Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Банк: бухгалтерия, налоги

  Все выпуски  

Банк: бухгалтерия, налоги. Налогообложение, учет и отчетность в КБ 11/2006


Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке

Вышел в свет №11/2006

Внимание!

Началась подписка на 2007 год. Издательский дом «Регламент» (Издательская группа «БДЦ-пресс») рад представить вам обновленный ряд из 27 журналов и пособий для банков и страховых компаний.

Подробнее


Уважаемые читатели!

Ассоциация региональных банков России направила в Банк России письмо, в котором предложила перенести на 1 января 2008 года срок вступления в силу готовящегося указания Банка России «О внесении изменений в Положение Банка России от 5 декабря 2002 года № 205–П “О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации”». Об этом можно прочитать в рубрике «Хроника, события, факты», а мнение о самом документе высказано в статье С.В. Манько «Метод начисления в бухгалтерском учете расходов, связанных с обеспечением деятельности кредитной организации».

Корреспондент Издательской группы «БДЦ-пресс» И.Е. Смирнов в статье «Готовятся новые изменения налогового законодательства» оценил перспективы принятия налоговых законопроектов.

Заместитель постоянного представителя Российского отделения в Генеральном совете Международной налоговой ассоциации (IFA) А.В. Толкушкин пунктуально исследовал нововведения в главе 18 НК РФ, изложив их в статье «Изменения главы 18 “Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение” части первой НК РФ Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 137-ФЗ».

Главный бухгалтер Фонда «Институт фондового рынка и управления» в статье «Налогообложение структурированных банковских продуктов» высказал мнение о налогообложении новых банковских продуктов.

Корреспондент Издательской группы «БДЦ-пресс» О.В. Данильчук в статье «Изменения части второй НК РФ применительно к налогообложению кредитных организаций» выделил наиболее важные изменения части второй НК РФ, которые требуют внимания банковских специалистов по налогообложению.

Руководитель Департамента налогообложения ООО «HSBC Bank (RR)» В.Е. Мурзин в статье «Актуальные вопросы налогообложения прибыли кредитных организаций» обратил внимание на новые нормативные документы, которые, по его мнению, существенно влияют на некоторые аспекты банковского налогообложения.

Начальник отдела методологии АКБ «Союз» (ОАО) А.В. Боронихин подробно рассмотрел фактическое состояние дел в области исправления записей бухгалтерского учета и высказал свои рекомендации в статье «Исправительные записи в бухгалтерском учете кредитных организаций».

В этом номере журнала публикуется окончание статьи заместителя директора Департамента бухгалтерского учета и налогообложения ОАО АКБ «ЮГРА» М.В. Романовой «Изменения Трудового кодекса РФ Федеральным законом от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ».

Готовятся новые изменения налогового законодательства

И.Е. Смирнов
Издательская группа «БДЦ-пресс»
В Госдуме продолжается работа над совершенствованием налогового законодательства. Депутаты готовятся к повторному рассмотрению законопроектов, прошедших на весенней сессии первое чтение. Но поступают и новые законопроекты.

На осенней сессии главное внимание депутаты Госдумы сосредоточили на принятии бюджета на очередной 2007 год. Готовятся ко второму чтению законопроекты № 294450-4 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», № 294432-4 «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами» и № 266792-4 «О внесении изменений в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Первый из них, внесенный в Госдуму Правительством РФ, вероятно, будет принят еще до конца осенней сессии. Прогнозировать принятие до конца текущего года двух других законопроектов труднее. Вокруг них возможны достаточно острые дебаты и в Госдуме, и в Совете Федерации.

1. На финишном отрезке весенней сессии несколько положений правительственного законопроекта № 294450-4 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (см. «Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке», 2006, № 6, с. 5; № 7, с. 51; № 8, с. 72), связанных с бюджетом 2007 года, были перенесены в другой законопроект и обрели силу правового акта в Федеральном законе от 27.07.2006 № 144-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части создания благоприятных условий налогообложения для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, а также внесения других изменений, направленных на повышение эффективности налоговой системы». Над остальной частью законопроекта № 294450-4, содержащего проект изменений в НК РФ, вызванных практикой применения налогов и носящих долговременный характер, работа продолжилась в обычном режиме. По сути, предложенный Правительством РФ текст коррективов в НК РФ не вызвал каких-то особо острых дебатов, так как очевидно, что коррективы направлены на совершенствование правил налогообложения. И не исключено, что уже в ходе текущей осенней сессии законопроект будет принят Госдумой и подписан Президентом РФ.

2. В законопроекте № 294432-4 «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами» (см. «Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке», 2006, № 6, с. 57; № 8, с. 6), принятом Госдумой в первом чтении 5 июля 2006 года, предлагается проведение упрощенного декларирования доходов, в отношении которых ранее физическими лицами не были уплачены налоги. В соответствии с этим документом любой гражданин получит возможность в течение нескольких месяцев представить в налоговый орган специальную декларацию. В ней не указываются источники получения доходов и сроки, в течение которых они были получены. Задекларированная сумма доходов будет облагаться налогом на доходы физических лиц по обычной ставке 13%. Это позволит налогоплательщику получить освобождение от налогового или уголовного преследования за то, что он своевременно не уплатил налог.

Одновременно Правительство РФ предложило внести необходимые коррективы в НК РФ и Бюджетный кодекс. В частности, предлагается изменить некоторые правила, относящиеся к моменту, когда обязательство по уплате налогов считается исполненным. Предусматривается, что все суммы, полученные в результате этой акции, поступят в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Концепция документа при его первом чтении была поддержана 355 депутатами при 60 голосовавших против и одном воздержавшемся. Однако обсуждение законопроекта сопровождалось довольно серьезными дебатами, что отразилось на ходе дальнейшей работы над ним.

В частности, депутат фракции «Единая Россия» А.М. Макаров напомнил коллегам-парламентариям о том, что законопроект подготовлен в связи с Посланием Президента РФ Федеральному Собранию, в котором поставлена задача — надо сделать так, чтобы деньги российских граждан не пылились в зарубежных банках, а работали на нашу экономику. Но, по его словам, мир знает очень много вариантов налоговых амнистий — от самых успешных до абсолютно провалившихся. Успех приходит тогда, когда люди уверены, что, если они заявят и что-то заплатят, им за это ничего не будет. Если же человек будет опасаться последствий, он, скорее всего, предложенной амнистией не воспользуется. В принципе, весь мир это уже понял, теперь это предстоит понять нам.

В проекте закона говорится о том, что декларации, которые будут поданы, не могут быть использованы налоговыми органами для контрольной работы. То есть ФСБ, прокуратура и органы уголовного розыска их использовать смогут. Таким образом, подчеркнул депутат, законопроект предлагает ввести для граждан Российской Федерации своеобразную российскую рулетку: неплательщик налога сообщает на себя, а найдут ли заинтересованные органы в этом криминал, он узнает потом. Много ли людей согласятся на такие условия? Вопрос, считает А.М. Макаров, спорный.

Депутат обратил внимание еще на один вопрос: «А на кого мы, собственно говоря, рассчитываем?» По его мнению, расчет делается на людей, которые вывезли деньги из страны и теперь жаждут их ввезти обратно. Но для того, чтобы ввезти в страну вывезенные деньги, никакой амнистии не требуется: они давным-давно все легализованы.

Поэтому больших поступлений от такой налоговой амнистии в бюджеты субъектов РФ ожидать не приходится.

По информации А.М. Макарова, Комитет Госдумы по бюджету и налогам, рассматривая законопроект, предложил поддержать его в первом чтении, но поддержать его именно как идею и коренным образом переработать текст ко второму чтению. Люди, как минимум, должны знать: если они заявят о своих доходах, им ничего в нашей стране не будет угрожать.

Отвечая на вопрос депутата С.И. Штогрина по поводу того, для чего нужна предлагаемая законопроектом специальная декларация, если можно воспользоваться обычной, заместитель министра финансов РФ С.Д. Шаталов рассказал: «Сегодня действительно можно подать обычную декларацию и указать те или иные доходы. Но, во-первых, при этом требуется указывать источник получения этих доходов. А, во-вторых, это можно сделать только в отношении доходов, полученных в прошлом году. Поэтому, если не вводить специальную декларацию, чтобы показать позапрошлогодние доходы, нужно будет подать специальную исправительную декларацию применительно к прошлым годам и заплатить пени. Вот от этого мы уходим».

В ходе дебатов депутат В.М. Резник задал представителю Правительства РФ вопрос по поводу возможности уничтожения деклараций как минимум за пять лет (а лучше — за десять) и введения уголовной ответственности за неисполнение этого требования об уничтожении деклараций.

В ответ С.Д. Шаталов сказал, что такую идею в Правительстве РФ не рассматривали, имея в виду то обстоятельство, что декларационный платеж и специальная декларация, которая предусматривается в рассматриваемом законопроекте, будут касаться только тех сумм, которые гражданами задекларированы и с которых соответственно уплачены эти налоги.

В конечном счете, поддержав идею законопроекта, депутаты решили серьезно доработать его текст. И работа над текстом еще продолжается.

3. Весьма существенные коррективы предлагаются в НК РФ депутатским законопроектом № 266792-4 «О внесении изменений в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», принятым Госдумой в первом чтении 12 апреля 2006 года (см. «Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке», 2006, № 4, с. 5; № 5, с. 5).

В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обязаны приобрести права на эти земельные участки.

Исключительное право на приватизацию земельных участков или на приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом, федеральными законами.

В случае если организация приобретает право аренды земельных участков, расходы в виде арендной платы принимаются к вычету из налоговой базы при расчете налога на прибыль на основании подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ. Однако если организация приобретает право собственности на земельный участок, то эти расходы в соответствии с действующим законодательством не могут быть приняты в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль.

Таким образом, отмечают авторы законопроекта в пояснительной записке к нему, возникает разный режим налогообложения организаций по налогу на прибыль в зависимости от того, приобрели ли они право собственности на землю или заключили договор аренды.

Предлагаемый проект закона направлен прежде всего на выравнивание условий налогообложения организаций, приобретающих право пользования земельными участками или заключающих договор аренды. Он устанавливает порядок признания расходов, связанных с приобретением права пользования земельными участками, а также порядок исчисления прибыли (принятия убытка) в случае дальнейшей реализации указанного земельного участка.

Для этого депутаты, внесшие законопроект в палату, предлагают прежде всего дополнить НК РФ ст. 264.1 «Расходы на приоб-ретение права на земельные участки»:

«1. В целях настоящей главы расходами на приобретение права на земельные участки признаются расходы на приобретение земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых находятся здания, строения, сооружения или которые приобретаются для целей капитального строительства объектов основных средств на этих участках.

2. Расходами на приобретение права на земельные участки также признаются расходы на приобретение права на заключение договора аренды земельных участков при условии заключения указанного договора аренды.

3. Расходы на приобретение права на земельные участки, указанные в п. 1 настоящей статьи, включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, в следующем порядке:

1) по выбору налогоплательщика сумма расходов на приобретение права на земельные участки признается расходами отчетного (налогового) периода равномерно в течение срока, который определяется налогоплательщиком самостоятельно и не должен быть менее пяти лет, либо признается расходами отчетного (налогового) периода в размере, не превышающем 30% исчисленной в соответствии со ст. 274 настоящего Кодекса налоговой базы предыдущего налогового периода, до полного признания всей суммы указанных расходов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Порядок признания расходов на приоб-ретение права на земельные участки применяется в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения.

Для расчета предельных размеров расходов, исчисляемых в соответствии с настоящей статьей, налоговая база предыдущего налогового периода определяется без учета суммы расходов указанного налогового периода на приобретение права на земельные участки.

Если право на земельные участки приоб-ретается на условиях рассрочки, срок которой превышает указанный в абзаце первом настоящего подпункта срок, то такие расходы признаются расходами отчетного (налогового) периода равномерно в течение срока, установленного договором;

2) сумма расходов на приобретение права на земельные участки подлежит включению в состав прочих расходов с момента документально подтвержденного факта подачи документов на государственную регистрацию указанного права.

В целях настоящей статьи под документальным подтверждением факта подачи документов на государственную регистрацию прав понимается расписка в получении органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документов на государственную регистрацию указанных прав.

4. Правила, установленные п. 3 настоящей статьи, применяются также в отношении порядка признания расходов, указанных в п. 2 настоящей статьи, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если договор аренды земельного участка в соответствии с законодательством РФ не подлежит государственной регистрации, то расходы на приобретение права на заключение такого договора аренды признаются расходами равномерно в течение срока действия этого договора аренды.

5. При реализации земельного участка прибыль (убыток) определяется в следующем порядке:

1) прибыль (убыток) от реализации земельного участка определяется как разница между ценой реализации и суммой расходов на его приобретение, учтенной в установленном настоящей статьей порядке до момента реализации земельного участка;

2) убыток от реализации земельного участка признается расходами налогоплательщика в порядке, установленном ст. 283 настоящего Кодекса.

6. Положения п. 1, 3 и 5 настоящей статьи распространяются на налогоплательщиков, которые заключили договоры на приобретение земельных участков, указанных в п. 1 настоящей статьи, в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2011 года».

Выступая в Госдуме по поводу законопроекта, депутат Н.В. Бурыкина сказала, что данная инициатива направлена на решение конкретной проблемы, связанной с определением расходов по приобретению земельных участков. В то время, когда Госдумой принималась глава 25 НК РФ, в России еще не было свободной купли-продажи земли. Связанные с приобретением земельных участков затраты нельзя было относить к расходам, связанным непосредственно с производственной деятельностью организаций.

Затем был принят Земельный кодекс и возникли новые гражданские отношения по купле и продаже земельных участков. По- этому депутаты и внесли законопроект № 266792-4....

Продолжение статьи>>>
http://reglament.net/bank/nalog/2006/11/statya.htm



Также в журнале читайте:
ХРОНИКА, СОБЫТИЯ, ФАКТЫ
ОТЧЕТЫ О ТЕМАТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЯХ

IT-решения для подготовки внутренней нормативной базы кредитной организации

КАЛЕНДАРИ
Банковский налоговый календарь
Календарь банковской отчетности
Календарь банковской отчетности, представляемой нерегулярно
Календарь рабочего времени
Календарь тематических мероприятий

ОБЗОР НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
РАЗЪЯСНЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
ВОПРОС - ОТВЕТ
Из переписки АРБ
Консультации Управления по организации учета, отчетности и расчетов Московского ГТУ Банка России
Ответы на вопросы читателей

ОБЗОР СПЕЦИАЛИННОЙ ПРЕССЫ
ОБЗОР ТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

И.Е. Смирнов, Издательская группа «БДЦ-пресс»
Готовятся новые изменения налогового законодательства
В Госдуме продолжается работа над совершенствованием налогового законодательства. Депутаты готовятся к повторному рассмотрению законопроектов, прошедших на весенней сессии первое чтение. Но поступают и новые законопроекты.
А.В. Толкушкин, Международная налоговая ассоциация (IFA)
Изменения главы 18 «Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение» части первой НК РФ Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 137-ФЗ
Глава 18 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение. Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» в ряд статей этой главы внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 года.
Д.А. Васильев, Фонд «Институт фондового рынка и управления»
Налогообложение структурированных банковских продуктов
Финансовые инструменты срочных сделок все настойчивей входят в обиход отношений банк — клиент. Однако для обеих сторон контракта помимо их очевидной инвестиционной привлекательности очень важно понять, насколько значительными будут налоговые последствия сделок. Дело в том, что однозначно налоговый статус этих продуктов пока не определен.
С.В. Манько, ООО «ПРОМОТИНГ», финансовый директор
Метод начисления в бухгалтерском учете расходов, связанных с обеспечением деятельности кредитной организации
Банк России подготовил проект указания «О внесении изменений и дополнений в Положение Банка России от 05.12.2002 № 205-П “О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации”», одной из главных целей которого является переход в банковском бухгалтерском учете от кассового метода к методу начисления, обязательному в МСФО. Проанализируем, насколько этот документ позволит приблизить практику бухгалтерского учета в российских банках к требованиям МСФО.
М.В. Романова, ОАО АКБ «ЮГРА»
Изменения Трудового кодекса РФ Федеральным законом от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ
В связи с вступлением в силу с 6 октября 2006 года Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ начинают действовать содержащиеся в нем поправки в Трудовой кодекс Российской Федерации. Поправки затрагивают большую часть статей ТК РФ. Изучение изменений в ТК РФ важно для правильного оформления трудовых договоров, иных документов, связанных с оплатой труда работников (в том числе локальных нормативных актов, определяющих порядок установления и выплаты доплат, надбавок, премий, гарантий и компенсаций), исчисления среднего заработка и решения других вопросов в области установления трудовых отношений с целью недопущения трудовых и налоговых споров, наложения санкций на организацию и ее руководителей. Предлагаем вашему вниманию обзор основных изменений, внесенных в ТК РФ Федеральным законом от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ, являющихся наиболее актуальными для банков.
О.В. Данильчук, Издательская группа «БДЦ-пресс»
Изменения части второй НК РФ применительно к налогообложению кредитных организаций
Налоговый кодекс РФ скоро изменят два федеральных закона от 27.07.2006: № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» и № 144-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части создания благоприятных условий налогообложения для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, а также внесения других изменений, направленных на повышение эффективности налоговой системы». Обе части Налогового кодекса РФ будут скорректированы прежде всего в направлении совершенствования налогового администрирования. Рассмотрим поправки в часть вторую НК РФ применительно к налогообложению кредитных организаций.
В.Е. Мурзин, ООО «HSBC Bank (RR)»
Актуальные вопросы налогообложения прибыли кредитных организаций
В 2006 году появилось несколько нормативных документов, которые меняют представление о некоторых вопросах налогообложения прибыли кредитных организаций. Их следует учесть при подготовке учетной политики для целей налогообложения на 2007 год.
А.В. Боронихин, АКБ « Союз» (ОАО)
Исправительные записи в бухгалтерском учете кредитных организаций
Необходимость внесения изменений в уже существующие записи по счетам может быть обусловлена разными причинами. Это ошибки бухгалтерских и операционных работников как самого банка, так и его банков-корреспондентов (например, при неправильном начислении комиссий по корреспондентским счетам), ошибки клиентов, компьютерные сбои, исполнение новых условий договоров при изменении сроков взыскания и т.п. Характер допущенной ошибки влияет на способ совершения исправительной записи.

Порядок осуществления и учета переводов физических лиц в рублях РФ и иностранной валюте без открытия банковского счета



Подписаться на журнал можно:


В избранное