Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Психология финансового изобилия" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Банк: управление, технологии. Банковский ритейл 2/2006
Банковский ритейлВышел в свет №2/2006Уважаемые читатели!
Вышел второй номер журнала «Банковский ритейл». Мы искренне рады, что выход первого номера вызвал большой резонанс: ваши многочисленные отзывы, поступившие в адрес редакции, свидетельствуют об интересе специалистов к нашему изданию. В этом номере значительное внимание уделено вопросам оптимизации бизнес-процессов розничного блока коммерческого банка. В рубрике «Рынок розничных услуг» мы продолжаем разговор об основных тенденциях рынка розничного кредитования. Национальное рейтинговое агентство «Рус-рейтинг» любезно предоставило нашим читателям возможность ознакомиться с выдержками из своего последнего обзора «Российские банки в розничном бизнесе», содержащего анализ и подробные комментарии различных сегментов рынка розничного кредитования. Ключевым для нашего журнала является обсуждение наиболее перспективных розничных продуктов. Так, в рубрике «Розничные продукты в банке» мы представляем материал, посвященный инструментам ипотечного кредитования и механизмам рефинансирования выданных средств. Во второй статье этой же рубрики раскрываются основные принципы управления доходами карточного бизнеса банков, пути достижения рентабельности операций с пластиковыми картами. Надеемся, что читатели, интересующиеся вопросами организации эффективной работы картподразделений, обратят внимание на предложенные в статье подходы к оценке бизнес-решений с точки зрения их влияния на величину потока доходов. Специалистов розничных подразделений банков не надо убеждать в важности вопросов организации эффективных продаж ритейловых продуктов, ведь без продуманной маркетинговой политики даже наиболее интересные из них, предложенные в самых перспективных регионах, не смогут обеспечить банку достойную доходность. Как выстроить эффективно работающую региональную сеть, как управлять филиалами и точками продаж — об этом рассказано в рубрике «Маркетинговая стратегия». Мы по-прежнему очень заинтересованы в ваших отзывах и приглашаем вас к обсуждению опубликованных материалов. Направляйте их в адрес редакции в удобной для вас форме (по почте или по e-mail).
Алла Гусева, Тенденции и перспективы развития розничного бизнеса коммерческих банков в России
Н.Н. Каурова АБ «Газпромбанк» (ЗАО), Московский региональный центр, заместитель директора, РЭА им. Г.В. Плеханова, старший преподаватель, советник РАЕН, к.э.н.
В статье рассмотрены основные тенденции развития российского банковского сектора и причины, приведшие к значительному по сравнению с другими странами региона EEMEA уровню концентрации ссуд, клиентских вкладов и ценных бумаг в российских банках. Анализируя перспективы развития розничного бизнеса российских банков, автор отмечает, что тенденция существенного увеличения доли частных клиентов в ресурсной базе банков не сопровождалась соответствующим изменением в структуре банковских активов, в силу
чего уровень концентрации кредитных рисков на ограниченном числе заемщиков и концентрации инвестиций в ценные бумаги по-прежнему остается чрезвычайно высоким. Приведены основные факторы, ограничивающие развитие розничного рынка в России. Интерес для читателей представляет и предложение о применении методики сигма-девиации (Six Sigma) для оптимизации бизнес-процессов розничного блока коммерческого банка.
1. Тенденции и направления развития банковской системы РоссииПоследние пять лет отмечены интенсивным развитием банковской системы России. Так, ее активы выросли более чем в 6 раз с $1586,4 млрд по состоянию на 01.01.2000 до $9750,3 млрд по состоянию на 01.01.2006. При этом темпы роста активов банковского сектора в настоящее время несколько опережают темпы роста ВВП. В то же время посткризисные темпы развития всей банковской системы значительно уступают темпам развития иных секторов экономики. В связи с этим на данном этапе банковская система России не способна полноценно решать задачи кредитования текущих операций реального сектора и практически не участвует в кредитовании долго- срочных инвестиционных проектов. С 2000 г. удельный вес банковского сектора в экономике увеличился в 1,3 раза (отношение суммарных активов банковского сектора к ВВП выросло с 32,9 до 45%, тогда как в большинстве ведущих стран мира аналогичное соотношение находится в диапазоне 200–300%, а в США составляет более 350%). В Казахстане, банковский сектор которого развивается в последнее время впечатляющими темпами, за данный период отношение размера активов банковского сектора к ВВП увеличилось с 24 до 49%. При этом процентное соотношение объема кредитов и прочих размещенных средств, предоставленных нефинансовым предприятиям и организациям-резидентам, включая просроченную задолженность, к ВВП составляет по состоянию на 01.01.2006 25,2%, а доля кредитов банков в инвестициях предприятий и организаций всех форм собственности в основной капитал (без субъектов малого предпринимательства) в 2005 г. не превысил 7,3% (по состоянию на 01.01.2004 этот показатель составлял 5,3%). При столь незначительной доле банковского сектора в экономике насущной проблемой становится недокапитализация банковского сектора. Так, доля его собственных средств (капитала) по отношению к ВВП составляет примерно 5,7%, а по отношению к активам — 13,3%. В связи с этим остро встает вопрос о неспособности банковской системы России обеспечить потребность предприятий в кредитных ресурсах. Дефицит длинных инвестиционных кредитных ресурсов подталкивает крупные предприятия и естественные монополии, преимущественно экспортно-ориентированных секторов экономики, выходить на мировой рынок трансграничных кредитных ресурсов. Как следует из обзора, подготовленного Банком Москвы, во втором квартале 2005 г. объем синдицированных кредитов заемщикам из России достиг $4,86 млрд, что стало абсолютным рекордом квартала за всю историю российского рынка синдикаций (для сравнения: за весь 2002 г. российские заемщики получили синдицированных кредитов на $6 млрд). При этом, как следует из указанного отчета, основными получателями синдицированных кредитов стали российские банки, которые во втором квартале привлек-ли 37,2% всего портфеля синдицированных кредитов. Указанные кредитные ресурсы привлекаются коммерческими банками преимущественно для крупных по российским меркам заемщиков, которые пока не могут пользоваться услугами Citigroup, но ведут достаточно прозрачный бизнес. Для таких компаний привлечение синдицированных кредитов через российские банки — чаще всего промежуточный шаг к получению прямого финансирования на мировых рынках. По данным Банка международных расчетов (BIS), в Восточной Европе (включая Россию) и Латинской Америке доля местных банков на рынке синдикаций не превышает 10%. А в top-10 ведущих банков-организаторов, возглавляемой Citigroup, нет ни одного российского банка. Средние российские компании практически не имеют доступа к синдикациям, а российские банки почти не занимаются их организацией. Таким образом, в настоящее время большинство мелких и средних предприятий, не имеющих выхода на международный рынок заемного капитала, испытывают серьезные затруднения в получении дополнительного финансирования — привлечении кредитных ресурсов российских кредитных организаций. В сложившихся условиях банковская система России продолжает нести значительное число рисков, в первую очередь риски ликвидности, кредитные риски, а также риски концентрации. В такой ситуации возрастает риск возникновения серьезных системных кризисов в банковской системе России. Минимизации данных рисков будет способствовать применение методов стратегического управления и планирования, в частности программно-целевых. В связи с этим прежде всего необходима взвешенная стратегия развития банковского сектора в целом и отдельных его направлений, в том числе стратегия развития рынка розничных банковских услуг, основанная на количественных и качественных характеристиках потребителей этих услуг в России. Высокий уровень концентрации бизнеса (включая кредитный портфель, портфель ценных бумаг и клиентские вклады) российских коммерческих банков — на наш взгляд, серьезный фактор риска, влияющий на кредитоспособность банков, а соответственно на их ликвидность и финансовую гибкость. Кроме того, как свидетельствует исследование, проведенное Standard & Poor’s, это оказывает сдерживающее воздействие на рейтинги многих банков региона EEMEA (Eastern Europe, Middle East and Africa), что, в свою очередь, сказывается на себестоимости и размерах привлекаемых российскими банками ресурсов рынка международного капитала. В силу таких причин, как высокая концентрация национальной экономики, фрагментированность банковской системы, недокапитализация банковского сектора, недостаточный размер активов российских банков по сравнению с активами их корпоративных клиентов, слабый уровень развития банковских услуг для населения и малого и среднего предпринимательства, высокая склонность банков к проведению рискованных операций, широкая распространенность кэптивных банков, а также несовершенство системы банковского надзора и низкий уровень доверия к российским банкам со стороны клиентов и участников финансового рынка, коммерческие банки в России в настоящее время характеризуются весьма значительной по меркам региона EEMEA концентрацией ссуд, клиентских вкладов и ценных бумаг. Анализ динамики развития банковского сектора свидетельствует о том, что за последние пять лет бурный рост вкладов частных лиц способствовал некоторому снижению уровня концентрации ресурсов на отдельных вкладчиках. В первую очередь это касается банков, активно развивающих розничное направление бизнеса. За период с 01.01.2000 по 01.01.2006 доля вкладов физических лиц в пассивах банковской системы выросла с 18,7 до 28,3%, а корпоративных клиентов — с 29,5 до 30,3%. Причем если доля частных клиентов в ресурсной базе банков имела четкую тенденцию к увеличению, то доля корпоративного сектора в указанный период колебалась в диапазоне от 24,7 до 30,6%. Вместе с тем соответствующих изменений в структуре банковских активов не произошло. Уровень концентрации кредитных рисков на ограниченном числе заемщиков (в том числе связанных сторон) и концентрации инвестиций в ценные бумаги остается чрезвычайно высоким. Несмотря на бурный рост потребительского кредитования, средний объем розничных ссуд в структуре ссудной задолженности большинства российских банков (за исключением Сбербанка и узкоспециализированных розничных банков) не превышает 5%. Невысокий уровень развития российского фондового рынка ограничивает возможности коммерческих банков по диверсификации своих портфелей ценных бумаг по эмитентам и инструментам. По состоянию на конец 2005 г. примерно 80% оборотов всего российского фондового рынка было осуществлено с ценными бумагами 10 котируемых компаний, четыре крупнейшие из которых относятся к нефтегазовой отрасли. Кроме того, необходимо отметить, что в России не наблюдается зависимость изменения количества денег от роста массы товаров и услуг, в то время как существует зависимость этого изменения от объемов кредитования правительственных расходов и увеличения капитализации хозяйствующих субъектов. В странах с развитой рыночной экономикой «связывание» денег и товарной массы происходит с помощью ипотечного и потребительского кредита, основным ресурсом кредитной эмиссии в этих странах являются средства домашних хозяйств. В российской экономике, как было показано выше, в связи с переориентацией крупных предприятий — клиентов коммерческих банков на прямые заимствования на международном рынке капитала возрастает чувствительность банков к колебаниям внешнеторговой конъюнктуры. Таким образом, принимая во внимание, что бескризисное развитие экономики, а соответственно и банковского сектора возможно только при соблюдении пропорций между суммами кредитной и денежной эмиссии в стране и суммами кредитов, предоставленных банковской системой, особенно актуальным для снижения рисков банковской деятельности становится увеличение роли средств физических лиц, а также юридических лиц, ориентированных на внутренний рынок в деятельности коммерческих банков. Для достижения данной цели необходима в первую очередь пере- ориентация бизнеса многих российских банков, прежде всего ориентированных на нефтегазовый сектор, с кэптивной направ-ленности на полноценное выполнение функции трансмиссионного механизма, финансового посредника между капиталоизбыточными и капиталодефицитными отраслями экономики, а также развитие розничного направления. Активность банков на розничном рынке в первую очередь определяется тенденциями его развития, возможностью получения дополнительного дохода и диверсификации рисков их деятельности. 2. Анализ текущей ситуации на российском розничном рынкеПоследние годы в России отмечены стабилизацией экономической, политической и социальной ситуации, законодательными реформами, а также улучшением макроэкономического климата, характеризующегося общим ростом экономики, в том числе производственного сектора, ростом розничного товарооборота и реальных доходов населения (рис. 1). Все это является весомой предпосылкой развития рынка розничных финансовых услуг.
Рис. 1. Динамика ВВП и промышленного производства (в % к соответствующему месяцу предыдущего года) Данные по ВВП: расчет Банка России. За последние 3–4 года на фоне крайне благоприятных... Продолжение статьи>>> Также в журнале читайте:
НОВОСТИ РОЗНИЧНОГО РЫНКА МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ И.Е. Смирнов, Издательская группа «БДЦ-пресс»
КРЕДИТ-РОССИЯ 2006
Процессы, происходящие в России в сфере кредитования физических и юридических лиц, безусловно, требуют осмысления, публичных оценок. С этой точки зрения весьма ценной представляется состоявшаяся 21–22 апреля текущего года в Москве, в Экспоцентре на Красной Пресне Третья Международная практическая конференция «КРЕДИТ-РОССИЯ 2006».
Рецепты успеха розничного бизнеса
Какие розничные продукты наиболее востребованы рынком, чем отличаются предложения российских банков
от европейского ритейла, как оценить реальные затраты при покупке российского банка — на эти и другие вопросы в интервью главному редактору журнала отвечает Председатель Правления Международного
Московского Банка Илкка Салонен.
Р. Хейнсворт, Национальное рейтинговое агентство «Рус-Рейтинг»
В. Белозерова, Национальное рейтинговое агентство «Рус-Рейтинг» Российские банки в розничном бизнесе. Апрель 2006
Мы продолжаем начатый в первом номере журнала разговор об основных тенденциях рынка розничного кредитования. Выдержки из последнего обзора Национального рейтингового агентства «Рус-Рейтинг»
«Российские банки в розничном бизнесе» содержат анализ и подробные комментарии различных сегментов
этого рынка.
Н.Н. Каурова, АБ «Газпромбанк» (ЗАО)
Тенденции и перспективы развития розничного бизнеса коммерческих банков в России
В статье рассмотрены основные тенденции развития российского банковского сектора и причины, приведшие
к значительно более высокому по сравнению с другими странами региона EEMEA уровню концентрации ссуд, клиентских вкладов и ценных бумаг в российских банках. Приведены основные факторы, ограничивающие развитие розничного рынка в России.
И.А. Зарипов, ВЗФЭИ, к.э.н.
О.П. Белецкая, РУДН Система ипотечного кредитования. роль банков в ее формировании и развитии
Авторы предлагают свое видение основных принципов успешного развития ипотечного жилищного кредитования
в России, раскрывают роль банков в этой системе, рассматривают опыт крупнейших ипотечных банков. Анализируются инструменты ипотечного кредитования, а также механизмы, с помощью которых кредитные учреждения рефинансируют выданные средства.
В.А. Кузнецов, Банк России
А.В. Пухов, банк «Российский капитал»
Доходы карточного центра прибыли
Наряду с розничным кредитованием «пластиковый» бизнес является одним из наиболее доходных направлений банковской деятельности. Данной статьей мы открываем ряд публикаций, посвященных различным аспектам карточного бизнеса банков.
Е.А. Ромашина-Скута, независимый эксперт
Основные банковские риски, их взаимосвязь и влияние на управление банком
Автор статьи раскрывает понятие банковских рисков, анализирует основные их виды, взаимосвязь, а также влияние риск-менеджмента как на финансовые показатели деятельности банка, так и на его кредитную политику. Данные вопросы рассматриваются с учетом зарубежной практики и тенденций развитых индустриальных стран.
Н.А. Пономарева, Национальное рейтинговое агентство «Рус-Рейтинг»
Как получить национальный банковский рейтинг?
В чем заключается процедура получения национального банковского рейтинга, какую информацию необходимо предоставить агентству, на что в первую очередь обращают внимание эксперты, анализируя финансовую отчетность банка? Ответы на эти и другие вопросы можно найти в предлагаемой публикации.
Как завоевать регионы
Как выстроить эффективно работающую региональную сеть, по каким критериям отбирать интересные для развития розницы регионы, как организовать управление кассово-кредитными центрами, точками продаж
и филиалами, каковы параметры удачного технологического решения для розничного бизнеса банка и в чем заключаются актуальные направления развития отрасли потребительского кредитования — об этом в интервью главному редактору журнала рассказывает Вице-президент — директор Дирекции развития розничного кредитования Инвестсбербанка Василий Кузнецов.
Н.Н. Ермошкин, советник по корпоративным вопросам Cisco Systems
Электронное обучение
Электронное образование стало сегодня своевременным и эффективным методом обучения персонала
при более низком уровне затрат банковских организаций. В России интерес к нему явно вырос за минувший год. Автор статьи знакомит читателей с современными форматами электронного обучения.
А.М. Коротков, советник председателя правления Внешторгбанка
Н.Н. Ермошкин, советник по корпоративным вопросам Cisco Systems Ритейловый банк будущего
Тематика оптимальной модели многоканальной дистрибуции банковских услуг сегодня весьма актуальна.
В зависимости от выбранной модели полностью меняется и работа традиционного банковского отделения.
В статье говорится о влиянии роли персонала, пространственной организации филиала, сетевой платформы
на успешную дистрибуцию услуг.
Книжные новинки
По страницам прессы
Подписаться на журнал можно:
|
В избранное | ||