Альтернативный метал вместе с гранжем начал набирать популярность в
начале 1990-х. Жанр является слиянием хэви-метала с альтернативным
роком (в особенности с инди-роком 1980-х). Для альтернативного метала
характерны и тяжёлые гитарные риффы, присущие металу, и черты
альтернативной музыки — нетрадиционные тексты песен, необычные
технические приемы, неприятие условностей и традиций тяжёлой музыки,
соединение метала с самыми разнообразными музыкальными жанрами. Так же
этим термином можно назвать соединения альт рока и метала или
утяжелённый альт рок.
Блэк-метал (англ. Black metal, от англ. black — «чёрный»; норв.
svartmetall), или Блэк, — музыкальный стиль, одно из экстремальных
направлений метала. Блэк-метал появился в начале 1980-х; первым
произведением в этом стиле считается альбом группы Venom «Black Metal»
(1982), от которого и произошло название стиля, хотя многие называют в
качестве основоположника группу Bathory. В истории блэк-метала выделяют
четыре волны. К первой относят «прото»-блэк-метал, самые известные
представители которого — Venom, Sodom (раннее), Bathory, ко второй —
группы, окончательно сформировавшие жанр в 85-90-х (в первую очередь,
норвежские и шведские (Mayhem, Burzum)). Третья волна — начало 90-х —
95-е. После 95-го — четвертая волна.
Готик-метал (или готический метал) — зонтичный термин, описывающий
несколько жанров метал-музыки, и зачастую употребляемый интуитивно по
причине отсутствия чётких жанровых рамок. Чаще всего определение
готический метал употребляется в музыкальной прессе и среди слушателей
для описания металлической музыки, по существу являющейся производной,
главным образом, от дэт/дум-метала и, в меньшей степени, от других
металлических жанров (в том числе, трэш-метал, блэк-метал, симфо-метал
и других). Данная разновидность готик-метала характеризуется меньшей
степенью экстремальности в звучании, преимущественно мрачным,
меланхолическим настроением, активной эксплуатацией
мрачно-романтической, “готической” эстетики (термин “готический” в
данном случае имеет то же значение, в котором его употребляют в
отношении литературы и живописи), а также, как правило, использованием
более широкого диапазона выразительных средств, нежели
жанры-прародители. В частности, для готик-метала, особенно
скандинавского, характерно обильное использование женского вокала, как
академического так и эстрадного, и богатых клавишных и/или оркестровых
аранжировок, что привносит в жанр значительное сходство с
симфо-металом.