Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

АСУ Технологических Процессов- Новые Технологии #53


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
АСУ Технологических Процессов- Новые Технологии  # 53

Мир Новых Технологий
  PingWin's Service

Совершенно очевидно одно - то, что я ненавижу простоту во всех ее формах. /С. Дали/

# Здравствуйте, уважаемые подписчики

Наконец-то проект Портала АСУ ТП реализовался с новой концепцией и дизайном. На сайте более 100 статей, множество ссылок и многое другое, что касается АСУ ТП, АСУП, комплексной автоматизации предприятия и системного анализа. Добро пожаловать на www.asutpportal.narod.ru

Удачи, и всего наилучшего!
До встречи на Форуме АСУ ТП !

С уважением,
Дмитрий Милосердов
could@chat.ru

***

Сегодня в выпуске:

1.
Автоматизация сети АЗК на основе АСУ ТПП АЗК SmartCity Gas: затраты и выгоды

2. НОВОСТИ

***

Автоматизация сети АЗК на основе АСУ ТПП АЗК SmartCity Gas: затраты и выгоды

Александр Федин
Сергей Саламбаш

Нефть и капитал №4 2000 г.

В последнее время вопросы создания автоматизированных систем управления в различных сферах бизнеса, совокупная стоимость их владения и их окупаемость все активнее обсуждаются и их разработчиками и, естественно, их заказчиками. Не является исключением и такая сфера, как автоматизация автозаправочных комплексов, а также всей инфраструктуры данного бизнеса.

Усиливающаяся конкуренция, определенное снижение рентабельности в розничной торговле и другие причины подталкивают компании, работающие на этом рынке, к рассмотрению возможных вариантов применения систем автоматизации для повышения эффективности своей деятельности. Однако совсем не редки те случаи, когда усовершенствование существующей автоматизированной системы или внедрение новой становится лишь очередным эатратным проектом, не приносящим ни должной отдачи, ни тем более, повышения эффективности бизнеса.

И это вполне естественно, если учесть, что сегодня выбор того или иного решения во многих случаях определяется лишь одним фактором - «что дешевле». Однако уже необходимо признать тот факт, что без попытки оценить задачу выбора и внедрения системы автоматизации в целом ее заказчик должен быть готов к тому, что значительные средства, выделяемые на ее создание, не принесут сколько-нибудь ощутимых результатов.

Отталкиваясь от вышеперечисленных предпосылок, мы попытаемся дать рас-ширенный анализ комплексного решения компании АйТи для сетей АЗК - Автоматизированной системы управления технологическими процессами и платежами автозаправочных комплексов (АСУ ТПП АЗК) SmartCity Gas, о котором журнал «Нефть и Капитал» уже писал в предыдущих номерах. Напомним, что SmartCity Gas позволяет значительно повысить эффективность функционирования как отдельных автозаправочных комплексов, так и сети АЗК любого масштаба.

Это решение интересно еще и тем, что его эффективность может быть просчитана не только на основе косвенных статей дохода, но и по прямым статьям, что делает результаты от внедрения системы четко измеримыми, а это главный фактор при выборе новой автоматизированной системы руководителем.

В качестве примера для анализа эффективности автоматизации сети АЭС рассмотрим один из реальных проектов (конечно, это исследование нельзя рассматривать как базовое для любого АЗК, поскольку для проведения расчетов необходимы конкретные исходные данные, а также учет специфики и ситуации). Итак, основные исходные данные нашего проекта:

  • Сеть АЭС - 13 станций.
  • Месторасположение - регион в европейской части страны.
  • АЭС в сети - типичные для регионов России: пропускная способность са-мой небольшой из них - 800 литров в сутки, самой крупной - 15 тыс. ли-тров в сутки или в среднем - около 7,5 тыс. литров в сутки.
  • Резервуарный парк - 48 резервуаров, емкостью от 8,5 до 180 куб. м.
  • Основные виды топливо: А-76, АИ-92, дизельное топливо. Значительно меньше АИ-95.
  • Стоимость нефтепродуктов: АИ-95 - 7,70 руб.; АИ-92 - 6,60 руб.; А-76 - 5,60 руб.; ДТ - 5,0 руб.
  • Оборот всей сети - 6 827 тыс. руб. в месяц.

Рассмотрим некоторые основные проблемы и задачи, стоящие перед АЭС.

1. При приеме нефтепродуктов в резервуарный парк основная погрешность и потери происходят в сезон осень-зима-весна. Эти потери связаны с расхождением данных по товарно-транспортной накладной и реаль-но принимаемым нефтепродуктам из бензовоза. Изменение объема связано с изменением температуры. При уменьшении температуры на 10°С объем топлива уменьшается примерно на 1%, т.е. на бензовоз 5 куб. м. «теряется» около 50 литров. Потери происходят также и в момент слива нефтепродуктов в резервуар из-за разницы температуры. По техническим требованиям для измерения остатков в резервуаре после приема нефтепродуктов должно пройти не менее 2 часов. Разумеется, времени терять никто не станет. Как же происходит операция по приему нефтепродуктов в большинстве слу-чаев сейчас?

  • Измерение уровня проводится при помощи метрштока.
  • По градуировочной таблице вычисляется объем.
  • «На глаз» берется температура нефтепродукта в резервуаре и его плотность, при этом не оцениваются многие другие параметры, например, объем «подтоварной воды», а это может значительно влиять на показания измерения объема нефтепродуктов метрштоком.
  • На основе таких данных вычисляется масса и записывается в журнал учета нефтепродуктов.

Как показывает практика, при таком подходе измерение уровня дает погрешность от 2 мм до 1 см, при этом для горизонтального резервуара объемом 25 куб. м. в середине 1 см составляет 100 литров. В результате, если взять усредненные данные по возможным потерям на этапе перевозки за 1% от объема, а погрешности при приеме и хранении нефтепродуктов на АЗС за 0,4%, то при расчете для «нашей» сети АЗС получаем следующие результаты в денежном выражении:

Неучтенное топливо составляет - 195 тыс. рублей в месяц
Упущенная выгода при этом составит - 107 тыс. рублей в месяц

За счет внедрения автоматизированной системы контроля параметров нефтепродуктов, входящей в состав АСУ ТПП АЗК SmartCity Gas, вышеуказанные погрешности могут быть сведены практически к нулю.

Соответственно экономический эффект от внедрения системы контроля параметров нефтепродуктов АСУ ТПП АЗК SmartCity Gas составит - 107 тыс. рублей в месяц

2. Еще одно из «узких мест» образуется при отпуске нефтепродуктов с топливораздаточных колонок (ТРК) и махинаций с отчетностью. При этом естественные потери по новой редакции ГОСТ 9018 на этом этапе определяются основной погрешностью ±0,25% и дополнительной погрешностью ±0,04% на каждые 10°С. Реально же, для существующих АЗС эта величина составляет ±0,5%. В результате технологические потери по рассматриваемой нами сети АЗС можно оценить следующими данными:

Неучтенное топливо на сумму - 92 тыс. рублей в месяц
Упущенная выгода при этом - 51 тыс. рублей в месяц

В данном случае за счет внедрения автоматизированной системы отпуска топлива, входящей в состав АСУ ТПП АЗК SmartCity Gas, основная погрешность может быть сведена к соответствующим ГОСТ 9018 - 0,25%.

Соответственно экономический эффект от внедрения автоматизированной системы отпуска нефтепродуктов составит 24 тыс. рублей в месяц

3. Еще один из факторов, приводящих к потерям на АЗС, - человеческий, его влияние может приводить к потерям в различной форме. В данном примере рассматриваются только потери от реализации стороннего бензина, не учитываемого с помощь ККМ, и измеряются они в реальной жизни только честностью операторов и старших АЗС. В этих операциях могут участвовать (в различных сочетаниях): операторы АЭС, водители, перевозчики, диспетчеры нефтебаз, и такие примеры неред ки. При этом владелец АЗС имеет упущенную выгоду из-за уменьшения про даж именно своего топлива. Среднее (оценочное) значение уменьшения про даж составляет 1% от объема. В результате расчетов по «нашей» сети АЗС получаем следующие данные:

Потенциально может быть реализовано стороннего топлива на сумму 170,5 тыс. рублей в месяц.
Упущенная выгода от этого составляет - 94 тыс. рублей в месяц.

За счет комплексной автоматизации на основе АСУ ТПП АЗК SmartCity ест возможность практически полностью исключить подобные ситуации и свести влияние человеческого фактора практически к нулю.

Соответственно экономический эффект при этом составит 94 тыс. рублей в месяц

Еще одна из возможных статей дохода при автоматизации на основе АС ТПП АЗК SmartCity Gas - внедрение системы безналичных платежей на основе смарт-карт. В данном проекте основной доход может быть получен от внесения пред оплаты клиентами на карты и использование этих средств.

Поскольку корпоративные клиенты данной сети АЗС и так вносят предоплату по безналичному расчету, для расчетов будем ориентироваться на тот объем карт, который планируется распространить среди частных лиц. Ориентировочные данные следующие: при 300 постоянных клиентах, заправляющихся на 1 АЗС регулярно в течение месяца, вполне реально привлечь к карточной програм ме 30%, т.е. 90 постоянных клиентов, или 1170 клиентов для всей сети и: 13 АЗС, при среднем расходе топлива 60 литров в месяц на одного клиен та и средней стоимости топлива 6,6 рубля за литр получаем следующие данные:

Общий объем привлеченных средств может составлять - 463 тыс. рублей в месяц
Прибыль от использования привлеченных средств может составить - 254 тыс. рублей в месяц

Важной статьей дополнительных доходов может быть повышение эффективности работы сотрудников и скорости проведения технологических операций. За счет комплексной автоматизации на основе АСУ ТПП АЗК SmartCity Gas сотрудники АЗС могут выполнять все операции с единого рабочего места что значительно повышает эффективность их роботы и ускоряет выполнение многих операций. На основе некоторых оценочных данных можно определить время, которое экономится при этом по отдельным операциям в целом:

Операция Без использования
средсти автоматизации,
мин
С использованием
средств автоматизации, мин
Среднее время
экономии
(% в месяц)
Прием нефтепродуктов 40 24 1,111%
Отпуск нефтепродуктов 0,7 0,5 5,714%
Проведение пересменки 40 10 2,083%
Всего экономия 8,909%

Экономический эффект от повышения скорости выполнения технологически) операций и экономии рабочего времени при этом можно посчитать как упу щенную выгоду за простой мощностей за это же время.

Средний оборот в сети АЗС составляет - 6 827 тыс. рублей в месяц
Экономический эффект от повышения эффективности работы персонала - 335 тыс. рублей в месяц

Таким образом, общий экономический эффект от комплексной автоматизо ции данной сети из 13 АЗС на основе АСУ ТПП АЗК SmartCity Gas составит

Статья Экономический
эффект,
руб./мес.
Снижение
технологических
потерь при приеме
топлива
107 тыс.
Снижение
технологических
потерь при
отпуске топлива
24 тыс.
Снижение
финансовых потерь
от злоупотреблений
94 тыс.
Доход от
внедрения карточной
системы
254 тыс.
Экономия за
счет сокращения
времени выполнения
операций
335 тыс.
Всего
экономический эффект
в месяц, руб.
814 тыс.
Всего
экономический эффект
в год, руб.
9768 тыс.
Всего
экономический эффект
в год, $
(по текущему курсу)
$343 тыс.

В данном случае срок окупаемости данного конкретного проекта составит менее полугода.

Кроме того, в рассматриваемой сети АЗС возможно добиться дополнитель-ного экономического эффекта:

1. При переходе от бумажных талонов к электронным (на смарт-картах):

  • появляется возможность полного централизованного контроля операций с безналичными расчетами, которые совершаются в региональных под-разделениях;
  • отпадает необходимость в ручной обработке массы талонов, что повы-шает эффективность работы персонала (или высвобождает данный ре-сурс);
  • практически исключается возможность махинаций с безналичными рас-четами на основе смарт-карт.

2. Экономический эффект может быть получен за счет унификации систем уп-равления ТРК и другого оборудования - SmartCity Gas позволяет рабо-тать с большим перечнем различного оборудования на АЗС, что снижа-ет издержки и человеческие ресурсы на его обслуживание.

3. Консолидация информации по финансовым и товарным потокам в сети АЗС.

Появляется возможность оперативного получения информации центральным офисом:

  • о финансовых потоках в сети АЗС;
  • о товарных потоках и товарных запасах;
  • об эффективности текущего ценообразования;
  • об эффективности реализации по отдельным видам топлива

Все эти данные можно будет:

  • получать оперативно (например, регулярно каждый день или по требова-нию от региональных офисов)
  • получать данные с высокой степенью достоверности " получать данные в удобном для анализа, просмотра и дальнейшего архи-вирования в электронном виде

Экономический эффект за счет повышения управляемости нефтесбытовым бизнесом может быть также оценен, но эта оценка может быть сделана с необходимой степенью достоверности только в результате предпроектного обследования. Предварительная же оценка дополнительных косвенных статей доходности по рассматриваемому проекту может характеризоваться следующими цифрами:

Увеличение оборота по реализации нефтепродуктов, снижение накладных расходов - 10% от оборота
Общие доходы - 375 тыс. руб. в месяц

Конечно, в данной статье рассмотрены далеко не все аспекты автоматизации АЗС и возможные статьи дохода. Но важно отметить, что компания АйТи строит свою работу на основе индивидуального подхода, и расчет экономической эффективности каждого конкретного проекта может быть проведен совместно с ЗАКАЗЧИКОМ, на основе разработанной методики и тогда возможна более точная оценка эффективности автоматизации по конкретному проекту.

Важно заметить, что этот эффект достигается именно за счет комплексной автоматизации - отдельные разрозненные, не интегрированные решения не позволяют перекрыть данный канал потерь, как и другие возможности для злоупотреблений, связанные с человеческим фактором.

http://www.smartcity.ru

Нефть и капитал №4 2000 г.

***

НОВОСТИ

13.02.2001г. [www.nnc-ipc.ru] В каталог добавлена информация о новых
промышленных источниках питания...
13.02.2001г. [www.nnc-ipc.ru] Ниеншанц-Автоматика предлагает переносные
рабочие станции ACME Portable...
13.02.2001г. [www.granch.ru] В разделе Цены, добавлена информация о новой
продукции...

12.02.2001г. [www.rusdem.com] 5 февраля 2001г. стартовал совместный
Российско-Норвежский Интернет-проект ENERGY-EXHIBITION.COM...
12.02.2001г. [www.scada.com.ua] Cостоялся семинар "SCADA системы в АСУТП"...

12.02.2001г. [www.rudshel.ru] Описание усилителя заряда РШ-2734...
12.02.2001г. [www.rudshel.ru] Описание платы ЛА-ТК3...
12.02.2001г. [www.tecon.ru] Подведены результаты конкурса, объявленного ЗАО
"ТЕКОН" на разработку концепции программируемого контроллера...
12.02.2001г. [www.prosoft.ru] Компания Artesyn Technologies предложила сразу
три новых типа одноканальных бескорпусных DC/DC преобразователей серии EXB50
с гальванической развязкой выходных цепей от шин первичного источника...

10.02.2001г. [www.rakurs.spb.ru] 29 декабря 2000 года сдана в эксплуатацию
Автоматизированная система контроля и управления для котлоагрегата ст. ?6
ТЭС ОАО "Архангельский ЦБК" в городе Новодвинске...
10.02.2001г. [www.industrialauto.ru] Компания "Родник Софт" объявляет о
начале поставок решений на базе шины Profibus DP...
10.02.2001г. [www.sterling.ru] Sterling Group в Ростове...
10.02.2001г. [www.sterling.ru] Sterling Group завершил первый этап проекта
автоматизаци ОАО "Татнефть"...

09.02.2001г. [www.industrialauto.ru] Учебный центр "ПЛК Системы" приглашает
специалистов на очередной курс по программному обеспечению "Wonderware"....
09.02.2001г. [www.dial-eng.spb.ru] Кофейный гигант выбирает think3...

08.02.2001г. [www.elin.ru] По заказу фирмы "Новые Световые Технологии"
изготовлен 22-хканальный контроллер ПИ1-22-116-Р(12)-E-Н...
08.02.2001г. [www.elin.ru] Продолжается разработка приборов для организации
дешевых систем автоматизации на базе технологии MicroLAN фирмы Dallas
Semiconductor...
08.02.2001г. [www.elin.ru] Начались полномасштабные работы по созданию
лабораторной системы контроля и управления, полностью построенной на основе
технологии MicroLAN...
08.02.2001г. [www.elin.ru] Продолжается разработка приборов с использованием
технологии MicroLAN фирмы Dallas Semiconductor...
08.02.2001г. [www.elin.ru] Разработано и изготовлено трехфазное управляющее
устройство ПИ31-54-119п-С-Н-У...
08.02.2001г. [www.industrialauto.ru] ООО НВФ "Сенсоры, Модули, Системы"
получила лицензии Центргосэнергонадзора, разрешающие проектирование,
производство, монтаж и наладку АСУ в области электро- и теплоэнергетики...

07.02.2001г. [www.rtsoft.ru] С 20 по 23 марта 2001 года Учебный Центр РТСофт
проводит курс обучения: "Операционные системы реального времени.
Операционная система OS-9"...

06.02.2001г. [www.rudshel.ru] Описание платы ЛА-48ДPCI...
06.02.2001г. [www.prosoft.ru] Компания Pepperl+Fuchs предлагает новую линию
абсолютных шифраторов F-серии. Данные устройства имеют диапазон рабочих
температур от -20C до +80C, что делает возможным применение их для широкого
круга задач...
06.02.2001г. [www.prosoft.ru] Организованный в конце января фирмой ПРОСОФТ в
Санкт-Петербурге семинар "Датчики фирмы SIEMENS" сразу же столкнулся с
неожиданной проблемой...
06.02.2001г. [www.industrialauto.ru] 19 февраля 2001 года компания "ИнСис"
совместно с ЗАО "ВолгоЭнергоМеханика" проводит в Самаре региональный
семинар...

05.02.2001г. [www.tornado.nsk.ru] Новые разработки PEP Modular Computers в
стандарте Compact PCI...
05.02.2001г. [www.rodnik.ru] Xycom Automation (США) объявил о выпуске серии
промышленных компьютеров на основе технологии "тонкий клиент"...
***

Fisher-Rosemount реализует резервирование интерфейса полевой шины Foundation Fieldbus

Остин, Техас, 8 февраля 2001 г.
Fisher-Rosemount, подразделение корпорации Emerson, представило сегодня свою
новую разработку -- резервированный интерфейс полевой шины Н1 Fieldbus Foudation для своей архитектуры PlantWeb.
Применение  резервированных модулей Н1 обеспечивает бесперебойную коммуникацию между
системой управления DeltaV и сегментами полевой шины при потере связи с основным модулем.
При этом резервируется не только сам интерфейс Н1, но и питание полевой шины.

"Работая с лидерами в таких областях промышленности, как нефтихимия, нефтепереработка, добыча нефти и газа мы обеспечили
ключевую функцию, которая ускорит распространение технологии Foundation Fieldbus",
говорит Дункан Шлайс (Duncan Scheiss), вице-президент по маркетингу Fisher-Rosemount Systems.
Технология Foundation Fieldbus успешно применяется с 1997 года в больших и малых проектах.
Теперь, те пользователи, которые уже почуствовали экономическую выгоду от применения полевой шины (меньшие расходы при монтаже, обслуживании и эксплуатации), получат дополнительный уровень надежности для ответственных производств.

Резервирование Н1 заключается в применении двух модулей интерфейса H1, монтируемых на стандартную несущую панель контроллера DeltaV.
В случае сбоя или снятия модуля с несущей панели происходит переключение на резервный модуль без потери сигнала.
Замену модуля или обновление программного обеспечения модуля также можно производить на "живом" сегменте, то есть без прерывания коммуникации.

Деморолик о резервировании Н1 можно посмотреть на
http://www.easydeltav.com/eventcentral/videos/demos/
***

Уважаемые господа,

приглашаю Вас принять участие в 7-й Международной конференции "Разработка АСУ ТП в системе ТРЕЙС МОУД: задачи и перспективы" 21-23 февраля 2001, Конгресс-центр ОАО ГАЗПРОМ, ул. Наметкина, 16, Москва. Для прессы предусмотрена специальная аккредитация. Кроме того, приглашаю посетить пресс-конференцию, которая начнется 21 февраля 2001 г. в 14-00. На пресс-конференции мы расскажем о развитии SCADA TRACE MODE в 2000-2001 и представим ряд пилотных OEM-проектов по использованию софтлоджик-компоненты TRACE MODE в российских промышленных контроллерах нового поколения: "Ломиконт ТМ" (ОАО Электроприбор), "Теконик" (ЗАО ТЕКОН), "GSM-коммуникатор" (ЗАО Индустриальные компьютерные системы) и т.д. На конференции будет также представлен прототип Web-контроллера. Большинство из анонсированных устройств можно будет увидеть в работе на выставке "Совместимо с ТРЕЙС МОУД", которая будет проходить в рамках конференции. Я, также, приглашаю Вас принять участие в автобусной экскурсии на АСУ ТП производства аммофоса автоматизированного с помощью TRACE MODE на ОАО "Воскресенские минеральные удобрения", которая пройдет в третий день конференции (23/02/01). В настоящее время на конференции зарегистрировалось около 500 участников. Обращаю Ваше внимание на то, что в связи со строгим пропускным режимом ОАО ГАЗПРОМ представителям прессы следует до 16/02/01направить Ф.И.О. и название издания по адресу secretariat@adastra.msk.ru , а также на входе иметь при себе паспорт.Буду рад видеть Вас на конференции. Подробности о конференции, пожалуйста, см. http://www.adastra.ru:1251/confr/conf1.htm

Добро пожаловать!

Анзимиров Л.В.

Президент

***

Хочу напомнить , что существует новостная рассылка с новостями из мира
АСУТП и промышленной автоматизации. Подписка стандартная - пустое
письмо на адрес newsasutp-subscribe@egroups.com

Все свои новости и анонсы Вы можете постить туда сами. В рассылке я их повторю.

***
Off-line Форум и конференция по вопросам автоматизации и АСУ ТП.
Для подписки на него Вы можете послать пустое письмо по адресу-asutp-subscribe@yahoogroups.com
В дальнейшем, для отправки сообщений и вопросов по АСУ ТП писать на:asutp@yahoogroups.com
Страничка Форума находится по адресу-http://www.yahoogroups.com/group/asutp
***

У меня c Екатериной Калмыковой есть еще один совместный проект!
Рассылка "Секреты и откровения авторов рассылок" наверняка заинтересует тех, кому захочется узнать больше об авторах-ведущих рассылок на сервере Городского Кота. Вам откроются личности и характеры ведущих рассылок в откровенных беседах на различные темы - от политики и экономики до искусства и спорта.

Подпишитесь!
http://subscribe.ru/catalog/people.interview

***
                Copyright    2001 Дмитрий Милосердов
Копирование материалов обозрения разрешается только в случае указания на
"PingWin's Service" как на источник получения информации, при этом во всех ссылках обязательно явное указание адреса e-mail could@chat.ru
                            

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: "PingWin's  Service" является личной инициативой автора и работает без каких-либо гарантий !



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное