Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Стройка - как много в этом звуке Выпуск 281


 

интернет-проект "Новый дом" - профессиональные консультации. Новейшие строительные технологии, отделочные материалы: описания, анализ, сравнения, производители, поставщики, тематические статьи по строительству, полезная информация (строительные ресурсы, выставки, тенденции и инновации) - своеобразная картотека данных, необходимая для производителя и потребителя в сфере строительных услуг.
 

В рамках интернет-проекта "Новый дом" действует

Электронный журнал "Обозреватель Строительства" номер 10

Тема номера: Служба Заказчика.

Подробнее: >>>

Блог "Новый дом" на портале NNM.ru

Книги по истории флота, статьи о жизни

 

Стройка - как много в этом звуке

 

Выпуск №281

 

 

 

Содержание:

    события

             1.  Архитектура и градостроительство Москвы – какими они будут в послелужковский период

       статьи

             2.  История появления фанеры и древесных плит 

          3.  Дом с золотым оттенком

        А это на общетрепещущие темы:

             4.  Невидимка в юбке

      

 

 

 Архитектура и градостроительство Москвы – какими они будут в послелужковский период   


    Эта тема стала предметом обсуждения на круглом столе, организованном Союзом архитекторов России и Российской академией архитектуры и строительных наук  в Центральном доме архитекторов.

Вопросы архитектуры и градоустройства для огромного мегаполиса, каким является российская столица, были актуальны всегда. Другое дело, что за время руководства Ю.М. Лужкова была выстроена система, которая не ставила своей задачей прислушиваться к мнению специалистов в области архитектуры и градостроительства. В результате к концу первого десятилетия двадцать первого века Москва – это нескончаемые пробки на дорогах, создающие ощущение, что город вот-вот встанет совсем, неразвитая система общественного транспорта, которая делает невозможным быстрое и удобное передвижение по городу, недостает парковок и, как следствие, забитые оставленным транспортом улицы, в угоду элитной недвижимости сократились зеленые зон и переуплотнилась застройка, отсутствуют общественные пространства. Мы получили неудобный для жизни и работы город с недружественной, как собственным жителям, так и гостям столицы средой.

Отчетливо понимая, что настало время задуматься о будущем и выработать решения, которые помогут изменить ситуацию, Союз архитекторов и РААСН провели круглый стол, посвященный перспективам развития Москвы.
В Гранатном переулке в Белой гостиной ЦДА собрались эксперты - известные архитекторы, градостроители, главные редакторы ведущих архитектурных изданий, руководители САР и РААСН. В числе собравшихся были президент РААСН Александр Петрович Кудрявцев, почетный президент САР Юрий Петрович Гнедовский, вице-президент САР Максим Перов, профессор МАрхИ и член общественной Палаты РФ Вячеслав Глазычев, председатель Совета по территориальному планированию и градостроительству Александр Высоковский, архитекторы Александр Скокан, Сергей Скуратов, Юрий Григорян, Никита Явейн, Владимир Плоткин, Михаил Мамошин, Михаил Хазанов и Николай Лызлов, директор МУАРа Ирина Корбьина, архитектурный критик Григорий Ревзин, главный редактор «Архитектурного вестника» Дмитрий Фесенко и главный редактор «Проекта Россия» Алексей Муратов.

Открывая встречу, Президент САР Андрей Боков так обозначил ее цель: «Нам надо понять какой должна быть политика профессионального архитектурного сообщества». Он предложил участникам круглого стола высказаться по целому ряду вопросов: как защитить профессию, как должна быть устроена архитектурная власть, чтобы она отражала интересы горожан и что делать с Генеральным планом Москвы.

Каждый из участников круглого стола высказал свое видение того, как могут быть решены эти вопросы - во многом они совпали. Единодушным оказалось и мнение, что Союзу архитекторов требуется занять свое место в общественной жизни страны. Как это и можно было ожидать обсуждение вышло за рамки проблем города и коснулось градоустройства всей страны.

Итогом круглого стола станет меморандум, который вберет в себя наиболее продуктивные предложения. Меморандум будет опубликован на сайтах Союза архитекторов и РАССН, размещен в печатных и Интернет СМИ, отправлен Президенту и Правительству РФ, в Государственную Думу и будущее правительство Москвы.

 

 

вверх страницы

 

История появления фанеры и древесных плит

 

  Многие ли из нас задумываются о том, как давно вошли в нашу жизнь те или иные вещи, явления? Мы пользуемся ими, ежедневно или время от времени, совершенно не подозревая о их богатой, и часто очень интересной истории. Появление фанеры

Например, фанера. Что мы знаем о ней? Этот, казалось бы, совершенно обычный и мало чем примечательный материал был изобретен человеком очень и очень давно. Первые фанерные листы созданы в Древнем Египте, в 15 веке до нашей эры. Появление фанеры было связано с высокой стоимостью древесины. В Египте этот материал был дефицитом, а черное и красное дерево завозилось издалека и стоило очень дорого.

Использовали фанеру и древние римляне и греки, для которых древесина тоже была материалом редким. Они использовали фанеру в основном для изготовления мебели и предметов домашнего обихода. Несколько позже римляне научились вырезать из фанеры тонкие пластинки и украшать ими самые различные предметы.

А в 16 веке во Франции начинают производить мебель, фанерованную дощечками из ценных древесных пород. Такая мебель была гораздо дешевле, чем из массивной древесины. Это привело к резкому росту спроса на строганую фанеру. В результате актуальным стало создание новых технологий обработки древесины. Фанера в России - исторический ракурс

Лущеный шпон, а затем и клееная фанера впервые появились в России. В 1819г. проф. Фишер изобрел станок, позволивший срезать с вращающегося чурака ленту шпона ножом установленным в плоскости перпендикулярной длине волокон, почти по ксательной к годичным кольцам.

Шпон первоначально применяли для изготовления клееных сидений для стульев. Производство шпона началось с 1885 г. на заводе фирмы Лютер в Ревеле (ныне г. Таллинн. Эстония). Здесь же в 1889 г. стали выпускать листовую клееную фанеру, из которой делали ящики для упаковки чая и каучука. В 1894 г. клееную фанеру стали выпускать в Петербурге и в 1896 г. в Зеленодольске (Республика Татарстан).

В период возникновения фанерной промышленности вся клееная фанера перерабатывалась непосредственно на заводах- изготовителях. Из нее делали тару, почтовые ящики и чемоданы. В дальнейшем, с увеличением объемов производства фанерные заводы начали продавать листовую клееную фанеру. Однако в России фанера продолжала оставаться малоизвестной широкому кругу потребителей. Производители фанеры не стремились к популяризации ее внутри своей страны, поскольку она имела обеспеченный сбыт за границей. Цены на древесину и стоимость изготовления фанеры в России были значительно ниже цен мирового рынка и потому этот вид экспорта для отечественных предпринимателей был очень рентабелен.

Фанера вывозилась преимущественно в Англию, где был сосредоточен международный рынок по фанере. Перед первой мировой войной фанера, производимая в России, на этом рынке была вне конкуренции. В 1913 г. было экспортировано 95 тыс. м3 фанеры или около 50% всего производства фанеры в России.

К началу XX века в России работало 10 фанерных заводов. В период с 1900 по 1910 г. в строй вступило 27 заводов и с 1910 г. по 1914 г. еще 10 заводов. В 1914 г. в России насчитывалось 48 заводов для производства клееной фанеры с общей производительностью 240 тыс. м3.

Во времена гражданской войны на Дальнем Востоке, партизаны стреляли и из деревянных пушек. Ствол такой пушки был сделан из березы перехваченной железными обручами.

В годы Великой Отечественной войны на самолетостроительных заводах не хватало металла на баки для бензина и их стали изготовлять из бакелизированной фанеры. Деревянный бак обтягивали резиной и устанавливали на самолет.

Когда в начале шестидесятых годов XX века, решением КОКОМ – "Координационного комитета по экспорту стратегических товаров в социалистические страны" (Coordinating Committee of East-West Trade Policy) был запрещен экспорт в СССР, одной из специфических пород древесины (произрастающей в Латинской Америке), то нашими "умельцами" на основе березы был создан новый материал - превративший эмбарго в пустой звук. Материал этот использовался для изготовления втулок гребного вала высокоскоростных ракетных катеров.

В период плановой экономики в Ленинграде (и не только) выпускали трубы из березовой фанеры для перекачки нефти и газа, для вентиляции в шахтах. По таким трубам даже перекачивали пульпу (размытую землю) от земснарядов.

В городе Кадуе (Вологодская область) было налажено производство по выпуску из березовой фанеры бочкотары. Кадуйские фанерные бочки широко использовались для упаковки пищевой продукции предназначенной для районов Крайнего Севера, например: яичного порошка, сухого молока, сухих овощей и т.д. Сейчас ОАО "СЕВЕРТАРА" (бывший Кадуйский завод фанерно-штампованных бочек) является единственным предприятием в России и СНГ по производству фанерно-штампованных бочек. Появление ДВП

В 1858 году американцем Лайманом был получен первый патент на производство древесноволокнистых плит. А через несколько лет, в 1864 году другой ученый по фамилии Мюнх пришел к мысли о том, что бумага — это по сути очень тонкая ДВП. Им была создана установка для производства плит без связующего, с помощью горячего прессования.

Усовершенствовал способ производства ДВП американец Мейсон в 1924 году, причем совершенно случайно. Ученый ушел, предварительно выключив кран подачи пара для горячего прессования, но из-за неисправности крана пар продолжал поступать в пресс. Вернувшись, Мейсон обнаружил в установке плиту очень высокой плотности. Изобретение ДСП

Что касается истории ДСП, то использовать связующее первым предложил Эрнст Хаббард в 1887 году. Он попробовал делать плиты из древесных опилок и казеинового клея. Немец Бекман в 1918 году отделал плиту шпоном. А в 1926 году другой немецкий ученый Фройденберг впервые рассчитал количество связующего (3—10%). Спустя семь лет американец Энтони начал использовать в качестве связующего фенольную или карбамидную смолу. МДФ - забытая древняя технология

Ну и еще, конечно же, надо упомянуть про то, как появились на свет первые плиты МДФ. В том виде, в котором мы их знаем сегодня, они были сделаны в 1965 году в США. МДФ - это Medium Density Fiberboard, что переводится как деревоволокнистая плита средней плотности. Старинная технология дефибрования древесины, существовавшая еще во времена ацтеков и майя, возродилась после многовекового забвения только в конце 18-го столетия в Великобритании. В начале 19-го века в США появилась первая фабрика по производству волокнистых плит пористого типа.

На сегодняшний день фанера по-прежнему остается недорогим и популярным материалом. Среди современных разновидностей и фанера бакелизированная, и фанера ламинированная декоративная, и фанера авиационная, и водостойкая фанера фсф, и множество других. Фанера востребована практически во всех отраслях промышленности. Она используется в машиностроении, в строительстве, в мебельном производстве, для изготовления музыкальных инструментов, игрушек, для декоративной отделки и в других областях.

вверх страницы

 

Дом с золотым оттенком

Свой дом… Сколько приятных и теплых ассоциаций вызывают эти простые слова! Закроешь глаза, и сразу же вспоминается деревянный бабушкин дом, где весело проходило беззаботное время летних каникул! У того дома из детства словно были душа и характер: стоило кому-нибудь из детей набедокурить – и половицы начинали скрипеть осуждающе, а в радостные для семьи минуты простые стены и некрашеный пол так и излучали золотой свет.

За этот приятный, теплый оттенок свежей древесины русские поэты называли такой дом "золотым". Неудивительно, что традиция строить уютное деревянное жилище сохранилась и в наш век высоких технологий. Очевидно, объяснение этому феномену кроется в достоинствах дома из дерева. В нем приятно жить: стены сохраняют способность "дышать" благодаря имеющимся в древесине порам. Воздух, попадающий в дом через деревянные стены, насыщается фитонцидами – полезными веществами, которые выделяет сосна и лиственница (чаще всего древесина именно этих деревьев идет на постройку дома).

Дерево относится к группе натуральных строительных материалов – а это значит, оно наиболее безопасно для живущих в таком доме людей. В "золотом" доме легкий сухой воздух, а комфортную температуру поддерживать нетрудно, так как дерево достаточно хорошо держит тепло зимой. Летом здесь прохладно благодаря естественной вентиляции.

Эти достоинства перевели дерево в ранг наиболее приемлемых строительных материалов для частных домов в Европе, где оно стоит довольно дорого.

В нашей стране дерево остается доступным традиционным материалом для постройки загородных коттеджей и дачных домиков. Генетическая ли память россиян помогает сделать выбор в пользу древесины или желание создать для своей семьи самые лучшие условия – неизвестно, но факты говорят сами за себя: в доме с золотым оттенком хотят жить гораздо большее количество людей, чем в здании из других материалов.

Строительство такого семейного гнезда – дело ответственное: ведь надо предусмотреть все тонкости для того, чтобы в его стенах выросли не только дети, но внуки и правнуки, которые будут с особенно теплым чувством вспоминать счастливые годы, проведенные в доме с золотым оттенком.


Что нужно знать о древесине застройщику

Первое: недостатки древесины

Каждый серьёзный застройщик предпочитает знать о выбранном материале как можно больше, чтобы грамотно подкорректировать его недостатки.

Главный минус древесины – горючесть. Об этом хорошо знали уже наши предки: даже в русских летописях можно прочитать о том, как во времена войн выгорали целые деревянные города.

Деревянные дома недолговечны и по другой причине – они неустойчивы к губительному воздействию грибка. Грибок, размножаясь, сильно сокращает срок службы древесины, портит её внешний вид – дом темнеет и гниет, теряя такой привлекательный золотой оттенок и прочность. Поэтому деревянные строения редко стоят без ремонта с полной заменой некоторых бревен и досок больше ста лет.

Если дом построен из сырой древесины, постоянным неблагоприятным "спутником" его станет плохая теплоизоляция. Древесина, теряя со временем влагу, растрескивается, в результате чего появляются щели, через которые уходит тепло зимой. Помимо этого, такой дом может давать усадку, вследствие которой деформируются двери и перегородки.

Наличие всех этих недостатков вовсе не повод отказываться от уютного дома с золотым оттенком, а всего лишь возможность собрать информацию о современных разработках, которые корректируют "минусы" древесины, сохраняя все её выгодные свойства.

Второе: из чего нам стоит дом построить

Современные деревянные дома давно уже не строят из бревна-кругляка, только что вывезенного из лесу. Строительный материал изготавливается на заводе, где проходит необходимую обработку и калибровку. Существуют два самых распространенных вида строительного материала для деревянных домов: оцилиндрованное бревно и клееный брус.

Дома из оцилиндрованного бревна похожи на сказочные избушки: стены из ровных, один к одному сложенных золотистых брёвнышек радуют глаз. Секрет их привлекательности в том, что бревна проходят тщательную обработку на заводе. Исходный материал (стволы деревьев, очищенные от коры и веток) тщательно просушивается, и только после этого на фрезеровочном станке бревна для каждого конкретного дома подгоняются под заданный диаметр. Поэтому в таком доме нет щелей – брёвна плотно прилегают друг к другу.

В заводских условиях бревна обрабатываются антипиренами (веществами, предохраняющими от огня) и антисептиками (которые защищают дерево от грибка).

Для этого готовые оцилиндрованные бревна не позднее, чем через 10 часов после снятия со станка опускаются в пропиточную ванну, где и выдерживаются определенное время, чтобы образовался пятимиллиметровый защитный слой. Только после этого оцилиндрованное бревно поступает на строительный участок.

Дом из оцилиндрованного бревна гораздо лучше держит тепло, так как высушенное дерево не растрескивается. Защитный слой предохраняет брёвна от порчи и возгорания, что значительно увеличивает срок его службы.

Клееный брус так же отлично подходит для строительства дачных домиков. Это универсальный материал: он позволяет воплотить любую фантазию относительно проекта будущего жилища в жизнь. Кроме того, такой дом практически не дает усадки, в нем нет сырости, а теплоизоляционные свойства его гораздо выше, чем у строения из обычного бруса.

Все эти свойства клееный брус приобрел благодаря многоступенчатой технологии изготовления. Бревна для клееного бруса сначала превращают в доски, которые тщательно просушивают в специальных камерах. Но не каждая доска подойдет для изготовления клееного бруса: после сушки следует тщательный отбор материала. Сначала этот процесс идет вручную (выбраковываются доски с видимыми дефектами), после чего партия сырья для производства клееного бруса проверяется специальными датчиками, которые позволяют убрать недосушенный материал. Полностью просушенные доски превращаются в ламели (заготовки из отшлифованных и сращенных досок). Ламели соединяются между собой под прессом специальным клеем так, чтобы волокна разных заготовок направлялись в разные стороны (это повышает прочность бруса).

Готовый клееный брус обрабатывается антипиренами и антисептиком.

Таким образом, оцилиндрованное бревно и клееный брус можно считать идеальными материалами для строительства современных деревянных домов. Поскольку немаловажным этапом в производстве оцилиндрованного бревна и клееного бруса является тщательное просушивание сырья и обработка готового материала веществами, защищающими от возгорания и поражения грибком, такие дома надежны и комфортны для жилья. И все-таки одно только использование современных строительных материалов из дерева не делает "золотое" жилище абсолютно комфортным и безопасным.


Добиться наиболее полной "изоляции" деревянного дома от всех его недостатков можно, используя защитные экологичные материалы и внутри жилища.

Третье: каким должен быть деревянный дом изнутри

1. Грамотное утепление

В российском суровом климате даже дом из оцилиндрованного бревна или клееного бруса с повышенными теплоизоляционными свойствами нуждается в дополнительном утеплении. Чем же лучше всего его теплоизолировать?

Выбирая утеплитель, будем иметь в виду, что в деревянном доме он должен быть негорючим. В Европе, где такие дома пользуются особым спросом у населения, в качестве теплоизоляционных материалов используют плиты из каменной ваты. Камень, как известно, не горит, и даже в случае возгорания такие плиты не позволят огню распространяться по конструкциям, что даст возможность быстро его потушить. Еще одним важным свойством плит из каменной ваты для деревянного дома является их неподверженность заражению грибком. Одной из передовых компаний по изобретениям и разработкам в этой области считается датская Rockwool. Продукцией этой компании можно изолировать от теплопотерь не только стены и пол, но крышу и каминную трубу.

2. Экологичность и негорючесть: пробковые полы для деревянного дома

В качестве покрытия для пола в деревянном доме лучше всего также использовать негорючий натуральный материал. В последнее время популярны полы из пробки: они хороши тем, что обладают низкой теплопроводностью, плохо поддаются возгоранию, красиво смотрятся.

На первом этаже дома имеет смысл дополнительно утеплить пол плитами из каменной ваты Rockwool, особенно если зимы в этой местности суровые.

Такая "многослойная" защита поможет также "убить нескольких зайцев": пол в доме будет "блокирован" не только от теплопотерь и шума, но и от случайного возгорания. Одной из ведущих компаний, специализирующихся на пробковых полах, считается фирма DECOSA (Германия).

3. Грамотная изоляция печей и каминов современными материалами

Деревянный дом требует особого внимания хозяина при кладке печей и каминов. Естественно, все правила при этом должны быть соблюдены, так как некачественная печь или камин может "погубить" такое строение. Огнезащита печей и каминов внутри дома современными материалами поможет надежно защитить его.

Чтобы изолировать пол и стены, соприкасающиеся с печью и камином, можно использовать специально разработанные для этих целей материалы FireBatts уже упоминавшейся ранее компании Rockwool. Эти плиты удобно прокладываются в местах, где деревянные стены могут нагреваться, и фиксируются клеем на цементной основе.

Дымоход камина (ту часть, которая в помещении) можно изолировать также при помощи плит FireBatts. Это легко сделать, если над камином построить гипсокартонный короб на металлическом каркасе, изнутри отделанный плитами FireBatts, при этом плиты направлены к трубе фольгированной стороной. В тех местах, где труба и дымоход контактируют с деревянными перекрытиями, необходимо проложить двойной слой плит Rockwool FireBatts.

Современные строительные материалы внутри деревянного дома существенно корректируют его недостатки, главным из которых является горючесть.

Полагаясь на защиту материалов, нельзя пренебрегать и основными правилами пожарной безопасности в быту: не перегружать проводку, не оставлять электроприборы без присмотра, следить за топящейся печью или камином, с осторожностью пользоваться свечами.

И тогда дом с золотым оттенком будет долго радовать семью.

Когда говоришь о доме, чаще всего представляешь именно деревянное строение: кажется, что там уютнее и теплее. Дерево – "живой" материал, который "дышит", отражает настроение и нрав хозяев: недаром в таком доме даже запахи и звуки свои, особенные.

Заботливый владелец, задумывая строительство дома с золотым оттенком, ставит перед собой две главные задачи: чтобы дом служил долго, а семья чувствовала себя в нем в безопасности. Современные строительные материалы позволяют это сделать: защищённая антипиренами и антисептиками древесина, негорючие теплоизоляционные и отделочные материалы продлят жизнь дома и сделают его комфортным семейным гнездом для многих поколений.


вверх страницы

 

              А это на общетрепещущие темы:                         

           

Невидимка в юбке

Умеют ли морские корабли летать? Для командира единственного в мире катамарана скегового типа Дмитрия Ефремова это вовсе не риторический вопрос. Его корабль носит имя стремительного, очень холодного и страшно разрушительного ветра северного Причерноморья - "Бора".

Так же как ветер, он способен внезапно появиться из ниоткуда на скоростях, недоступных ни одному другому кораблю, молниеносно нанести сокрушительный ракетный удар и так же внезапно раствориться на просторах моря. Но почему этот корабль - одиночка?

Катамараны скегового типа класса "Сивуч" ("Dergach" по натовской терминологии) - последнее слово в морской технике.

Это два объединенных общей платформой корпуса длиной 65 метров и шириной 18, образующих букву "П" - как у обычных катамаранов. Но спереди и сзади они оборудованы специальной эластичной и очень прочной прорезиненной "юбкой". Из-за нее корабль еще называют "катамаран в юбке". При необходимости она опускается и поднимается, увеличивая или уменьшая скорость хода. При опущенной "юбке" под днище катамарана парой специальных вентиляторов нагнетается под огромным давлением воздух. Корабль приподнимается над волной на высоту с 30 до 100 сантиметров, тем самым уменьшая площадь соприкосновения с водой.

Мощные, в 70 тысяч лошадиных сил, двигатели - две газовые турбины и шесть винтов, по три на каждом корпусе, причем один из них стационарный, а два могут опускаться и подниматься на специальных колонках, - придают "Боре" скорость более 50 узлов (более 100 километров в час). Это почти в полтора раза выше, чем у большинства современных атомных крейсеров и авианосцев, способных на максимальных режимах достигнуть 35 узлов - около 60 километров в час. Отсюда и сравнение катамарана с морским ветром.

- Наш корабль оперативное средство флота, - говорит командир "Боры" капитан 2 ранга Дмитрий Ефремов. - Мы готовы к немедленному выходу в море. При полной скорости хода мы можем достигнуть любой точки Черного моря за 6-8 часов.

Скорость хода - одно из главных тактических преимуществ "Боры". Ее задача, не ввязываясь в боевые действия, нести дежурство на рубеже атаки, вне досягаемости огневых и радиотехнических средств противника. А потом вдруг подлететь на скорости к его ударной группировке на расстояние пуска, произвести нокаутирующий залп главным комплексом сверхзвуковых крылатых ракет сразу из всех восьми контейнеров и тут же уйти.

- Фирменная окраска корабля, серо-черные разводы рисунка идеально скрывают корабль на фоне береговой линии, - рассказывает Ефремов. - Так что визуально обнаружить нас очень непросто. Ну а дальше все решает скорость.

Стремительность "Боры" подчеркивает и ходовая рубка корабля. Ее дизайн, эргономика совсем не "морские", а скорее авиационные: командир, рулевой и штурман сидят в ряд в почти что "летных креслах", а вместо привычного морского колеса с ручками - авиационный штурвал.

Возьмет "Солнечным ударом"

На флот головной корабль серии "Сивучей" - "Бора" пришел в 1990 году. С тех пор, несмотря на то что давно принят в состав флота, находится в опытной эксплуатации.

- Корабль уникален, - говорит Дмитрий Ефремов. - Весь его потенциал еще не раскрыт. Поэтому у нас постоянно идет научная работа. Раз в год к нам в обязательном порядке приезжает конструктор "Боры". Мы сами вносим предложения по улучшению. Я твердо уверен в том, что именно за кораблями подобной конструкции будущее современного кораблестроения.

Свои взгляды капитан 2-го ранга аргументирует просто - по набору вооружений "Бора" сопоставима с эсминцем 956 проекта типа "Современный". Но на эсминце 200 человек экипажа, на "Боре" - всего 80. Единственное отличие - отсутствие противолодочных комплексов. Их не удалось разместить из-за особенности движения "Сивуча", когда большая часть корпуса корабля оказывается над водой.

- На мой взгляд, важно и то, что у меня несколько силовых установок, - подчеркивает Ефремов. - При повреждении двух из них я все равно сохраню ход. Даже на одной "воздушной подушке" я могу идти со скоростью 4 узла. Мало. Но я буду двигаться!

Благодаря огромной для военных кораблей скорости "Бору" практически не качает даже на четырехбалльной волне (вообще же корабль может действовать и при 8-балльном шторме), что создает достаточно комфортные ус-ловия как для экипажа, так и для применения оружия. Скорость создает еще один эффект - при движении корабль окутывает облако водяных брызг, из-за чего он становится неразличим для радиолокационных средств противника.

На "Боре" стоят 8 пусковых установок самой современной российской сверхзвуковой противокорабельной крылатой ракеты 3М-80У "Москит". На сегодняшний день это единственная в мире ракета, скорость полета которой на малых высотах превышает два маха - 2800 километров в час. Такие скорости сегодня не отслеживает ни одна радиолокационная корабельная станция.

Ракета идет над поверхностью моря на высотах от 3 до 6 метров, совершая интенсивные маневры как по высоте, так и по горизонту. То есть обнаружить "Москит" практически невозможно. Как невозможно и уклониться от встречи с ним. Противник заметит подлет ракеты только за три-четыре секунды до ее непосредственной атаки. А это время ничтожно мало для того, чтобы совершить противоракетный маневр или принять какие-то другие экстренные меры самозащиты. "Солнечный ожог" способен прожечь корпус любого корабля, далее следует взрыв внутри его. Такой удар способен потопить не только боевой корабль среднего класса, но и крейсер. А 15-17 "Москитов" - даже корабельную группу.

Кроме ударного комплекса. "Бора" несет на себе и зенитно-ракетный комплекс "Оса-МА". Его система разведки, обнаружения, захвата и сопровождения воздушных це-лей, а также управления стрельбой благодаря практически полному отсутствию продольных и поперечных колебаний при ве-дении огня работает очень точно, гарантируя поражение любой воздушной цели - от крылатых ракет до самолетов и вертолетов противника. Особенно в сочетании с артиллерийской установкой АК-630. Ее скорострельность четыре тысячи выстрелов в минуту. Моряки называют ее "металлорезкой".

- Когда к нам в 2002 году пришел второй корабль нашей серии "Самум", в западной прессе написали, что боевой потенциал Черноморского флота возрос в 4 раза.- уточняет Дмитрий Ефремов.

Почему "Сивуч" не идет на флот

По итогам ракетных стрельб "Бора" и "Самум" неизменно занимают первые места на Черноморском флоте. Впрочем, новых кораблей этого класса российскому флоту ожидать не приходится. Несмотря на свою концептуальную новизну и мощь, "Бора" - "вчерашний" день флота. Корабль создавался как оружие противодействия ударным группировкам иностранных флотов. Сегодня российский флот решает совсем другие задачи - охрана территориальных вод, борьба с морским пиратством. "Бора" и "Самум" для этого не совсем годятся - у них очень короткий запас автономности. Поэтому Черноморский флот ждет "обычные" фрегаты проекта 1135.


вверх страницы  

 

 

Все вопросы  и комментарии присылать по адресу:

Best IE6 1024 X 768

Октябрь 25, 2010

Project manager:    Алексей Кулаков

Program manager: Анастасия Кулакова


В избранное