Рассылка закрыта
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Ноябрь 2000 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
||
---|---|---|---|---|---|---|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
29
|
30
|
Статистика
+1 за неделю
Аудит, Консалтинг, Арбитраж - Актуальная тема - РусАудит - №11а (№47) ноябрь 2000, часть 1
РУСАУДИТ Группа компаний
129085, Россия, Москва, пр-т Мира, 95, тел.(095)217-23-29,
web: http://www.russaudit.ru
АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА
Аудит, Консалтинг, Арбитраж
Выходит с мая 1996 года
Ежемесячный обзор № 11а (47)
Ноябрь 2000 г.- Часть 1
Содержание:
1.Льготы по НДС в новом Налоговом кодексе
2. Правомерность выдачи векселей в иностранной валюте и сделок с ними
3. О предстоящих аудиторских проверках
федеральных государственных унитарных предприятий (Начало)
Актуальная информация:
Льготы по НДС в новом Налоговом кодексе
Вторая часть Налогового кодекса, вступающая в силу с 1 января 2001 года, внесла немалое количество изменений в порядок исчисления и уплаты НДС. Указанный кодекс затронул, в том числе, и налоговые льготы. В данной статье рассмотрены лишь наиболее принципиальные изменения, касающиеся льгот по НДС.
1. В соответствии со второй частью Налогового кодекса все льготируемые операции можно теперь условно разделить теперь на две группы. К одной группе относятся операции, которые освобождены от НДС (не подлежат налогообложению). Перечень таких операций приведен в статьях 149 и 150 Налогового кодекса. К другой группе относятся операции, по которым применяется налоговая ставка ноль процентов (п.1 ст.164 Налогового кодекса).
Принципиальное различие между указанными группами операций заключается в том, что НДС, уплаченный поставщикам материальных ресурсов (работ, услуг), использованных при производстве товаров, освобожденных от данного налога, к вычету (возмещению) не принимается, а относится на затраты по производству и реализации товаров, работ, услуг (п.2 ст.170 НК). По тем операциям, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка ноль процентов, налог, уплаченный поставщикам материальных ресурсов, работ, услуг, принимается к вычету (возмещению).
К первой группе операций (операций, не подлежащих налогообложению) относится, в частности, реализация некоторых медицинских товаров; медицинских услуг; услуг по содержанию детей в дошкольных учреждений; услуг по перевозке пассажиров городским транспортом общего пользования (за исключением такси); ритуальных услуг; услуг учреждений культуры и искусства; предметов религиозного назначения; изделий народных художественных промыслов; банковских услуг; услуг по страхованию; продукции средств массовой информации, а также целый ряд иных операций. Перечень таких операций с учетом льгот по НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ насчитывает более 50-ти позиций (ст.149 и 150 НК) и в целом соответствует тому перечню льгот, который применяется в настоящее время.
Ко второй группе операций (по которым применяется налоговая ставка ноль процентов) отнесены такие операции, как реализация товаров на экспорт; реализация работ (услуг), непосредственно связанных с экспортом товаров; реализация работы (услуги), связанных с транспортировкой экспортируемых товаров через таможенную территорию РФ; реализация товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими представительствами и некоторые виды других операций. Перечень операций, по которым применяется налоговая ставка ноль процентов, содержит в общей сложности 7 позиций (п.1 ст.164 НК).
2. Перечень льготируемых операций претерпел определенные изменения. В результате некоторые ранее льготируемые операции теперь таковыми не являются. Так, с 1 января 2001 года утрачивает силу льгота в отношении платежей по зарегистрированным в установленном порядке лицензионным договорам о предоставлении патентообладателем прав другому лицу на использование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, а также получение (передача) авторских прав. В общем порядке теперь будет производится реализация пожарно-технической продукции, а также работы и услуги в области пожарной безопасности (кроме тушения лесных пожаров).
Часть операций, ранее осуществлявшихся в обычном режиме, теперь, напротив, будет льготироваться. К таковым относятся, в частности, финансовые услуги по предоставлению денежных займов, а также услуги, связанные с обеспечением и проведением операций с банковскими картами.
Однако большинство изменений в отношении налоговых льгот связано с изменением или уточнением прежних формулировок. Так, в отношении услуг в сфере образования уточнено, что налоговая льгота действует лишь для образовательных организаций, имеющих статус некоммерческих. В отношении освобождения от НДС реализации входных билетов на спортивно-зрелищные мероприятия подчеркнуто, что такая льгота применяется лишь в отношении стоимости билетов, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности. Работы и услуги по обслуживанию морских судов (лоцманская проводка, ремонтные работы и пр.), а также услуги по обслуживанию воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве РФ теперь освобождаются от налога и тогда, когда указанные работы и услуги осуществлены в отношении российских судов.
3. Более урегулированным стал порядок использования налогоплательщиками налоговых льгот. Так, в п.6 ст.149 НК предусмотрено, что налогоплательщик вправе воспользоваться налоговой льготой лишь в том случае, если имеет лицензию на занятие соответствующим видом деятельности (при условии, что такая лицензия необходима в силу закона).
По прежнему считается, что применение налоговых льгот - это право, а не обязанность налогоплательщика. Следовательно, налогоплательщик вправе отказаться от использование льгот. Однако такой отказ возможен при условии, что не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от применения льготы, им будет представлено в налоговый орган соответствующее заявление (п.5 ст.149 НК).
Кодекс устанавливает, что отказ от применения налоговых льгот допускается лишь одновременно в отношении всех льготируемых операций (п.5 ст.149 НК). При этом под льготируемыми операциями кодекс понимает только те операции по реализации товаров (работ, услуг), которые освобождены от НДС. Операции, по которым применяется налоговая ставка ноль процентов, строго говоря, льготируемыми не являются. Поэтому отказ налогоплательщика от применения налоговой ставки ноль процентов кодексом специально не оговорен.
Установлено также, что не допускается отказ от использования льготы на срок менее одного года. Кроме того предусмотрено, что налоговые льготы не применяются при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, комиссии либо агентских договоров (п.7 ст.149 НК).
Олег Корнышев,
руководитель департамента налогов и права
Правомерность выдачи векселей в иностранной валюте и сделок с ними
На практике часто возникает вопрос относительно законности выпуска векселей и осуществления сделок с векселями, сумма которых выражена в иностранной валюте и возможных правовых последствиях, связанных с этим.
В соответствии с Законом РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" операции с ценными бумагами в иностранной валюте относятся к валютным операциям, связанным с движением капитала. По общему правилу эти операции требуют получения разрешения Банка России, без наличия которого такие сделки являются ничтожными.
Однако, в отношении векселей, выданных резидентом России в иностранной валюте с местом платежа в РФ, дело обстоит иначе.
Положение о переводном и простом векселе, введенное в действие Постановлением ЦИК и СНК СССР №104/1341 от 07.08.37, различает валюту долга и валюту платежа в вексельных обязательствах (п. 41). Валюта, в которой выписан вексель, является валютой долга. Согласно пункту 41 Положения, если вексель выписан в валюте, не имеющей хождения в месте платежа, то его сумма может быть уплачена в местной валюте с соответствующим курсовым пересчетом, кроме случаев, когда векселедатель обусловил, что платеж должен быть совершен в определенной, указанной в векселе валюте (оговорка эффективного платежа в какой-либо иностранной валюте).
Пунктом 2 ст.317 ГК РФ предусмотрена возможность обозначения суммы денежного обязательства в иностранной валюте или в условных денежных единицах. В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условной денежной единицы на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон.
Следовательно, при отсутствии в векселе оговорки эффективного платежа в иностранной валюте и назначении местом платежа Российской Федерации вексельный должник - резидент не принимает на себя обязательство уплатить вексельный долг в иностранной валюте. Вексель, выписанный в иностранной валюте на указанных условиях, не создает валютного обязательства векселедателя и в силу подпункта "б" пункта 4 статьи 1 Закона о валютном регулировании не может быть признан «валютной ценностью». В этом случае векселедатель лишь пользуется своим правом выразить вексельное рублевое обязательство (валюта платежа) в сумме, эквивалентной определенной инвалютной сумме (валюта долга), что не противоречит гражданскому и валютному законодательству. Сделки с такими векселями не подпадают под действие норм валютного законодательства, что говорит об отсутствии необходимости получать лицензию ЦБ РФ для их осуществления.
Из сказанного можно сделать вывод о том, что любой резидент вправе без лицензии Банка России выдать вексель в иностранной валюте с местом платежа в РФ, а также осуществлять с ним любые сделки при условии что вексель не содержит оговорку эффективного платежа в иностранной валюте, а расчеты по нему производятся в рублях. При соблюдении указанных условий ни сам вексель, ни сделки с ним не являются недействительными, а стороны не могут быть привлечены к ответственности за нарушение валютного законодательства.
Указанная позиция находит свое подтверждение и в судебной практике (п.15 Информационного письма №52 от 31.05.2000г. Президиума Высшего арбитражного суда РФ).
Что же касается векселей, имеющих оговорку эффективного платежа в инвалюте, то в соответствии с п.1.19. Положения ЦБ РФ № 39 об изменении порядка проведения в РФ некоторых видов валютных операций, разрешается без получения лицензии ЦБ РФ за иностранную валюту осуществлять покупку резидентами у уполномоченных банков, имеющих полномочия на проведение операций с ценными бумагами в иностранной валюте, векселей, выпускаемых этими уполномоченными банками и содержащих обязательство по выплате иностранной валюты. Купившие такие векселя резиденты вправе продать их уполномоченным банкам (но не иным юридическим лицам) как за рубли, так и за иностранную валюту.
Во всех иных случаях выпускать векселя с оговоркой эффективного платежа в инвалюте, а также осуществлять сделки с этими векселями закон разрешает только после получения лицензии Банка России на проведение валютной операции, связанной с движением капитала. Последствием несоблюдения данного требования является недействительность сделки и возложение ответственности на лиц, нарушивших валютное законодательство, в виде взыскания в доход государства всего полученного по такой недействительной сделке.
Олег Кучер,
заместитель руководителя департамента налогов и права
О предстоящих аудиторских проверках
федеральных государственных унитарных предприятий
часть 1-я
Конкурсный отбор был проведен в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 января 2000 года № 81 "Об аудиторских проверках федеральных государственных унитарных предприятий"
Фирма "РУСАУДИТ Дорнхоф, Евсеев и партнеры" имеет лицензию ФСБ РФ №2369 от 05 мая 2000 года, которая разрешает осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Основные требования нормативных документов
В конце 1999 - начале 2000гг. Правительством Российской
Федерации принят ряд постановлений, направленных на усиление
государственного контроля и регулирования в государственном секторе
экономики. К числу наиболее важных из них относятся:
- Постановление Правительства РФ от 09.09.99 №1024
‘’О концепции управления государственным имуществом и приватизации в
Российской Федерации’’;
- Постановление Правительства РФ от 04.10.99 №1116
‘’Об утверждении порядка отчетности руководителей федеральных
государственных унитарных предприятий и представителей Российской
Федерации в органах управления открытых акционерных обществ’’;
- Постановление Правительства РФ от 29.01.2000 №81
‘’Об аудиторских проверках федеральных государственных унитарных
предприятий’’;
- Постановление Правительства РФ от 03.02.2000 №104
‘’Об усилении контроля за деятельностью федеральных государственных
унитарных предприятий и управлением находящимися в федеральной
собственности акциями открытых акционерных обществ’’.
Этими и другими документами для усиления контроля за государственным имуществом и регулирования в государственном секторе экономики предусмотрено:
1) утверждение Министерством государственного имущества по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации примерного устава унитарных предприятий и учреждений, приведение учредительных документов и организационно-правовой формы унитарных предприятий и учреждений в соответствие с требованиями законодательства и примерным уставом;
2) утверждение примерного контракта с руководителем унитарного предприятия и приведение контрактов с руководителями унитарных предприятий в соответствие с примерным контрактом;
3) ежеквартальный (для представителей ОАО - 2 раза в год) отчет перед Министерством государственного имущества и федеральным органом исполнительной власти и ежегодный доклад руководителей по установленной форме;
4) сбор и анализ показателей экономической эффективности деятельности федеральных унитарных предприятий и ОАО, акции которых находятся в государственной собственности; ведение Министерством государственного имущества реестра показателей эффективности их деятельности, оценка эффективности управления, подготовка предложений о реорганизации, ликвидации, смене руководства/назначении представителей в органы управления акционерных обществ, приватизации государственного имущества и т.д.;
5) ежегодное утверждение федеральным органом исполнительной власти по согласованию с Министерством экономики показателей эффективности деятельности, определение размера прибыли, перечисляемой в бюджет, рекомендуемого размера дивидендов АО;
6) конкурсная система назначения руководителей унитарных предприятий и учреждений;
7) проведение аттестации руководителей унитарных предприятий, специалистов в области управления хозяйственными товариществами и обществами;
8) обязательные ежегодные аудиторские проверки, начиная с отчетности за 1999 год, ФГУП’ов, основанных на праве хозяйственного ведения, с годовым объемом выручки от реализации продукции (работ, услуг), превышающим 500 тысяч минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) либо суммой активов баланса, превышающей 200 тысяч МРОТ.
Во исполнение поставленных задач уставы унитарных предприятий и контракты с их руководителями приводятся в соответствие с примерным уставом и контрактом, проведен конкурсный отбор аудиторских организаций, уполномоченных в целях проведения аудиторских проверок федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП’ов), утверждено примерное техническое задание на проведение аудиторской проверки (далее - примерное техническое задание) федерального унитарного государственного предприятия (Распоряжение Министерства имущественных отношений от 26.05.2000 №9-р). К 01.01.2001 предусмотрено проведение аттестации их руководителей.
Среди требований, предъявляемых к руководителям ФГУП’ов при аттестации и конкурсном отборе, поименовано знание основ финансового аудита.
Для проведения аудиторской проверки организация должна заключить договор с независимым аудитором. В соответствии с Постановлением Правительства РФ №81 аудиторские проверки федеральных государственных унитарных предприятий осуществляются только аудиторскими организациями, прошедшими конкурсный отбор и включенными в опубликованный перечень. Перечень уполномоченных аудиторских организаций опубликован в «Российской газете» 26 октября 2000г. Среди включенных в перечень выделены аудиторские организации, имеющие лицензию Федеральной Службы Безопасности.
Аудиторская деятельность в РФ и ее регулирование
До настоящего времени аудиторская деятельность в Российской Федерации - и аудит как ее важнейшая составляющая - регулируется Временными правилами аудиторской деятельности, утвержденными Указом Президента РФ №2263 от 22.12.93 и Правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Федеральный закон ‘’Об аудиторской деятельности’’ принят Государственной Думой в первом чтении в апреле с.г.
В соответствии с документами, регламентирующими аудиторскую деятельность в РФ, по результатам проведенного обязательного аудита бухгалтерской отчетности аудитор выражает мнение о ее достоверности. Мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности организации должно быть выражено в аудиторском заключении одного из четырех типов: безусловно положительного заключения, условно положительного заключения, отрицательного заключения либо отказа от выражения мнения.
В силу ограничений, присущих аудиту - выборочного характера проверки, элементов субъективизма при выборе объектов аудита и формировании мнения и проч.- аудитор не дает абсолютной гарантии правильности выраженного мнения, а выражает мнение о достоверности отчетности во всех существенных отношениях.
При проведении проверки аудитор вправе истребовать документы, относящиеся как к проверяемому, так и к любому другому периоду деятельности организации, получать разъяснения и дополнительные сведения от руководства и работников организации, использовать работу другого аудитора и внутреннего аудитора, привлекать, с согласия клиента, сторонних специалистов, направлять, с согласия клиента, запросы третьим лицам. Аудитор вправе проверять не только любую финансово-хозяйственную документацию, но и фактическое наличие любого отраженного в ней актива, требовать внесения в отчетность исправления выявленных нарушений.
Непредставление или какое-либо иное ограничение доступа аудитора к информации может повлиять на тип аудиторского заключения либо послужить причиной отказа от проведения аудита.
Аудиторское заключение состоит из трех частей: вводной, аналитической и итоговой. Во вводной части указываются обязательные реквизиты аудиторской организации и аудиторов, принимавших участие в аудите. В аналитической части приводятся результаты проверки состояния системы внутреннего контроля, бухгалтерского учета и отчетности, соблюдения законодательства РФ при совершении финансово-хозяйственных операций. В итоговой части должно быть выражено мнение о достоверности проверенной отчетности.
Аудитор обязан соблюдать конфиденциальность при работе с информацией, ставшей известной в ходе проверки. Созданная в ходе аудита рабочая документация является собственностью аудиторской организации и не предоставляется ни клиенту, ни налоговым, ни каким-либо иным органам, кроме случаев, прямо предусмотренных в законодательстве и договоре.
Аудиторское заключение представляется только лицу, подписавшему договор и/или лицу, указанному в договоре, в составе вводной, аналитической и итоговой частей, а также в составе вводной и итоговой частей (для представления заинтересованным пользователям, включая налоговые органы). П.5 Постановления Правительства РФ №81, установлено, что в договоре на проведение аудиторской проверки должно быть предусмотрено обязательство аудиторской организации о представлении ею аудиторского заключения в составе вводной, аналитической и итоговой частей в Министерство государственного имущества и в федеральный орган исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления).
Необеспечение проведения в установленном порядке аудиторских проверок унитарного предприятия является одним из оснований расторжения контракта с его руководителем.
Вера Федоровна Массарыгина, заместитель генерального директора
Здесь лежат предыдущие выпуски "Актуальной темы"
Содержание данного обзора служит только для информационных целей и не может являться указанием к действию.
Конкретные рекомендации могут быть выработаны лишь после разбора конкретных ситуаций.
Будем рады получить Ваши отклики.
E- mail:client@russaudit.ru
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
В избранное | ||