Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Новый проект Юрия Мороза" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Управление бизнесом. Советы и решения. Франчайзинг - явление объективное
Франчайзинг — явление объективное, которое сложилось исторически в США еще в 1860-х гг. и прочно закрепилось в развитых странах мира в 1970-х гг. под воздействием объективных потребностей экономического развития. Более того, за рубежом эту форму деятельности считают не только полезной, но и престижной. Российское представление о франчайзинге на сегодняшний день складывается в основном благодаря газетным и журнальным публикациям о франшизных предприятиях, которые появляются и на российском рынке, например: ● ЗАО «Баскин Роббинс Продакшн Интернешнл» — сеть кафе-мороженого «Баскин Роббинс»; ● ООО «РосИнтер» — сеть ресторанов «РостикС» (ООО «Ресторанная Объединенная Сеть Торгового и Коммерческого Сервиса»); ● Торговый дом «Арома» — сеть винных супермаркетов «Ароматный Мир»; ● ООО «ЭКОНИКА-Обувь» — сеть обувных салонов «ЭКО- НИКА-Стиль»; ● ООО «КОДАК» — сеть фотомагазинов «Кодак-Экспресс»; ● ООО «ГрильМастер» — сеть ресторанов быстрого питания Grillmaster. Первая российская франчайзинговая фирма возникла в 1990 году в Тольятти. Непосредственно франчайзингом “Дока” занялась с 1993 г., став членом международной франчайзинговой ассоциации. Сейчас уже успешно действуют также франчайзинговые сети российских фирм, как «Русское бистро», «Русская трапеза» и «Золотой цыпленок» (быстрое питание); «Синий кристалл» (прачечные); «Хлебное дело»; «Партнер» (детское питание); «1 С» (программные продукты); «Модный трикотаж» (розничная торговля) и другие. Принято считать, что первым франшизодателем является американская фабрика «Зингер» (Singer Sewing Machine Company, основана в 1851 г.). Любая франчайзинговая система строится исключительно на успешном бизнесе. Предположим, условный владелец кафе (правообладатель) изобрел фирменное блюдо, которое выгодно отличается по вкусовым качествам или дизайну и неизменно привлекает посетителей. Однако, чтобы расширить свое дело, ему необходимо много денежных средств. Если пойти традиционным путем, можно взять кредит в банке и «раскрутить» одно кафе, а на полученную прибыль открыть другое и т. д. Но есть и другой способ, позволяющий ускорить развитие нашего условного бизнеса во времени: будучи правообладателем, передать секрет своей успешной деятельности пользователю франшизной точки и получать в дальнейшем от него комиссионные вознаграждения в виде ежемесячных роялти, или фиксированных платежей. В этом и есть суть франчайзинга в упрощенном виде. Сам термин «франчайзинг» происходит от французского слова franchise (льгота, привилегия), которое в первоначальном значении вошло в экономическую лексику, в том числе и отечественную, еще до того, как заговорили о франчайзинге. Франчайзинг {franchising, также называют фрэнчайзинг, франшизинг, льготное предпринимательство, коммерческая концессия): форма продолжительного делового сотрудничества, в процессе которого крупная компания — франшизодатель (правообладатель) предоставляет малоизвестной компании — франшизополучателю (пользователю) лицензию (франшизу) на производство продукции, торговлю товарами или предоставление услуг под торговой маркой правообладателя на ограниченной франшизной территории на срок и условиях, определенных франшизным договором. К 2006 г. франчайзинг в США применяется уже в более чем 80 франшизных отраслях бизнеса, насчитывая 2500 компаний-франшизодателей и более 800 тыс. компаний-франшизополучателей. Первые шаги по развитию франчайзинга в России были сделаны еще в период существования СССР (с 1972 г.). Ряд советских предприятий по франшизному договору с правообладателем Pepsico производили прохладительные напитки (типа «Пепси-кола») из сиропов и концентратов правообладателя в соответствии с его стандартами качества и под его торговой маркой. У компании McDonald's Restaurants of Canada Ltd. первые сложности в нашей стране возникли при получении разрешения властей на ведение бизнеса, и переговоры с советскими министерствами затянулись на 12 лет, но так и не завершились договором франчайзинга.
Однако 31 января 1990 г. в Москве был открыт первый собственный франшизный ресторан быстрого питания McDonald's на Пушкинской площади, который в первый же день обслужил около 30 тыс. посетителей . В 1990 г. компания McDonald's также сделала значительные инвестиции (в размере $45 млн.) в строительство завода по производству полуфабрикатов. Это современный перерабатывающий и распределительный центр «Маккомплекс», расположенный в одном из подмосковных районов (г. Солнцево), причем завод поставляет необходимые продукты во все рестораны компании в России. На заводе также имеются собственные линии по производству мясных и молочных изделий, булочек, лаборатория контроля качества продукции и отдел сбыта. В настоящее время в 37 городах России: Москве, Мытищах, Люберцах, Реутове, Одинцово, Троицке, Дмитрове, Балашихе, Клину, Красногорске, Химках, Сергиевом Посаде, Щелково, Наро-Фоминске, Подольске, Пушкино, Коломне, Раменском, Электростали, Солнечногорске, Орехове-Зуеве, Санкт-Петербурге, Ниж. Новгороде, Ярославле, Казани, Самаре, Нижнекамске, Чебоксарах, Ростове-на-Дону, Альметьевске, Набережных Челнах, Новочеркасске, Воронеже, Оренбурге, Сочи, Саратове и Уфе, — работают 172 ресторана McDonald's. Сейчас в России работает 69 ресторанов «МАК- АВТО» с совершенно новой для России концепцией обслуживания, благодаря которой водитель и пассажиры могут пообедать, не выходя из автомобиля. «МАКАВТО» работает по принципу «трех окон». В первом окне работники принимают заказ, во втором — заказ оплачивается, а в третьем посетитель получает уже упакованную продукцию, не выходя из автомобиля. На сегодняшний день в компании McDonald's в России работают более 17 тыс. человек. Франчайзинг дает следущие преимущества для франшизодателей: 1. Развитие сети предприятий позволяет как владельцу , значительно экономить собственный капитал, а также свои трудовые ресурсы. 2. Владелец каждого предприятия более заинтересован в положительных результатах ведения бизнеса, в том, чтобы максимально увеличить свои продажи и минимизировать свои затраты по сравнению с наемным руководителем предприятия. 3. Риск, сопутствующий каждому бизнесу, уменьшается, так как его собственный капитал участвует в расширении бизнеса в минимальной степени. 4. Позволяет не заниматься текущими управленческими проблемами на уровне отдельно взятого предприятия и поэтому не имеет проблем с персоналом владельца франшизы. 5. Благодаря возможности использования чужих ресурсов , как финансовых, так и управленческих, бизнес может развиваться значительно быстрее и в своей стране, и на международном уровне. 6. Легче осваивать новые территории регионов с помощью новых предприятий. 7. Предлагая франшизу будущему получателю для принятия им решения о покупке, франшизодатель может быть уверен в том, что без его предварительного согласия никто не получит право на использование товарного знака с целью получения прибыли, поскольку имя франшизы защищено как товарный знак и знак обслуживания. Для франшизодателей существует и ряд существенных недостатков: 1. Определенное снижение прибыли за счет того, что франшизодатель получает лишь определенный процент от валовой прибыли франшизополучателя, что существенно меньше, чем если бы это франшизное предприятие принадлежало самому франшизодателю. 2. Сложность контроля удаленных франшизных предприятий — франшизополучателей для франшизодателя, поскольку владельцы франшиз — не наемные работники и руководить ими на расстоянии достаточно сложно, а плохая репутация лишь одного франшизного предприятия способна испортить репутацию всей франчайзинговой сети франшизодателя, поставить под сомнение качество товара или услуг в сети, бросить тень на товарный знак правообладателя-франшизодателя. 3. Определенная проблема с отчетностью предприятий — франшизополучателей в сети, поэтому франшизодатель не может быть уверен в том, что все франшизополучатели предоставляют ему правдивый отчет о своей франшизной деятельности в регионе.
4. Обучая франшизополучателя тонкостям франшизного бизнеса, передавая ему свой накопленный успешный опыт, франшизодатель фактически готовит себе потенциального конкурента, особенно если с течением времени, набравшись опыта, франшизополучатель выйдет из франшизной системы франшизодателя и станет уже реальным конкурентом. 5. Определенные трудности сохранения коммерческой тайны франшизодателя, поскольку франшизополучатель имеет доступ к коммерческим секретам, проходя обучение по франшизной программе франшизодателя на действующих франшизных предприятиях. Франчайзинг дает следущие преимущества для франшизополучателей: 1. Покупая франшизу , франшизополучатель имеет возможность управлять небольшим собственным франшизным предприятием в рамках франшизной системы , пользуясь преимуществами, которые доступны только крупным предприятиям. 2. Франшизополучатель покупает надежный готовый франшизный бизнес, завоевавший определенную нишу в определенном сегменте рынка, зарекомендовавший себя с положительной стороны и всесторонне опробованный на практике в течение определенного времени. 3. Покупая франшизу, франшизополучатель фактически получает право ведения о бизнеса под общепризнанным товарным знаком франшизодателя, что приводит к мгновенному приобретению репутации среди потребителей еще одной франшизной точки; 4. При продаже франшизы франшизодатель передает стандартный пакет франшизной документации в виде четких инструкций по материалам, сырью, оборудованию, поставщикам, системе сбыта, технологии ведения бизнеса и проводит курс обучения, для того чтобы владелец франшизы мог в кратчайшие сроки начать свой новый франшизный бизнес, причем в процессе работы франшизодатель обеспечивает необходимые консультации и находит вместе с ним решение возникающих проблем. 5. Наличие торговой марки в рамках системы дает возможность каждому владельцу франшизы пользоваться всей мощью рекламы этого товарного знака, рекламировать свой товар или услугу в региональной франшизной сети более масштабно, чем это делают обычные малые предприятия. 6. Франшизный бизнес во всем мире считается более надежным по сравнению с бизнесом обычных малых предприятий; франшизодатель, являясь заинтересованной стороной, может быть гарантом при получении кредита или финансового лизинга, поэтому банки, лизинговые компании, другие финансовые институты более охотно работают с франшизополучателями. 7. Обычно франшизодатель в рамках франшизной системы предоставляет франшизополучателю возможность приобретения по льготным ценам расходных материалов, сырья, комплектующих изделий либо у самой компании-франшизодателя, либо у определенных поставщиков, причем такие возможности делают систему снабжения надежной и выгодной для владельца франшизы. 8. Франшизополучатель, находясь во франчайзинговой сети франшизодателя, всегда получает выгоду от постоянных исследований франшизодателя, направленных на совершенствование франшизного бизнеса, связанного с технологическими изменениями и постоянным изучением рынка потребительского спроса в региональной франчайзинговой сети. 9. Предприятие-франшизополучатель меньше подвержено риску банкротства, чем обычное малое предприятие, поскольку владелец франшизы получает помощь со стороны франшизодателя в рамках договора о предоставлении франшизы. 10. Предприятие-франшизополучатель является самостоятельным юридическим лицом и не теряет свою независимость при принятии решений. Для франшизодателей существует и ряд существенных недостатков: 1. Для того чтобы купить франшизу и начать работать, франшизополучателю необходимо иметь определенный начальный капитал, величина которого изменяется в значительных пределах в зависимости от вида деятельности франшизы (так, чтобы открыть мини-гостиницу, необходима сумма от нескольких сот тысяч до нескольких миллионов долларов США, а чтобы открыть свой бизнес, например, по уборке помещений, необходим начальный капитал $10-20 тыс.). 2. Франшизополучатель, приобретая франшизу у франшизодателя, должен помнить, что он работает в своем франшизном предприятии не один, а в рамках франшизной системы франшизодателя; он является важным связующим звеном в сети владельцев франшизы и должен соблюдать все правила франчайзингового сотрудничества, предписанные для него франшизодателем в договоре о предоставлении франшизы. 3. Однако для тех владельцев франшизы, кто может разумно построить свои отношения с франшизодателем, некоторая потеря свободы при работе во франшизной системе не является серьезным недостатком. 4. Франшизополучатель перед подписанием франшизного договора должен помнить, что договор франчайзинга обычно заключается с франшизодателем на относительно большой срок (от нескольких лет до нескольких десятков лет), что не дает возможности владельцу франшизы «попробовать» этот бизнес и, если не понравилось, бросить без существенных материальных потерь. 5. Франшизодатель может продать весь свой действующий франшизный бизнес, в результате чего управление перейдет к новому франшизодателю, причем политика компании и франшизные процедуры могут радикально измениться и не обязательно в благоприятную для франшизополучателя сторону. 6. Франшизополучатель перед подписанием франшизного договора должен помнить, что потеря репутации франшизодателя, как правило, ведет к потере доброго имени и репутации владельца франшизы. Можно утверждать, что на современном этапе однозначного отношения в России к франчайзингу нет. С одной стороны, существует множество правил и условностей, руководствуясь которыми, специалисты готовы вынести экспертное заключение — франчайзинг это или нет. Важна любая мелочь: одинаковые стулья в кафе или особый цвет лака для ногтей у служащих. Поэтому зачастую американцы, придирчиво рассматривая деятельность упомянутых российских фирм, решительно не желают причислять их к франчайзингу. Социально-психологические и культурные особенности различных регионов России неизбежно требуют отступлений от традиционной концепции бизнеса. Возьмем, например, закусочные быстрого обслуживания (fast-food). Чем они привлекательны для американского потребителя? Возможностью быстро и дешево перекусить во время перерыва на обед или семейной прогулки в выходные. Для среднего российского посетителя fast-food олицетворяет, прежде всего, западный образ жизни с недосягаемым уровнем обслуживания, как, впрочем, и цен. Поэтому посещение McDonald's из дежурной процедуры превращается в событие недели, а то и года, а американская «забегаловка» с откровенно сомнительной по полезности пищей (для тех, кто хочет сохранить свою фигуру) автоматически приобретает статус ресторана, предъявляя более высокие требования к оформлению интерьера и имиджу в целом. Таким образом, франшизодателю следует быть готовым к тому, что отработанные на внутреннем рынке стандарты качества и приемы обслуживания могут идти вразрез со вкусами и привычками зарубежных потребителей. Поэтому способность «слиться с национальным пейзажем» той страны, где работает зарубежная франшиза, как это неизменно удается McDonald's, напрямую зависит от того, сможет ли франшизодатель отказаться от своего классического диктата и предоставить владельцам франшиз определенную степень свободы, учитывая местную специфику. Обращение к франчайзингу отечественных предпринимателей, как уже неоднократно говорилось, вызвано прежде всего потребностями развития в России рыночных отношений. Неудивительно, что новая правовая сфера, возникающая в нашей стране в связи с появлением франчайзинга, настойчиво требует специального законодательного оформления. Договор франчайзинга — понятие новое для российского гражданского права, поэтому его основные положения во многом заимствованы из законодательства тех зарубежных стран, где франчайзинг за последние тридцать — сорок лет получил наиболее широкое распространение. Вместе с тем сам франшизный договор действует в рамках российского договорного права, основные принципы которого закреплены в новом Гражданском кодексе РФ. Однако сразу же хочется предостеречь заинтересованных предпринимателей: не стоит тратить время на поиски упоминаний конкретно франчайзинга в тексте статей закона. Этот термин в ГК РФ не употребляется, но подробное рассмотрение одной из глав позволяет сделать вывод, что франчайзинг фигурирует в законе под именем коммерческой концессии. Целый ряд положений Кодекса вполне отвечает международным критериям, на основании которых выделяются отношения франчайзинга. Договором коммерческой концессии может быть предусмотрено право или даже обязанность пользователя выдать определенное число субконцессий на соответствующей территории. Это весьма важно для правообладателей с точки зрения создания сбытовых или торговых сетей и последующего эффективного управления ими. При использовании системы субконцессий первичный пользователь берет на себя дополнительные организационные и управленческие функции, которые нередко становятся для него основными. Таким образом, заменив правообладателя по знакомой нам терминологии на франшизодателя , а пользователя — на франшизополучателя и назвав фиксированные разовые платежи и периодические платежи (роялти) стоимостью франшизы, мы получаем отношения франчайзинга. Возвращаясь к вопросу о необходимости правового регулирования франчайзинга, отметим, что задача защиты интересов потребителей в российском законодательстве реализуется прежде всего через положение о государственной регистрации договора коммерческой концессии, или, как мы договорились его называть, договора франчайзинга . Закон также предусматривает обязанности пользователя (франшизополучателя) информировать потребителей о присутствии посреднических отношений и обеспечивать надлежащее качество предлагаемых товаров, работ, услуг и ответственность правообладателя (франшизодателя) по требованиям, предъявляемым к пользователю (франшизополучателю) . При интересе вы можете просто более подробно изучить главу 54 Гражданский кодекс РФ с о всеми последними изменениями и дополнениями. В заключении хотелось бы отметить, что применение франчайзинга в предпринимательской деятельности дает существенные преимущества как правообладателю (лицу, предоставляющему право использования своих средств индивидуализации и ноу - хау), так и пользователю (лицу, которому эти права предоставляются). Для правообладателя франчайзинг является наиболее удобным средством расширения своего бизнеса, в том числе и в международном масштабе. Франчайзинг избавляет его от необходимости открывать огромное число филиалов или регистрировать предприятия на удаленных от него территориях, инвестировать средства в приобретение недвижимости и других основных фондов, необходимых для осуществления соответствующей деятельности, нанимать работников. Вместе с тем предприятия, созданные пользователями, вливаются в интегрированную систему правообладателя, который сохраняет над ними практически такой же контроль, как если бы они в действительности были его подразделениями или филиалами. Все это и дает возможность в течение относительно короткого срока создавать разветвленные сети фирменных магазинов, ресторанов или гостиниц. Для пользователя франчайзинг существенно снижает предпринимательский риск и ускоряет окупаемость капиталовложений. Оставаясь хозяином своего предприятия, он получает возможность работать под хорошо известной, «раскрученной» вывеской и вступает на рынок с определенным преимуществом перед конкурентами, лишенными такой возможности. Поскольку пользователи чаще всего обслуживают потребительский рынок, указанная особенность франчайзинга стимулирует развитие малого и среднего бизнеса и уже сама по себе дает достаточные основания для того, чтобы развивать данную форму предпринимательства. Рассматривая преимущества франчайзинга, нельзя не остановиться на том, какие последствия имеет для потребителя его широкое использование. С одной стороны, франчайзинг способствует насыщению рынка доброкачественными товарами и услугами. С другой - франчайзинговые соглашения могут привести к нарушению прав и интересов потребителей. Ведь сама идея франчайзинга основана на своеобразной подмене субъекта, когда пользователь выступает в обороте фактически под чужим именем - под именем правообладателя, используя его фирменное наименование и товарные знаки. При такой ситуации права потребителя могут пострадать. С этой точки зрения наиболее опасным для потребителя является производственный франчайзинг. Когда потребитель покупает товар, произведенный по лицензии (лицензионный товар), он, по крайней мере, отдает себе отчет в том, что этот товар произведен не обладателем товарного знака, а совсем посторонней фирмой, которая может и не обеспечивать ожидаемого качества. Если же потребитель покупает товар, произведенный пользователем по договору коммерческой концессии, он чаще всего полагает, что товар произведен если не самим обладателем товарного знака, то хотя бы его дочерней компанией. Необходимость защиты интересов потребителей и, в широком смысле, общественных интересов является одним из оснований законодательного регулирования франчайзинга. . За консультацией по любому вопросу вы можете обращаться через «Контакты» на сайте www.logmarket.christihouse.ru, www.otvet.christihouse.ru или по электронной почте: cchd@yandex.ru. Можно также запросить адрес для Skype. |
В избранное | ||