Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Банк: управление, технологии. Международные банковские операции, свежий номер


Международные банковские операции

Вышел в свет №1/2006

Базельские нормативы достаточности капитала: проблемы и перспективы
И.А. Гизатуллин независимый эксперт, к.э.н.
Новое Соглашение о достаточности капитала Базельского комитета по банковскому надзору (Базель II) представляет собой соответствующий набор принципов. В каком виде это Соглашение будет применяться, зависит от надзорных органов, готовности банковского сектора и предложений, поступающих от банков. Представляется интересным проанализировать те проблемы, с которыми могут столкнуться российские банки при применении новых принципов расчета достаточности капитала в своей практической деятельности.
Международная практика применения Базеля II

Федеральная резервная система США следует принципам поддержания адекватных уровней капитала в банковской системе страны и в отдельных институтах в целях обеспечения их надежности и устойчивости. В соответствии с принятым решением в США будут использоваться только усовершенствованные способы расчета новых Базельских нормативов достаточности капитала (БНДК) и только крупнейшими международными банками.

Основополагающий принцип новых БНДК заключается в том, что для крупнейших банковских институтов ни надзорная, ни рыночная дисциплина не могут быть эффективными, если при этом сами банки не обладают надежными системами управления рисками и оценки достаточности капитала. В этом случае целесообразно реализовать в крупнейших банках страны систему нормативов, соответствующих направлениям их деятельности. В динамично развивающемся банковском секторе необходимо иметь систему нормативов, позволяющую использовать новые и усовершенствованные методы работы и финансовые инструменты без ее кардинального изменения.

Наибольшую озабоченность ФРС США вызывает влияние Базеля II на регулятивный капитал банков. Базельским комитетом по банковскому надзору (БКБН) проводилась работа, направленная на то, чтобы новое Соглашение не привело к снижению уровня капитала в банковской системе1. По мнению БКБН, только снижение требований к капиталу будет способствовать внедрению Базеля II банками. Однако достижение этих двух целей одновременно не представляется возможным.

Завершенное в США исследование количественного воздействия Базеля II на достаточность капитала (QIS-4), основанное на окончательном варианте нового Соглашения, дало регулятивным органам серьезный повод для тревоги. Для 26 банков, принимавших участие в исследовании, изменения в фактическом уровне минимального регулятивного капитала (т.е. капитала первого и второго уровней, за исключением резервов) колебались от роста почти на 60% до падения на 50% со средним сокращением на 17%. Кроме того, требование Базеля II создавать резервы под неиспользованные кредитные линии приведет к росту отчислений капитала под портфели кредитных карт на 66%.

Результаты QIS-4 вновь подняли проблему, с которой США придется столкнуться, — изменение или отмена коэффициента обязательной достаточности капитала, закрепленного в национальном законодательстве. Для «хорошо капитализированных» банков отношение капитала к совокупным активам должно поддерживаться на уровне не менее 5%. Снижение этого отношения ниже 2% может стать поводом для ликвидации банка. Это является основой системы «оперативных корректирующих мер» надзорных органов, действующей в США. Если указанный коэффициент, который не применяется в других странах, будет определен как «нижняя граница требований к регулятивному капиталу», это не позволит некоторым банкам воспользоваться возможностями его снижения, предоставлемыми БНДК.

В связи с сохраняющейся неопределенностью результатов перехода на БНДК в течение года банки будут обязаны соблюдать и старые, и новые нормативы2. При этом банки должны будут продемонстрировать надежность методов управления рисками в течение двух лет, на протяжении которых установлены требования к минимальному размеру капитала. По мере реализации новых БНДК банки будут обязаны раскрывать информацию об оценке и управлении рисками.

Банки, активно проводящие международные операции, выражают заинтересованность в сотрудничестве надзорных органов разных стран в деле оценки достаточности капитала согласно требованиям новых БНДК.

По мнению БКБН, во избежание применения различающихся методов надзора или его многократного дублирования в различных юрисдикциях крайне важным является тесное сотрудничество надзорных органов. Это сотрудничество может принимать различные формы. Во избежание трансграничных системных рисков, связанных с деятельностью крупных международных банков, надзор за ними может быть сконцентри- рован в одном ведущем межнациональном надзорном органе, координирующем работу местных надзорных органов в целях объективного учета интересов всех юрисдикций и вкладчиков. Вместе с тем создание такого межнационального регулирующего органа требует установления строгих рамок его деятельности, что может привести к неприятию правовых и конституциональных норм некоторыми странами. Кроме того, появление одного контрольного института может замедлить развитие регулятивного процесса, ликвидировав стимул к «конкуренции» регулирующих органов1.

Альтернативой является учреждение централизованного органа, задачей которого являлась бы ликвидация основных расхождений в используемых методах надзора, в том числе за соблюдением международными банками новых нормативов достаточности капитала. Надзорные органы страны происхождения этих банков отвечали бы за трансграничные аспекты деятельности банковских групп. Раскрытие национальными надзорными органами информации о соблюдении новых нормативов обеспечило бы ее прозрачность.

Недавно была создана рабочая группа по рассмотрению требований в области обмена информацией между надзорными органами стран происхождения и пребывания банков. Задачей группы является распределение ролей и сфер ответственности указанных органов при надзоре за головными и заграничными офисами банковского учреждения. Также в сферу деятельности рабочей группы входят вопросы сотрудничества надзорных органов стран происхождения и пребывания банков в рамках оценки моделей управления рисками и их использования в определении достаточности капитала.

Реализация Базеля II — сложная задача. Многие проблемы, обсуждаемые в настоящее время, возникли давно и стали сложнее в связи с требованиями новых БНДК, политикой банков и надзорных органов. В настоящее время надзорные органы стремятся ликвидировать различия в национальных юрисдикциях и минимизировать издержки банков в связи с введением новых БНДК, однако не стоит полагать, что все различия и национальные особенности будут полностью устранены.

Продолжение >>>

Автоматическое квитование сделок на валютных и денежных рынках с помощью сервиса SWIFTNet Accord
А.Б. Кузнецова РОССВИФТ
С переходом на SWIFTNet — новую технологию SWIFT, основанную на использовании протокола IP, предоставляющую широкие возможности финансовым организациям содержать единую техническую инфраструктуру, — у пользователей появилась возможность доступа ко всем службам SWIFT. Такие термины, как SWIFTNet FileAct, SWIFTNet Cash Reporting, SWIFTNet Exceptions and Investigations, SWIFTNet Accord, для большинства специалистов кредитных организаций, использующих инфраструктуру SWIFT в своей работе, уже давно стали не «новыми», а привычными на слух определениями. Этому способствовали проведение совместно организованных SWIFT и РОССВИФТ презентаций, Road Show1, размещение публикаций в специализированных изданиях. В предлагаемой читателям статье подробно рассматриваются сервис SWIFTNet Accord, а также практические стороны его применения. Возможно, данная публикация поможет российским пользователям оценить все преимущества этого сервиса.

Принцип работы сервиса SWIFTNet Accord следующий: после заключения сделки на валютном или денежном рынке или сделки с производными стороны подтверждают данную сделку, отправляя соответствующее подтверждение по сети SWIFT.

Если какая-либо из сторон или обе стороны являются пользователями сервиса SWIFTNet Accord, данные сообщения копируются системой SWIFT в центральную службу Accord. Результаты квитования становятся доступными пользователям в режиме реального времени.

Тщательно разработанные общие правила квитования в данном сервисе призваны обеспечить гибкое реагирование на потребности пользователей. Пользователи также имеют возможность установить свои собственные правила для несквитованных или непарных полей в определенных ситуациях. Оператор может либо осуществить «принудительную квитовку» в отдельном случае, либо создать собственное правило квитования.

Через указание общего правила обработки несквитованных или непарных подтверждений систему SWIFTNet Accord можно обучить механизму обработки подтверждений, содержащих аналогичные инструкции.

Преимущества SWIFTNet Accord

Уменьшение рисков

Уменьшение операционных рисков является ключевым моментом организации бэк-офиса для обслуживания операций на валютных и денежных рынках и рынках производных. Подписка на сервис SWIFTNet Accord даст возможность существенно уменьшить операционные риски, так как к уже имеющимся услугам будет добавлена центральная система квитования, функционирующая практически непрерывно и предоставляющая гарантии результатов квитования.

Служба Accord сохраняет все подтверждения, а также историю результатов квитования в течение 7 дней, после чего эта информация помещается в архив (по выбору финансовой организации — еще на 10 лет).

Данный сервис был разработан таким образом, чтобы сделать возможным непре- рывную обработку подтверждений даже при самых значительных объемах трафика. Благодаря тому что центральная система квитовки управляется нейтральной стороной, исключена малейшая возможность мошенничества.

Продолжение >>>



Подписаться на журнал можно:

КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ГРУППЫ "БДЦ-ПРЕСС"

В избранное