Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Стройка - как много в этом звуке Выпуск 225


 

интернет-проект "Новый дом" - профессиональные консультации. Новейшие строительные технологии, отделочные материалы: описания, анализ, сравнения, производители, поставщики, тематические статьи по строительству, полезная информация (строительные ресурсы, выставки, тенденции и инновации) - своеобразная картотека данных, необходимая для производителя и потребителя в сфере строительных услуг.
 

В рамках интернет-проекта "Новый дом" действует

Электронный журнал "Обозреватель Строительства" номер 8

Тема номера: Ландшафтный дизайн.

Подробнее: >>>

 

Стройка - как много в этом звуке

 

Выпуск №225

 

 

 

Содержание:

    события

             1.  Второй Международный форум «Строительство городов. CityBuild-2008»  

         статьи

             2 Ледяное великолепие

        А это на общетрепещущие темы:

             3Высотка без отклонений

      

 

 

 Второй Международный форум «Строительство городов. CityBuild-2008»
       

С 10 по 13 ноября 2008 года в Москве, в МВЦ "КРОКУС ЭКСПО", состоится II Международный форум «Строительство городов. CityBuild-2008».

Организатором Форума является компания «Глобал Экспо». Соорганизаторы Форума - Тоннельная Ассоциация России, ОАО «Новое Кольцо Москвы», ЗАО «Полимергаз», МА «Системсервис», ВАНКБ, НП «АВОК», Ассоциация Строителей России, Ассоциация по автоматизации зданий BIG-RU, ГУП «Моссвет», ВНИСИ имени С.И.Вавилова, ЗАО НПСП «Светосервис», НП «Росгорсвет», Фонд «АМОСТ», Ассоциация «АСПОР», Ассоциация "Росэлектромонтаж", Всероссийская Ассоциация Металлостроителей.

Официальную поддержку проекту оказывает Федеральное Агентство по строительству и ЖКХ и Департамент градостроительства города Москвы.

II Международный форум «Строительство городов. CityBuild-2008» объединяет на одной выставочной площадке двенадцать самостоятельных и, вместе с тем, взаимодополняющих выставок:

«Архитектура, Проектирование и Реконструкция»
«Подземный город»
«Интехгеострой»
«Высотное строительство»
«Дормостэкспо»
«Городские инженерные сети и коммуникации»
«Свет в городе»
«Автоматизация и безопасность зданий»
«Гараж и паркинг»
«Электроснабжение и электросбережение городов»
«Города России: достижения строительного Комплекса»
«Металлостроительство»
Президентом России Д. Медведевым одной из самых актуальных задач государства на современном этапе названа задача обеспечения граждан доступным и комфортным жильем. Форум, представляя отечественные и мировые достижения в сфере градостроительства, по словам Д. Медведева, вносит существенный вклад в практическую реализацию приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Национальный проект придал мощный импульс развитию всех направлений строительной отрасли России, сделав такой проект как Форум особенно актуальным.

В нашей стране активизировались процессы повышения инвестиционной активности, развития ипотечного кредитования, резко увеличился приток государственных ресурсов, направляемых на решение жилищной программы. В связи с этим почти все города России вступили в период интенсивного городского строительства.

Огромное значение проведение Форума имеет для Москвы. По словам Мэра Москвы Ю. Лужкова, современная Москва – один из наиболее мощно и динамично развивающихся мегаполисов мира. В нашей столице активно осуществляются уникальные градостроительные проекты, последовательно реализуются масштабные социальные программы. В строительном комплексе города все шире внедряются новые технологии и материалы. Форум, демонстрируя последние достижения градостроительства по всем его направлениям, позволит специалистам обменяться опытом, наладить деловые связи, вдохнет творческие идеи в московский инвестиционно-строительный процесс.

II Международный форум «Строительство городов. CityBuild-2008» проводится в период бурного развития градостроительства не только в России, но и во всем мире. Проведение профессионального строительного Форума направлено на решение триединой задачи, которая включает в себя создание индивидуального облика городов и поселков; преодоление монотонности типовой застройки и решение экологических проблем в больших городах. Другой важнейшей задачей Форума является создание благоприятной основы для расширения взаимовыгодного сотрудничества, развития региональных и международных связей в строительстве и планировании городов и вовлечения в этот процесс российских и зарубежных компаний.

В рамках форума состоятся конгрессы, конференции, семинары, круглые столы, конкурсы, технические экскурсии, в числе которых: 1-ый Национальный Строительный Конгресс «Стратегия перехода к устойчивому развитию строительного комплекса России»; Международная научно-техническая конференция «Особенности освоения подземного пространства и подземной урбанизации в крупных городах мегаполисах»; Международная научно-практическая конференция «Технологии высотного строительства»; 4-я Международная конференция «Металлостроительная Индустрия ХХ1 века: мировой опыт и стратегия для России»; конференции - «Энергоснабжение городов», «Организация гаражного строительства и парковочного пространства в мегаполисе», «Современное решение электроснабжения городов кабельными линиями напряжением до 500 Кв», «Электроснабжение и электробезопасность при строительстве городов», «Автоматизация, безопасность и антитеррористическая защищенность зданий, сооружений, территорий. Разработка технических регламентов, нормативных документов», «Внешние и внутренние инженерные коммуникации жилых зданий, обеспечение надежности и безопасности»; семинары – «Бестраншейные технологии», «Инженерно-геодезическое обеспечение строительства, включая подземные коммуникации, высотное строительство. Мониторинг геодезическими методами несмещаемости и деформативности зданий и сооружений», «Информатизация и комплексная автоматизация сферы наружного освещения города»; экскурсия на многофункциональный высотный комплекс Москвы «Миракс СИТИ»; конкурс «На лучшее применение передовых технологий при освоении подземного пространства»; круглые столы - «Состояние наружного освещения в России. Инновации и перспективы развития. Опыт городов», «Строительство «Интеллектуальных зданий»: инвестиции, строительство, девелопмент» и др.

География участников очень обширна. В числе участников II Международный форума «Строительство городов. CityBuild-2008» представители из 38 регионов России, компании из 40 зарубежных стран и стран СНГ. Площадь экспозиции составит более 12 тыс. кв.м.

II Международный форум «Строительство городов. CityBuild-2008» - уникальный проект, охватывающий главные направления городского строительства, реконструкции и развития города, представляющий широкий выбор новейших технологий, архитектурных и конструктивных решений, строительных материалов последнего поколения и современного оборудования. На единой площадке представлен полный ассортимент продукции, материалов, оборудования, используемых в градостроительстве.

Приглашаем всех специалистов, занятых в сфере градостроительства, на II Международный форум «Строительство городов. CityBuild-2008».

С более подробной информацией обо всех мероприятиях Форума можно познакомиться в соответствующих разделах сайта www.city-build.ru  Аккредитация СМИ: тел.: (495) 981-82-20, 101-22-74 или e-mail: soboleva@global-expo.ru , Соболева Наталья





вверх страницы

 

Ледяное великолепие


 

 Как известно, одним из традиционных и наиболее любимых развлечений холодного времени года у наших предков было строительство ледяных скульптур, городков и аттракционов. Сегодня подобные украшения садов и парков снова входят в моду

Наши северные соседи, скандинавы, пока преуспели в этом гораздо больше. В Финляндии, например, ледяные скульптуры, горки и карусели строятся не только в частных садах и общественных парках, но и на территории детских садов и школ, просто на улице. Практически в каждом городе проходит свой ежегодный конкурс ледяных скульптур, а в некоторых районах его проводят даже дважды в год - зимой на открытом воздухе, а летом в холодильных камерах. В России за сезон пока случается не более 20 конкурсов и фестивалей. Но и здесь есть на что посмотреть. Некоторые из этих мероприятий уже стали популярными и собирают весьма известных резчиков по льду со всего мира. Кстати, именно после посещения таких фестивалей у многих появляется непреодолимое желание построить нечто ледяное на собственном садовом участке.

Технология создания ледяных скульптур довольно проста. Но все же не настолько, чтобы каждый желающий мог с первого же раза возвести собственный сверкающий замок. Поэтому лучше пригласить профессиональных резчиков по льду, имеющих необходимый инструмент, отработанные технологические приемы и большое количество эскизов.

Внешняя подсветка способна быстро изменить облик и настроение ледяной скульптуры. Кроме того, она играет роль дополнительного освещения участка. Ведь зимой смеркается уже после обеда, и смотреть в окно на темный сад становится не слишком интересно


Для изготовления скульптуры может использоваться как природный, так и искусственный лед. Глыбы природного материала выпиливаются с помощью ручной или бензопилы из ледяного покрова различных, желательно не проточных водоемов. В реках с сильным течением лед постоянно подмывается снизу, поэтому не всегда успевает "нарасти" до нужной толщины. Кстати, можно использовать даже пруд, находящийся на участке. Только глубина водоема должна превышать 50 см, поскольку стандартная величина ледяных блоков - 90 × 50 × 30 см. Работать с более мелкими кусочками неудобно, а более объемные элементы довольно сложно вытащить из воды. Но даже если это удастся, окружающий лед может не выдержать глыбу и проломиться.

Необходимой толщины лед в природных водоемах достигает, как правило, к концу декабря - началу января. Поэтому, если вы хотите украсить свой сад ледяными скульптурами уже к началу зимнего сезона, целесообразнее использовать искусственный материал. Для его приготовления подойдет любая форма из нержавеющей стали или деревянная опалубка со вставленной внутрь полиэтиленовой пленкой. Но если на улице недостаточно холодно, замерзать такой лед будет очень долго, несколько недель, или же придется морозить его в профессиональных холодильниках на хладокомбинате. Некоторые резчики считают искусственный лед менее красивым, поскольку он имеет мутноватую сердцевину, но это, как говорится, дело вкуса. Ни по плотности, ни по твердости, ни по каким-то другим качествам правильно приготовленный искусственный материал совершенно не отличается от натурального. И работают с ним по тем же принципам и теми же инструментами, что и с природным. Кстати, для резки по льду используются различные пилы, стамески и резцы, аналогичные тем, которыми работают по дереву.


Немного истории: "Ледяной дом" - самое известное ледяное сооружение в России - был построен в Петербурге в 1740 г. по повелению императрицы Анны Иоанновны. Архитектор - Петр Еропкин. "Дом" возводился специально для свадьбы императорского шута Голицына и шутихи Бужениновой. Располагался между Зимним дворцом и Адмиралтейством. Был целиком сложен из ледяных глыб, украшенных резьбой. Вся мебель и предметы, в том числе цветы и игральные карты, тоже были сделаны изо льда.

У входа стоял ледяной слон с ледяным погонщиком, ледяные дельфины извергали фейерверки, а ледяные пушки стреляли ледяными ядрами. В 2003 г. В честь празднования 300-летия Санкт-Петербурга на пляже Петропавловской крепости снова был возведен "Ледяной дом". Это сооружение общим весом более 60 т и стоимостью полмиллиона долларов построили шведские мастера и преподнесли в качестве официального подарка шведской губернии Норрботтен к юбилею города.

В Швеции свой ледяной дом возводят каждый год. В местечке Юккасъярви, в 30 км от города Кируны, строят настоящий ледяной отель с кинотеатром, рестораном, баром и собственной церковью, где совершаются бракосочетания. В отеле есть сауна, правда, обычный бассейн в ней заменяют несколько полыней прямо в ледяном полу. Переночевать в ледяном отеле предлагают на ледяных топчанах, покрытых оленьими шкурами.

Существует два основных способа создания ледяных композиций. Первый можно сравнить с детским конструктором. То есть все детали будущей скульптуры выпиливаются по отдельности, а затем собираются в готовую композицию. Этот способ наиболее прост, но, по мнению профессиональных резчиков, наименее интересен. Работа становится механистичной, в ней остается слишком мало места для творчества. Правда, такой метод позволяет экономить время, что немаловажно, если обговорены жесткие сроки выполнения заказа. Второй способ гораздо ближе к работе настоящего скульптора. Ведь в этом случае из ледяных глыб сначала собирается нужный объем, а уже затем от него "отсекается все лишнее". При таком способе работы резчик может отойти от первоначального проекта, создать что-то неожиданное, интересное. К тому же, и ошибки в работе со льдом не так страшны, как при работе с деревом и камнем. Если кусок льда отколется, то скульптуру можно легко восстановить, присоединив новый блок.

Способ монтажа ледяных деталей в обоих случаях один и тот же. Скрепляемые поверхности выравниваются, поливаются водой, соединяются, а затем снова "приливаются" водой. Через некоторое (довольно непродолжительное) время стык смерзается под действием температуры самих глыб льда, при этом температура воздуха может быть не ниже 0°C.

Для того чтобы получить цветную скульптуру или же композицию с разноцветной надписью, лед не стоит красить снаружи. Этот вариант очень недолговечен, ведь достаточно малейшей оттепели, даже просто попадания на поверхность солнечных лучей, чтобы цвет "стаял". Гораздо надежнее распилить ледяные блоки пополам и покрасить внутреннюю поверхность или же нанести на нее необходимые слова, цифры, узор. Затем блоки снова соединяют по уже описанной технологии, применяя небольшое количество воды. Такому цветному льду не страшны ни оттепели, ни осадки.

Иной способ расцветить ледяные скульптуры - организация внешней подсветки. Кстати, есть возможность сделать подсветку и внутренней, но этот вариант очень дорог и используется редко. А вот наружную подсветку организовать совсем несложно, особенно если на участке уже имеются электрические розетки (например, те, в которые летом включается газонокосилка или фонтан на альпийской горке). Если ничего подобного нет, кабель можно протянуть непосредственно к дому, под снегом технические детали все равно видны не будут. Подсветка может быть как однотонной, так и тонированной сменными фильтрами, статичной или "играющей". Если для подсветки используются греющиеся лампы, то их нужно располагать на расстоянии, чтобы они не повредили скульптуру. Негреющиеся лампы (холодного свечения) скульптуру в любом случае не испортят.

Другое дело - прямые солнечные лучи, ветер и дождь. От них ледяную композицию нужно оберегать, поскольку они способны испортить форму, размыть грани и линии. А вот небольшие оттепели ледяным творениям не страшны, ведь лед имеет собственную энергию холода и даже при плюсовой температуре не тает очень долго. Если же оттепель затянулась, скульптуру лучше укрыть полиэтиленовой пленкой или даже соорудить вокруг нее нечто вроде парника. Хотя многие владельцы ледяных шедевров вовсе не стремятся их сохранить, считая, что вся прелесть такого произведения именно в его недолговечности, хрупкости.

Но даже если совсем не уделять внимания сохранности ледяных композиций, они в состоянии простоять на участке в течение всей зимы, практически до марта. Времени же на их изготовление тратится совсем немного. Для создания скульптуры размером 2 × 2 м опытному резчику понадобится от двух до пяти дней, в зависимости от сложности проекта. Если объем композиции достигает 300 кубометров льда и больше, на работу может уйти несколько недель. Процесс затягивается и в случае, когда в создании скульптуры принимают участие сами заказчики или их дети. А сегодня такая форма досуга стала весьма популярна. Вообще различные мероприятия с использованием ледяных композиций постепенно завоевывают все больше поклонников.

Так, еще пару лет назад самый большой интерес вызывали статичные фигуры, украшающие придомовые территории. Нынешней зимой появился спрос на различные горки, карусели, ледяные городки, которыми можно не только любоваться, но и пользоваться для развлечения. Кстати, на Западе это направление особенно популярно. Например, хитом прошлого сезона были ледяное поле для мини-гольфа и ледяной бильярд. Не исключено, что в этом году отечественные поклонники ледяных скульптур тоже захотят покатать ледяные шары по ледяному бильярдному столу или, может быть, придумают что-то совсем иное. Главное - не дать себе заскучать долгой и суровой русской зимой.

Стоимость ледяной скульптуры зависит от объема использованного льда, художественной ценности произведения, известности мастера, сроков исполнения, детальности проработки.

Самая маленькая, так называемая "столовая" скульптура (до 50 см) обойдется вам в $ 150.

Садовая миниатюра (от 50 до 100 см) стоит $ 200-300.

Скульптура в человеческий рост - $ 400-600.

Монументальные сооружения (елки, фигуры людей, буквы и цифры выше 2 м) - $ 1000-3000.

Беседки, горки, карусели, ледовые городки - $ 3000-6000.

Стоимость может возрасти, если скульптура возводится не по типовому, а по индивидуальному эскизу, если для предоставления заказчику сначала изготавливается модель или скульптура имеет систему внешней или внутренней подсветки.

вверх страницы

 

              А это на общетрепещущие темы:                         

           

Высотка без отклонений

 

Только в четырех из семи легендарных "сталинских" небоскребов имеются жилые квартиры. В рубрике "Жилая легенда" мы уже рассказывали, как обитатели трех из них защищают родные стены (кстати, находящиеся под охраной государства) от буйных фантазий граждан с деньгами. Высотка у Красных Ворот - единственная пока не посылавшая московским властям сигналов бедствия. Заинтересовавшись этим феноменом, "Известия" пришли в здание, вставшее больше полувека назад лицом к Садовому кольцу на его пересечении с Каланчевкой - на месте старинного квартала, снесенного заодно с домом, где родился Лермонтов.

На бойком месте

Монументальный дом, вокруг которого днем и ночью движется бесконечный поток машин и такой же плотный людской муравейник (рядом расположены несколько министерств, множество банков, площадь Трех вокзалов), строили как ведомственное здание МПС. Само оно обитало совсем рядом, в знаменитом доме-паровозе.

Однако к концу 1951-го, когда высотное административно-жилое здание на Садово-Спасской, 21 достроили, из МПС выделилось новое могущественное ведомство - Минтрансстрой, отвечающее за строительство железных дорог, автомагистралей, аэропортов, метро, мостов и т.д. Оно-то и отпраздновало новоселье в высотной части новостройки, став одним из двух столичных ведомств (второе - МИД), прописавшихся в небоскребах. Квартиры в более низких жилых крыльях достались по большей части путейщикам.

В 1990-е, после акционирования Минтрансстроя, в здешнем конференц-зале на время поселился удивительный арендатор - первая в России Международная московская валютная биржа. Что вовсе не помешало бывшему министерству, обратившемуся сначала в корпорацию, а из корпорации - в группу компаний "Трансстрой", не только усидеть в историческом здании, но и выкупить административную часть высотки у государства и стать ее полновластным хозяином.

Перед покупкой высотку тщательно обследовали. Возглавивший группу экспертов Игорь Каспэ, сотрудник одного из НИИ Минтрансстроя, погрузился в дело с головой: рылся в документах, облазил все здание - от подвалов до звезды на шпиле - и даже решил найти тех, кто его строил. Так он узнал то, о чем знали только посвященные.

Тайна заморозки и отморозки

Как известно, прямо в высотке был пробит второй выход с построенной еще в 1935 году по проекту архитектора Фомина станции метро "Красные Ворота". На этом настоял проектировавший высотку Алексей Душкин - знаменитый архитектор, автор проекта "Детского мира" и самых удивительных станций столичного метро - "Маяковской" и "Кропоткинской". Дело в том, что ни на Садовом кольце, ни на Каланчевке с их потоками транспорта, пусть и не такими угрожающими, как сегодня, полвека назад не имелось ни одного подземного перехода, отчего люди гибли под колесами. В общем, у Душкина были все основания настаивать на втором выходе из метро - на другую сторону Садового, на Каланчевку. Хотя все риски такого решения были очевидны.

Во-первых, нагрузка от здания приходилась на наклонный эскалаторный ход второго выхода из метро. Во-вторых, этот ход надо было сооружать одновременно с возведением высотной части здания - сроки окончания строительства установили жесткие, и пересматривать их никто не собирался. Но главная головная боль - местные почвы. Фундаменты высотки приходились на 16-метровую толщу водонасыщенных плывунных грунтов, и лишь на 27 метрах начинались плотные юрские глины, лежащие на известняке.

Эти проблемы пришлось решать способом, при строительстве зданий в Москве ранее не применявшимся, - грунт по периметру стройки решено было заморозить.

Конечно, такое уже случалось, когда строили метро. Но здесь котлован отрыли в очень ненадежных грунтах, практически в плывунах. К тому же он был огромным - площадью 1200 кв. метров и глубиной 24 метра: для заморозки грунта вокруг фундамента высотного здания пришлось заложить 230 скважин глубиной 27 метров, еще 110 скважин понадобилось для строительства эскалаторного тоннеля.

Но самое главное - специалисты знали: после оттаивания грунтов высотная часть здания неизбежно должна накрениться, по расчетам - на 16 сантиметров. И потому приняли беспрецедентное и рискованное решение - возводить железобетонный каркас с отклонением в сторону, противоположную ожидаемому после разморозки крену.

Этими отчаянными людьми были Яков Дорман - опытный спец, участвовавший в разработке технологий заморозки грунтов при строительстве московского метро и руководивший отделом спецработ Метростроя, и Виктор Абрамов - главный конструктор высотки. Последнего Игорь Каспэ вообще считает подлинным героем этого строительства. Абрамов стал и главным инженером, и начальником стройки, приняв на себя груз ответственности за неудачу, хотя она грозила ему даже не тюрьмой. Можно представить, скольких бессонных ночей и нервов стоило и это решение, и долгое ожидание, когда же дом наконец "выпрямится". Дождались этого только в 1962 году.

Элитка без излишеств

Все эти удивительные подробности инженер Игорь Каспэ выяснил, встречаясь с участниками строительства, которых ему удалось застать в живых.

Что же касается состояния высотки, то, по его словам, оно оказалось безупречным с точки зрения надежности - прочности, устойчивости, несущей способности. А когда "Трансстрой" еще и почистил почерневшие от копоти, газов и пыли фасады, высотка засияла и заиграла так, как будто и не прошло полвека с той поры, как в ее высотную административную часть въехали чиновники, а в жилые корпуса - новоселы.

Жила здесь, кстати, в основном не творческая элита, заселившаяся в другие дома сталинской высотной серии, а сотрудники МПС и других ведомств, заслуженные учителя-орденоносцы, известные врачи. Только в двух угловых подъездах - с самыми большими, пятикомнатными квартирами - прописались "шишки" - министры и заместители министров. В одной из таких квартир - общей площадью 100 с лишним метров - обитал сам президент Академии наук Мстислав Келдыш, имя которого знала тогда вся страна.

Старожилы рассказывают, что в 1950-е именно он спас жильцов от страшной напасти. Тогда в прилегающих к дому кварталах начался большой снос. Когда снесли Домниковку, на высотку напали сначала ядовитые подвальные блохи, а за ними - клопы, вывести которых было невозможно. Войну с кровопийцами возглавил лично академик Келдыш, раздобывший в химических лабораториях Академии наук какие-то особенно убойные средства, которыми и обработали квартиры, после чего зловредные клопы покинули дом навсегда.

В сравнении с другими жилыми высотками эта стала воплощением экономии. Никакой роскоши - гигантских люстр и мозаик в вестибюлях, просторных холлов перед квартирами. Видимо, в пылу борьбы с излишествами, жертвой которой стал впоследствии и спроектировавший дом архитектор Душкин, так и не перевели в камень и не водрузили на фасад шесть скульптур, хотя в гипсе они были уже готовы.

И все равно здешний уровень быта обитающим в коммуналках москвичам казался недостижимым и завидным. Великолепная дубовая столярка - крепкая, проморенная. Паркет из дуба и ясеня. Высокие потолки с лепниной. Кухни, оснащенные специально разработанной типовой мебелью и мойкой.

Каждый подъезд имел лифт и мусоропровод, бункеры которого располагались, как и в других сталинках, прямо на кухнях. Идея, конечно, спорная, но проектировщики дома у Красных Ворот имели в виду, что в кухне люди не едят, что для трапез можно использовать просторные гостиные, а это место - чисто производственная зона, предназначенная только для готовки (недаром рядом с кухней в пятикомнатных квартирах размещались маленькие комнатки "для домработницы").

В одном из жилых крыльев открылся свой детский сад. Правда, детсадовцам, как, впрочем, и всем жильцам, дышать воздухом приходилось во внутреннем дворе с насыпной землей, украшенном будками вентшахт метро.

Под домом располагался - о, чудо! - подземный гараж. На 29 машин, при том что в доме 274 квартиры. Но в 1950-е никто и не думал, что на исходе века в Москве случится автомобильный бум.

Рядом с гаражом шла подземная сквозная кольцевая трасса, по которой свободно передвигались грузовики, собиравшие из подъездов мусор.

У каждого подъезда имелось собственное бомбоубежище. Обитатели дома знали, что бункер имелся и под высотной частью дома, а оттуда шли ходы в какие-то секретные здания. По слухам, под высоткой располагался еще и бассейн с запасом питьевой воды, и подвалы с полным автономным обеспечением.

Бомбоубежища сданы внаем

Проектировавшие и строившие эту высотку, как написал в своих мемуарах архитектор Душкин, глубоко погрузились в неизвестное им доселе дело. Например, досконально изучили описание катастроф при пожарах в американских небоскребах. Выяснили, что верхушка знаменитого "Эмпайер Стейт Билдинг" во время шторма на Гудзоне колеблется с амплитудой в 0,5-0,7 метра.

Допустимую амплитуду колебания верха 133-метровой высотки у Красных Ворот было решено ограничить 12-15 сантиметрами. А обитатели ее высотной части на самочувствие никогда не жаловались.

Впрочем, за полвека в доме очень многое изменилось. Его внутренний дворик превратился в территорию детского сада и огорожен забором, у которого дежурит милиционер. А все прочие обитатели дома теперь дышат воздухом в других местах.

Бомбоубежища сданы внаем. Мусоропроводы в кухнях заколочены. Возможно, это следовало сделать сразу, но кто же знал, что битву с тараканами дом так и не выиграет.

Наталья Душкина, профессор МАрхИ, выросшая в доме, спроектированном дедом, мусоропровод тоже заколотила. А вот бункер сохранила, чтобы можно было его раскрыть и показать - как исторический предмет. Во время последнего ремонта отреставрировала оконные рамы, дверные ручки. Образцы всего того, с чем все же пришлось расстаться, например, старого кафеля, бережно хранит, чтобы можно было восстановить. Кстати сказать, стену между "комнатой прислуги" и кухней в их доме все давно уже сломали, устроив просторные столовые. А в квартире Душкиных - сохранили.

Но таких семей в этом доме осталось немного. Богатая публика, вытесняющая последних из могикан, с историческими интерьерами не церемонится: новые хозяева здешних квартир первым делом выламывают филенчатые двери, дубовые и ясеневые полы, сбивают лепнину.

- Люди не понимают, что это мгновенно снижает стоимость их квартир. С годами ценность интерьеров 1950-х годов будет только возрастать, знатоки будут готовы отдать за них любые деньги, - не сомневается Наталья Душкина.

Впрочем, собственное жилище она пытается сохранить в неприкосновенности вовсе не из этих соображений. Надеется, что переступившему этот порог легче будет понять и ушедшую эпоху, и масштаб живших в ней людей. Охотничье снаряжение ее деда до сих пор висит в холле. Картины на стенах - тоже его. Непонятно, как этот человек, 24 часа в сутки проектировавший и строивший здания, станции метро, вокзалы, многие из которых признаны сегодня памятниками архитектуры, мог оставить после себя еще и столько профессиональной живописи.

- Он написал его в 1942-м, когда семья уехала в эвакуацию, а Душкин остался в Москве один строить фортификационные сооружения и станцию метро "Автозаводская", - рассказывает внучка об одном из его автопортретов. - Приходил после работы ночью в пустой дом и рисовал.

Эта квартира - готовый музей ее знаменитого деда. Памятник в памятнике.

Шпили добавил Сталин

На состоявшемся в 1947 году закрытом конкурсе на проект административно-жилого высотного здания МПС у Красных Ворот в фавориты выдвинулся проект Алексея Душкина, в то время главного архитектора Центральной архитектурной мастерской МПС. Мощный компактный объем, увенчанный конусообразной главой - в плане высотка вместе с боковыми крыльями имела квадратную форму, - напоминал, с одной стороны, русского богатыря в шлеме, с другой - монументальные американские небоскребы начала века

Однако в процессе доработки проекта в 1948-1949 гг. в соавторстве с прикрепленным к Душкину архитектором Мезенцевым появились другие варианты - жилые крылья сильно вытянулись по горизонтали, возник даже проект дома-квартала чуть ли не до Орликова переулка. Но в итоге остановились на более компактном варианте.

Однако в последний момент и его подправили. Как и в здании Наркоминдел (нынешний МИД) на Смоленской площади, в высотке у Красных Ворот в окончательном проекте шпиль не предполагался. Но когда оба здания были уже почти готовы, по маршруту троллейбуса "Б" по Садовому кольцу совершил проезд лично товарищ Сталин. Сразу же после этого поступило распоряжение: соорудить на высотках шпили. Которое и было беспрекословно исполнено

вверх страницы  

 

 

Все вопросы  и комментарии присылать по адресу:

Best IE6 1024 X 768

Июль 7, 2008

Project manager:    Алексей Кулаков

Program manager: Анастасия Кулакова


В избранное