Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Поддержка вашего бизнеса

  Все выпуски  

Олимпийские игры: Почему Павел Дуров ушёл из "ВКонтакте"


Олимпийские игры: Почему Павел Дуров ушёл из «ВКонтакте»




Главный редактор H&F и автор книги «Код Дурова» рассказывает, почему основатель крупнейшей российской соцсети вышел из состава её акционеров именно сейчас и что может ждать её пользователей.

Почти год назад мы писали: «Даже если акционеры "ВКонтакте" договорятся, чтобы СЕО какое-то время управлял компанией, Дурова-предпринимателя Россия потеряла». Уже тогда было ясно, что соцсеть стала жертвой своего масштаба, а политическое решение о переправке компании в верные руки принимали первые лица государства (вовсе не акционеры Алишер Усманов и Илья Щербович). 60 млн пользователей в сутки трудно не заметить: это аудитория круче федерального телеканала. Но прежде чем продать долю Ивану Таврину, партнёру Усманова, Дуров долго лавировал между Кремлём, добрыми следователями из USM и злыми из UCP. Почему он вышел именно сейчас?

Усердно поставляемые в последнюю неделю новости о «ВКонтакте» пролили свет на события 2013 года. Право голосовать пакетом Mail.Ru Group было дано Дурову «в обмен» на право выкупа доли самим Усмановым или его менеджерами. Скорее всего, Иван Таврин возник уже в параметрах того соглашения. Это произошло до появления UCP в акционерах — то есть Щербович остался вне той сделки и не имел right of first refusal.

Так или иначе, для Дурова стратегической разницы между бизнес-партнёрами не было. Одни дружат, другие нападают — но и Усманов, и Щербович склонялись перед мнением руководства страны, что во главе медиа №1 должен стоять лояльный менеджер. Тем более среди акционеров не должно быть либертарианцев, пускающих пятитысячные самолётики из окна. Перед Олимпиадой, когда теракты, провокации и «в каждом доме притаились какие-то суки», треть страны сидит во «ВКонтакте» — мало ли чего им враги нашепчут! Информационный хаб должны контролировать надёжные люди.

Игра с огнём щекотала Дурову нервы, но оставаться на посту было всё опаснее. Компанию наводнили новые, не связанные с ним крепкими дружескими отношениями менеджеры — Борис Добродеев, Дмитрий Сергеев, Александр Третьяков. Перед выборами мэра Москвы кипели паблики в поддержку Навального. Киевляне вышли на Майдан, из-за чего активизировались украинские оппозиционные группы «ВКонтакте».

Нестабильной ситуация была для Дурова хотя бы потому, что с появлением новых менеджеров запросы на раскрытие личных данных пользователей могли пройти мимо него и быть удовлетворёнными. А это удар по имиджу СЕО на глобальном рынке. Дуров стал готовить отступление из Дома Зингера и отправил миру пробный шар — мессенджер Telegram. Дело пошло успешно, но Дуров, скорее всего, будет ещё выводить на глобальный рынок какой-то новый продукт — и вот с ним-то PR-провал смерти подобен.

Успех не изменил Дурова. Он остался прагматиком, а вовсе не борцом за демократические ценности. Его взгляды основаны, грубо говоря, на убеждении, что почва для либерализации в России не готова, так как большинство граждан унаследовали от совка рабский менталитет. Поэтому Дуров ведёт себя как бизнесмен — предположу, что если ему предложат премию к сделке за нераскрытие информации, он не расскажет детали входа государства во «ВКонтакте». На широкий жест вроде «устроить напоследок блэкаут в соцсети, потроллив власть» он вряд ли способен.

Борьба с земными привязанностями — а точнее, как Дуров описал её в прощальном послании, — это что-то вроде мемуара с ногами, залитыми в тазике бетоном: «До достижения идеала мне оставалось избавиться от самой крупной части своего имущества — 12%-доли "ВКонтакте". Я рад, что не так давно я достиг и этой цели, продав свою долю "ВКонтакте" моему другу Ивану Таврину».

Раздавать прогнозы о будущем «ВКонтакте» теперь занятие печальное. Наверное, Щербович будет продавать 48% компании — миссия выполнена. Наверное, быстро — скоро кончится локаут на продажу акций Twitter, держатели их сбросят, капитализация сервиса микроблогов упадёт, за ним последует и Facebook; соцсеть общего профиля «ВКонтакте» может подешеветь. Наверное, купит Усманов — ему комфортно с Тавриным, понимающим, как управлять всеми этими высокотехнологичными медиа.

А одному важному обстоятельству пользователи могут и не придать значения. Дуров блюл чистоту мундира и не прогибался под запросами из силовых органов и просьбами закрыть ту нехорошую группу или сдать этих пользователей-«экстремистов». Его много раз обвиняли (всегда намёками), что он сливает данные пользователей силовикам, но нигде не всплыло чего-то, хотя бы напоминающего доказательства.

Лишившись Дурова, поколение «ВКонтакте» лишится и пространства, защищённого от вмешательства власти. Часто бывает так, что государству законного права недостаточно. Хочется ещё и телефонного права.

Деликатная формулировка: есть риск того, что новый менеджмент «ВКонтакте» на звонки из силовых ведомств будет брать под козырёк и закрывать оппозиционные группы, сдавать данные бунтарей, их переписку — без какой-никакой волокиты, связанной с законными процедурами.

Уходя, Дуров оставляет своё поколение без фронтмена. Он складывает с себя вериги медиазвезды, давшей миллениалам не просто ощущение свободы, какое когда-то давали Летов, Цой и другие музыканты, чьи формулы свободы повторялись, как заклинания. Он дал мощнейший инструмент объединения и самовыражения.

Рок, трагедия — и Дурова, и тех, кто понимал масштаб сделанного им — в том, что этот инструмент оказался слаб перед углеводородной рентой, доходы с которой парализовали волю россиян. Гражданский контроль за властью не нужен, если хватает стабильности.

Освободившись от сдачи дел следующему СЕО, создатель «ВКонтакте» наверняка разместит новую компанию не в России, а в какой-то другой стране, находящейся на более высокой ступени развития.

Вот и вся история Павла Дурова, предпринимателя.

Adios, amigos, nos encontramos mas tarde, nos encontramos.

Автор - Николай КОНОНОВ, главный редактор H&F


В избранное