Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Волшебное увеличение ваших продаж с идеями от Русьинновации Интернет-магазины в эпоху маркетплейсов


Больше мобильных стендов хороших и разных! Теперь купить лучший мобильный стенд Русьинновация можно в любом населенном пункте, где есть ПВЗ Озона или Вайлдерриз. Да-да, и мы там. Но наш интернет-магазин по-прежнему заточен на то, чтобы предложить максимальное количество лучшего рекламного оборудования. И наш офис там же, где был 14 лет назад. 
Не спешите прощаться с  ecommerce. Очень многое зависит от ниши и ассортимента, наличия и конкурентоспособной цены на ваш товар, от логистики, сервиса и управления закупками. Но больше всего жизнеспособность интернет-магазина зависит от того, насколько активно его владелец вовлечен во все процессы.

Есть общероссийская статистика, что в первые 2 года прекращают работу более половины созданных компаний. Среди интернет-магазинов таких еще больше в силу кажущейся легкости создания сайта магазина и низкой цены входа в этот бизнес, особенно, если речь идет про дропшиппинг. Но большинство таких моделей и таких открывшихся магазинов не могут пережить 1-2 года работы, а подчас и 3-4 месяца становятся для них испытанием.

Давайте разбираться, являются ли маркетплейсы причиной того, что некоторые интернет-магазины закрываются? Стоит ли громко заявлять о том, что маркетплейсы убивают интернет магазины или же маркетплейсы хорошему бизнесу только помогают?

vymrut-li-internet-magaziny-v-epohu-marketpleisov.jpg

Эпоха маркетплейсов наступила. Что дальше?

Сколько раз приходилось слышать заявления о том, что «время seo прошло» или «эпоха яндекса заканчивается». Теперь вот новая страшилка – маркетплейсы убивают бизнес интернет-магазинов. Наверняка вы помните, как лет 5-6 назад заявлялось ровно аналогичное про прайс-агрегаторы – своего рода это были предшественники маркетплейсов.  Да только tiu, price.ru, Пульсцен так и остались со своей небольшой нишей, а наиболее громко захватывавшие рынок вроде Wikimart уже давно почили в бозе.

Работать с маркетплейсами обычным представителям малого бизнеса непросто – высока выходит финальная цена такой работы, хоть силами штатных сотрудников, хоть с привлечением профессиональных компаний-аутсорсеров. Склады, штрихкодирование и комплектование, логистика и продвижение на торговых площадках, рутина с сертификатами, отказами и возвратами – под это берутся менеджеры по продаже на маркетплейсах, причем, при потоке заявок отдельно под разные порталы: Ozon, Wildberries, LaModa, Яндекс.Маркет. Поэтому далеко не все, кто пробуют выходить на маркетплейсы, продолжают с ними работать в дальнейшем.

 

Все живы. И у меня на это пять причин

1. Очень локальный выбор. Итак, мы добрались до первой причины того, что эпоха маркетплейсов не уничтожит интернет-магазины как класс. На торговых площадках будет представлена только небольшая часть интернет-магазинов. И даже если многие будут выходить на нишевые площадки, более лояльные к вендорам и взаимоотношениям с ними, то они также не смогут навредить ecom-сайтам в силу ограниченности своей аудитории.

2. Причина вторая – слабость компетенций крупных широкопрофильных площадок перед узкоспециализированными интернет-магазинами. В хорошем магазине обоев вам дадут профессиональную консультацию по определенному редкому виду материалов (например, американские бумажные обои), в то время как в маркете или озоне вряд ли даже найдутся фильтры для того, чтобы найти их и выбрать по соответствующим параметрам. Да многие и заносить их туда не будут, потому как там не выгодно продавать товары с долгим сроком хранения на складе, ведь за услуги хранения сверх минимально установленного для продажи времени вам придется оплачивать торговой площадке немалые компенсации.

3. Слишком многим нужно делиться. Так мы плавно подошли к причине третьей – экономической. Комиссии крупных маркетплейсов еще недавно достигали 25-30% от стоимости товара. На сегодня многие пересмотрели свою ценовую политику, но тем не менее, даже 5-8% стоимости товара являются внушительной суммой, которую теряет продавец. Низкомаржинальные товары вообще получается, что естественным образом ограничены в продаже через крупные маркетплейсы. К этому добавьте оплату за комплектацию и возможный возврат, затраты на логистику до склада маркетплейса, маркетинговые расходы на то, чтобы представить товар на площадке во всей красе и в максимально доступных для покупателей местах страницы. Всё это делает доход одних продавцов низкорентабельным, а другие просто даже не выходят с такими условиями на торговые площадки.

4. Наличие нетиповых и редких товаров с профессиональным подбором и консультацией – причина четвертая. Да, конечно, интернет-магазины значительно уступают маркетплейсам в сервисе, когда под ним мы понимаем удобство и скорость оплаты и доставки. Сегодня заказываешь товар в Ozon – завтра получаешь его доставкой на дом. Такая картина для Москвы и Петербурга является обычной. Но при этом там зачастую не найти многих товаров, а найденные на сайтах специализированных интернет-магазинов покупателю обычно не составляет сложности подождать 2-3 дня. Для самого процесса выбора с фильтрами и сортировками безусловно в реалиях 2021 года намного удобней специализированный сайт, например, «220 вольт» или «аудиомания», чем собирающий все разделы по нитке Яндекс.Маркет или Вайлдбериз.

При этом, в локальном специализированном интернет-магазине покупателю помогут выбрать довольно редкий или нетиповой товар, дадут консультацию, а зачастую еще и постпродажный сервис – от информационных писем до возможности обратиться по гарантии или получения сопутствующих услуг. А коммуникация с крупным маркетплейсом по сути заканчивается на этапе завершения заказа – после этого вас только будут бомбить веерными рассылками в стиле «почему же вы снова ничего не заказываете».

В то время, как маркетплейсы могли бы отчасти изменить ситуацию в свою пользу, если бы в рамках каждой из категорий товаров проводили бы линию на профессиональное консультирование и работу с покупателем. Но с неповоротливостью, как в любом огромном бюрократическом аппарате, шансов на это мало, а значит, поводов для интернет-магазинов перестать пугаться будущее всё меньше.

5. Регионы – причина пятая. Несмотря на региональные склады, зачастую ожидание товаров на крупных площадках вне Петербурга и Москвы близко к срокам доставки интернет-магазинов, что нивелирует их преимущество в самом ключевом факторе выбора покупателей, да и вообще их жизнеспособсности. Да и доставка последней мили для крупных площадок, заточенных под отработанные массовые доставки, также не ухудшает прогноза будущего интернет-магазинов. Одно дело для крупного маркетплейса доставить до пункта выдачи допустим в Новосибирске, а другое дело привезти на дом в село Сузун Новосибирской области. Локальный игрок скорее всего сможет сделать это не хуже монстра-маркетплейса.

Подводить итоги рано

Хотелось в конце подвести итоги, но в контексте темы данной статьи хочется сказать, что подводить итоги для интернет-магазинов в их противостоянии с маркетплейсами очень рано.

Нишевые интернет магазиныт имеют все шансы на дальнейшее успешное развитие, а крупнейшие маркетплейсы рассматриваются в качестве дополнительного канала продажи товаров. 

Отличным примером может служить наш интернет-магазин www.rusinntorg.ru

Мы начали работать на рынке рекламного и выставочного оборудования в 2005 году и сразу сделали свой интернет-магазин. Одновременно у нас действовал демозал, нам потребовался большой склад, затем понадобилась печатная машина для печати баннеров и постеров. В нашем бизнесе часто нужна консультация специалиста - какой стенд, буклетницу, промостойку выбрать для конкретной цели, как  оформить, помочь сформировать техзадание для дизайнера. И наличие демозала оставалось ключевым фактором в нашем бизнесе. Клиентам было важно посмотреть вживую на рекламное оборудование и обсудить интересующие вопросы со специалистом.  Но постепенно запросы клиентов меняются. Начиная с 2017 г. все больше клиентов стали делать заказы без посещения демозала. Вероятно, наши рекламные стойки стали понятны потребителю, и они не нуждаются в дополнительной консультации.

Не избежали мы и увлечения маркетплейсами. Наши магазины открыты на Wildberries, Ozon, Яндек Маркет. Однако, далеко не все товары из нашего ассортимента можно продавать через эти площадки. Буклетницы невозможно отгружать из-за высокой стоимости логистики и больших рисков, связанных со сложностью перевозки. Из нашего интернет-магазина мы отгружаем все товары обычными транспортными компаниями, часто используем обрешетку, а способ отгрузки маркет-плейсов мы не знаем. Однако мы продолжаем тестировать новые товары, присматриваемся к практике. Также пока невозможно отгрузить через маркет-плейс любой наш товар с брендированием, так как необходимо получить макет от клиента и внести в него коррективы, если необходимо. Поэтому все бизнесы, где, как и у нас, консультация клиента является частью процесса продажи, остаются не только в формате интернет-магазинов, но и продолжают существовать офф-лайн. 

 

 Русьинновация Озон

Не избежали мы и увлечения маркетплейсами. Наши магазины открыты на Wildberries, Ozon,

Если кто из магазинов и вымрет, так это могут быть только слабые непрофессиональные игроки с плохим сервисом, маркетингом и клиентской частью. И если маркетплейсы выступят тут своего рода санитарами леса, то тем будет лучше для российского бизнеса и экономики страны.

 

Русьинновация на Wildberries

 

 Продавая только на маркетплейсах, вы отдаете им свою базу клиентов в обмен на широкий охват. Свой же интернет-магазин дает вам возможность стимулировать повторные продажи и зарабатывать больше на долгосроке. В статье разбираю актуальные в 2023 источники продаж для производителей одежды и аксессуаров.

    


Компании, которые созрели до развития собственного бренда, понимают, что для долгосрочного планирования нельзя класть яйца в одну корзину и развивать бренд только на маркетплейсе. В случае проблем на стороне последних, либо бана по ошибке или недосмотру, вы теряете всю свою клиентскую базу.

Это менее актуально для тех, кто зарабатывает только на росте оборота низкомаржинальных товаров, на которых “просто переклеена этикетка”.

Для тех же, кто развивает свое производство и идет в более высокие ценовые сегменты, такой подход очень рискован и не выгоден на долгосроке.

Для построения бренда работает только комплексный подход

Чтобы ваш бренд знали за пределами торговой площадки, необходимо взаимодействовать со своими покупателями через другие рекламные каналы и собирать Email и телефон каждого покупателя.

Один рекламный источник, например, контекстная реклама, не даст широкой узнаваемости, даже если ваш продукт обладает феноменальными по меркам рынка качествами.

Часто встречаюсь с ситуацией, когда исторически у клиента хорошо сработала, например, контекстная реклама, а таргетированная “не зашла”. После этого он навсегда принимает позицию, что “таргет у нас не работает”. Интересно, что это наблюдается во всех сферах бизнеса и работающие источники у всех различаются.

Не спешите отказываться от рекламного источника, лучше детальнее вникните в проблему, либо подберите подрядчика с опытом в вашей нише.

 

Один неудачный опыт зашоривает взгляд предпринимателя и не позволяет ему кратно расти в продажах, используя другие источники

 

Актуальные инструменты для продвижения интернет-магазинов в 2023 году:

1. Яндекс Директ

2. Таргетирванная реклама в VK

3. Инфлюенс-маркетинг (сотрудничество с блоггерами)

4. Telegram Ads

5. SEO-продвижение

Стратегия продвижения напрямую зависит от стоимости товара и его маржинальности

По опыту, маржа у мультибрендовых магазинов (дилеров других брендов) находится в пределах 20-30%. У производителей этот показатель выше за счет собственного производства и вполне может быть 30-50%, что дает им больше свободы в выборе инструментов и проведении тестов.

Набор самих рекламных инструментов тоже различается: если цена укладывается в масс маркет, то вам подойдут все инструменты продвижения - Яндекс Директ, Яндекс Маркет, таргетированная реклама, блоггеры, Telegram.

В премиальном же сегменте (High Fashion) привлечение покупателей из контекстной рекламы будет дорогим за счет того, что там ваши премиум-товары конкурируют со всем рынком, в том числе и с масс-маркетом. Здесь больше подойдет долгосрочная работа с блогерами и SEO.

 

Если выбирать инструменты продвижения самостоятельно или по рекомендации, то можно потерять время и “слить бюджет”. Опытное агентство поможет выбрать правильные источники и правильный подход к ним.

 

Чем меньше ассортимент продукции, тем меньше инструментов рекламы доступно

В SEO для алгоритмов поисковых систем имеет значение, насколько крупный у вас магазин. Чем больше ассортимент, тем выше позиции в выдаче.

В контекстной рекламе работает аналогично - больше товарных групп - больше связок с необходимой стоимостью заказа. И чем больше выбор у потенциального клиента на сайте, тем больше вероятности, что он купит.

Для магазинов с 20 SKU (товарными позициями) лучше идти к блоггерам, чем в традиционные лидогенерирующие инструменты.

Работа с блоггерами позволяет быстро получить первичный буст узнаваемости

Имя бренда строится на пользовательском контенте (UGC) - отзывах, рекомендациях.

Чем популярнее человек и чем ближе к своей аудитории, тем больше к нему доверия. Интеграции с блогерами на начальном этапе развития помогут быстро получить первые продажи и собрать отзывы от этих клиентов, что в свою очередь позволяет использовать эти отзывы как креативы для перфоманс-инструментов (контекстной, таргетирванной и других видов реклам).

Основной задачей на первом этапе становится грамотный подбор инфлюенсера с подходящей аудиторией и без накруток.

Форматов интеграций много - Stories, Reels, тексты, рекламные вставки (pre-roll, mid-roll). В зависимости от формата может различаться подход к подаче.

 

Прямая подача товара в большинстве случаев работает эффективнее, чем попытки выстроить какую-то сложную схему с нативной интеграцией.

 

Советую обратить внимание на интеграции в Telegram - последнее время он показывает более высокий ROI (возврат инвестиций) для E-commerce.

Также хороший подход - выпуск коллекции совместно с блоггером, но производителям это дается сложнее, так как появляются новые элементы в сложном процессе.

В таргетированной рекламе знакомьте покупателя со своей продукцией, а не продавайте в лоб

Большинство рекламодателей недооценивают потенциал VK в 2023 году. Если в контекстной рекламе пользователь уже интересовался вашими или подобными товарами, то в таргетированной аудитория более холодная..

Особенно это касается товаров из высокой ценовой категории, по которым получить продажи из VK сложнее. 3 важных момента для производителей одежды, которые продают в VK:

1. Если у вас высокий чек, то вам необходимо повышать удобство совершения заказов. Для магазина обуви, например, это бесплатная доставка с примеркой.

2. Качество продукции тоже влияет - чем оно лучше, тем выше процент выкупа.

3. Используйте общение - в VK люди активно общаются и отдельный менеджер по продажам сможет доводить до покупки тех клиентов, которые не могут определиться.

Обязательно используем внутренний магазин ВК, так как возможность заказа без выхода из приложения снижает вероятность брошенной корзины.

Для продаж из Telegram Ads также используйте менеджеров

Сейчас актуальны 2 подхода для приведения покупателей из официальной рекламы Telegram:

1. Приводить аудиторию в блог, прогревать ее и доводить до покупки

2. Сразу вести трафик на конкретный товар и стимулировать дать обратную связь - написать комментарий. На этом этапе также подключается менеджер и доводит до покупки.

Следует избегать подхода, когда трафик ведется на пост, из которого сразу стоит ссылка на сайт - сейчас это работает неэффективно.

С ростом количества подписчиков Telegram-канала часто увеличивается количество офлайн-покупкой.

Повторные продажи - самый недооцененный инструмент для интернет-магазинов

Маркетплейсы привязывают и бренды, и покупателей к себе и забирают то преимущество, которые имеют независимые интернет-магазины - возможность продолжать коммуницировать с покупателем и получать повторные заказы практически бесплатно.

Если покупатель сам дал тебе свои данные, то это горячий лид, которому понравился ваш бренд и он готов с вами взаимодействовать. Таким пользователям можно присылать на Email советы по обновлению гардероба, сочетанию высокой моды с повседневным гардеробом, а также баловать их скидками и промокодами - для вас это намного дешевле, чем привлекать новых покупателей из рекламы.

70% заказов не доходят до оплаты

Еще одна проблема интернет-магазинов - покупатель выбирал товары, перешел на оплату, но не совершил транзакцию.

Большинство магазинов ничего не делает с такой ситуацией и теряют теплых пользователей, у которых, возможно, возникли трудности с сайтом, либо их отвлекли.

Таких пользователей обязательно нужно возвращать - добавлять их в базу ретаргтинга, отправлять на Email напоминание о незавершенном заказе, звонком на телефон.

Проверяйте актуальность портрета целевой аудитории, который вы себе составили

Если собственник интернет-магазина на заре развития свой компании сформировал себе портрет целевой аудитории, а на практике этот портрет изменился, бывает сложно донести важность тестирования новых рекламных инструментов до такого клиента.

Если в компании есть маркетолог, то он может помочь такому собственнику, показывая ему реальные отчеты об аудитории, которая совершает покупки.

Если же маркетолога в компании нет, то зашоренность может мешать владельцу магазина кратно растить продажи. Обязательно регулярно консультируйтесь с лучшими маркетологами в своей сфере и обращайтесь к агентствам, которые занимаются продвижением похожих товаров.

Агентство Hope Group занимается контекстной, таргетированной рекламой, интеграциями с блогерами, TG Ads и SEO-продвижением для производителей одежды и аксессуаров.

Если вы хотите получить бесплатный аудит ваших рекламных кабинетов, пишите в Telegram Шухрату и сообщите, что вы пришли с этой статьи.

Данная статья - текстовая выжимка из выпуска подкаста с Шухратом Мамасыдыковым и Сергеем Игнатьевым, основателями агентства интернет-маркетинга Hope Group. Полную версию интервью вы можете послушать в Youtube или Яндекс.Музыке.

Шухрат Мамасыдков
сооснователь Hope Group
Сергей Игнатьев

сооснователь Hope Group 


В избранное