Сегодня каждому бизнесмену
известны основные экономические принципы успешного бизнеса. Нет денег на
крупную сделку — купи в кредит или даже возьми в лизинг. Хочешь платить меньше
налогов — применяй упрощенную систему налогообложения (УСН) или единый налог на
вмененный доход (ЕНВД). Не хочешь слишком рисковать — будь посредником, агентом
или работай по франшизе. Грамотно комбинируя эти методы, можно создать вполне
эффективный и надежный бизнес. Но одними общими представлениями о налогах и
франчайзинге не обойтись, поэтому хочу поделиться некоторыми соображениями о
практических сторонах работы по такой схеме.
Когда начинаешь свой бизнес, не
хочется повторять чужие ошибки, и в этом франчайзинг очень похож на уроки
вождения автомобиля. Все решения принимает сам водитель (франчайзи), все
действия также производит сам, но в случае неверного решения или опасности
инструктор (франчайзер) ударит по тормозам. С этой точки зрения и следует
оценить потенциального франчайзера — каков у него опыт, репутация, какую помощь
он окажет, особенно в том, что вам самому по каким-либо причинам сделать не под
силу.
Бывает, что кроме франшизы, то
есть предоставления своего исключительного права в пользование, франчайзер
становится инвестором или соучредителем, совладельцем компании. Понятно, что,
вкладывая деньги и рискуя своим именем (торговой маркой, например), он хочет не
только иметь гарантии возврата своих средств, но и развивать свою сеть,
завоевывать все большую долю рынка. И тут получение доли в компании становятся
и рычагом управления, и залогом дальнейшего развития предприятия.
С другой стороны, наличие
соинвестора — это определенное ограничение вашей свободы принятия решений и,
более того, дополнительный риск. Если у франчайзера появится более прибыльный
проект, то, скорее всего, именно туда он направит все помыслы и ресурсы, а
развитие вашей компании при этом может затормозиться.
Кроме того, во многих договорах
франчайзинга нет условия об исключительном праве франчайзи вести свою
деятельность на конкретной ограниченной территории, а это означает, что
буквально напротив вашего предприятия может открыться еще один или даже
несколько франчайзи под той же маркой. Поэтому очень полезно уточнить, есть ли
в договоре такие условия, а если их нет — то какие меры защиты предоставляются
бизнесу?
Даже если вы не хотите
связываться с франчайзингом, хотя бы из любопытства нелишне поинтересоваться,
нет ли в выбранной сфере деятельности франчайзера, готового предоставить свой
опыт и репутацию, — ведь именно его сеть в ближайшем будущем может оказаться
вашим конкурентом. Проведя предварительные переговоры о покупке франшизы, можно
будет заранее узнать одного из своих врагов, хотя, по меткому выражению Цезаря,
обычно враги поджидают именно там, где их менее всего стали бы искать.
А может, подробно изучив
предложение франчайзера, вы передумаете и примете решение действительно с ним
сотрудничать. В конце концов, франчайзинг — это способ обратить требующее
значительных затрат соперничество в обоюдовыгодное сотрудничество.