы в России существенно отстают от роста рекламных затрат крупных компаний. Последние два рекламный рынок в России рос более чем на 50%. По прогнозам, международной исследовательской компании Zenith Optimedia, в этом году рекламный рост в России составит около 30%, т.е. объем рынка рекламы в России должен превысить 3 млрд долл. В то же время в прошлом году размер заработной платы в России увеличился на 19%, а в этом году по прогнозам составит лишь 10%. Выход в сложившейся ситуации один - более жесткое регулирование рекламного рынка. "Зачастую крупная компания дает рекламу в России по принципу "чтобы было круто", -- сказал RBC daily один из участников рынка. - Зачем рекламировать по общенациональному каналу с аудиторией в десятки миллионов человек дорогой лимузин, который может позволить себе лишь несколько тысяч человек? От такой рекламы оборот компании не увеличивается, большая часть клиентов приходит после прочтения глянцевых журналов, рекламы в фитнес-клубах и т.д. Получается, что для части бизнесменов реклама это просто "понты" -- для того, чтобы уважали конкуренты. В результате, на россиян обрушивается поток совершенно ненужной им рекламной информации, которая ко всему прочему иногда развивает у них чувство собственной "денежной" неполноценности". Российские рекламные агентства согласны с тем, что без упорядочивания рекламного потока у потребителя может просто начаться полное отторжение рекламы. Не случайно, что крупные рекламщики, получая сегодня от своих клиентов заказ, не просто завешиваются всю Москву рекламными щитами или же забивают телеэфир роликами, но и пытаются сделать так, чтобы рекламная кампания не была излишне навязчивой для потребителя - так она вызовет больше доверия. В целом же, реклама должна становиться более целевой. "Необходимо, чтобы реклама работала на определенные социальные группы. Например, предметы роскоши или дорогие машины можно продвигать по деловым каналам, которые смотрят бизнесмены. При этом для того, чтобы эту рекламу хорошо "усваивали" обеспеченные граждане, к которым она обращена, необходимо, чтобы она являлась эксклюзивной, т.е. чтобы не была засвечена на общенациональных каналах", -- сказал RBC daily один из участников рынка. |
|||
3. А НУЖНЫ ЛИ ВООБЩЕ ТЕСТЫ НА ФОКУС-ГРУППАХ? (ИЛИ ПОЧЕМУ ТВОРЦЫ НЕ ЛЮБЯТ МАРКЕТОЛОГОВ) | |||
Горинов Денис, руководитель брэнд-отдела, PA "Оникс Advertising" (Красноярск). gorinov@onyx-group.ru Чем дольше я работаю в рекламе, тем больше убеждаюсь в глобальном непонимании рекламистами смысла и назначения процедуры тестирования рекламы. В этом я окончательно убедился, посетив фестиваль рекламы "Идея!2003" в Новосибирске. Это и подвигло меня написать статью на тему тестирования. Здесь три главы: первая - экскурс в проблему, вторая - описывает случаи, когда без тестирования просто не обойтись, в третьей - советы как правильно и как неправильно тестировать. Оценивайте и присылайте отзывы. РЕКЛАМА - ИСКУССТВО ИЛИ РЕМЕСЛО? Спросите 10 дизайнеров (которые любят свое дело), и 9 из 10 скажут, что фокус-группы - пустая трата времени. В некоторых случаях можно услышать более обтекаемые формулировки: "Я к фокус-группам отношусь осторожно". Если перефразировать это более конкретно, то будет звучать примерно так: "Я знаю, что тестирование применяется при создании рекламы. И что все западные агентства всегда используют тестирование. Я не хочу, чтобы про меня думали, что я слишком влюблен в свои работы, и что я пытаюсь "втюхать" клиенту свою любимую идею. Поэтому тестируйте, но знайте, что все, что вы услышите на фокус-группе - полный бред". Часто креатор воспринимает попытку протестировать его работу на фокус-группе как оскорбление: "Ты что? Не доверяешь мне?" Дело вовсе не в том, можно ли доверять профессионализму креатора. Дело в том, что человеческое сознание субъективно по определению. Потребитель мыслит не так как рекламщики. Креатор создал рекламу для воздействия на потребителя, и он уверен, что ему это удалось. Что дает ему такую уверенность? Интуиция? Это слабый аргумент. То, что кажется замечательным креатору, конечный потребитель может не понимать. Тогда реклама не будет работать. Хуже, если она будет работать как антиреклама. Это может произойти по нескольким причинам:
Кроме того, всем людям свойственно ошибаться, потому что они люди, а не машины. Тестирование - это дополнительная страховка. Многие никогда не пристегиваются ремнями безопасности в автомобиле, они либо любят рисковать, либо не осознают опасности. Но здесь ни то ни другое неуместно. В рекламе мы работаем на клиента и рискуем его деньгами. Если клиент хочет вложить в размещение рекламы 1 миллион долларов, то цена возможной ошибки слишком высока. Посетив недавно новосибирский фестиваль "Идея!", я в очередной раз убедился в том, как много еще рекламщиков, которые делают рекламу для удовлетворения собственных творческих амбиций. "Реклама - это искусство" - говорит один уважаемый режиссер со сцены. Возможно для свободного художника реклама - это искусство, поскольку он как режиссер участвует лишь в одном звене цепoчки создания рекламного продукта. В целом искусство в рекламе занимает не более 1%. Реклама - это технология, где точный расчет гораздо важнее, чем интуиция. Один очень известный человек, занимающийся созданием брэндов, утверждал: "Тестировать свои идеи нужно, но в большинстве случаев не нужно доверять результатам фокус-групп". Я спросил его: "А в каких случаях можно доверять фокус-группам?" На что он ответил: "Лучше доверять создателям рекламы, чем тетенькам, которые пришли на фокус-группу". Стоп! Давайте разберемся. Зачем создается реклама, разве не для воздействия на потребителя? И как лучше узнать, насколько эффективным будет ее воздействие? И зачем тогда вообще тестировать, если не доверять результатам фокус-групп? В КАКИХ СЛУЧАЯХ НУЖНЫ ФОКУС-ГРУППЫ О проблеме современной рекламы говорилось уже сотни раз: количество рекламных сообщений, с которыми потребителю приходится сталкиваться ежедневно, постоянно растет. Поэтому отчасти создание зрелищной и оригинальной рекламы оправдано, поскольку потребители вырабатывают определенные фильтры восприятия. Эти фильтры защищают мозг от переизбытка информации. И чтобы реклама проникла через эти фильтры в сознание, чтобы она запомнилась, она должна привлекать внимание, удивлять или вызывать улыбку, а иногда даже шокировать - в общем она не должна оставлять равнодушным. Все это нужно. Но когда я вижу в рекламе ресторана изображение бегемота, дремлющего в тарелке с супом, или когда я вижу изображение бандита, рекламирующего кровельные материалы для крыш со слоганом "закажите, а мы накроем" - я чувствую, что это делали не профессионалы, а те, кто считает, что реклама - это искусство. Сгорая от желания быть оригинальным, они забывают про потребителя, который может почувствовать брезгливость от бегемота в тарелке супа или вспомнить свой страх перед бандитами, предлагающими купить "крышу". Конечно, бывают случаи, когда реклама с очевидными просчетами может быть эффективной и даже вызвать определенный рост продаж. Так было с роликом, рекламирующим минеральную воду. Сюжет ролика такой: соревнования пловцов в бассейне - каждый спортсмен плывет по своей дорожке. Вода в каждой дорожке окрашена в разные цвета: красный, желтый, зеленый. Побеждает спортсмен, плывший в бесцветной прозрачной воде. В финале ролика победитель держит в руке бутылку минеральной воды. После просмотра складывается ощущение, что в бутылке - вода из бассейна, в котором проходили эти соревнования. Говорят, после вывода продукта на рынок в сопровождении этой рекламы объем продаж этой воды весной приблизился к летним показателям. Однако это не говорит нам о том, была ли реклама эффективной. Можно найти десяток возможных объяснений сложившейся ситуации:
Рост продаж не всегда происходит за счет рекламы. Единственным мерилом эффективности рекламы могут быть замеры коммуникативных показателей с помощью массовых опросов: спонтанная осведомленность о марке, знание марки, отношение к марке, узнавание марки на прилавке и другие. Однако это отдельная тема и сейчас мы не будем в нее погружаться. Конечно, такие очевидные просчеты можно заметить и без фокус-групп. Но иногда встречаются рекламные макеты, которые сразу не вызывают никаких дурных ассоциаций. Но и у них могут быть подводные камни, которые можно увидеть только при тестировании. Я неоднократно был свидетелем того, что многие потребители в силу недостатка интеллекта, эрудиции или образования, а может недостатка чувства юмора не понимают смысла отдельных рекламных материалов. Вот наиболее типичные недоуменные возгласы после просмотра: "А что рекламируется?" или "Я не понял, а что хотели этим сказать?". Например, при разработке саморекламных материалов для нашего агентства одна из идей основывалась на образе дирижера, управляющего оркестром. С помощью этого образа и слогана мы хотели донести мысль о том, что мы обеспечиваем стройное звучание рекламоносителей в рамках рекламной кампании клиента. Однако при тестировании выяснилось, что потребители (то есть наша клиентура) воспринимает этот образ неоднозначно. Если образ дирижера респонденты связывали с нашим агентством, то образ музыкантов, которыми он управляет, не имел четкой привязки. Кому-то казалось, что музыканты это не рекламоносители, а конечные потребители, которых мы пытаемся заставить покупать товар. Кто-то понял, что музыканты на рисунке - это наши заказчики, которых мы "раскручиваем". В целом изображенная ситуация имела негативный оттенок, поскольку ассоциировалась с неким манипулированием (на рисунке дирижер экспрессивно поднял руки). Идея была забракована. Приведу другой пример - реклама обуви известной марки под заголовком "Пусть ноги отдохнут". Изображена пара обуви, причем один ботинок стоит прямо, а другой лежит на боку. Смысл этой рекламы можно понимать двояко: 1) в этой обуви ваши ноги отдыхают, 2) пусть ваши ноги отдохнут без этой обуви. К слову сказать, второй смысл напрашивается, поскольку ботинки выглядят большими и тяжелыми, а снимок обуви напоминает о ситуации, когда приходишь домой уставший, снимаешь обувь и как попало кидаешь ее у порога. Создателям рекламы ничего не стоило сфотографировать обувь на ногах, тогда не было бы второго смысла. Однако обувь сфотографирована без ног, что сразу наводит на мысль: "Вот обувь, а ноги, которые ее носили, сейчас отдыхают" . ( Возможно, вы видели эту рекламу, но не заметили второго смысла. Это не значит, что его не заметит потребитель. Не судите по себе, поскольку вы - рекламщик (раз вы читаете эту статью). А рекламщик никогда не сможет воспринимать рекламу как обычный потребитель.) КАК ПРАВИЛЬНО ТЕСТИРОВАТЬ Основная проблема негативного отношения к фокус-группам в следующем: многие думают, что фокус-группы нужны для оценки творений копирайтеров и дизайнеров. На самом деле фокус-группы нужны не для оценки, а для проверки. Иначе говоря, цель фокус-группы не дать оценку мастерству дизайнера, режиссера или копирайтера, а убедиться, что потребитель поймет рекламу, что он увидит тот замысел, который творец заложил в своей работе, и поймет его правильно. Вероятно, за сложившееся отношение к фокус-группам нужно сказать "спасибо" непрофессиональным маркетологам и психологам, которые не умеют проводить фокус-группы. Этим они дискредитировали в рекламном сообществе фокус-группу, как инструмент. Приведу список наиболее типичных ошибок при проведении фокус-групп. Итак, ЧТО НЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ:
Тестируются обычно две составляющие рекламы: смысл, эмоции. Отсюда вытекают и задачи тестирования, которых можно насчитать пять:
Использование фокус-групп, конечно же не догма. В некоторых ситуациях, когда не позволяет график, или когда клиент ни в какую не соглашается выделить бюджет на тестирование, я допускаю, что тестирование можно заменить на коллективное обсуждение материала среди экспертов. Важна не форма процедуры, важно, чтобы каждая работа рассматривалась с разных точек зрения, а не только с творческой. Тестирование можно отнести к точным процедурам. А точные процедуры приобретают смысл тогда, когда товарные рынки становятся насыщенными, а норма прибыли на единицу товара продолжает падать, когда каждый потребитель на счету, а цена ошибки резко возрастает. Тестирование можно сравнить с пятой скоростью в автомобиле - во время обычной езды по городу она не нужна, потребность в ней возникает, когда выбираешься за город на трассу. Социологические исследования показывают, что почти 100% людей, севших на ежа, начинают жалеть собственную задницу, и лишь единицы задумываются о судьбе ежа. |
|||
4. ЯРОСЛАВЛЬ СТАНОВИТСЯ «РЕГИОНАЛЬНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ СТОЛИЦЕЙ» | |||
Такое мнение было высказано на семинаре исследовательских компаний, прошедшем в Ярославле в минувшие выходные. Без объективных данных о количестве и качестве аудитории СМИ активный рост рекламного рынка невозможен - крупные рекламодатели не пойдут в регионы, где нет медиаисследований в привычном для них формате. Именно поэтому стандартизация медиаизмерений, повышение их качественного уровня, обучение их грамотному использованию для эффективного планирования рекламных кампаний становятся крайне важными для всей рекламной индустрии (для СМИ, рекламных агентств и рекламодателей). В крупных российских городах рекламодатели и агентства давно уже не «тычат пальцем в небо» - они дают рекламу именно там, где их целевая аудитория. Все давно уже поняли, что размещение рекламы - это не покупка «эфирных секунд» или «газетных сантиметров», а покупка контактов с нужной аудиторией. В Ярославле, слава богу, все обстоит не так уж плохо - здесь есть хорошие исследовательские продукты и технологии, которые даже перенимаются в других регионах. Пример тому - проект «Северный медиакомпас», который ежеквартально проводится по международным стандартам. Скоро он обогатится и специальным программным обеспечением, «медиапланировщиком», который позволит автоматизировать подготовку медиапланов на основе исследовательских данных в форматах, принятых на развитых рынках (в Москве, Питере, городах - «миллионниках»). Этим и другим вопросам был посвящен семинар «Теория и практика измерений аудитории СМИ», который прошел в Ярославле с 31 мая по 1 июня. Его организаторами выступили Медиакомитет, Интерньюс и исследовательская компания «СОЦИС». В мероприятии приняли участие исследователи из 16 россйиских регионов (от Калининграда до Тюмени), а в качестве «преподавателей» - ведущие специалисты таких известных компаний, как «Видео Интернешнл» (Алексей Шариков), «КОМКОН» (Елена Конева, Юрий Подцерковский), «РОМИР-мониторинг» (Андрей Дутов), «Ex-Media» (Андрей Боголепов), «СОЦИС» (Роман Оглоблин). Более подробный отчет и презентации выступлений будут опубликованы в ближайшее время на сайтах Интерньюс, Медиакомитета и компании «СОЦИС». |
|||
Пришлите нам свои отзывы: какие из предложенных тем наиболее заслуживают вашего внимания? Теперь вы можете обсудить любую тему в нашем форуме. |
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||