А действительно, почему систем менеджмента качества может
быть интересна организации?
Рассмотрим ход коммуникаций с некоторым абстрактным
заказчиком.
Начинается все очень буднично.
Есть
такая задачка по учету объектов. Как они обслуживаются,как ремонтируются, у кого куплены,
гарантия.Начали думать
прикидывать. Сделали макет – показали. Начали беседовать.
Оказывается
все сложнее,стараемся понять, что
же такое за процессы еще есть. Появляется целая серия процессов.
Заключение договора, Обслуживание, Диспетчерская служба, не говоря уже о
классическом документообороте.
И
вот оно начинается… да плохо у нас все. Должностных инструкций нет,
оценить кто как работает невозможно, хреновых работников не уволить,
хороших не нанять. Инвесторы денег не дают, потому что не понимают как мы
таким важным делом в таких условиях. Штатов не хватает, обосновать никак.
– Вот он реальный прорыв.
Собственно в этот момент мы уже говорим не просто об
информационной системе, но и о целом комплексе проблем, который настолько похож
на СМК, что даже не верится. Нет, им нужна не пачка документов, документы это
только часть. Нужна-то нормально работающая организация.Фактически, только потянув занитку проблемы, мы часто можем размотать
огромный клубок. Надо это понимать и не надо этого бояться. Просто начните
говорить. Интересно, что ход бесед очень напоминает стандартную статистику
отдела продаж, когда реальное заключение договора происходит после 5 ого, или 6
ого предложения.
Просто на более ранней стадии мы часто даже не можем
подробно выявить реальную потребность заказчика. Реальную занозу, которая
беспокоит его каждый день, и с которой он свыкся и порой просто не обращает на
нее внимание. Момент обнаружения этойнастоящей потребности и есть настоящая победа. Момент, когда наступает
понимание с обеих сторон, и когда остается совсем немного до начала такого
необходимого обеим сторонам сотрудничества.
Я довольно долго старался понять, почему же надо так много
тратить времени на то, чтобы продвинуть какую-то идею, или продать хорошую
программу. И в какой-то момент ко мне пришло понимание этой причины.Мы все очень терпеливые люди и в своей жизни
часто соответствуем одному из законов механики. Помните: «при отсутствии
воздействия тело совершает равномерноепрямолинейное движение». Так и мы, стараемся экономить это самое
воздействие. Даже чтобы помочь человеку, а тем более организации, улучшить свое
положение надо оказать воздействие. Другими словами, надо помочь человеку
увидеть необходимость изменения, а потом помочь сделать правильный выбор.
Обратите внимание, что это, совершенно не то же самое, что втюхивать что-то
недоделанное, или склонять его к нужному вам решению.
Искреннее желание помочь, окупается в любом случае, даже если
реальной продажи и не произошло.
Чего мы хотим на самом деле?
Нет, не чашечку кофе, конечно…
Подумайте, как владелец организации, как полководец, и в
тоже время, как человек.
Мы хотим уверенности в тылах, и отваги в наступлении.
СМК – это и есть уверенность в тылах. Понимание того, что и
как работает, уверенность в том, что нужное действие будет сделано в нужный
момент, что мы вовремя узнаем о нехватке компонента, или отсутствии ресурса,
что мы вовремя сможем принять необходимое решение. Информационная система,
реализующая этот подход, могла бы быть очень серьезным подспорьем для многих организаций.Сама по себе СМК и даже наличие сертификата,
еще не могут вселить в нас полной уверенности. Мы большие дети, нам хочется все
потрогать руками, ну, в крайнем случае, посмотреть глазами, как все устроено и
работает. Нам хочется видеть, как движутся наши войска, как стреляют наши
орудия и в какие цели они попадают. Пачка документов, в которой может
разобраться только опытный аудитор, это далеко не то, что может нас
удовлетворить…
Вот поэтому и нужна такая информационная система.
Совсем недавно мне удалось взглянуть на проблему управления
с новой стороны... Раньше я воспринимал управление, глядя изнутри организации,
на самом деле, есть еще и другая сторона, связанная с энергией и экологией,
которые совершенно неправильно сбрасывать со щитов. Довольно очевидно, чтооптимальное управление внутри организации
только часть общего управления и эффективным может быть только предприятие
которому удается заботиться о всех сторонах своей деятельности, не только о произведенной
продукции, но и о последствиях.Вполне
допускаю, что пока нам не до того, но мне кажется, что скоро может быть просто
поздно. В любом случае, те кто претендует на то, чтобы создавать системы
управления для организаций должны помнить об этом, и не забыть напомнить и
своему будущему заказчику.
Ну вот,переживания после очередных переговоров поутихли, можно заняться делом...