1. Опыт (Experience). Для того, чтобы
хорошо разбираться в людях, прежде всего необходима зрелость. Это
подразумевает не только достижение определенного возраста (30 лет или
около того), но и богатый запас опыта взаимодействия с человеческой
природой в самых разнообразных и запутанных ее проявлениях. Юность видит
людей в узкой перспективе своего ограниченного опыта, и когда юных
людей заставляют судить о тех, чья жизнь значительно отличается от их
собственной, они часто обращаются к незрелым и несообразным клише,
вроде: «старик отстал от жизни», «нормальный парень» или «чудак».
У опытного человека для каждого из бесчисленных человеческих
проявлений уже есть богатая апперцептивная цепочка тщательно проверенных
интерпретаций. Даже если ассоциации и умозаключения не являются
единственными умственными процессами, помогающими понимать других людей,
даже если — что возможно — нам нужно отдать дань и теориям интуитивного
понимания, то и для интуитивного понимания необходимы прочные опытные
основания.
2. Сходство (Similarity). Это требование
того, чтобы человек, который пытается судить о людях, по своей природе
был похож на того человека, которого он хочет понять. Экспериментальные
исследования показали, что те, кто точнее оценивают какую-то черту в
другом человеке, сами в высокой степени обладают этой чертой. Но
корреляция здесь не абсолютная, и все обстоит не так просто: подвижность
воображения одного оценщика может оказаться ценнее, чем огромные запасы
неиспользованного опыта другого.
Следует заметить, что «сходство» — это особый случай «опыта». Чем
больше другой человек похож на меня, тем больший опыт общения с ним я
имею. Именно по этой причине члены одной и той же национальной,
религиозной или профессиональной группы обычно точнее других судят друг о
друге.