Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Банк: бухгалтерия, налоги

  Все выпуски  

Банк: бухгалтерия, налоги


Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке

Вышел в свет №4/2006

Уважаемые друзья, Издательский дом «Регламент» продолжает уникальную акцию по бесплатной подписке на электронную версию издания «Банковский Дайджест-Капитал». До конца апреля вы сможете абсолютно бесплатно скачивать еженедельную электронную версию Дайджеста, получая оперативную аналитику, что называется из первых рук!

Для оформления бесплатной подписки Вам необходимо прислать на адрес market@bdc.ru следующие данные:

-Адрес своей электронной почты
-Название Вашей организации
-ФИО
-Телефон:

В теме письма укажите: "электронная версия".


Уважаемые читатели!

В четвертом номере журнала руководитель Департамента налогообложения ООО «HSBC Bank (RR)», советник налоговой службы РФ II ранга В.Е. Мурзин в своей статье «Формирование учетной налоговой стоимости ценных бумаг» обратил внимание на то, что в НК РФ для целей налогообложения кредитных организаций применяется термин «учетная стоимость». Однако этот термин в ст. 331 «Особенности ведения налогового учета доходов и расходов банков» НК РФ относится лишь к операциям с драгоценными камнями. Он предлагает распространить это понятие на операции с ценными бумагами, формулирует определение учетной налоговой стоимости ценных бумаг (это расходы, признаваемые при реализации ценных бумаг), показывает методы ее определения по отдельным операциям банков.

Ведущий консультант ЗАО БДО Юникон В.В. Омельченко в своей статье «Некоторые проблемные вопросы бухгалтерского учета основных средств» обратила внимание на то, что в нормативных документах Банка России не установлен порядок учета выбытия основных средств, материальных запасов или нематериальных активов в случае их передачи в виде вклада в уставный капитал других организаций. Это заставляет обратиться к федеральному законодательству и документам Минфина России. Если кредитная организация выступает учредителем общества с ограниченной ответственностью и в качестве вклада в уставный капитал общества вносит основные средства, то оценка вклада в бухгалтерском учете кредитной организации — учредителя и этого же вклада в бухгалтерском учете учреждаемой организации оказывается различной.

В.В. Омельченко рассматривает также вопрос о том, следует ли банкам в своей учетной политике пересмотреть лимит стоимости предметов для принятия к бухгалтерскому учету в составе основных средств и установить его в размере 20 000 руб. в связи с Приказом Минфина России от 12.12.2005 № 47н, который внес изменения в Положение по бухгалтерскому учету основных средств (ПБУ 6/01). На основании ряда рассуждений автор приходит к выводу, что банк может установить лимит стоимости предметов для принятия к бухгалтерскому учету в составе основных средств в размере 20 000 руб. и закрепить это положение в своей учетной политике, если руководитель кредитной организации сочтет это необходимым. Но это право банка, а не обязанность.

Член Палаты налоговых консультантов М.Г. Джотян в статье «Налогообложение операций внутреннего и международного лизинга» подробно раскрывает методику налогообложения лизинговых операций. Эти рассуждения легли в основу соответствующего раздела справочно-методической системы «РегламентБанк», выпускаемой Издательской группой «БДЦ-пресс». Заметим, что еще об одной из таких методик было рассказано ранее в ее статье «Налоговый учет операций РЕПО в соответствии с новой редакцией ст. 282 НК РФ», опубликованной в журнале «Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке» (2005 год, № 12).

О некоторых актуальных вопросах налогообложения кредитных организаций при проведении операций с недвижимостью речь идет в статье руководителя департамента банковского аудита ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» Е.В. Коротких.

М.А. Булатов,
главный редактор журнала,
кандидат экономических наук

Некоторые вопросы налогообложения кредитных организаций
Е.В. Коротких
ЗАО «BKR-Интерком-Аудит», руководитель Департамента банковского аудита
При подготовке и реализации учетной политики для целей налогообложения на 2006 год в части операций с недвижимостью кредитной организации необходимо учесть некоторые наиболее часто задаваемые аудиторам вопросы.

Использование банком жилого помещения в качестве дополнительного офиса

Банк приобрел в собственность жилое помещение, которое использует в качестве дополнительного офиса. В ноябре 2005 года банком было получено временное разрешение на использование помещения в качестве нежилого. По истечении срока разрешения банку было отказано в переводе помещения в нежилое. В настоящее время подан иск на действия местной администрации в арбитражный суд.

В момент прекращения действия временного разрешения на использование помещения в качестве нежилого банк не приостановил свою работу в этом помещении, а решил опротестовать действия администрации в арбитражном суде.

Ввод в эксплуатацию объектов недвижимости в соответствии с п. 3.1.4.3 Приложения 10 к Положению Банка России от 05.12.2002 № 205-П «Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» (далее — Положение ЦБ РФ № 205-П) осуществляется на основании документов, определенных законодательством Российской Федерации, после подачи документов на государственную регистрацию проводкой:

Д-т счетов по учету основных средств, нематериальных активов (в разрезе инвентарных объектов)

К-т счета по учету капитальных вложений.

Банк ввел в эксплуатацию помещение как амортизируемое имущество на основании наличия свидетельства о собственности и временного разрешения на использование помещения в качестве нежилого и фактически используемого для основного вида деятельности. Начисление амортизации для целей налогового и бухгалтерского учета во время действия временного разрешения на использование помещения в качестве нежилого правомерно. Этот актив являлся собственным, использовался для основной деятельности в целях получения дохода.

Однако после окончания срока действия временного разрешения у банка возникают налоговые риски в случае начисления амортизации для целей налогового учета, так как это помещение в соответствии с Жилищным кодексом не могло использоваться банком для своей деятельности. Расходы на амортизацию помещения для целей налогообложения могут быть признаны экономически не обоснованными. Возникают налоговые риски.

Для целей бухгалтерского учета помещение является амортизируемым имуществом, и основанием для прекращения начисления амортизации в учете должен быть документ (акт) о прекращении эксплуатации или консервации.

Капитальные вложения в арендованное имущество

Банк арендовал помещение для дополнительного офиса в 1994 году. Через пять лет офис был закрыт, а помещение сдано в аренду. Банком были проведены капитальные вложения в арендуемое помещение в форме неотделимых улучшений. Эти вложения были отражены на счете 60401 «Основные средства (кроме земли)». Следует ли списать со счета 60401 эти капитальные вложения?

Исходя из определения основного средства (п. 2.1 Приложения 10 к Положению

ЦБ РФ № 205-П) следует, что к основным средствам могут быть отнесены только те капитальные вложения, по которым банком может быть подтверждено право собственности. В случае с неотделимыми улучшениями, произведенными в арендованное недвижимое имущество, подтвердить право собственности практически невозможно. Капитальные вложения, не подтвержденные правами собственности, являются для целей бухгалтерского учета расходами банка.

Согласно НК РФ неотделимые улучшения арендованного имущества, в случае если арендодатель не возмещает арендатору понесенных им расходов, не могут быть учтены для целей налогообложения. Для целей налогообложения неотделимые улучшения в арендованное имущество в составе амортизируемого имущества до недавних пор не учитывались, поскольку это не предусматривалось главой 25 НК РФ.

Федеральным Законом от 06.06.2005 № 58-ФЗ внесены изменения в НК РФ в отношении признания капитальных затрат в арендованное имущество, вступившие в силу с 1 января 2006 года. Согласно п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом «признаются капитальные вложения в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя».

Согласно п. 1 ст. 258 НК РФ капитальные вложения, указанные в п. 1 ст. 256 НК РФ, амортизируются в следующем порядке:

    — капитальные вложения, стоимость которых возмещается арендатору арендодателем, амортизируются арендодателем в порядке, установленном главой 25 НК РФ;

    — капитальные вложения, произведенные арендатором с согласия арендодателя, стоимость которых не возмещается арендодателем, амортизируются арендатором в течение срока действия договора аренды, исходя из сумм амортизации, рассчитанных с учетом срока полезного использования, определяемого для арендованных объектов основных средств в соответствии с Классификацией основных средств, утверждаемой Правительством РФ.

Капитальные вложения в арендованное имущество, сделанные с согласия арендодателя, с 1 января 2006 года являются амортизируемым имуществом. Расходы на амортизацию этого имущества учитываются в целях налогообложения прибыли.

Продолжение статьи>>>



Также в журнале читайте:





ХРОНИКА, СОБЫТИЯ, ФАКТЫ
КАЛЕНДАРИ
Банковский налоговый календарь
Календарь банковской отчетности
Календарь банковской отчетности, представляемой нерегулярно
Календарь рабочего времени
Календарь тематических мероприятий

ОБЗОР НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
РАЗЪЯСНЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
ВОПРОС - ОТВЕТ
Консультации Управления по организации учета, отчетности и расчетов Московского ГТУ Банка России
Ответы на вопросы читателей

ОБЗОР СПЕЦИАЛИННОЙ ПРЕССЫ
ОБЗОР ТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

И.Е. Смирнов, Издательская группа «БДЦ-пресс»
Госдума завершает рассмотрение поправок к законопроекту о совершенствовании налогового администрирования
В Госдуме завершается подготовка ко второму чтению правительственного законопроекта № 181057-4 «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования». Депутатам осталось принять решения по нескольким десяткам поправок, среди которых есть очень важные.
В.В. Омельченко, ЗАО БДО Юникон
Некоторые проблемные вопросы бухгалтерского учета основных средств
Кредитная организация выступает учредителем общества с ограниченной ответственностью и в качестве вклада в уставный капитал общества вносит основные средства. Оценка вклада в бухгалтерском учете кредитной организации — учредителя и этого же вклада в бухгалтерском учете учреждаемой организации будет различной. Почему возникает такая ситуация?
В.Е. Мурзин, ООО «HSBC Bank (RR)»
Формирование учетной налоговой стоимости ценных бумаг
При определении налоговой базы по налогу на прибыль важно правильно определить учетную стоимость ценных бумаг в целях налогообложения, которая будет являться расходами, признаваемыми при реализации ценных бумаг (выбытии с баланса). В некоторых случаях определить такую учетную стоимость сложно из-за пробелов в налоговом законодательстве.
Е.В. Коротких, ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»
Некоторые вопросы налогообложения кредитных организаций
При подготовке и реализации учетной политики для целей налогообложения на 2006 год в части операций с недвижимостью кредитной организации необходимо учесть некоторые наиболее часто задаваемые аудиторам вопросы.
М.Г. Джотян, член Палаты налоговых консультантов
Налогообложение операций внутреннего и международного лизинга
Ряд налоговых преимуществ привел к широкому распространению в России операций внутреннего и международного лизинга с участием отечественных банков. Рассмотрим методику налогообложения лизинговых операций.



Подписаться на журнал можно:


В избранное