Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Еженедельный новостной выпуск (1-ая часть).


Информационный Канал Subscribe.Ru


9 ноября 2003 г. Выпуск №377
Мировая экономика: глобальные тенденции развития

Еженедельный новостной выпуск (1-ая часть)


Содержание выпуска:
ОБЩЕМИРОВАЯ CИТУАЦИЯ
         О возрождении отрасли глобальных информационных технологий
         Продажи полупроводников достигли максимума с 1990 года
         Закон Мура останется в силе
         Миру нужна реформированная ООН
         ООН – огромный рынок товаров и услуг
         Новый виток торговой войны между ЕС и США
         Рост глобальной торговли – прогноз ВТО
         Нефть: сколько надо вложить, сколько можно выкачать
         Автомобильный бум кончился
         Грядет бум БПЛА
         О мировых ценах на хлопок
         Кто двигает экономику вперед?
НОВОСТИ КОРПОРАТИВНОГО СЕКТОРА
         WorldCom возрождается
         Microsoft намерен усилить влияние на рынке поисковых систем в Интернете
         LG Electronics потеснил SonyEricsson на рынке мобильников
         Новые принципы взаимоотношения GM с поставщиками
         Новости корпораций "одной строкой"
               Credit Suisse Vivendi Universal Thomson-TCL Skoda
         Alcan спасает активы
         Dynegy распродает активы
         GE продолжает с завидной скоростью расширять свое присутствие на рынке недвижимости
         О грядущей череде слияний на музыкальном рынке
         В бизнесе главное – связи


ОБЩЕМИРОВАЯ СИТУАЦИЯ

   О возрождении отрасли глобальных информационных технологий
   
(Синьхуа, 04.11.03)
   Авторитетная американская компания по изучению конъюнктуры рынка (IDC) обнародовала доклад, в котором говорится, что в 2004 году объем мирового рынка информационных технологий увеличится на 5% и достигнет $916 млрд. Это означает, что глобальная отрасль информатики, которая находится в тисках спада с 2001 года, впервые начнет возрождаться.
   Возрождение американской экономики в целом стимулировало рост спроса на рынке высоких технологий, благодаря чему отрасль информатики США стала "подниматься со дна". Возрождение рынка информационных технологий США, являющихся крупнейшей страной в мире по уровню информационных технологий, окажет большое влияние на глобальный рынок, отмечается в докладе. Экономист IDC заявил, что после завершения основных боевых действий США в Ираке американский рынок экономики и информационных технологий стал стабильно возрождаться.
   По прогнозу авторов доклада, в 2004 году спрос на рынке телекоммуникационных услуг вырастет на 4% по сравнению с 2003 годом. Объем спроса достигнет $1 трлн. IDC назвал этот прогноз сравнительно осторожным. Реальные темпы роста, возможно, превысят ожидания.

Вернуться к содержанию выпуска

   Продажи полупроводников достигли максимума с 1990 года
   
(CNews, 04.11.03)
   Мировые продажи полупроводников увеличились на 6,5% в сентябре, показав сильный поквартальный рост за более чем декаду. Общий объем продаж за месяц составил $14,4 млрд., по сравнению с $13,6 млрд. в августе, по данным Ассоциации производителей полупроводников (Semiconductor Industry Association). Это седьмой месяц подряд, когда отмечается рост данного рыночного направления, и самый высокий процентный рост с 1990 года. А за весь III квартал, окончившийся 30 сентября, доходы полупроводниковой промышленности составили $43,3 млрд., что на 17,5% выше итогов за тот же период предыдущего года. По сравнению со II кварталом уровень продаж вырос на 13,7%.
   Если рассматривать рынок более детально, то квартальный рост продаж ПК, которые занимают около 30% конечного рынка микросхем, был наиболее мощным. По DRAM-продуктам поставки выросли на 33,2%, а по микропроцессорам – на 23,9%. Продажи флэш-памяти выросли на 27,2%, а цифровых сигнальных процессоров – на 20,3%. Этому способствовал, в первую очередь, сильный рост продаж мобильных телефонов.
   По регионам рост продаж в азиатско-тихоокеанском секторе составил 19,1%, в Европе – 12%, Японии – 11%, Америке – 8,6%, по сравнению с предыдущим кварталом. Как отмечают в SIA, уверенный рост во всех четырех географических регионах позволяет говорить о более чем 10-процентном росте рынка в 2003 году, а также прогнозировать более бурный двузначный процентный рост в 2004 году.

Вернуться к содержанию выпуска

   Закон Мура останется в силе
   
(«Ведомости», 06.11.03, автор - Дон Кларк)
   Почти 40 лет назад Гордон Мур, один из основателей корпорации Intel, подметил, что мощность выходящих на рынок интегральных микросхем удваивается каждые полтора года. В течение десятилетий "закон Мура" не давал сбоев, но в последнее время специалисты смотрят на его перспективы с сомнением: прогресс в развитии чипов в конце концов должен натолкнуться на ограничения физического порядка.
   Однако Intel объявила об очередном прорыве в данной области. Как утверждается в документах корпорации, разработчикам удалось преодолеть одно из серьезнейших препятствий на пути увеличения мощности чипов, связанное с внутренней утечкой электротока в полупроводниках и рассеянием энергии в виде тепла. Результат получен путем замены материала, являвшегося основным компонентом микросхем.
   Новая технология должна быть запущена в производство не ранее 2007 г. Боясь потерять преимущество перед конкурентами, Intel пока не называет материалы, используемые в чипах нового типа. Это дает конкурентам повод усомниться в истинности заявлений корпорации. "Документ Intel слишком расплывчат с научно-технической точки зрения, - считает Луиджи Коломбо, руководитель отдела разработок в компании Texas Instruments. - Он выглядит как маркетинговое заявление".
   Однако некоторые эксперты считают публикацию Intel очень существенным событием. "Возможно, им действительно удалось решить большинство проблем, - говорит Джек Ли, профессор Техасского университета. - Это открывает новые перспективы перед информационно-технологическим сообществом".
   Параллельно с Intel аналогичные исследования ведут и другие разработчики, включая Texas Instruments, IBM и Motorola. Они пытаются уместить на ограниченной площади микросхемы как можно больше транзисторов, уменьшая их размеры. Миниатюризация повышает производительность, снижает энергопотребление, уменьшает выделение тепла и в конечном итоге делает чип дешевле. В этом году Intel выпустила микросхему, содержащую 410 млн. транзисторов, в ближайшие годы ожидается появление чипа с 1 млрд. элементов. Однако при этом изготовителям приходится иметь дело со слоями материала толщиной всего в несколько молекул. Столь тонкие изоляторы начинают пропускать ток, а утечки влекут увеличение энергопотребления и опять-таки повышение тепловыделения. По оценкам Intel, до 40% энергии, потребляемой чипом Pentium 4, теряется из-за утечек.
   Для решения проблемы необходимо заменить используемую сейчас в качестве изолятора двуокись кремния на более подходящий материал, не дающий непредсказуемых скачков напряжения. Инженеры Intel утверждают, что такой материал найден. По словам Кена Дэвида, директора исследовательского подразделения корпорации, опытные образцы транзисторов, созданных по новой технологии, функционируют на очень высокой скорости, а ток утечки в них в 100 раз меньше, чем в современных промышленных изделиях.
   Бернард Мейерсон, глава технологического подразделения IBM, отмечает, что Intel, возможно, пока экспериментирует в масштабах, не позволяющих оценить все проблемы, которые возникнут на этапе изготовления микросхемы.

Вернуться к содержанию выпуска

   Миру нужна реформированная ООН
   
(«Время новостей», 05.11.03)
   О перспективах реформирования ООН корреспондент газеты «Время новостей» Катерина Лабецкая беседует заместителя Генсека ООН по общественной информации Шаши Тарура.

   Генсек ООН Кофи Аннан давно рассматривал кандидатуры высокопоставленных экспертов для создания комиссии по разработке реформы как Совбеза, так и всей ООН. К лету им предстоит подготовить доклад для лидеров государств - членов ООН, которые в сентябре 2004 года съедутся на очередную сессию Генассамблеи.
   Реформа назрела. В 1945 году в ООН входила 51 страна, а в Совбез - 11 (22% членов), сегодня же членами Организации является 191 страна, при этом в СБ ООН заседают 15 государств, то есть всего 8%. Европа же представлена в Совбезе 33% - при ее населении в 5% от мирового. Стоит вопрос о расширении постоянного представительства в СБ ООН, которое, однако, не должно лишить этот институт эффективности. Необходимо сбалансированное представительство Севера и Юга. Для этого нужно найти критерии отбора кандидатур от Африки, Азии и Латинской Америки. Сделать это могут только сами члены ООН. Но на протяжении десятилетия они не могут прийти к согласию.

   Вопрос. Как-то вы сказали, что «ожидавшийся после окончания «холодной войны» новый мировой порядок сменил новый беспорядок». Как в этих реалиях формируется имидж ООН?
   Ответ. Мир полон соблазнов беспорядка. Поэтому необходимы общие правила и принципы, подчеркивающие нашу общность, а не разделение. И имидж ООН должен формироваться как глобальный институт, способный объединить все страны мира на общей платформе.

   Вопрос. Споры вокруг роли в ООН обусловлены двумя тенденциями мирового развития - к многополярности и однополярности. Какая из тенденций победит?
   Ответ. Борьба с рядом проблем может быть только коллективной. «Проблемами без паспорта» назвал Кофи Аннан терроризм, СПИД, наркотрафик, отмывание денег и другие вызовы современности. Ответ очевиден: будущее за многосторонними действиями. Даже те, кто стремится к односторонним действиям, нуждается в поддержке мирового сообщества в виде резолюций.

Вернуться к содержанию выпуска

   ООН – огромный рынок товаров и услуг
   
(По материалам статьи «Остров сокровищ на Ист-Ривер», «Еженедельный журнал», 05.11.03)
   Несомненно, ООН - самая известная в России международная организация. Но мало кому приходит в голову рассматривать ООН как крупного внешнеторгового партнера. И, как выясняется, совершенно напрасно: возможности такого сотрудничества весьма велики. Дело в том, что ООН со всеми ее специализированными учреждениями ежегодно покупает различные товары и услуги на $3-4 млрд. А если вспомнить о сотрудничающих с ООН банках развития, которые финансируют множество программ (например, мелиорацию пустыни или закрытие угольных шахт), то сумма трат и вовсе вырастает до $30 млрд.
   При этом основными поставщиками ООН являются не гигантские транснациональные корпорации, а предприятия малого и среднего бизнеса. Средняя стоимость большинства контрактов - $20 тыс. Каждый год заключается 135 тыс. контрактов, причем компании-партнеры получают от организации еще и дополнительную поддержку. Это вполне объяснимо. ООН проводит политику защиты прав малого и среднего предпринимательства от давления со стороны глобальных корпораций. Не менее любопытным выглядит список стран, являющихся крупнейшими поставщиками товаров для ООН. На первом месте, конечно, США (хотя бы потому, что штаб-квартира ООН находится именно там). Однако наличие в этом списке Перу и отсутствие России говорит о том, что об этом рынке у нас мало кто вообще вспоминает. Еще более показателен другой список, куда вошли первые (по величине полученных сумм) 15 стран, которым ООН оплачивает предоставление услуг и экспертных работ. Дело в том, что из многомиллиардного бюджета ООН только 60% приходится на закупку товаров. Остальные 40% - это оплата услуг и профессиональной экспертизы в самых разных областях. В этом списке присутствуют Камбоджа, Ангола, Панама.
   Перечни наиболее активных поставщиков ООН показывают, что, если не считать США, занимающих первое место в обоих списках, распределение мест среди стран не зависит от их экономического потенциала. Главное тут - активность предпринимателей и властей, которые помогают своему бизнесу осваивать этот рынок. Ведь ООН нужны не только свежие устрицы для приемов, не только канцтовары, компьютеры и программное обеспечение к ним, но и такие простые вещи, как, скажем, мешки для песка. За последние три года для различных операций в опасных регионах были закуплены мешки на сумму в $3 млн.
   Закупками товаров и услуг в ООН занимается несколько подразделений. Ведущее среди них - отдел закупок департамента управления Секретариата ООН в Нью-Йорке. Однако нужно иметь в виду, что закупки в глобальной системе ООН децентрализованы и каждое подразделение ООН работает по своим правилам, хотя вся работа и координируется из штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке. Закупки осуществляются также миссиями по поддержанию мира во всех регионах планеты, региональными комиссиями ООН, трибуналами и рядом других организаций системы ООН.

Вернуться к содержанию выпуска

   Новый виток торговой войны между ЕС и США
   
(По информации NEWSru.com и Интерфакс, 05.11.03)
   Исполнительный орган Европейского Союза - Европейская Комиссия - приняла решение ввести торговые санкции против США на сумму $200 млн., если Вашингтон не прекратит субсидировать свою сталь и не отменит налоговые льготы для некоторых видов американского экспорта. Эта мера вступит в силу 1 марта 2004 года.
   Механизм прогрессивных санкций предложил член Европейской Комиссии Паскаль Лами, отвечающий за торговлю Союза. В марте их размер составит 5% в отношении импорта из США, оцениваемого в $4 млрд. Если Штаты не изменят свой закон и не приведут его в соответствие с требованиями ВТО и Евросоюза, санкции будут возрастать на 1% в месяц до лимита в 17%.
   Конфликт между ЕС и США разбирала Всемирная торговая ассоциация, которая постановила, что требования европейцев о компенсации правомерны и те имеют право ввести санкции.

Вернуться к содержанию выпуска

   Рост глобальной торговли – прогноз ВТО
   
(Синьхуа, 06.11.03)
   Всемирная торговая организация распространила сообщение, в котором содержится прогноз роста глобальной торговли в 2003 году, который сохранится на прошлогоднем уровне и составит не более 3%.

Вернуться к содержанию выпуска

   Нефть: сколько надо вложить, сколько можно выкачать
   
(По информации «Финансовых известий», 03-05.11.03)
   В мировую нефтяную промышленность до 2030 года необходимо инвестировать $3 трлн. Такие прогнозы содержатся в обнародованном по каналам Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) экспертном докладе Международного энергетического агентства (МЭА), представляющего интересы государств-нефтепотребителей, в первую очередь членов Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР).
   По мнению экспертов МЭА, уже со следующего года нефтяная промышленность потребует средних инвестиций в $103 млрд. в год, однако эти потребности в капиталовложениях будут увеличиваться по мере роста спроса не нефть-сырец и нефтепродукты во всем мире. 70% необходимых инвестиций за период с 2004-2030 годов пойдет на фундаментальные геолого-разведочные работы и эксплуатацию нефтяных полей.
   Что касается собственно запасов «черного золота», то по информации эмиратской газеты "Галф Ньюз", запасов нефти Эмиратов, Ирака и Кувейта при нынешнем уровне добычи хватит на сто лет.
   Ирак по запасам нефти (112.5 млрд. баррелей) занимает второе место в мире, а ОАЭ - третье (97.8 млрд. баррелей). Сейчас Эмираты добывают 2.3 млн. баррелей в сутки, а Ирак извлекал такое же количество до войны. Обладающей самыми крупными запасами "черного золота" Саудовской Аравии - 261.8 млрд. баррелей - при нынешнем уровне добычи около 9 млн. баррелей в сутки нефти хватит на 86 лет. Всего указанные страны Залива вместе с Ираном сейчас добывают 16 млн. баррелей в сутки, а к 2020 году доведут этот показатель до 30 млн. баррелей.
   Запасы нефти в США, Великобритании и Норвегии исчерпаются, по мнению газеты, через 5-10 лет.

Вернуться к содержанию выпуска

   Автомобильный бум кончился
   
(RBCdaily, Отдел экономики, 04.11.03, автор - Алексей Виноградов)
   Говорить о возрождении мирового авторынка пока рано: ситуация на нем остается крайне неустойчивой. Последние отчеты крупнейших производителей свидетельствуют о том, что спад продаж в ключевых регионов остановлен лишь частично, а это значит, что многочисленные радужные прогнозы на 2004 г. могут не оправдаться.
   После того как в августе-сентябре на американском рынке автомобилей случился бум – месячные продажи машин подскакивали до уровня почти в 2 млн. единиц – аналитики утверждали, что такой рост является компенсационным после в целом неудачного для американских производителей прошлого года и первых месяцев года нынешнего. Хотя в большей степени прогрессировали в США продажи зарубежных компаний, и в первую очередь – японских и корейских. Последние значительно увеличили объемы экспорта в Европу, а также производство на местных предприятиях.
   В сентябре рынок Германии вырос на 6,8%. Ассоциация германских производителей VDA напрямую связывала это с проведением Франкфуртского автосалона, на котором мировые производители представили десятки новых моделей (многие еще не успели поступить в продажу, но спрос уже оживился). В том же месяце и примерно так же вырос рынок Британии, в Италии соответствующий показатель достиг 9,8%, а в Испании – даже 14,6%. В сентябре впервые за несколько месяцев существенно выросли и продажи новых машин в Японии (особенно преуспела группа Nissan – 14,5%).
   Однако слова президента VDA Берндта Готшалька о «первоначальном эффекте автосалона, которым не следует обольщаться», оказались справедливыми. В октябре резко замедлился рост авторынка в США, где цифры продаж оказались в среднем на 6-7% ниже прогнозировавшихся аналитиками. Более чем на 2% по сравнению с сентябрем «сдулся» авторынок Франции, на котором ситуация и так была не самой лучшей. В связи с этим группа Peugeot-Citroen временно прекратила производство на некоторых предприятиях. Чешская компания Skoda Auto (входящая в группу Volkswagen) по причине сокращения объемов продаж объявила об увольнении 2 тыс. рабочих. Adam Opel AG решил сократить 1,5 тыс. сотрудников и ввести сокращенную (30-часовую) рабочую неделю для остальных трудящихся немецких предприятий. Осенью значительно снизилось автопроизводство в Мексике (второй по значимости рынок в Латинской Америке, один из крупных экспортеров машин и запчастей в США и Европу).
   Среди причин происходящего – колебания валютных курсов, а также неуверенный экономический рост или стагнация в ряде стран, влияющие на платежеспособность и настроения потребителей.
   У некоторых производителей к этим проблемам добавились трудовые конфликты (FIAT, Volkswagen). Из-за мощных забастовок на предприятиях в Корее группа Hyundai решила побыстрее перенести «центр тяжести» своего бизнеса в другие страны – Китай, Индию, Центральную Европу (где уже действуют или строятся предприятия), а также Россию, где KIA (дочерняя компания Hyundai) собирается активно осваивать площади «Ижмаша». Впрочем, осваивать новые рынки – как «изнутри» (основывая местные производства), так и «снаружи» – активно торопятся все. В первую очередь это американские, европейские, японские и корейские производители, которые стремятся завоевать Китай, где рынок только за первые 9 месяцев этого года вырос на 70%. И это при том условии, что тамошняя рабочая сила дешева, дисциплинирована, а спрос на машины по-прежнему огромен (по автомобилизации на душу населения КНР отстает от передовых стран более чем в 10 раз). Правда, снижение таможенных пошлин – в соответствии с требованиями ВТО – уже привело в середине года к наплыву иномарок, которые становятся все более конкурентособными по отношению к продукции китайских СП (относительно устаревшей и к тому же достаточно дорогой).
   Рост рынка наблюдается также в Индии, ряде стран ЮВА, а также России (в этом году рост объемов продаж ожидается свыше 10%). Причем в России особенно «прогрессируют» новые иномарки, что придает оптимизма зарубежным производителям, потихоньку потянувшимся в страну – вслед за GM, Ford, Hyundai, Renault уже и Volkswagen, ранее отказывавшийся «укорениться» в РФ, вновь стал рассматривать такую возможность.
   Что касается рынков США, ЕС и Японии, то большинство компаний не отказывается от оптимистических прогнозов на следующий год. Это связано и с ожиданиями экономического роста в этих регионах, и с восходящей фазой циклического колебания потребительского спроса, к которому уже подготовились производители (только немцы представили во Франкфурте 73 новые модели). Кроме того, активная реструктуризация, проходящая во многих компаниях, в том числе откровенно «тонущих» (FIAT), должна привести к снижению издержек. Это также поможет вести битву за потребителя, который из года в год становится все более привередливым к соотношению «цена-качество».

Вернуться к содержанию выпуска

   Грядет бум БПЛА
   
(По информации «Немецкой волны», 03.11.03, автор - Глеб Гаврик)
   История серьезной эксплуатации тяжелых "беспилотников" насчитывает от силы два года. Ведь впервые Global Hawk был показан на авиасалоне в Ле-Бурже в 2001 году. В общей сложности в США построено девять таких машин. Теперь с "трутнями" (так называют западные военные специалисты беспилотные летательные аппараты) начали работать и специалисты европейского аэрокосмического концерна EADS.
   "Беспилотник" способен вести наблюдение за землей при помощи современнейшей электронной аппаратуры. Именно это качество сверхтяжелого "трутня" вызывает наибольший интерес у военных. В Нордхольц для того, чтобы пронаблюдать посадку беспилотного разведчика, прибыл сотрудник министерства обороны ФРГ подполковник Михаэль Хайн: "Человеческий организм не приспособлен для выполнения заданий на такой высоте и на протяжении стольких часов подряд. Для того, чтобы справиться с подобными задачами при помощи пилотируемой авиации, пришлось бы задействовать сразу несколько самолетов, целую команду летчиков и, что немаловажно, гораздо больше денежных средств. В данном же случае - налицо функциональные и финансовые преимущества, которые мы намерены здесь, в Нордхольце, проверить на практике".
   В течение будущего десятилетия объем мирового рынка беспилотных летательных аппаратов достигнет $ 10 млрд.
   Популярность беспилотных самолетов и вертолетов среди военных резко возросла после военных операций США в Ираке и Афганистане, где эти машины продемонстрировали высокий уровень эффективности. Согласно прогнозам, плавным покупателем подобной техники станет Пентагон, который в ближайшие десять лет собирается израсходовать на эти цели около $4.5 млрд. Беспилотные летательные аппараты уже стали частью арсенала многих армий мира, и несколько десятков компаний занимаются их разработкой и производством. "Беспилотники" различаются по массе (от аппаратов весом в полкилограмма до 10-15-тонных гигантов), высоте и продолжительности полета. Вполне вероятно, что вскоре появятся "тяжеловозы", вес которых превысит 15 тонн. В чем же преимущества беспилотных летательных аппаратов? Во-первых, в среднем, они на порядок дешевле пилотируемых самолетов, которые нужно оснащать системами жизнеобеспечения и защиты. Кроме того, необходимо готовить пилотов, а это также стоит больших денег. В итоге - отсутствие экипажа на борту существенно снижает затраты на выполнение того или иного задания. Во-вторых, легкие (по сравнению с пилотируемыми самолетами) беспилотные летательные аппараты потребляют меньше топлива. Так что в будущем для них открывается и реальная перспектива перехода на криогенное топливо. В-третьих, в отличие от пилотируемых самолетов, машинам без пилота зачастую не нужны аэродромы с бетонным покрытием. Многие "беспилотники" взлетают с помощью катапульты, а приземляются "по-самолетному", как истребители на авианосцах. К тому же, благодаря стремительному развитию электроники существенно подешевела "начинка" - бортовые компьютеры "беспилотников". С внедрением современной цифровой техники их "мозг" стал не только дешевле, но и умнее, компактнее и легче. С точки зрения военных, в недалеком будущем беспилотные летательные аппараты найдут применение там, где в разведывательной операции или воздушном бою можно обойтись без пилота. Судя по всему, к 2010-2015 годам боевые операции в воздухе сведутся к схваткам автоматизированных систем между собой, то есть к "войне роботов".

Вернуться к содержанию выпуска

   О мировых ценах на хлопок
   
(РБК, 05.11.03)
   Мировые цены на хлопок по итогам октября 2003 г. достигли рекордной отметки за последние шесть лет - с сентября 1997 г. Цена хлопка на мировом рынке, выраженная индексом Cotlook A, выросла в октябре на 13 центов и достигла отметки 80 центов/фунт. Эксперты Международного совета по хлопку полагают, что рекордный рост мировых цен на хлопок был вызван информацией о начавшемся сокращении производства хлопка в Китае в сезоне 2003-2004 гг., что приведет к существенному увеличению его импорта.
   Так, с началом сезона 2003-2004 гг. производство хлопка в Китае снизилось в среднем на 1 тыс. кг с гектара. В сентябре эксперты оценивали производство хлопка в Китае в 5 млн. тонн, однако в октябре прогноз был снижен на 400 тыс. тонн. Потребление хлопка Китаем в текущем сезоне, по прогнозам экспертов, возрастет относительно сезона 2002-2003 гг. с 6,3 млн. тонн до 6,5 млн. тонн, что в условиях сокращения производства хлопка приведет к увеличению его импорта. Импорт хлопка Китаем в текущем сезоне эксперты оценили в октябре в 1,5 млн. тонн, что почти втрое выше импорта в предыдущем сезоне. Так, в сезоне 2002-2003 гг. Китай импортировал только 520 тыс. тонн хлопка.

Вернуться к содержанию выпуска

   Кто двигает экономику вперед?
   
(MIGnews.com, 06.11.03)
   Ричард Флорида, профессор экономики Университета Карнеги Меллон опубликовал книгу "Восхождение класса творцов" (The Rise of the Creative Class), в которой доказывает, что успехи экономики напрямую зависят от деятельности небольшой группы людей, способной создавать что-то принципиально новое.
   Флорида отнес к этой группе писателей, ученых, журналистов, инженеров, архитекторов, программистов и деятелей шоу-бизнеса. Чем более интересные и необычные идеи они реализуют, тем больше преуспевает экономика. По его подсчетам, примерно 38 млн. жителей США, составляющие менее трети трудоспособных американцев, обеспечивают экономический и технологический прогресс страны.
   Чем более развита культура того или иного города, чем больше в нем проживает представителей различных национальных и этнических групп, тем выше вероятность того, что экономика города будет развиваться успешно. Флорида считает, что именно интеллектуальное многообразие творит экономику, а не наоборот. Согласно теории Флориды, творческие люди предпочитают жить не там, где хорошо развита экономика, а там, где им интересно жить, и существует среда для интеллектуального общения. Именно в этих условиях они генерируют идеи и творят нечто новое. В книге приведен "индекс креативности" городов США. В нем первые десять мест заняли Сан-Франциско, Остин, Сан-Диего, Бостон, Сиэттл, Рейли, Хьюстон, Вашингтон, Нью-Йорк и Даллас. Многие из этих городов стали центрами науки, культуры и высокотехнологичной промышленности лишь в последние два-три десятилетия.

Вернуться к содержанию выпуска

НОВОСТИ КОРПОРАТИВНОГО СЕКТОРА

   WorldCom возрождается
   
(«Ведомости», 04.11.03, авторы - Шон Янг и Деннис Берман)
   Американский суд по делам о банкротствах одобрил план корпорации MCI (бывшей WorldCom) по выходу из процедуры банкротства. Восстановление бизнеса MCI существенно обострит конкуренцию на телекоммуникационном рынке США, где и без того спрос низок, а мощностей в избытке.
   По решению суда корпорация освобождается от большей части своих долгов - из $41 млрд. ей придется уплатить всего порядка $5,8 млрд. По словам Майкла Капелласа, председателя совета директоров и генерального директора MCI, в ближайшие месяцы корпорация представит регулирующим органам свои финансовые отчеты, проверенные аудиторами. В результате реорганизации MCI официально отказывается от наименования WorldCom и эмитирует новые акции.
   WorldCom объявила о банкротстве в 2002 г. после того, как были выявлены нарушения в бухгалтерской отчетности (аудиторы выявили приписки на $11 млрд.). Капитализация WorldCom, когда-то составлявшая $180 млрд., сократилась в десятки раз.
   WorldCom была вторым по величине оператором дальней связи в США (после AT&T). Сейчас конкуренты MCI и многие аналитики опасаются, что возвращение корпорации на рынок может привести к деструктивной ценовой войне. "Это станет очередным негативным фактором для отрасли", - считает Ричард Клугман, аналитик из компании Jefferies. Капеллас утверждает, что MCI не намерена развязывать ценовую войну, но добавляет при этом: "Мы будем защищать свой участок и поддерживать свою конкурентоспособность".
   После того как MCI приведет в порядок свою финансовую отчетность, она может стать весьма привлекательным кандидатом на поглощение. В числе потенциальных покупателей называют компанию Bell, стремящуюся выйти на рынок крупных корпоративных заказов. В качестве возможного объекта поглощения многие сейчас рассматривают и AT&T, хотя сделка слияния этой корпорации с оператором BellSouth недавно была приостановлена.
   Выйдя из банкротства, MCI будет располагать наличными в размере не менее $2,3 млрд., при этом ее долг оценивается в $4,8 - 5,8 млрд. Большинству кредиторов MCI придется довольствоваться получением 36 центов на каждый доллар. Акции бывшей WorldCom сейчас обесценились, и акционеры в результате реорганизации не получат ничего. Впрочем, некоторые из инвесторов могут рассчитывать на частичную компенсацию из фонда объемом в $750 млн. - эту сумму MCI выделила для улаживания гражданских исков, выдвинутых Комиссией по ценным бумагам и биржам (SEC).
   Реорганизация MCI станет серьезным ударом для главных конкурентов - AT&T и Verizon Communications. Минувшим летом эти компании вели активную политическую и юридическую борьбу против MCI, препятствуя ее выходу из банкротства. В частности, главный юрисконсульт Verizon Уильям Барр призывал к ликвидации обанкротившегося конкурента. "Правоохранительные органы еще не уделили MCI должного внимания, - считает Барр. - Эта корпорация освободилась от долгов и теперь выходит из банкротства, сохранив при себе плоды своего мошенничества. Вопиющая несправедливость". Долги Verizon в сентябре составляли $44,46 млрд., а долги AT&T - $17,41 млрд.

Вернуться к содержанию выпуска

   Microsoft намерен усилить влияние на рынке поисковых систем в Интернете
   
(Интерфакс-АФИ, 03.11.03)
   Microsoft намерен играть более значительную роль на рынке услуг поисковых систем в сети Интернет, утверждая, что новые технологии компании помогут ей догнать лидера рынка –Google. Компания запустила крупный проект развития, направленный на создание новой технологии поиска информации в сети. Для этого был нанят ряд специалистов, включая Пола Райяна, одного из руководителей Overture Serviсes - поискового концерна, приобретенного в этом году Yahoo.
   Поисковые системы сегодня стали стартовой точкой для покупок и навигации в сети, важным источником прибыли от рекламы. Принадлежащая Microsoft MSN занимает четвертое место в рейтинге поисковых систем.
   Последние два месяца Microsoft вела неудачные переговоры с Google о слиянии. Компании отказались прокомментировать эти сведения. Не исключено, что переговоры велись также о техническом сотрудничестве, помощи в разработки новых технологий. Однако представители Microsoft утверждают, что "разработку того, что, как мы полагаем, станет новым поколением поисковых систем, компания должна полностью контролировать сама".
   Эксперты считают, что Microsoft потребуется много времени для завоевания лидирующих позиций на этом рынке, поскольку, помимо разработки новых технологических схем, необходима работа с брэндом и оптимизация сервиса.

Вернуться к содержанию выпуска

   LG Electronics потеснил SonyEricsson на рынке мобильников
   
(CNews.ru, 06.11.03)
   Мировой рынок мобильных телефонов продолжил рост в III квартале 2003 года, по данным IDC, по сравнению с прошлым годом поставки мобильников выросли на 21,2%, а по сравнению со II кварталом текущего года - на 140% до 130,1 млн. штук.
   Пятерка ведущих вендоров заняла 76,6% мирового рынка. Лидером осталась Nokia, ее доля составила 35%. Далее идет Motorola, увеличившая поставки мобильников на 27,8% по сравнению со II кварталом и завоевавшая 15,5% мирового рынка. Замыкает тройку лидеров Samsung - 11,5%.
   Siemens увеличил поставки своих мобильников на 39,5% и занял 8,7% мирового рынка. А LG Electronics вернулся в пятерку лидеров (5,8%), вытеснив Sony Ericsson (5,5%).

Вернуться к содержанию выпуска

   Новые принципы взаимоотношения GM с поставщиками
   
(«Ведомости», 05.11.03, автор - Николай Буланов)
   Концерн General Motors (GM) ужесточает правила работы с поставщиками по всему миру. Таким образом General Motors рассчитывает сократить издержки, как уже сделали японские Toyota Motor и Honda Motor.
   Сейчас у General Motors заключены контракты на поставку материалов, комплектующих и оказание услуг примерно с 3700 компаниями по всему миру. Крупнейшие из них - американская AK Steel, японские Exedy и Mitsubishi Electric, норвежская Norsk Hydro и т. д. В целом концерн выплачивает поставщикам около $75 млрд. в год.
   Теперь все заключаемые General Motors соглашения будут содержать новое положение, по которому концерн будет вправе сменить поставщика, если он окажется не в состоянии вести гибкую ценовую политику. Это означает, что General Motors может разорвать контракт, если обнаружит возможность получать какие-либо услуги или товары по более низкой цене у конкурирующей компании. При этом прежнему контрагенту будет предоставлена возможность снизить цены до нового уровня в течение 30 дней. Новые правила вступили в силу с 1 октября.
   Ранее у General Motors было лишь право разорвать контракт с поставщиком в течение первых полутора лет его действия, если концерн не устраивало обслуживание, качество предоставляемых товаров и услуг, а также условия их доставки. С 1 октября 2003 г. поводом может послужить и относительная дороговизна услуг. Кроме того, теперь General Motors в случае расторжения контракта по этой причине не будет возмещать поставщикам расходы на разработку нового инструментария, исследовательские работы и т. д. По оценкам экспертов, такие затраты могут составлять десятки миллионов долларов. Ранее General Motors частично возмещал такие расходы.
   Представитель General Motors Рене Рашид Мирим говорит, что автоконцерн пошел на эти меры, чтобы добиться "конкурентного ценообразования на протяжении всего действия контракта". "Компания будет работать с поставщиками, чтобы повышать качество их услуг. .. и с целью прекращения расточительства", - говорит она.
   В целом эксперты расценивают действия General Motors как продолжение попыток автопроизводителя снизить затраты и догнать по эффективности японских конкурентов, таких как Toyota Motor и Honda Motor. Эти компании уже давно ввели аналогичные меры для своих американских поставщиков, после чего те стали работать эффективнее, чем раньше. А вот представители компании Ford Motor Company говорят, что пока не меняли принципы работы с контрагентами.

Вернуться к содержанию выпуска

   Новости корпораций "одной строкой"
   
(По материалам и информации "AK&M", «Немецкая волна», lenta.ru, 04-07.11.03)
   Credit Suisse Group. Чистая прибыль Credit Suisse Group, второго по величине банка Швейцарии, составила в III квартале 2003 года 2.05 млрд. швейцарских франков ($1.5 млрд.) по сравнению с убытком в 2.15 млрд. швейцарских франков ($1.6 млрд.) за аналогичный период прошлого года. По сравнению со II кварталом 2003 года прибыль банка увеличилась на 52%.
   Улучшение финансовых результатов в июле-сентябре стало следствием продажи страховых подразделений, принесшей компании прибыль в размере около 1 млрд. швейцарских франков, а также сокращения рабочих мест. Численность персонала Credit Suisse Group снизилась по итогам квартала на 11 тыс. человек, что составляет 15% штата компании. С начала 2003 года банк сократил уже более 17 тыс. человек, или 22% всего персонала. Операционные расходы Credit Suisse Group снизились по сравнению с предыдущим кварталом на 2.8% - до 2.117 млрд. швейцарских франков.
   Чистая прибыль подразделения Credit Suisse Financial Services, специализирующегося на предоставлении банковских услуг индивидуальным клиентам, составила 1.778 млрд. швейцарских франков по сравнению с убытком в 1.194 млрд. швейцарских франков, полученным годом ранее. Во II квартале прибыль подразделения составила 851 млн. швейцарских франков. Прибыль банка Credit Suisse First Boston составила в июле-сентябре $224 млн., снизившись на 21% по сравнению со II кварталом.
   Напомним, что по итогам 2002 года Credit Suisse Group получила рекордные для европейских банков убытки - 3.3 млрд. швейцарских франков, что было связано со значительными потерями по ссудам и затратами на урегулирование судебных исков.
Вернуться к содержанию выпуска

   Vivendi Universal. Оборот французского медийного концерна Vivendi Universal в III квартале сократился на целых 59% по сравнению с соответствующим периодом минувшего года и составил менее 6 млрд. евро. Столь значительное ухудшение показателей французов не стало неожиданностью для аналитиков. Дело в том, что в минувшем году в финансовом отчёте концерна учитывались доходы нескольких подразделений Vivendi Universal, которые теперь принадлежат другим владельцам. В частности, в минувшем октябре фирма Vivendi Universal Entertainment была за $3.3 млрд. продана крупнейшему концерну мира – американскому General Electric. Кроме того, сокращение оборота отмечено практически у всех важнейших дочерних компаний французского концерна. С июля по сентябрь плохо шли дела у производителя электронных игр, и у телевизионного канала Canal Plus, и у музыкального подразделения. Лёгкий рост доходов оператора сотовой связи Cegetel, также принадлежащего Vivendi Universal, не смог кардинально улучшить суммарные показатели концерна.
Вернуться к содержанию выпуска

   Thomson-TCL. Крупнейший китайский производитель бытовой электроники TCL подписал меморандум о сотрудничестве со своими французскими коллегами - фирмой Thomson. Общий капитал нового мега-альянса - 450 млн. евро, при этом на долю китайцев придется две трети активов. Заявленная цель союза - обогнать японского гиганта Sony в производстве телевизоров. Для этого TCL-Thomson придется выпускать вместе не меньше 18 миллионов "говорящих и показывающих ящиков" в год.
   Чтобы добиться поставленной задачи, TCL будет участвовать в альянсе своими телевизионными фабриками и фабриками DVD компонентов, исследовательскими центрами и торговой сетью в Китае, Вьетнаме и Германии. Thomson представляет то же самое в Мексике, Польше и Таиланде.
   При этом на сложившемся азиатском и на новых рынках продукция будет продаваться под торговой маркой TCL, а в Европе и в Северной Америке - под маркой RCA и Thomson. Именно на этих соответствующих рынках два концерна имеют очень сильные позиции.
Вернуться к содержанию выпуска

   Skoda. Чешская компания Skoda намеревается продать в этом году больше автомобилей, чем за 2002 год. Стоит напомнить, что по результатам первой половины 2003 года объемы продаж компании снизились на 0,9%. Между тем, судя по подведенным итогам первых девяти месяцев, по итогам полного года у Skoda есть все шансы превысить прошлогодний показатель, когда было продано 445 525 автомобилей. С января по сентябрь компания реализовала 335 597 автомобилей, что на 0,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Росту продаж способствует также установившаяся экономическая стабильность в Европе, являющейся основным рынком сбыта автомобилей Skoda.
   Стоит также отметить и тот факт, что в ряде стран наблюдается повышенный спрос на чешские автомобили: в Венгрии рост продаж составил 43,6%, в Польше - 24,9%, тогда как в Германии темпы роста продаж не столь заметны - лишь 3,1%. Между тем, в целом, на домашнем рынке Skoda продала на 1,9% меньше автомобилей, чем за тот же период 2002 года, тогда как суммарные продажи на автомобильном рынке Чехии выросли за это время на 4,6%.
Вернуться к содержанию выпуска

   Alcan спасает активы
   
(«Ведомости», 06.11.03, автор - Кен Уорн)
   Гендиректор алюминиевого гиганта Alcan Трэвис Энджин выступил в защиту французской Pechiney, владельцем которой его группа станет уже через месяц. Он подверг жесткой критике австралийское правительство, которое пытается отнять у Pechiney лицензию на одно из крупнейших в мире алюминиевых месторождений.
   Французская группа Pechiney является четвертым в мире производителем первичного алюминия. В 2002 г. выручка компании составила $12,5 млрд., чистая прибыль - $53 млн. В августе 2003 г. владельцы французской компании решили продать свои акции конкурирующей канадской группе Alcan за $4,7 млрд. Сделка, в результате которой возникнет крупнейшая в мире алюминиевая группа, должна быть закрыта до конца ноября. На долю Alcan приходится 18% всего добываемого в мире алюминия. В 2002 г. доход канадской компании составил $12,5 млрд., чистая прибыль - $374 млн.
   Не так давно правительство штата Куинслэнд подало в Верховный суд штата иск к Pechiney. Австралийские власти стремятся заставить французскую группу отказаться от прав на аренду одного из крупнейших в мире залежей бокситов - Aurukun. Окончательное решение по иску ожидается до конца ноября. Ранее Pechiney было предложено отказаться от концессии добровольно, но сделать это компания отказалась. Претензии к Pechiney заключаются в том, что, по условиям аренды, компания обязалась до наступления 1989 г. начать на месторождении строительство глиноземного завода, но так и не сделала этого. Более того, компания до сих пор не приступила к разработке месторождения. "Они сами своим бездействием сделали соглашение недействительным", - заявил министр природных ресурсов правительства штата Куинслэнд Стивен Робертсон.
   До сих пор представители Alcan предпочитали не комментировать этот конфликт. Но теперь они, похоже, решили, что пора спасать будущую собственность. Гендиректор Alcan Трэвис Энджин выступил с критикой в адрес австралийских властей. "Это большая ошибка публично обсуждать этот вопрос, - заявил он. - Я не знаком со всеми деталями, но иск вызывает удивление у всех, кто обладает концессиями на разработки месторождений в Австралии или просто обдумывает перспективы работы в стране". Чиновники пока никак не отреагировали на слова главы Alcan. Впрочем, Энджин уверяет, что конфликт в Австралии не помешает завершению сделки с Pechiney. "Мы готовы к слиянию. Предполагаемый синергетический эффект [от этой сделки] принесет к 2005 г. объединенной группе $250 млн.", - говорит он.

Вернуться к содержанию выпуска

   Dynegy распродает активы
   
(«Ведомости», 06.11.03, автор - Шейла Макналти)
   Американская энергетическая группа Dynegy продает один из своих важнейших активов - сетевую компанию Illinois Power, чтобы рассчитаться с долгами. Покупатель - Exelon готов заплатить за этот актив $2,2 млрд.
   Dynegy - американская энергогруппа. Ее чистая прибыль за III квартал 2003 г. составила $5 млн., хотя за тот же период в прошлом году компания получила убыток в $1,6 млрд. Доход группы за 2002 г. составил $5,5 млрд., чистая прибыль - около $2,7 млрд. Сейчас суммарная задолженность Dynegy составляет $7,4 млрд. Exelon - одна из крупнейших американских энергетических компаний. В 2002 г. ее доход составил $15 млрд., чистая прибыль - $1,5 млрд.
   Американская энергетическая группа Dynegy продает один из своих важнейших активов - оператора электро- и газораспределительных сетей Illinois Power - крупному американскому энергооператору Exelon. Сумма сделки составит $2,2 млрд. Из них $1,8 млрд. пойдет на покрытие долга компании, а сама Dynegy получит $425 млн. Ожидается, что сделка завершится в IV квартале 2004 г. По ее условиям Dynegy также будет в течение шести лет продавать одной из дочерних компаний Exelon определенный объем энергии. Поставки начнутся в январе 2005 г.
   Группа пошла на этот шаг, чтобы сократить объем задолженности, которая составляет $7,4 млрд. По словам президента и генерального директора Dynegy Брюса Уильямсона, продажа Illinois Power открывает перед группой перспективы роста в нерегулируемых секторах энергорынка.
   По мнению Гордона Хоуальда из Credit Lyonnais Securities, группа продолжит распродавать активы и, скорее всего, избавится от газового бизнеса. После этого группа все равно останется независимым производителем энергии, говорит аналитик, и сможет воспользоваться преимуществами циклического роста цен на энергию, который начнется в 2005 - 2006 гг.
   Однако, несмотря на неплохие перспективы, сейчас группе грозят проблемы со стороны Федеральной комиссии по управлению энергетикой США. Дело в том, что Dynegy вместе с другими компаниями, среди которых Enron и Coral Power, может быть обвинена в манипулировании ценами на электроэнергию в период энергетического кризиса в Калифорнии в 2001 - 2002 гг. Группа так и не смогла договориться с властями. Последний установленный для этого срок истек, и теперь чиновники могут начать формальное разбирательство.

Вернуться к содержанию выпуска

   GE продолжает с завидной скоростью расширять свое присутствие на рынке недвижимости
   
(По материалам статьи «General Electric засматривается на Sophia SA», «Время новостей», 04.11.03, автор – Денис Уваров)
   Американская корпорация General Electric (GE) продолжает с завидной скоростью расширять свое присутствие на рынке недвижимости. Недавно подразделение GE - Real Estate Investissement France, специализирующееся на сделках с недвижимостью, объявило о намерении приобрести крупного французского риэлтора Sophia SA.
   В настоящее время дела у Sophia складываются не совсем гладко. Общая сумма долгов французской компании, которые, в соответствии с выдвинутым предложением, GE собирается оплатить, достигает 2,3 млрд. евро. Ранее инициативу по покупке Sophia проявляла другая профильная французская компания - Societe Fonciere Lyonnaise (SFL), однако предложение GE оказалось на 100 млн. евро привлекательнее. Руководство Sophia пока отказывается комментировать событие и заявляет, что еще не приняло окончательного решения и не сделало выбора между двумя покупателями акций.
   Что касается представителей GE, то они, напротив, менее категоричны и уверены в своей победе. Ведь финансовые возможности компании очень велики, и она готова пополнить свои европейские капиталовложения, уже насчитывающие $5,3 млрд. Масштабы и характер последних сделок с участием GE в очередной раз подтвердили намерение компании укрепиться на рынке недвижимости и расстаться со страховым бизнесом. По мнению специалистов, покупка Sophia осуществляется в соответствии с оглашенным ранее планом компании по реструктуризации собственности. Действуя в рамках этого плана, компания придерживается стратегии избавления от малоприбыльных непрофильных активов.
   Скорость, с которой GE покупает и продает свои подразделения, поражает даже неспециалистов. Так, менее трех месяцев назад корпорация продала свое подразделение Financial Guaranty Insurance, специализирующееся на страховании финансовых обязательств. А уже на следующий день объявила о новой глобальной сделке. Очередным приобретением GE стала чикагская Transamerica Finance Corp., специализирующаяся на коммерческом финансировании и недвижимости. Бывший владелец этой фирмы голландский страховщик Aegon NV запросил тогда $5,4 млрд.

Вернуться к содержанию выпуска

   О грядущей череде слияний на музыкальном рынке
   
(lenta.ru, 06.11.03)
   Звукозаписывающая компания BMG, подразделение немецкого холдинга Bertelsmann, подтвердила планы о слиянии с компанией Sony Music, частью японской корпорации Sony. Как известно, в настоящее время схожие переговоры о слиянии проводят две другие крупные компании звукозаписи: британская EMI и американская Warner Music, часть холдинга AOL Time Warner.
   В последнее время доходы мировой музыкальной индустрии падают из-за распространения пиратства, в частности, из-за интенсивного обмена аудиторией нелегальными музыкальными файлами через интернет.
   Однако намерения корпораций вызывают негативную реакцию антимонопольных ведомств Евросоюза и США. Вероятно, регулирующие органы позволят совершить лишь одно из планируемых слияний, причем аналитики полагают, что ситуация складывается в пользу BMG и Sony Music. По данным агентства Bloomberg, в случае объединения этих компаний вновь образованная структура будет второй по величине в мире в этой отрасли - ей вряд ли удастся опередить по объемам продаж лидера индустрии компанию Universal Music.

Вернуться к содержанию выпуска

   В бизнесе главное – связи
   
(По материалам The Economist, 01.11.03, статья перепечатана в журнале «Русский фокус», 03.11.03)
   Новое исследование проливает свет на отношения между предпринимателями и государством. В новом исследовании 20 000 официально зарегистрированных компаний в 47 странах мира предпринята попытка установить, соответствует ли действительности расхожая истина о пользе связей, и, если это так, насколько ценятся эти связи. Экономист из школы менеджмента при университете Вандербильта Мара Фаччио создала базу данных, подтверждающих политические связи компаний. Наличие таких связей она считала фактом в том случае, если политик, бывший политик или кто-то близкий к правящей партии входит в состав совета директоров или является крупным акционером (непосредственно или опосредованно распоряжаясь 10% акций, дающими право голоса, - именно на этом уровне участия в большинстве стран требуется публичное раскрытие информации). Так, имеющей связи с властью признается компания Fininvest, вице-президентом которой является Марина Берлускони, дочь премьер-министра Италии Сильвио Берлускони (он сам - крупнейший акционер в четырех официально зарегистрированных итальянских компаниях). Связями обладают 18 официально зарегистрированных итальянских фирм, в которых крупными пакетами акций владеют члены пользующейся огромным влиянием семьи Агнелли. К этой же категории относится компания Gilead Sciences, председателем совета директоров которой в свое время был министр обороны США Доналд Рамсфельд.
   В некоторых странах с выявлением собственности, принадлежащей политикам, дело обстоит лучше, чем в других. Также некоторым политикам лучше, чем другим, удается скрыть принадлежащие им пакеты акций (при помощи подставных фирм и других хитроумных структур). Требования к раскрытию информации в разных странах тоже разнятся. Тем не менее г-жа Фаччио выявила 541 фирму, имеющую политические связи, что составляет 7,7% рыночной капитализации фирм в ее выборке.
   Не удивительно, что фирмы с политическими связями - весьма распространенное явление в странах с высоким уровнем коррупции, а также (что не столь очевидно) в странах, воздвигающих барьеры на пути иностранных инвестиций (таких, как Малайзия). В России, где связи между бизнесменами и политиками устанавливались строго в соответствии с коррумпированной приватизацией, когда друзья-олигархи Бориса Ельцина "покупали" активы по бросовым ценам, на долю фирм со связями приходится 20% официально зарегистрированных компаний и вызывающие оторопь 87% общей капитализации фондового рынка в 2001 г.
   Наверняка многих удивит тот факт, что в некоторых странах с более прозрачными политическими системами (свободной прессой, установившейся демократией и сильной правовой системой) доля фирм со связями тоже высока. В Великобритании, например, на долю таких фирм приходится 39% капитализации рынка. Но в отличие от связей в России или Индонезии, которые начинаются в сфере политики, в демократических странах связи с политиками, как правило, налаживаются снизу фирмами, занимающимися легальной и отчасти прозрачной деятельностью - такой, как лоббирование. Хотя и оно далеко не всегда осуществляется в рамках закона. Однако г-жа Фаччио полагает, что в странах с прозрачной политической системой такие связи менее проблематичны, так как коррумпированных чиновников всегда можно провалить на выборах. С этой точки зрения дискуссия по поводу связей нынешней администрации Буша с бизнесом в определенной степени может быть признаком политической и экономической силы, а не слабости.
   Свое действие оказывают и правила, ограничивающие конфликт интересов. В Малайзии, например, только главам двух избираемых законодательных органов не разрешается входить в состав совета директоров компаний и владеть крупными пакетами акций. Поэтому в Малайзии больше фирм со связями, чем в Чили и Португалии, где избираемым чиновникам запрещено быть членами совета директоров. Правила по ограничению конфликта интересов, принятые в Америке, запрещают членам Конгресса получать вознаграждение за участие в работе совета директоров.
   Когда г-жа Фаччио сравнила фирмы, имеющие хорошие связи, с остальными, она обнаружила, что в целом у компаний со связями более низкая налоговая ставка и более высокая доля участия на рынке, чем у других фирм в схожем сегменте рынка. Но у них, кроме того, относительно больше долгов и, что удивительно, более низкая доходность акций. Почему? Одно из возможных объяснений, считает г-жа Фаччио, заключается в том, что в компаниях, тесно связанных с политиками, работают неквалифицированные (но имеющие хорошие связи) менеджеры. И у фирм со связями, может быть, больше опыта в области коррупции, чем в обеспечении высокой доходности акций. Кому нужно "ноу-хау", если достаточно знать, "ху из ху"?

Вернуться к содержанию выпуска

***
Ваши отзывы и замечания, а также материалы, которые Вы хотели бы опубликовать в данной рассылке, присылайте, пожалуйста, по адресу nwtaro@yahoo.com.
Сайт рассылки расположен по адресу http://scd.centro.ru/rass.htm.
Архив рассылки расположен по адресу http://subscribe.ru/archive/business.globalec.
С уважением, Леонид Ардалионов.


     

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное