Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Trend.ru - Региональная реклама от А до Я / Тенденции развития сетевой продуктовой розницы России


Современный российский рынок розничной торговли характеризуется активным развитием. В 2013 году оборот розничной торговли прирос относительно прошлого года на 11% и составил 23 685.9 млрд. руб.

В 2013 году в структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров (пищевые продукты, включая напитки и табачные изделия) составил – 47%, непродовольственных – 53%. При этом сегмент продуктовой розницы демонстрирует большие темпы роста,  нежели непродовольственная розница, 12% и 10% соответственно относительно данных за 2012 год

 

Примечательно распределение оборота продовольственной и непродовольственной розницы в разрезе федеральных округов России. В 2013 году доля торговли продовольственными товарами в общем товарообороте достигает своего максимального значения в Центральном и Дальневосточном федеральных округах  - 50%, минимальные зафиксированы в Северо-западном (43%), Южном (45%) и Сибирском (45%). Наиболее динамично развивается сектор продовольственной розницы в Центральном и Уральском федеральных округах, прирост относительно прошлого года составил 12.8% и 14.7% соответственно.


В 2013 году оборот розничной торговли на 90.6% формировался за счет деятельности торговых организаций, включая индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность вне рынка, доля розничных рынков и ярмарок составила 9,4%. За последнее десятилетие доля торговых организаций в общем обороте розничной торговли России возросла на 13 п.п.

Современное развитие розничной торговли России невозможно представить без предприятий сетевой торговли, получивших широкое распространение в конце 90-х и начале 00-х годов. Относительно ряда развитых западных государств, где практически все рыночное пространство подчинено торговым сетям, в России их доля в общем товарообороте мала. В среднем по России розничные торговые сети в 2013 году формировали 21.5% общего оборота розничной торговли, в 2009 году их доля едва достигала 15%. Розничная торговля России имеет хороший потенциал, демонстрирует умеренные темпы роста. Так на российском рынке появляются не только отечественные предприятия розничной торговли, но и крупные международные компании, стремящиеся увеличить свою капитализацию за счет российского рынка с низким уровнем развития предприятий организованной розницы, а также за счет неискушенного потребителя.

В 2013 году удельный вес торговых сетей в общем обороте розничной торговли продовольственными товарами составил 25.1%.

Доля оборота розничной торговли продовольственными товарами торговыми сетями во многих федеральных округах России преобладает над их долей в общем объеме оборота розничной торговли.

Абсолютным лидером по обороту продовольственных товаров сетями является Северо-Западный федеральный округ (48.2%), при этом в Санкт-Петербурге и Ленинградской области доля оборота торговых сетей в данном сегменте достигает 75.7% и 48.4% соответственно.

В меньшей степени современные формы торговли характерны для Северо-Кавказского и Дальневосточного федеральных округов, так на них приходится 6.3% и 9.0% в общем обороте розничной торговли продовольственными товарами в целом по округам. Геополитические характеристики выделенных регионов России сдерживают развитие цивилизованной торговли.

По итогам 2013 года наиболее динамично развивается сетевая торговля продовольственными товарами в Курганской (УФО) (+16 п.п.), Ярославской (ЦФО) (+11.4 п.п.), Мурманской (СЗФО) (+9.8 п.п.), Московской (ЦФО) (+6.4 п.п.) и Архангельской (СЗФО) (+6.3 п.п.) областях.

В данных регионах доля сетевой розницы в общем обороте продовольственных товаров находится на высоком уровне относительно общероссийского показателя и, несмотря на достаточную насыщенность рынка, не теряют свою привлекательность для представителей сегмента.

Рост количества игроков продуктового ритейла во многих регионах России способствует формированию положительной динамики сегмента, в частности, и в некоторых регионах Дальневосточного и Сибирского федеральных округов. Так в 2013 году доля сетевой продуктовой розницы в общем обороте продовольственных товаров в Магаданской области (ДВФО) приросла на 4,3 п.п., в Республике Алтай (СФО) на 5,7 п.п., в Алтайском крае (СФО) на 3,8 п.п., Новосибирской области и республике Хакасия на 3,7 п.п.

Современный российский рынок сетевой продуктовой торговли представлен компаниями разного уровня – это федеральные, межрегиональные и локальные сети.

Среди федеральных розничных сетей выделяются такие крупные игроки, как X5Retail Group, «Тандер», «Дикси», «Лента» и «О`КЕЙ».

За период с января по сентябрь 2014 года выделенные ритейлеры нарастили свои мощи, наибольшую активность проявила «Лента», количество магазинов данной сети увеличилось относительно прошлого года на 19,5%.

Вместе с тем агрессивную региональную экспансию продолжает «Тандер», который за январь-сентябрь 2014 года открыл более 900 новых магазинов, тем самым увеличив общее количество магазинов сети до 9020. Ближайшие его конкуренты X5Retail Group (на 30 сентября 2014 года) и Дикси (на 31 августа 2014 года) в своем арсенале имели 5005 магазинов и 2002 магазинов соответственно.

Наравне с крупнейшими игроками организованной розницы активно развиваются торговые сети, территориально представленные в рамках отдельных федеральных округов России. Одни из крупнейших межрегиональных компаний организованной продовольственной розницы ТС «Мария-РА» и ГК «Холидей» успешно функционирую в рамках Сибирского федерального округа. В настоящее время торговая сеть «Мария-РА» насчитывает 676 «магазинов у дома» и «супермаркетов» в 186 населенных пунктах Алтайского края, Республики Алтай, Новосибирской, Томской и Кемеровской областях.

Магазины ГК «Холидей» ориентированы на разные потребительские группы и представлены как гипермаркетами, супермаркетами, так и «магазинами у дома», «дискаунтерами». На счету компании 427 магазинов в Алтайском крае, Кемеровской, Новосибирской, Омской и Томской областях.

В каждом регионе России активно развиваются и местные торговые сети, некоторым из которых, несмотря на давление федеральных и межрегиональных компаний, удается нарастить свое присутствие на локальном рынке. К примеру, в Республике Башкортостан представителю локальной организованной розницы Группе компаний «Батыр» за сравнительно малый срок удалось в городах и районах республики открыть 120 «магазинов у дома» «Байрам» и 4 супермаркета «Сабантуй».

В Свердловской области не менее успешно развиваются торговые центры и супермаркеты, входящие в структуру Группы компаний «Кировский». За более чем 20 лет работы компания объединила 157 супермаркетов и торговых центров в 21 городе области.


Некоторым локальным сетям удалось вырваться за пределы региона, благодаря выходу на московский рынок продовольственной розницы. Так в Республике Татарстан с небольшого предприятия оптовой продажи продуктов питания началась история супермаркетов «Бахетле». За несколько лет своего существования торговая компания завоевала своего потребители, заняла лидирующие позиции в сегменте продуктовой розницы и  была признана одной из лучших торговых организаций в республике. В настоящее время сеть насчитывает 27 магазинов, 9 из которых работают в Москве.

Показатели, которые демонстрируют региональные продуктовые сети, уступают федеральным и межрегиональным, однако важным является то, что компании не стоят на месте, развиваются сами и вместе с собой изменяют структуру рынка продовольственной розницы региона.


Сетевой ритейл занял свою нишу в России и нашел своих потребителей, но, несмотря на это достаточно высокой и неизменной остается доля людей, совершающих покупки продуктов питания в небольших магазинах самообслуживания. Так в России в населении Все 18+ доля людей, совершающих покупки в небольших магазинах самообслуживания «каждый день/несколько раз в неделю» за первое полугодие 2014г. составляет 44,6%. По сложившейся практике население совершает покупки в гипермаркетах и супермаркетах преимущественно «один раз в неделю/ 2-3 раза в месяц», что соответствует позиционированию торговых сетей, как мест с широким ассортиментом товаров, предоставляющих возможность делать одновременно большое количество покупок. Одним из факторов, ограничивающих повышение частоты совершения покупок в крупноформатных гипермаркетах, является низкий уровень обеспеченности населения России личным транспортным средством, чуть более 50% населения в возрасте от 18 лет и старше имеет в семье автомобиль.
[1]


Современные крупноформатные магазины придерживаются ценовой политики, согласно которой на реализуемые товары устанавливаются низкие цены, либо товары отпускаются по специальным программам. За счет снижения цен ритейлеры пытаются привлечь потребителей, однако, согласно социологическим данным 58% населения в возрасте от 18 лет и старше не утруждают себя поиском более дешевых товаров и приобретают продукты в ближайшем магазине, около 70% готовы платить больше за качественные товары, а 78% населения готовы отказаться от покупок в магазинах в случае плохого обслуживания.


На фоне возрастающей конкуренции, а также трансформации потребительских настроений населения, представителям  ритейла необходимо в полной мере проникнуться в нужды потребителей, предлагать товары оптимального сочетания цены и качества, повышать компетенции персонала, а также уровень обслуживания, тем самым заслужить доверие и лояльность со стороны клиентов.


В борьбе за потребителя и капитализацию своего бизнеса крупнейшие игроки продуктового ритейла проводят широкие рекламные кампании, в том числе и на телевизионных ресурсах. К примеру, затраты на ТВ-рекламу как доля от выручки по итогам 1-го полугодия 2014 года превысили аналогичный показатель 2013 года у торговых сетей «Дикси», «Тандер», «Лента», что является логичным на фоне активного продвижения сетей в регионах (Табл.1.).

Табл.1

Доля ТВ расходов представителей сетевого продуктового ритейла в объемах выручки (РФ), %

2013, % от выручки

1-ое полугодие 2014, % от выручки

Дикси

0.015

0.029

X5Retail Group

0.075

0.056

Тандер

0.013

0.026

Лента

0.018

0.019

О`кей

0.072

0.023

Источник: AЦ Vi

Интенсивность рекламных кампаний представителей продуктового ритейла коррелирует с потребительскими установками населения России.

По мере увеличения рекламных бюджетов ритейлерами «Тандер» и «Лента» мы наблюдаем изменения в потребительском поведении населения в возрасте от 18 лет и старше. В частности увеличивается доля людей в населении России, «знающих», «посещающих», и что важно «совершающих» покупки в данных торговых сетях.

Объемы рекламных бюджетов сети «О'КЕЙ» в 2013 году имели значительное выражение, таким образом достигнутый эффект от рекламной кампании обеспечил  вплоть до 2014 года среди населения страны высокий уровень «знания» торговой организации, и это несмотря на снижение общей доли рекламных бюджетов (Табл.2).

 

Табл.2

Потребительские установки населения России, %

 

1-ое полугодие 2013, %

1-ое полугодие 2014, %

Динамика, п.п.

Знание магазинов продуктов питания и товаров повседневного спроса (Россия)

 

Карусель*

41.3

43.9

2.6

Лента

27.7

36.4

8.7

Магнит

61.5

66.9

5.4

О'КЕЙ

29.3

32.4

3.1

Перекресток*

50.7

51.5

0.8

Пятерочка*

70.7

71.4

0.7

Посещение магазинов продуктов питания и товаров повседневного спроса за последний месяц (Россия)

Карусель*

11

11.4

0.4

Лента

8.8

12.3

3.5

Магнит

34.7

38.7

4

О'КЕЙ

10.9

11.7

0.8

Перекресток*

15.8

16.7

0.9

Пятерочка*

37

36.6

-0.4

Совершали покупки в магазинах продуктов питания и товаров повседневного спроса за последний месяц (Россия)

Карусель*

7.5

8

0.5

Лента

6

8.4

2.4

Магнит

27.2

30.1

2.9

О'КЕЙ

7.6

8.4

0.8

Перекресток*

11.7

12.6

0.9

Пятерочка*

28

27.7

-0.3

 

*Торговая сеть входит в состав продовольственной компании X5Retail Group

Источник: TNS Россия, M'Index 2013-2014/1 полугодие - Россия (+ Zodiac), Россия. Все 18+

 

В ближайшей перспективе крупные федеральные продуктовые торговые сети продолжат не только продвижение своих торговых брендов в рамках регионов, но и будут повышать степень проникновения. Наиболее динамичное развитие придется на регионы с высоким уровнем жизни населения, оптимальной инфраструктурой и транспортной коммуникацией.

В условиях жесткой конкуренции локальному ритейлу необходима продуманная стратегия развития своего бизнеса. Представители региональной продуктовой розницы должны помнить, что  население России по-прежнему охотно совершает покупки в небольших магазинах самообслуживания, а  работа по созданию «уникального предложения», способного в полной мере удовлетворить ожидания потребителей относительно цены, качества продукта и обслуживания, способна привлечь клиентов и удержать их лояльность. Многие региональные торговые сети, вовремя задав себе вопрос «Чего же хотят наши потребители?» создали более чем «вкусные» предложения, заняли свою нишу и успешно выдерживают конкуренцию.

 Одним из важных механизмов продвижения компании и ее «уникального продукта» является реклама, эффекты от которой оценили уже многие представители бизнеса, в том числе и ритейла. При минимальных рекламных бюджетах относительно других медиа, реклама на телевидении способна за короткий срок обеспечить высокий уровень охвата целевой аудитории, а также иметь длительный эффект воздействия.

 

 



[1] Источник: TNS Россия, M'Index 2014/1 полугодие - Россия (+ Zodiac), Россия. Все 18+

Статью подготовила аналитик Vi Trend, Рахмангулова Ляйсан

Читайте другие полезные материалы на trend.ru



В избранное