Продолжаем изучение книгиХарро фон Зенгер «Стратагемы. О
китайском искусстве жить и выживать»
Расцвет китайской литературы о стратагемах
Область значения
«цзи» простирается от ничтожной уловки или совершенно спонтанного сиюминутного
действия до целой запланированной системы поведения: в затруднительной,
исключающей прямой образ действий ситуации, причем контрагент «проводится» — в
широком смысле слова — в положение, в котором он не ориентируется,
инсценированное противной стороной и часто воздействующее своей театральностью
или же возникшее независимо от противной стороны; с определенной целью, которую
лицо, использующее стратагему, воспринимает как хорошую, а контрагент — не
обязательно как плохую.
Стратагемы могут
относиться к различным категориям, как то:
— камуфлирование
(чем-то правдоподобным);
— введение в
заблуждение (чем-то ложным);
— захват добычи;
— блокада;
— получение
преимущества;
— соблазнение и
— бегство.
Кроме того, имеются
стратагемы различной степени утонченности, обман на словах и в действиях,
специальные военные хитрости и уловки, которые с тем же успехом можно применять
в политической и частной жизни.
По своей глубинной
концепции стратагемы выводятся из древнего китайского представления (впервые
письменно зафиксированного в «Книге перемен») о взаимодействии между двумя
противоположными космогоническими принципами, теневым Инь и солнечным Ян. В
особенности это представление выражается в упоминавшейся уже игре Видимого,
находящегося на свету, и Невидимого, проводимых втайне планов и мероприятий.
Отдельные китайские стратагемы пронизывает даосская концепция недеяния — у вэй;
эти стратагемы частично принадлежат к духовным достижениям «легистов», наиболее
выдающимся представителем которых является Хань Фэй (ум. 233 до н. э.), в
особенности к «технике власти» (шу), которую «легисты» помещали в сердце
властителя рядом с «законным правом» (фа) и сохранением «положения» (ши).
Множество примеров применения стратагем проникнуты идущим от «легистов» духом
государственной мудрости с его приоритетом государственных интересов над
конфуцианскими этическими нормами.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2015 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.