Покупая товары, мы часто
сталкиваемся с такими понятиями, как гарантия и срок годности. Что же это такое
и как не обмануться, покупая товар в Украине?
Закон определяет гарантию как
срок, на протяжении которого изготовитель или продавец (по выбору покупателя!) обязан:
бесплатно отремонтировать товар в случае его неисправности (при этом покупатель также имеет право взамен требовать
пропорционального уменьшения цены или возмещения расходов на исправление
недостатков товара);
заменить товар в случае невозможности ремонта (при
этом в случае существенных недостатков товара покупатель также вправе требовать
вместо замены товара возврат уплаченной за товар суммы).
Интересно, что «отсылка» продавцом покупателя к производителю
или в сервисный центр незаконна: именно покупатель решает, к кому он будет
обращаться (покупателю, продавцу или сервисный центр) в случае покупки товара
ненадлежащего качества.
По общему правилу гарантийный
срок начинается с момента продажи товара потребителю (ст. 676 Гражданского Кодекса
Украины). Если гарантийный
срок установлен нормативным актом, продавец (производитель) не может его
уменьшать. Интересно, что гарантийные обязательства влюбомслучае включают такжелюбыеобязательства производителя или
продавца, предусмотренные рекламой.
Если гарантийный срок не установлен, то по закону
потребитель имеет право предъявить претензии производителю (продавцу,
исполнителю) в течение двух лет (ст. 7 Закона Украины «О защите прав
потребителей», далее - Закон).Если товар ремонтируется по гарантии, то она
продлевается на срок ремонта. Если же в процессе ремонта товар поменяли на
новый, то гарантия начинает исчисляться заново.
Что касается гарантии на сезонные товары (одежда и
обувь), то важно помнить, что для такой группы товаров гарантийный срок
начинается не с момента покупки, а с наступлением соответствующего сезона:
1.Одежда,
меховые и другие изделия:
весенне-летнего
ассортимента - с 1 апреля;
осенне-зимнего
ассортимента - с 1 октября.
2.Обувь:
зимний
сезон с 15 ноября по 15 марта;
летний
сезон с 15 мая по 15 сентября;
весенне-осенний
сезон с 15 марта по 15 мая и с 15 сентября по 15 ноября.
Гарантия на услуги
устанавливается по таким же правилам, как и на товары. В случае, если
происходит гарантийное обслуживание приобретённого вами товара, то гарантийный
срок на работу не устанавливается, поскольку он обусловлен гарантийным сроком
на само изделие (товар).
Срок
годности это тот же гарантийный срок, но который устанавливается для продукции,
потребительские свойства которой могут со временем ухудшаться и представлять
опасность для жизни, здоровья, имущества потребителей. Срок годности указывается
на этикетках, упаковке или в других документах, прилагаемых к продукции. Такой
срок считается со дня изготовления и указывает на то, в течение какого времени (до
какой даты) продукт является пригодным для использования.
Что делать
если купили просроченный товар? Первым делом обратитесь к администратору. Вполне
вероятно, что в таком случае деньги вернут или заменят товар на свежий. Также помните,
что всегда необходимо сохранять чек: в случае спора без него не обойтись.
Если же в магазине отказывают в замене
товара или возврате денег, можно требовать книгу отзывов и предложений и писать
туда жалобу. Также можно написать заявление в санэпидемстанцию и пожаловаться в управление
по защите прав потребителей. Если решили довести дело до конца, то «усилив»
свою позицию документами из данных структур, можно обратиться в суд.
В короткой заметке невозможно
описать все права потребителя и нюансы, связанные с гарантией на товары и
услуги. Поэтому очень рекомендуем заранее ознакомиться (освежить в памяти) хотя
бы ст. 7-9 Закона «О защите прав потребителей».
-
Подсказка подготовлена совместно с Николаем
Сорокой.
Также смотрите: Закон Украины «О
защите прав потребителей» - http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/1023-12