Время - странная штука: оно неуловимо и не поддаётся визуальному изучению. Его можно только чувствовать или осознавать. Кроме того, оно ужасно нестабильно: иногда часы растягиваются в вечность, а порой и месяцы пролетают, как один миг. Из всех свойств времени мы твёрдо знаем лишь одно: время, потраченное впустую, невозможно вернуть обратно. Дела, отложенные на завтра, или остаются невыполненными навсегда, или сдвигают в небытиё другие задачи, полностью меняя всё дальнейшее расписание жизни. А в наш стремительный цифровой век со временем нужно обращаться вдвойне осторожней: стоит только расслабиться и не сделать что-то важное сегодня, а завтра уже сама задача теряет смысл - время, предназначенное для реализации задумки, безвозвратно утеряно и на повестке дня уже другие цели. Именно в такой опасной ситуации оказалась корпорация Microsoft, постоянно откладывающая выход
новой версии Windows Longhorn.
По мнению Ната Фридмана, вице-президента Novell, модульная структура открытых систем на базе Linux позволяет разработчикам более оперативно давать пользователям новые возможности, диктуемые временем. Windows готовится одним "куском" и её пользователи вынуждены ждать выхода новой версии, чтобы получить более современное ПО. Кроме того, перенос сроков выхода Longhorn даёт разработчикам Linux шанс опередить Редмонд и подготовить решения, подобные, например, iFolder, которое обладает практически однотипными функциями с WinFS. Но это не значит, что Linux развивается только благодаря гонке за идеями Microsoft. По мнению разработчика дистрибутива Libranet Джона Дэнзига из Северного Ванкувера, Linux идёт своим собственным путём, т.к. обладает свойствами, недоступными Windows. Джон считает, что не так важно, какая система будет готова к установке на десктопы раньше, гораздо
более важное значение для конкурентной борьбы имеют защитные свойства ПО и стабильность работы. В свою очередь, представительница Desktop Linux Consortium Джилл Радкевич уверена, что Linux-разработчики будут создавать ПО, внешне максимально приближенное к Windows, т.к. пользователи годами привыкали к определённым правилам работы на десктопе и не стоит им предлагать кардинально новые решения [www.linuxinsider.com].
Заминка Microsoft с подготовкой новой версии Windows даёт свои результаты. По мнению аналитиков, уже сейчас есть дистрибутивы Linux, способные полностью заменить на десктопах Windows в том виде, в котором она находится на сегодняшний день. Кроме того, Microsoft обступают со всех сторон и другие программные продукты: StarOffice представляет серьёзную угрозу MS Office на европейском рынке, что признаёт и сам Стив Баллмер, а молниеносно вышедший на рынок браузер Firefox ощутимо потеснил позиции Internet Explorer, развитию которого в Microsoft практически перестали уделять внимание [news.zdnet.com]. Также не стоит сбрасывать со счетов и двух других известных игроков рынка операционных систем - Sun Microsystems, предлагающую Solaris в качестве альтернативы как Windows, так и Linux, а также Apple
с её легендарной Mac OS X. В свете последних сообщений о том, что крупные корпоративные потребители всерьёз задумались о выборе на будущее наиболее подходящей операционной системы (вчерашний пример с AT&T), на поверхность всплывает довольно интересный момент: на самом деле, монополизм Microsoft держится не на миллиардах Билла Гейтса, а на предпочтениях влиятельных корпоративных пользователей. Этим и объясняется личное вмешательство руководства Microsoft в вопросы, связанные с выбором ПО для крупных потребителей вроде администрации города Мюнхена или правительства Бразилии. Стоит только упустить момент и позволить конкурентам завладеть вниманием потребителей-гигантов, как вся финансовая система Microsoft рухнет, не получив от своих бывших клиентов обильных отчислений. Покупатель умеет считать деньги: если будет предложено то же самое, но с более выгодными условиями и раньше, чем это сделают
конкуренты - выбор очевиден. Таким образом, может получиться так, что ко времени полной готовности Longhorn, предлагать его уже будет некому: возможности, закладываемые Редмондом в свой "ударный" продукт, уже будут использоваться потребителями, выбравшими альтернативные операционные системы.
Свою роль в становлении свободных систем играет и всё разрастающееся движение Open Source, в которое включается всё больше новых участников. Один из примеров - медиагигант British Broadcasting Corp., разрабатывающий собственный универсальный формат видеокомпрессии, способный в ближайшее время заменить все существующие многочисленные варианты [news.com.com]. Проект под названием Dirac развивается уже три года и в целях ускорения разработки и придания большей универсальности формату, BBC решила выпустить имеющийся сегодня код под свободной лицензией. Ради такого дела гигант медиаиндустрии "отпускает" на свободу и собственные патенты, которые использовались при создании кодека. По словам главного разработчика, Томаса Дэвиса, он не стремился создать готовое
изделие, а скорее инструмент, который другие разработчики смогут использовать, чтобы сформировать их собственное программное обеспечение. "Это полностью универсальный код," - говорит Томас. Используемые технологии являются подходящими для всего спектра устройств, от экранов мобильного телефона низкого разрешения до высококачественного телевидения и даже кино. "Вы можете использовать это для стационарной видеосистемы, для потокового видео или для кинофильмов - везде, где есть необходимость в сжатии."
Конечно, очень важно не терять зря времени, но и использовать его нужно с толком: отработав положенное время на благо общества, можно потратить пару часов на отдых и развлечение себя любимого. И одним из увлекательнейших занятий можно по праву назвать компьютерные игры. Разработчики игровых приложений тоже попали под влияние моды и сейчас нередки случаи, когда новые версии развлекательного ПО выходят под свободной лицензией. Один из примеров - новая версия футуристического авиасимулятора Thunder&Lightning 041005 [tnlgame.net]. С 1999 года проект развивался лично Джонасом Эшенбургом, но теперь автор решил сделать код игры общедоступным: таким образом Джонас планирует придать разработке T&L большей динамичности. В процессе игры вы управляете фантастическим летательным средством и уничтожаете многочисленных противников в виде наземной
техники или авиации и всё это в красочном 3D исполнении. Аппаратные требования довольно скромны, поэтому насладиться действием смогут даже обладатели маломощных машин. И, естественно, если вы захотите участвовать в разработке - двери, точнее, почтовый адрес Джонаса для вас всегда открыт.
Другая сегодняшняя игра уже давно разрабатывается по свободным принципам и с каждой версией становится всё увлекательней и красочней. Это S.C.O.U.R.G.E. 0.6 [scourge.sourceforge.net]. Вы управляете четырьмя героями, обладающими различными магическими способностями, уничтожаете врагов непонятной биологической принадлежности, собираете бонусы и секреты - в общем, всё, как обычно. Только даром и в Linux.
Вы всегда можете обратиться к этой заметке, воспользовавшись адресом Linux.SU/081004.shtml Вы можете выиграть свежую версию дистрибутива Knoppix, разместив на своей странице нашу "кнопку". Читайте подробности на Linux.SU/linuxwin.shtml Пишите нам: Илья Шпаньков (сводки, faq@knoppix.ru), Татьяна Смирнова (отдел продаж, tanya@knoppix.ru), Евгений Золотов (руководство, knoppix@knoppix.ru)