Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Стройка - как много в этом звуке Выпуск 172


 

интернет-проект "Новый дом" - профессиональные консультации. Новейшие строительные технологии, отделочные материалы: описания, анализ, сравнения, производители, поставщики, тематические статьи по строительству, полезная информация (строительные ресурсы, выставки, тенденции и инновации) - своеобразная картотека данных, необходимая для производителя и потребителя в сфере строительных услуг.
 

В рамках интернет-проекта "Новый дом" действует

Электронный журнал "Обозреватель Строительства" номер 8

Тема номера: Ландшафтный дизайн.

Подробнее: >>>

 

Стройка - как много в этом звуке

 

Выпуск №172

 

 

 

Содержание:

    события

             1.   Суд рассмотрит вопрос доступности ГОСТов в интернете  

         статьи

             2 Марокканский стиль в интерьере

       А это на общетрепещущие темы:

             3 Космический «фуникулер»

        

      

 

 

 Суд рассмотрит вопрос доступности ГОСТов в интернете 
 

14 февраля 2007 г. Замоскворецкий суд Москвы рассмотрел жалобу Института развития свободы информации (ИРСИ, г. Санкт-Петербург) на постановление пристава, которым прекращено исполнительное производство по делу о доступности ГОСТов в интернете.
        В 2006 г. институту стало известно о том, что прекращено исполнительное производство по исполнению судебного решения, которым Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) обязано обеспечить опубликование текстов национальных стандартов (ГОСТов) на своем официальном сайте www.gost.ru в сети интернет.
        Поводом для прекращения исполнительного производства стало письмо заместителя руководителя Ростехрегулирования о том, что решение исполнено в полном объеме. Между тем на сайте Ростехрегулирования до сих пор тексты стандартов не размещены.
             Ранее Санкт-Петербургский городской суд удовлетворил жалобу юристов ИРСИ на бездействие Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование), выразившееся в отказе публиковать в интернете тексты национальных стандартов и общероссийских классификаторов. Вместо обеспечения свободного доступа к текстам стандартов Ростехрегулирование с помощью аффилированных коммерческих организаций организовало торговлю этой информацией. Своим решением суд обязал агентство обеспечить опубликование национальных стандартов на своем официальном сайте.
           В июле 2006 г. судебным приставом-исполнителем Центрального административного района г. Москвы было возбуждено исполнительное производство. В постановлении пристава указывалось, что руководитель Ростехрегулирования обязан в трехдневный срок исполнить решение суда, иначе он будет подвергнут административному наказанию. Ответом на это требование явились письма Ростехрегулирования, направленные судебному приставу, а также в Аппарат Правительства РФ, Администрацию Президента РФ, Генеральную прокуратуру РФ. В сообщении Ростехрегулирование указывает на то, что решение суда исполнено.
             25 сентября 2006 г. судебный пристав-исполнитель прекратил исполнительное производство, поскольку получил из Ростехрегулирования письменное уведомление о том, что решение суда якобы «исполнено». Как сообщил директор ИРСИ Иван Павлов, в ходе телефонного разговора с юристами института, судебный пристав-исполнитель обосновал свое решение тем, что, во-первых, он привык верить государственным органам «на слово», а во-вторых, он не имеет доступа в интернет со своего рабочего места, и, соответственно, у него отсутствует техническая возможность проверить достоверность утверждения Ростехрегулирования. В итоге судебный пристав отправил исполнительный лист обратно в Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга, а исполнительное производство прекратил.

 

вверх страницы

 

Марокканский стиль в интерьере
 

      

             Марокканский стиль - актуален во всем мире, его можно встретить в домах известных людей в Европе, в Америке или Австралии. Он прочно удерживает лидирующее место, легко узнаваем и становится весьма популярным в России, особенно в индустрии развлечений, например в оформлении интерьеров ресторанов, баров.

Марокко - страна, расположенная на северо-западе Африки. От Европы ее разделяет 14 км. Гибралтарского пролива. Страна эта уникальна и самобытна, начиная от климатических особенностей и заканчивая культурным наследием. Марокканцы говорят, что в Марокко в один день можно побывать в четырех сезонах. Утром - искупаться в Атлантическом океане или Средиземном море, днем - покататься на лыжах в горах Верхнего Атласа, а вечером - быть в Сахаре.

Стилистика марокканского стиля также многогранна и очень гармонична, несмотря на смешение многих культур (стилей). Это дает простор для дизайнеров и декораторов со всего мира. Побывав в Марокко, я бы назвала эту страну "кладезем идей" для "нашего брата" - декоратора.

Для того чтобы понять от куда, что взялось в данном стиле нам нужно немного вернуться к истории.

История региона, составляющий современный Марокко, образована взаимоотношениями коренного населения - берберов и различных народов, успешно вторгавшихся в страну. Впервые берберы упоминаются в истории Африки как грабители, подчинившие себе все торговые пути через Сахару, а первыми из чужестранцев были финикийцы, которые основали торговые города на Средиземном побережье (XII в. до н.э.). Позднее их колонии были захвачены и расширены карфагенянами. Во II в. н.э. Римская империя завоевала Карфаген, что привело к господству римлян на Средиземноморском побережье Африки. Наступил период относительного мира. Берберы расселились в городах на побережье и в III в. н.э. приняли христианство.

Правлению Византии положили конец арабы, вторгшиеся в Марокко в 682 г., осуществляя распространение власти ислама. Который существенно повлиял на жизнь магрибцев. Ислам был идеологическим и организационным связующим, для обеспечения караванного пути из Индии в страны Средиземноморья, вдоль берега Красного моря. Он объединил племена и стер различия между ними. На основе создания общего культурного пространства Ислам и художественные традиции разных народов обогатили друг друга, а некоторые национальные жанры и сюжетные линии, например поэтические, приобрели общемусульманское значение. Впитав в себя культуру персов, сирийцев, иудеев, и других народов, населявших завоеванные земли, арабо-мусульманская культура стала единой.

В то время Марокко становится центром империи, охватившей современный Алжир, Тунис, Ливию и большую часть территорий современных Испании и Португалии.

Распад империи начался в XIII в. после вторжения испанцев, а к середине века страну захлестнули беспорядки и гражданские войны между берберами и арабами.

Возрождение Марокко началось XVI-XVII вв. и считается золотым веком для страны, в основном благодаря развитию торговли, ремесла, мануфактурного производства и судоходства, что благоприятно сказалось на развитии искусства и архитектуры. В это время враждующие регионы страны стали объединяться.

Период экспансии на побережье Марокко начинается с вторжения испанцев и португальцев в порт Сеута в 1415 году.

Северная Африка, самая близкая к Европе часть континента, привлекала внимание колониальных держав - Франции, Великобритании, Германии, Италии и Испании. В результате, в конце XIX в. регион оказывается в колониальной зависимости.

Европейские компании и поселенцы занимают наиболее плодородные земли, устанавливают контроль над банками, а также над большинством промышленных и крупных торговых предприятий. Иностранцы добывают полезные ископаемые, строят железные и шоссейные дороги, развивают связь и расширяют порты; строят школы и лицеи, распространяя европейские знания. В то время, основную массу населения составляли - крестьяне, и попытки освободиться от влияния европейских государств были малорезультативными, и к тому же африканские государства были в финансовой зависимости от Европы. И все-таки в 50-60 годы XX столетия североафриканские государства получили независимость.

Значительное влияние на культуру Марокко в этот период оказали Франция и Испания. Франция владела большей частью Марокко, и соответственно внесла наиболее значительный вклад в историю государства.

Первый французский наместник, маршал Луате, с уважением относился к культурным традициям Марокко, он не стал разрушать и перестраивать существующие города, а построил новые - французского типа. Французы не навязывали свои архитектурные каноны. Они оставили нетронутыми старинные кварталы в центре. Сохранились шумные базары, узкие улочки, городские дома с замкнутыми внутренними двориками - традиционные арабские "риады". Во многих домах, спроектированных французскими архитекторами, можно увидеть арабский орнамент - мозаику, выложенную из плиток, деревянную резьбу, фризы со сложной лепниной, деревянные потолки. Подлинный шедевр архитектуры - вилла построена художником Жаком Мажорелем, в 20-х годах прошлого века. После его смерти усадьбу приобрели Пьер Берже и Ив Сен-Лоран. Пройдя длительную реставрацию - дом возродился, удачно соединив ориентализм и модернизм.

Французские архитекторы и ранее участвовали в проектировании зданий различного назначения, на территории современного Марокко.

В Касабланке на берегу океана стоит одна из самых больших и прекрасных мечетей мира - мечеть Хасана II. Это самая западная и вторая в мире по величине мечеть после Мекки. Ее архитектор - француз Мишель Пинсо - даже не был мусульманином.

Значительный вклад в популяризацию марокканского стиля внесли художники - импрессионисты, в частности - Анри Матисс.

Так, что такое длительное пересечение, взаимовлияние и взаимопроникновение разных культур не могли не сказаться на развитии культуры в стране, и как следствие на формировании марокканского стиля. Марокко - это синтез несоединимого, интернационального, современного и неизменного - уходящего вглубь веков.

Марокканский стиль условно можно разделить на два направления: берберский и испано-мавританский (андалузский).

Берберский - простой и лаконичный, немного грубоват по исполнению. Он разительно отличается от пышного испано-мавританского. На протяжении тысячелетий искусство берберов сохраняется в первоначальном - примитивном виде, где основными являются утилитарные задачи. И никакие цивилизации, даже доминирующая - мусульманская культура не смогли оказать на него заметного влияния.

Марокканский стиль предполагает неожиданное разнообразие дизайна: от наивного до утонченного. Использование этого стиля одинаково будет уместно в роскошном особняке и простом жилище. Основным требованием при создании интерьера в данном стиле должны быть импровизация и смелое использование возможностей материала.

Если вам хочется создать уют и внести утонченную экзотику в интерьеры своего дома (и не только) попробуйте использовать Марокканский стиль, и вы не будете разочарованы. А чтобы быть уверенным в своем выборе - давайте подробно разберем составляющие для создания этого стиля и погрузимся в пьянящую атмосферу этой Североафриканской страны.

Колористика данного стиля - это сочетание теплых тонов охры, терракоты, песочного, белого с контрастными - кобальтово-синим, ультрамарином и изумрудно- зеленым. Как акцент - красный, фиолетовый. Основная идея создать вибрирующую игру цвета. Это гармоничное столкновение живых оттенков - действует возбуждающе, задает интерьеру характерную импульсивность.

Стены и потолок:
Как правило, это теплый цвет стен, возможно использование традиционной марокканской штукатурки "ТАДЕЛАКТ". Благодаря ей, стены получаются похожими на мрамор. Таделакт - это глянцевая минеральная штукатурка для устойчивых к воздействию воды поверхностей, для внутренней отделки по традиционной марокканской технологии из смеси песка, негашеной извести и земляных пигментов. Берберы в Марокко работают очень простыми, но, тем не менее, эффективными инструментами. Важнейшим из них является камень, и чем дольше он используется, тем более гладким и ценным это покрытие становится. В нашем случае возможно применение венецианской штукатурки (stucco veneziano).

Декораторский прием - окрашенные поверхности стен в контрасте с резным фризом на верхней части стены или с декоративной резной вставкой очень актуален в данном стиле. Причем тоновое и цветовое решение может быть как родственное, так и контрастное. Например - белые стены и белый фриз, или синие стены и белый декоративный фриз.

Марокканцы активно используют в нижней части стены мелкую глазурованную плитку "ZELLIJE" ("ЗЕЛИДЖ"). Разноцветная плитка имеет размер не больше 3х3 см., и уложена в геометрические мозаики с самыми необычными и сложными узорами. Исторически этой плиткой облицовывали - камины, фонтаны, бассейны, полы, лестницы и даже столешницы. В Марокко можно встретить множество храмов, где в интерьерах активно используется данная техника. В современном интерьере - можно "разбавить" мелкую плитку с плиткой более крупного формата.

Потолок может быть оформлен несколькими способами в зависимости от назначения помещения, например:

Эвкалиптовые, олеандровые ветки или прутья (как можно тоньше), укладывают поперек балок. После дерево покрывают известкой, чтобы создать ощущение пространства и защитить дерево от грибка и паразитов.
Резной потолок из кедра, расписанный вручную (можно использовать аналоги из гипса). Это очень трудоемкая техника и соответственно дорогая, но она этого стоит. Интерьер с таким потолком или фризом на стене производит незабываемое впечатление. Данное решение смотрится великолепно - при высоких потолках.
Потолок можно обшить деревом и открасить, будет уместно использование орнамента. Еще одной функциональной особенностью марокканского интерьера - является наличие многочисленных ниш, которые заменяют привычные полки и шкафы. И конечно стрельчатые арки, для которых необходима большая высота помещения.

Полы:
На полах, марокканцы используют, все ту же технику "ZELLIJE" ("ЗЕЛИДЖ"), что и на стенах. Также актуальны в данном стиле - терракотовая плитка и каменные полы, применение их вызвано климатической необходимостью. При нашем климате можно заменить плитку - линолеумом. Но если есть большое желание облицевать пол керамической плиткой в жилых помещениях - рекомендую использовать "теплые полы".

Текстиль и аксессуары:
Особой темой в марокканском интерьере - является ARTISANAT (с французского - ремесленные изделия). Причем, изделия могут быть разного качества и для разных сословий, как для простых людей, так и для принцев и королей. Большой популярностью пользуется резная мебель, мебель - расписанная вручную. Инкрустированные перламутром, деревом, костью верблюда или мельхиором резные сундуки и рамы для зеркал. Фонари из чеканки с цветными стеклышками; светильники из кожи верблюда на металлическом каркасе. Ковры - выполненные в самых разнообразных техниках ткачества; керамика; пуфы из кожи и многое другое.

Текстиль одна из основных составляющих марокканского стиля. Изобилующее наслоение тканей, вышитых подушек и ковров должны создавать атмосферу покоя и гармонии.

И конечно, для пикантности (если позволяет архитектура здания, помещения) добавить в интерьер фонтан и оконные ставни из темного резного дерева или кованые решетки.

Марокканская культура многолика. Традиции бережно хранятся и передаются из поколения в поколение. До сих пор настоящие мастера своего дела: будь то изготовитель светильников или сундуков, мастер резьбы по дереву или скорняк, - все они работают вручную, вкладывая в производство частицу своей души. Поэтому интерьеры, наполненные предметами декора, выполненными марокканскими ремесленниками, имеют особую - живительную ауру, которая необходима для восстановления моральных и физических сил современного человека.
 

вверх страницы

 

              А это на общетрепещущие темы:

                          

           

Космический «фуникулер»

 

         Идея проложить дорогу в небо в буквальном смысле этого слова выглядит столь романтично, что многие, впервые услышав о космическом лифте, думают, что это проделки фантастов. Собственно, и среди экспертов (особенно материаловедов) пока нет однозначной оценки осуществимости подобных проектов — по крайней мере в ближайшие десятилетия. И тем не менее американское космическое агентство NASA тратит немалые деньги на разработки в этом направлении. Проводятся даже специальные соревнования «канатов» и «фуникулеров», призванные выявить исследовательские группы, которым имеет смысл в дальнейшем выделять субсидии.
Привычные мечты о неограниченной космической экспансии человечества столкнулись в последние годы с кризисом (или, точнее сказать, стагнацией) в технологиях доставки в космос грузов и людей. Никак не удается совместить жесткие требования безопасности полетов с экономической целесообразностью. Самые горячие головы даже требуют вовсе отказаться от пилотируемых полетов, поскольку они-де неоправданно дороги и сопровождаются неизбежными человеческими жертвами. Единственной реалистичной альтернативой ракетной технике из всех придуманных за последние полвека является космический лифт — мост или канат, протянутый с поверхности Земли на орбиту.

Спутник на низкой орбите может двигаться со скоростью около 8 км/с и делать один виток вокруг Земли за 1,5 часа. Но чем выше мы поднимаемся над Землей, тем слабее гравитация, тем медленнее движение спутника, тем больше требуется времени на то, чтобы он облетел всю планету. На высоте 35 786 км над экватором период обращения спутника сравнивается с периодом вращения Земли — это так называемая геостационарная орбита. Выведенное на такую орбиту тело неподвижно зависает над одной точкой на земной поверхности. Если протянуть к нему очень длинный и прочный канат, то можно будет взбираться до неба и спускаться назад без использования дорогостоящих и опасных ракет.

Конечно, сам вес этой «привязи» будет тянуть такую конструкцию к Земле. Поэтому его необходимо компенсировать, пробросив канат еще дальше в космос и закрепив на дальнем конце противовес. Обращаясь вокруг Земли, как камень, вложенный в пращу, он будет обеспечивать устойчивое натяжение всей связке.

У Земли основание каната можно прикрепить, например, к очень высокой башне или к плавучей океанской платформе. У каждого такого варианта есть свои преимущества: башня может спасти от изменчивости неспокойных нижних слоев атмосферы, а океанская платформа позволит совершать маневры уклонения, если ураган или гроза будут создавать опасность для нашей привязи. Но крепление троса в нижней части в любом случае не должно быть жестким, чтобы он не лопнул при возникновении колебаний.

Так в NASA представляют космический лифт конца XXI века. Вид на пересадочную станцию на геостационарной орбите
 

С самого появления идеи космического лифта было ясно, что имеющиеся в распоряжении человека материалы не выдержат безумных нагрузок, которые испытает «паутинка», спущенная из космоса. Согласно полученным уравнениям, толщина оптимальной привязи по мере удаления от Земли сперва экспоненциально растет, затем на высоте двух-трех земных радиусов, по мере того, как силу земного притяжения компенсирует центробежная сила, рост толщины замедляется, и наконец вблизи геостационарной орбиты толщина становится постоянной.

Ключевой вопрос технологии космического лифта: насколько толстым станет канат в верхней точке. Расчеты показывают, что его толщина фантастически сильно зависит от свойств материала — его прочности и плотности. Если использовать обычную сталь (плотность 7,8 г/см3 , усилие на разрыв 2 гигапаскаля, что соответствует давлению 20 тысяч атмосфер), то расчетная толщина превысит видимые размеры Вселенной, что попросту лишает расчет физического смысла. Даже из лучших марок стали (5 ГПа) построить космический лифт совершенно нереально. Но если в несколько раз поднять прочность и снизить плотность материала, результат меняется кардинально.

Например, с уже известными человечеству материалами — паучьим «шелком» (1,3 ГПа при плотности 1,2 г/см3), углеродистым стекловолокном (2—5 ГПа при 1,9 г/см3), кевларом (3,6 ГПа, 1,4 г/см3) — толщина троса в верхней части получается от сотен километров до всего десятка метров. Впрочем, с инженерной и экономической точек зрения подобный проект все равно малореален. Собственно, именно отсутствие подходящих материалов и привело к тому, что на долгое время космические лифты обосновались исключительно на страницах фантастической литературы.

Второе дыхание идея космического лифта получила с появлением в 1991 году принципиально новых материалов — углеродных нанотрубок. Это протяженные цилиндрические структуры диаметром в считанные нанометры. Их можно описать как свернутые в тонкую трубочку плоские листы графита мономолекулярной толщины (хотя в реальности нанотрубки образуются иначе). В плоскости графитового слоя атомы углерода соединены в характерную гексагональную (шестиугольную) решетку, обладающую высокой прочностью, которую унаследовали и нанотрубки. По своей устойчивости на разрыв они более чем на порядок превосходят сталь и при этом имеют в шесть раз меньшую плотность. Нитка миллиметрового диаметра, состоящая из нанотрубок, теоретически могла бы выдержать груз в 60 тонн (усилие на разрыв 60 ГПа) и даже больше — самая оптимистичная приводимая в специальной литературе цифра составляет 300 ГПа.

Загвоздка, однако, в том, что сегодня никто не умеет изготавливать из нанотрубок нитки. Трубки, которые удается получить, имеют длину, измеряемую микронами, в лучшем случае — миллиметрами, и нет никаких гарантий, что параметры нитей из нанотрубок действительно когда-нибудь достигнут теоретических показателей. Во-первых, даже самая лучшая нить будет, конечно же, заметно менее прочной, чем отдельные ее волокна. Во-вторых, на прочность трубок самым плачевным образом влияют дефекты кристаллической решетки. Согласно мнению некоторых ученых, именно эти неизбежные дефекты станут непреодолимым препятствием для космического лифта. Ведь даже если в идеальных условиях мы и научимся изготавливать безупречные волокна, то повреждения от микрометеоритов и космических лучей, эрозия под действием атмосферного кислорода могут свести все усилия на нет.

Если мы попробуем подставить в формулы параметры углеродных нанотрубок, то верхняя часть троса получается всего на 20—50% толще нижней. Это значит, что трос в форме ленты толщиной с лист бумаги даже в самом широком месте не будет превосходить нескольких десятков сантиметров.


Подъемник, построенный командой Мичиганского университета (справа), впервые поднялся на высоту 60 метров, получая энергию только от солнечных батарей. На это ушло 6 минут 40 секунд при зачетном времени 1 минута. Самым быстрым стал подъемник, созданный в Университете провинции Саскачеван (Канада). Он лишь на пару секунд не уложился в отведенный норматив. На снимке внизу: последние приготовления перед запуском канадского прототипа космического лифта. Обратите внимание, что для подъема используется не трос, а тонкая широкая лента. Это избавляет от проблем с ориентацией аппарата

Подъем на лазерном луче
Другая важнейшая проблема, которую предстоит решить, — это создание быстрых и легких подъемников, способных взобраться по тросу по крайней мере на 36 тысяч километров (на высоту геостационарной орбиты). Собственно, сложность заключается в отсутствии достаточно энергоемких источников питания. Ведь энергозатраты на преодоление земного притяжения на пути до геостационарной орбиты составляют 49 мегаджоулей на килограмм (это не считая неизбежных потерь энергии). Для сравнения: при сжигании килограмма водород-кислородной топливной смеси выделяется всего 16 МДж. Это не значит, что на химическом топливе космический лифт не сможет работать в принципе, но по эффективности своей работы он тогда сравнится с теми же ракетами, вынужденными для выведения полезной нагрузки сжигать огромное количество топлива и сбрасывать отработавшие ступени. Еще хуже с аккумуляторами, которые, разумеется, каждый раз на пути к звездам сбрасывать не получится. Хотя тут тоже может быть уловка: кабины, идущие вниз, могут делиться выработанной при спуске электроэнергией со своими встречными партнерами. Но все это накладывает на организаторов грузопотока слишком жесткие ограничения.

Поэтому питание для своей работы (во всяком случае, на первых порах) лифт будет получать в основном с Земли. Изобретатель концепции космического лифта Юрий Арцутанов предлагал подводить электричество по вплетенным в канат металлическим полосам. Однако на нынешнем этапе эта идея не кажется столь привлекательной, поскольку усложняет конструкцию троса.

Наиболее перспективной представляется передача энергии направленными пучками видимого или СВЧ-излучения, для которого земная атмосфера прозрачна. Чтобы расходимость пучка была минимальной, можно, например, использовать лазеры. Впрочем, передать энергию — это полдела, нужно ее еще и принять. Для этого необходимо снабдить лифт высокоэффективными фотоэлектрическими преобразователями.

Интересно, что многие принципиальные сложности, связанные с устройством дороги с Земли на орбиту, пропадают (или же теряют свою остроту), если искать применение «лифтовому хозяйству» в дальнем космосе, на что указывал опять же еще Арцутанов. Ведь с гравитацией астероидов, спутников планет или даже Марса вполне могут справиться нынешние материалы и энергетические установки. Не исключено, что первые конструкции такого типа возникнут где-нибудь возле Луны. Ее медленное вращение, правда, не позволяет использовать ту же схему, что и с земной геостационарной орбитой, но конец троса с грузом можно поместить, например, в точку либрации между Луной и Землей. Такой лифт будет длиннее земного, но требования к нему предъявляются не столь жесткие.

Космическое ткачество
Предположим, что проблемы с материалом и энергетикой благополучно разрешены. Но ведь надо еще каким-то образом построить сам космический лифт. Если изготовить трос на Земле, то ракетные технологии вряд ли позволят целиком забросить его на орбиту. Даже если выводить трос в космос по частям, стоимость проекта надолго сделает лифт нерентабельным — ведь масса материала может достигать многих тысяч тонн. Еще Арцутанов предложил начать с небольшой спущенной с небес «нитки». Но как спустить с геостационарной орбиты первую, хотя бы и очень тонкую нить? Нужно, конечно же, выпускать сразу два «уса» — в противоположных направлениях, к Земле и от нее, — с тем расчетом, чтобы сам спутник в процессе вытравливания этого троса не смещался с нужной орбиты. При движении на трос будет действовать сила Кориолиса, отклоняющая его от вертикального направления, а на начальном участке нить вообще будет покоиться в невесомости. Поэтому ее движением, вероятно, придется какое-то время управлять с помощью небольших двигателей коррекции.

Противовес космического лифта, находящийся на высоте геостационарной орбиты, обеспечивал бы постоянное натяжение конструкции
Когда нить достигнет Земли, по ней взберутся первые роботы-строители, которые примутся наращивать толщину каната уже на месте. В принципе эти «паучки» могут быть самых что ни на есть микроскопических размеров. Возможно, к тому времени, когда развернется космическая стройка, нанороботы, которые сегодня кажутся нам едва ли не большей фантастикой, чем сам лифт с Земли на небо, уже станут реальностью, и достаточно будет просто их запрограммировать. Эти же невидимые труженики-нанороботы могли бы подновлять материал, устраняя постоянно возникающие дефекты и повреждения. Кстати, если развитие нанотехнологий пойдет в соответствии с оптимистичными прогнозами, то должны появиться и саморазмножающиеся нанороботы. Вся стоимость космического лифта будет тогда определяться лишь услугами проектировщиков и программистов, ну и изготовлением первичной нити. Надо только побеспокоиться о безопасности применения нанороботов «на свежем воздухе» — исключить неконтролируемое размножение, мутации и т. п. Если это будет сделано, лифты вообще станут «самособирающимися» и самообслуживающимися и органично впишутся в ландшафт грядущего века нанотехнологий.

Впрочем, целый ряд серьезных проблем остается и после успешного построения космического лифта — на стадии эксплуатации. Определенное беспокойство специалистам, следящим за целостностью нитей, может доставлять различный космический мусор. Банальные грозы с ураганами или обледенение могут повредить нижний, самый тонкий участок троса, а поскольку вверху он только утолщается, нельзя восстановить обрыв, просто немного приспустив трос. В число возможных бед включают и собственные колебания гигантской «струны», которые могут привести к ее разрушению. У проблемы построения дороги на небо есть также определенные военные и политические аспекты. Достаточно представить, насколько привлекательной мишенью для террористов станет такое гигантское хрупкое сооружение!

Допустив на минуту, что все сложности удалось обойти, и посчитав возможную выгоду от этого предприятия, мы сразу поймем энтузиазм NASA. Ведь с приходом лифтов себестоимость поднятия килограмма на высоту геостационарной орбиты составит от нескольких долларов (согласно оптимистичным оценкам) до сотен долларов (по самым пессимистичным). Сравните это с тысячами и десятками тысяч долларов за килограмм при современных ракетных технологиях. По мнению Брэдли Эдвардса, одного из основателей компании HighLift Systems, которой NASA выделило финансирование для исследований по проблеме космического лифта, на реализацию проекта потребуется от 10 до 40 миллиардов долларов — сравнимо с разработкой новых шаттлов. Если верить этой оценке, то затраты с лихвой окупятся уже за первые десятилетия эксплуатации нового чуда техники.

Космический лифт в фантастике
— Артур Кларк (Великобритания), «Фонтаны рая» (1978). Русский перевод — 1980.
— Чарльз Шеффилд (США), «Паутинка между мирами» (1979) — роман содержит подробное описание космического лифта. На русский язык не переводился.
— Ким Стэнли Робинсон (США), трилогия «Цветной Марс» (начиная с 1992) — история марсианского и земного лифтов от американского лауреата премий «Небьюла» и «Хьюго»; тросы лифтов изготавливаются из углеродных нанотрубок, которые вырабатываются на астероиде, а затем погружаются в атмосферу, астероид при этом используется как противовес.
— Фредерик Пол и Томас Т. Томас (США), «Марс Плюс» (1994) — в качестве «лифта» на Марсе фигурирует так называемый космический фонтан, непрерывно выбрасывающий металлические кольца. Роман переведен на русский язык.
— Дэвид Геррольд (США), «Соскочить с планеты» (1998). В ближайшем будущем мир разделят между собой гигантские корпорации, а в Западном полушарии построят космолифт. С помощью него на геостационарную орбиту сбегает 13-летний мальчик Чарльз.
— Павел Шумил (Россия), «Должны любить» (2002). В романе фигурирует привязь, спущенная с объекта на геостационарной орбите и прикрепленная на экваторе планеты. С ее помощью планету разворачивают, чтобы растопить ледяные материки. Герои Шумила вспоминают «Фонтаны рая» Кларка, но, похоже, к звездам в том мире путешествуют без применения космического лифта.
— Александр Громов (Россия), «Завтра наступит вечность» (2002). Космический лифт, затерянный где-то на задворках Москвы, уживается со всей неустроенностью нашей жизни. Правда, у лифта там «нормальный» сверхпрочный трос заменяет некий «энергошнур». При подъеме герои также вспоминают книгу Артура Кларка.
— Бен Бова (США), «Меркурий» (2005). Изображен случай нападения террористов на космический лифт, из-за которого погибают миллионы людей. Перевода на русский язык еще нет.
Идея космического лифта нашла также свое отражение в кинофильмах, телесериалах, мультфильмах, аниме... Например, в сериале «Стар Трек» (эпизод «Подъем» четвертого сезона подсерии «Вояджер», 1995) грузовой космический лифт служит средством спасения для экипажа звездолета, застрявшего на планете с буйной турбулентной атмосферой. В аниме-фильме «GUNNM: Боевой Ангел Алита» (1993) японского художника Йокито Киширо зрителям удается полюбоваться остатками разрушенного космического лифта, нависающего над городской свалкой. В замечательном французском мультфильме «Каена: Пророчество» (2003) в качестве космолифта выступает гигантское дерево, уходящее корнями на орбиту. Космический лифт проник и в некоторые компьютерные игрушки. Например, он фигурирует на одном из последних уровней известной экономической реал-тайм стратегии «Civilization: Call To Power». Так что фантасты успели поработать над развитием идеи космического лифта ничуть не меньше, чем «безумные» инженеры.


Космический лифт в интернете
www.liftport.com  — Компания LiftPort, планирующая запустить лифт в 2031 году
www.isr.us/research_es_se.asp  — Материалы по космическому лифту от Institute for Scientific Research
www.spaceelevatorblog.com  — Официальный блог соревнований космических лифтов
www.spaceelevator.com  — Независимый блог по теме космического лифта


Нашествие лифтеров
Уже второй год подряд группы энтузиастов со всех концов света собираются для того, чтобы продемонстрировать свои разработки в области «космического лифтостроения» и попытаться выиграть X Prize Cup, учрежденный при содействии NASA. При этом часть групп привозит роботизированные «вагончики», ползающие по канату и получающие энергию от фотоэлементов, а другие демонстрируют образцы материалов, достаточно легких и прочных, чтобы выдержать свой собственный вес и вес движущихся по ним механизмов. Все эти проекты объединены одной целью: подготовить первые ступеньки той лестницы, по которой мы поднимемся прямо на небеса...

Участники должны были предъявить робота весом не более 50 килограммов, который ползал бы по тонкому вертикальному канату длиной 50 метров со скоростью 1 метр в секунду, питаясь дистанционно от 10-киловаттного прожектора (требования пока достаточно скромные), а также образец материала для троса, превосходящего по своей прочности образец, уже имеющийся в распоряжении у NASA. К сожалению, за два года никто так и не смог справиться с этими задачами.

После проведения 20 и 21 октября 2006 года второго этапа соревнований призовой фонд составляет уже 600 тысяч долларов. В отличие от прошлого года команде Университета канадской провинции Саскачеван (University of Saskatchewan, Саскатун) на этот раз удалось вплотную приблизиться к решению первой из поставленных задач. Их роботу-альпинисту не хватило лишь пары секунд, чтобы вовремя достичь самого верха.

С изготовлением троса все гораздо хуже. Для испытаний команды должны были представить двухметровое кольцо из сверхпрочного материала, которое специальная установка проверила бы на разрыв. К испытаниям была допущена всего одна команда, и ее трос лопнул при нагрузке в 606 кг, гораздо раньше образца от NASA, который порвать так и не удалось — эксперимент прекратили при нагрузке в 754 кг, потому что начали гнуться металлические элементы установки.

В конкурсах X Prize Cup не участвует американская компания LiftPort Group, получившая известность после весьма громкого обещания запустить космический лифт уже к 2018 году. (Позднее срок был перенесен на 2031 год.) Компания проводит собственные эксперименты, которые выглядят впечатляющими, но и их еще нельзя назвать однозначно удачными. Так, в начале 2006 года автоматизированный подъемник, работающий на аккумуляторах, взбирался в небо по прочному канату, натянутому с помощью трех воздушных шаров. Из полутора километров робот сумел преодолеть только первые 460 м. Тем не менее компания планирует вскоре провести повторные испытания на тросе высотой 3 км.

Таким образом, создание космического лифта пока находится за пределами возможностей современных технологий, и нет полной ясности, удастся ли со временем решить все проблемы, стоящие перед разработчиками. А потому нет и однозначного ответа на вопрос, стоит ли вкладывать серьезные деньги в проекты космических лифтов или лучше потратить их на дальнейшее развитие ракетной техники.


верх страницы  

 

 

Все вопросы  и комментарии присылать по адресу:

Best IE6 1024 X 768

Февраля 15, 2007

Project manager:    Алексей Кулаков

Program manager: Анастасия Кулакова


В избранное