Украинский рынок Интернет-рекламы переживает
радостное оживление. В течение недели три отечественные
баннерообменные сети объявили о начале бессрочного выкупа
баннеропоказов у своих участников. В Укрнете становится все больше
мест, где платят реальные деньги за виртуальных посетителей. Но
заработать на этом по-прежнему не просто.
В понедельник о начале бессрочного выкупа баннерпопоказов объявили
Центр
Интернет-рекламы "Echo" http://www.echo.com.ua
и Neon Banner Network http://www.nbn.com.ua.
Обе сети предложили
владельцам Интернет-проектов $0,5 за тысячу баннеропоказов формата 468Х60. Во
вторник к числу "плательщиков" присоединилась Украинская Баннерная Сеть
http://www.banner.kiev.ua, пообещавшая
всем своим участникам выкуп по $0,2, а владельцам сайтов "с
хорошим расположением баннеров и бизнес-аудиторией" по $0,6 и выше за тысячу
баннеропоказов 468X60. Причем, как заявляет руководство "УБС", последняя цена
для сайта с хорошей аудиторией может быть увеличена в несколько раз при
наличии рекламодателя, заинтересованного именно в этой рекламной площадке.
Много ли денег рядовой владелец Интернет-проекта может заработать
таким
образом? Если будет в состоянии продавать хотя бы по 100 тысяч баннеропоказов
в
день, то порядочно. Хватит и на Dial-up с хостингом, и на хлеб с маслом. Но беда
в
том, что украинских сайтов, способных генерировать хотя бы 20 тысяч
баннеропоказов в день, едва ли наберется десяток. А если учесть, что все
баннеропоказы продавать нельзя (надо хотя бы половину, а лучше 70% оставлять
для собственной рекламы), то будущие доходы трудно будет назвать даже
доходами. Ну, а если еще надо делиться (пусть не с государством, но с
товарищами-совладельцами, которых обманывать нельзя), то тут уж совсем тяжко.
Не потому ли "Echo" и снизил минимальную планку для выплаты за проданные
баннеропоказы до $10 (первоначально, когда начиналась акция "Заработай на
отпуск", о которой мы писали ранее, минимальная сумма для выплаты равнялась
$30).
Очень хочется показывать больше баннеров и, соответственно, зарабатывать
больше денег, но кроме влияющих на это относительно субъективных причин -
качества сайта, ценности его информационного наполнения и "раскрученности"
доменного имени (торговой марки), что владельцы Интернет-проектов могут как-то
контролировать, есть еще и объективные, находящиеся вне их контроля, а зачастую
и понимания. Это количество активных украинских Интернет-пользователей. Дай
Бог, если ежедневная аудитория составляет хотя бы 100 тысяч человек. И за них
каждый день борются несколько тысяч украинских сайтов.
Некоторые маститые стратеги рекомендуют развивать Интернет-проекты
с
ориентацией на значительно большую российскую аудиторию. Мол, тогда и
посетителей будет больше, да и (чего греха таить) купят быстрее. Однако, если
поставить во главу угла не количество хостов, а отдачу от рекламы на конкретном
сайте, то кажущаяся выгода от такой политики быстро сойдет на нет. И дело здесь
не в патриотизме. Большинство рекламодателей рассчитывает на доходы по месту
жительства тех людей, которым будет показана реклама. Даже напиток "Кока-кола"
отдельно рекламируется в России и Украине. Просто доходы от продажи
"Кока-колы" получают разные структуры - одни в России, другие в Украине.
Наивно ожидать, что Интернет, со своими пресловутыми расстояниями в один
клик, изменит формировавшиеся десятилетиями бизнес-модели и заставит мировые
корпорации централизовано размещать рекламу по всему миру из мест своей
постоянной дислокации. Родину, как и президента, не выбирают.
Пока Интернет-реклама переживает золотое время: кликнуло на баннер
тысяча
человек - и хорошо. Но уже сейчас рекламодатель умнеет, набирается опыта, его
уже не просто соблазнить на крупный контракт качественной flash-анимацией, а
поэтому неизбежно к размещению рекламы в Интернете очень скоро будут
применяться такие же прагматические подходы, как и в оффлайне. И рекламодателя
очень трудно будет убедить размещать рекламу, к примеру компьютеров, на
ресурсе со смешанной "50 на 50" аудиторией. Доводы типа "украинцы будут
платить кредитными картами" - не сработают. Отсюда вывод - цена рекламы на
таком ресурсе будет меньше, чем на аналогичных с географически ограниченной
аудиторией. Пока эта тенденция не слишком заметна, так как значительная доля
Интернет-рекламы приходится на сами Интернет-проекты, которые ставят цель не
заработать на каждом вложенном в баннеры долларе, а, прежде всего, привлечь
аудиторию. Да и аудит сайтов у нас как-то не принято проводить.
Но что-то мы все о плохом, да о плохом. Ведь всем известно, что большинство
сайтов, за редким исключением, задумывается создателями, чтобы зарабатывать
деньги. И разработчики, которых можно понять, вряд ли удовлетворятся половиной
доллара за тысячу баннеропоказов. Выхода два - или продавать рекламу самим, или
прибегнуть к помощи специализированных рекламных агентств. Первое - дело
очень накладное, и без полезных знакомств в среде потенциальных рекламодателей
или затрат на содержание рекламного отдела практически неосуществимое. Даже
лидеры Рунета в большинстве своем предпочитают переложить работу по поиску и
сопровождению рекламодателей на специализированные внешние структуры, как,
например IMHO, и десяток других более скромных агентств. Перейдя к
непосредственным продажам рекламного места на сайте, можно рассчитывать уже
на $3-$10 за тысячу баннеропоказов в зависимости от аудитории и
"раскрученности" (можно даже сказать "крутости") сайта. Некоторые
рассчитывают и на большее, но вспомним монтера Мечникова - полного
непротивления рекламодателя тогда будет достичь труднее.
В Украине помочь установить тесные взаимоотношения с рекламодателем
могут
"Риал Медиа Украина" http://www.realmedia.com.ua
и "MEDIACOM". С "Риал Медиа Украина" сотрудничают
несколько десятков довольно известных украинских сайтов и, по умолчанию, эта
структура предлагает владельцам Интернет-проектов около 6$ за тысячу
баннеропоказов. Можно договариваться о снижении или увеличении этой ставки.
Естественно, деньги выплачиваются при наличии рекламодателей, при отсутствии
таковых рекламные площади заполняются обменными баннерами, перечень
которых устанавливает владелец сайта. "Риал Медиа Украина" работает как с
юридическими, так и с физическими лицами, в отличие от "MEDIACOM",
делающей ставку только на юрлиц.
"MEDIACOM" - на украинском рынке новая (работает менее двух месяцев),
но
очень амбициозная структура. Уже сформирован киевский офис, в стадии
формирования представительства в Москве, Санкт-Петербурге и Алматы. По
словам менеджера по контактам украинского отделения "MEDIACOM" Николая
Кононученко, в Украине "MEDIACOM" планирует до конца года привлечь к
сотрудничеству 20-30 наиболее рейтинговых сайтов, рекламные площади которых
пользуются успехом у рекламодателей. Цена рекламы на каждом сайте будет
устанавливаться индивидуально по согласованию с владельцем сайта. В целом же
по СНГ, как сказал директор "MEDIACOM" Эндрю Кинсел, оборот к концу года
должен составить около $1 млн.