Методика описания (структуризации) бизнес-процессов коммерческого банка и ее практическое применение
Р.А. Исаев, «МТИ-Банк» (ЗАО), отдел разработки банковских продуктов и технологий,
ведущий специалист
Данная статья посвящена рассмотрению теоретических основ описания банковских бизнес-процессов и их практическому применению для ведения проектов структуризации и регламентации деятельности банка. Автор делится опытом по реализации проектов описания банковских бизнес-процессов. В статье проанализированы методики описания бизнес-процессов, управления проектами процессной структуризации, а также опыт консалтинговых компаний и коммерческих банков.
Формализованность и регламентированность бизнес-процессов на сегодняшний день являются одним из ключевых факторов успеха любого коммерческого банка. Различные банки находятся на различных этапах формализации своих бизнес-процессов.
Некоторые только начинают заниматься этой деятельностью, другие уже накопили большую процессную базу. Но следует отметить, что проекты описания бизнес-процессов не являются «разовыми», а носят итеративный характер, поэтому так важно иметь под рукой методику процессной структуризации, о которой пойдет речь в данной статье.
Итеративность связана с тем, что меняются требования клиентов, меняется
рынок, выходят новые нормативные документы Банка России и т.п. Такого рода изменения требуют постоянного контроля и необходимости актуализации бизнес-процессов.
Негативные последствия
неформализованности
бизнес-процессов банка
Описание бизнес-процессов прямым образом влияет на операционную и стратегическую эффективность коммерческого банка, в итоге от этого зависят показатели прибыльности.
Основные следствия, вызванные неформализованностью бизнес-процессов банка, представлены на рисунке 1.
Причины (состав проблемы)
1. Не распределена четко ответственность между сотрудниками, отделами.
2. Несовершенная бизнес-логика процессов и несоответствие реальным требованиям. Довольно часто бывает, что бизнес-процесс выполняется по устаревшим правилам и схемам, которые давно не соответствуют требованиям современного бизнеса и клиентов. (Иногда для бизнес-процесса можно сделать альтернативную бизнес-логику, которая будет более эффективной. Но это уже отдельная тема, в которой детально рассматриваются методы оптимизации бизнес-процессов, такие как ФСА-анализ, имитационное моделирование и т.п.)
Нажмите, чтобы увеличить рисунок
Несовершенная бизнес-логика также может выражаться
Полную версию материала читайте на нашем сайте: Продолжение >>