Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Технологии Бизнеса

  Все выпуски  

Корпоративные Информационные Системы


Служба Рассылок Городского Кота
Новости "Планеты КИС" (КОРПОРАТИВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ)
http://www.RussianEnterpriseSolutions.com
Выпуск 73 от 07/09/00

+ + +

В сегодняшнем выпуске:
- Желающим участвовать в семинарах на Софтуле
- КАК СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ ПОТОМ НЕ ПОЖАЛЕТЬ О ВЫБОРЕ?
- Рынок ИТ и стандарты
- "Дипломатический" подход к автоматизации
- B2B в металлургии
- Работа: Вакансии и предложения

+ + +
На выставке "Софтул 2000" в аудитории 201 состоятся следующие семинары:

- 26 сентября, 16.00-18.00.
Семинар: "Проблемы автоматизации сбытовых (торговых) холдингов"

- 29 сентября, 15.00-17.00.
Семинар: "Как зависит успех построения корпоративной информационной системы
от последовательности внедрения модулей?"

Желающие участвовать в семинарах могут заполнить анкету на страничке
http://www.RussianEnterpriseSolutions.com/a.html

или прислать письмо с запросом анкеты на адрес kis@pcweek.ru

+ + +

КАК СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ ПОТОМ НЕ ПОЖАЛЕТЬ О ВЫБОРЕ?
Исследовательская компания RC Group в альянсе с корпорацией
"МетаСинтез" предлагает новый комплекс услуг.
Продавая в течение последних двух лет аналитический отчет "Выбор
тиражируемой интегрированной системы управления предприятием", обновляемый
примерно каждые девять месяцев, авторы отчета - исследовательская компания
RC Group и Научно-консалтинговая корпорация "МетаСинтез" - получили
множество откликов от клиентов, в которых приобретшие отчет предприятия
сетуют на сложности, возникающие на этапе структурирования управленческих
проблем конкретных организаций, рейтингования этих проблем и составления на
их основе адекватного списка требований к ИСУП. В связи с этим RC Group и
"МетаСинтез" пересмотрели и расширили перечень своих услуг, касающихся
выбора и внедрения ИСУП. Теперь он выглядит следующим образом.
RC Group и "МетаСинтез" в альянсе с рядом других консалтинговых компаний
предлагает:
- Выявление и структурирование всех задач управления, стоящих перед
предприятием, в полной их взаимосвязи (с соблюдением принципа целостности).
- Проектирование системы организационного управления, адекватной нынешним и
будущим потребностям предприятия (на основе проведенного
экспресс-обследования).
- Постановка оптимального управленческого учета на отдельном предприятии
или в группе компаний и разработка единых внутренних нормативных документов,
регламентирующих деятельность компании.
- "Инвентаризация" имеющегося на предприятии программного обеспечения.
Оценка возможности интеграции различных приложений и их совместного
использования для наиболее критических управленческих задач (как временной
замены ИСУП). В случае необходимости - интеграция имеющегося ПО (собственных
разработок предприятия и стандартных средств) силами представителей RC
Group. Создание единой информационной среды на основе разработанных
нормативных документов (п.3).
- Формулировка требований к ИСУП (или КИС) и анализ тиражируемых
программных продуктов на соответствие им.
- Выбор наиболее подходящей ИСУП по обоснованным и утвержденным критериям
(проводимый в виде тендеров или в других организационных формах).
- Аудит внедрения (отслеживание хода внедрения выбранной системы на
соответствие выдвинутым к ИСУП требованиям, выдача рекомендаций по
оптимизации процессов для соблюдения установленных сроков и бюджетных
ограничений и т.п.). Этот этап позволяет обеспечить серьезный контроль
качества над процессом внедрения, а следовательно, значительно снизить риски
долгосрочных работ, своевременно принимать корректирующие меры, повысить
вероятность успеха.

Предлагаемый подход имеет следующие преимущества:
- Он позволяет комплексно решить ряд наиболее сложных управленческих задач
силами внешних высококвалифицированных специалистов, имевших дело не с одним
десятком подобных проектов .
- Он помогает предприятиям выйти на новый, более продвинутый уровень
понимания своих управленческих проблем.
- Он дает гарантию, что выбранный вариант построения КИС будет наиболее
экономичным и целесообразным в условиях имеющихся у российских предприятий
ограничений (организационного, финансового или кадрового характера).
- Он гарантирует также, что выбранная тиражируемая ИСУП будет
соответствовать заранее определенным требованиям, а требования, в свою
очередь, будут четко сформулированы и адекватны управленческим задачам
предприятия.
- Он является наиболее экономичным для предприятий, поскольку позволяет
двигаться поэтапно, четко планируя финансовые ресурсы и корректируя
последующие шаги.

Более подробную информацию Вы можете получить, послав запрос по адресу
rcgroup@aha.ru или msynt@orc.ru.

+ + +
Рынок ИТ и стандарты
Андрей Столбов

Анализ показывает, что емкость рынка ИТ для здравоохранения и медицинского
страхования достаточно велика. Разумеется, по покупательной способности
учреждения социальной сферы не могут сравниться, например, с финансовым
и/или нефтяным бизнесом. Однако, учитывая массовость "объектов
автоматизации" (десятки тысяч лечебно-профилактических учреждений - ЛПУ) и
то обстоятельство, что сегодня медицинские учреждения и органы управления
здравоохранением уже не могут выжить без ИТ (а медицинское страхование, по
определению, относится к информационно-ориентированным видам деятельности),
этот сектор рынка будет набирать силу и в конце концов станет достаточно
притягательным для ИТ-индустрии. Такая тенденция уже просматривается.
Достаточно сказать, что сегодня в системе обязательного медицинского
страхования (ОМС) около 40% всего софта - это тиражируемые, покупные
программные продукты. Хотя и несовместимые между собой из-за отсутствия
стандартов. (Следует заметить, что "гиганты" нашей российской ИТ-индустрии
пока не делают погоды на этом рынке, хотя некоторые из них имеют
специализированные подразделения, например IBS.)
Для любого рынка, особенно для рынка наукоемкой и высокотехнологичной
продукции, стандарты являются таким же важным экономическим институтом, как
и нормативно-законодательная база. Поэтому, в соответствии с "Концепцией
информатизации системы обязательного медицинского страхования в Российской
Федерации на 2000-2005 гг.", важнейшим направлением работы Федерального
фонда по созданию единого информационного пространства здравоохранения и
системы ОМС стала унификация и стандартизация ИТ. Она включает в себя
разработку единой системы классификации и кодирования информации (ЕСКК);
базовых функциональных требований и профилей ПО; унифицированных форматов
обмена и протоколов взаимодействия между функциональными компонентами и
подсистемами ИС ОМС.
В июле 1998 г. Федеральным фондом ОМС, Минздравом и Госстандартом России
была утверждена Программа стандартизации в здравоохранении, проведены две
всероссийские научно-практические конференции по этому направлению, создан
Экспертный совет и т. д. Однако традиционные процедуры разработки стандартов
не успевают за развитием ИТ-технологий и потребностями рынка (т. е. за
практикой). Да и средств на стандартизацию выделяется явно недостаточно.
(Надо сказать, что и специалистов практически нет. Во всяком случае, в
области функциональной стандартизации ИТ. При том что стандарты образуют
некое ядро профессиональной и производственной культуры, без которой сегодня
невозможно создать качественную, конкурентоспособную продукцию.) Для
разработки ИТ-стандартов необходим консорциум производителей, работающий на
основе самофинансирования. Роль федеральных органов в этом случае должна
заключаться в общей координации работ, их информационном обеспече нии и
поддержке (например, предоставлении участникам необходимых нормативных и
методических документов и материалов), проведении экспертизы проектов
стандартов. Именно так создаются и сопровождаются промышленные де-факто
стандарты ИТ, например, стандарты для Интернета, компонентных технологий
COM, CORBA и т. д., что и делает их "живыми" и реально влияющими на рынок
ИТ. Именно такой прагматический подход к стандартизации ИТ зафиксирован в
Концепции информатизации системы ОМС.

О конкурсе программного обеспечения для лечебных учреждений
В течение последних месяцев в рубрике "Медицинские информационные системы"
были опубликованы письма читателей, в которых упоминалась выставка в Орле
(февраль 2000 г.), организованная Федеральным фондом ОМС совместно с
администрацией области. Хотелось бы продолжить эту тему и высказать ряд
соображений.
Начну с того, что наиболее эффективный подход при разработке стандартов -
это изучение и анализ опыта использования конкретных прикладных программ.
Федеральным фондом запланировано проведение ряда конкурсов программных
продуктов, что позволит значительно сократить время, трудоемкость и
стоимость разработки функциональных стандартов, поскольку при этом
происходит "естественный отбор" наиболее рациональных и апробированных
технических решений, накопление и обобщение положительного инженерного опыта.
В условиях рыночных отношений одним из направлений защиты интересов
пользователей и повышения качества программного обеспечения является его
сертификация, подтверждающая соответствие программного продукта (ПП)
стандартам и описанным в документации возможностям, функциям и параметрам. В
Федеральном фонде создан и зарегистрирован в Госстандарте России орган
сертификации программных средств, используемых в системе ОМС. В соответствии
с приказом Фонда все программные средства, закупаемые или разработанные по
заказам Фонда за счет средств ОМС, должны иметь сертификат соответствия
Федерального фонда, Госстандарта или Минфина России (для бухгалтерских
программ).
Представляется, что проведение конкурсов, а также публикация информации о
сертификации и рейтингах ПП будут способствовать развитию рынка ПО и
ИТ-услуг для системы ОМС и здравоохранения.
Что касается выставки в Орле, то она проводилась в рамках конкурса наиболее
массового в системе ОМС программного обеспечения для организации учета
медицинской помощи (УМП) и формирования счетов на оплату по ОМС в
лечебно-профилактических учреждениях, объявленного Федеральным фондом в
ноябре 1999 г. В конкурсе и выставке участвовало 16
организаций-разработчиков из Москвы, Санкт-Петербурга, Новокузнецка,
Красноярска, Рыбинска, Углича, Торжка, Ижевска, Перми, Курска, Орла и
Ростова-на-Дону, а также более 150 представителей территориальных фондов
ОМС, органов управления здравоохранением и лечебных учреждений из 23
регионов страны. Победителями конкурса стали ПП, разработанные фирмой
"Релакс" (Москва), специалистами Угличской (Ярославская обл.) и Торжокской
(Тверская обл.) Центральных районных больниц (ЦРБ). Среди остальных
участников конкурса лучшими названы программные продукты "Медицинская
информационная комплексная система" (НИИУМС, П ермь) и "СтатЛайн"
(ЗАО
"Петромедсервис", Санкт-Петербург).
Несмотря на то что конкурс не был достаточно представительным (видимо,
сказались очень ограниченные сроки подачи заявок и недостаточная
информационная поддержка), на нем были продемонстрированы наиболее типичные
ПП. Конкурс показал, что по основным функциональным критериям представленные
ПП мало уступают друг другу. Можно также говорить о том, что сложились некие
неформальные стандарты на ПО для организации УМП. Поэтому, в принципе, при
наличии развитых средств настройки и конфигурирования, встроенных средств
обучения и помощи пользователю, полной и качественной эксплуатационной и
учебно-методической документации, программные средства для решения этой
задачи могут быть доведены до уровня тиражируемого, "коробочного" продукта.
Однако ни один из представленных на конкурс ПП не соответствует пока этим
требованиям. Следует заметить, что существует ряд факторов, препятствующих
унификации и стандатизации рассматриваемого класса ПО и возмож ности
создания "коробочных" версий программ. К ним, в частности, относятся:

- разнообразие систем учета и оплаты медицинской помощи по ОМС в различных
ЛПУ;
- отсутствие единой системы классификации и кодирования информации, прежде
всего классификатора медицинских услуг для учета и оплаты
амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи;
- несовершенство существующих форм первичных учетных документов
(статистических талонов), необходимых для подготовки счетов на оплату
медицинской помощи по ОМС, и ряда отчетных форм государственной медицинской
статистики.
В силу этого объявленные технические требования к конкурсному ПО имели
некоторую "неопределенность" и избыточность. Кроме того, во многих ЛПУ
для
ведения медицинской статистики и для учета медицинской помощи и формирования
счетов по ОМС используются разные программные средства. При этом имеет место
повторный ручной ввод учетных данных - отдельно для ОМС и для медстатистики.
Как правило, это обусловлено тем, что ПП для медстатистики были разработаны
без учета потребностей ОМС. Поэтому определяющим общим требованием к ПП для
ИС ЛПУ стало комплексное использование информационных ресурсов ОМС и органов
управления здравоохранением.
То, что два призера конкурса - это больницы, подтверждает известный
постулат: информационные системы "выращиваются" совместными усилиями
программистов и пользователей. В то же время анализ показывает, что ЛПУ, как
правило, не могут своими силами осуществить массовое внедрение ПП в лечебные
учреждения, особенно если те находятся в других регионах. Обеспечить
тиражирование, распространение и техническую поддержку ПО на промышленном
уровне смогут только специализированные организации, хорошо знакомые как с
самим ПП, так и с рабочими процессами и особенностями ЛПУ различного профиля.
Поскольку в существующих формах первичных учетных документов отсутствует
ряд необходимых реквизитов, в большинстве представленных ПП реализована
возможность ввода, хранения и обработки расширенного состава учетных данных.
В ПП Угличской ЦРБ и НПП "Эксин" предлагаются более информативные и удобные
формы статистических талонов (учетных документов). В программном комплексе
Угличской ЦРБ реализована технология их автоматизированного ввода и
распознавания (разработка компании Cognitive Technologies), что позволит
сократить число рутинных операций и количество ошибок при вводе.
Безусловно, организация электронного документооборота в ЛПУ и ведение всей
медицинской документации, включая медицинские карты (истории болезни), в
электронном виде наиболее перспективна. При этом отпадет необходимость
заполнения различных статистических талонов, поскольку практически вся
учетно-отчетная документация может формироваться на основе данных
медицинской карты пациента (концепция электронных медицинских записей).
Переход к такой технологии будет происходить поэтапно. Отсутствие единой
системы классификации и кодирования информации (ЕСКК) и стандартной модели
электронной медицинской карты (ЭМК) пациента сдерживает этот процесс.
Следует отметить, что в ряде конкурсных ПП реализованы основные элементы
технологии ведения ЭМК, например в программных комплексах Торжокской ЦРБ и
НПП "Эксин". Из неконкурсных ПП следует назвать ПО "Артемида"
("Конус-Медик", Курск) и автоматизированную систему Орловской областной
больницы.
Минздрав России и Федеральный фонд ОМС работают над созданием ЕСКК и
протоколов ведения больных (ПВБ). Разрабатывается информационно-логическая
модель ПВБ, которая послужит основой для создания эталонной модели ЭМК.
С текстом Концепции информатизации системы ОМС, техническими требованиями и
итоговым протоколом конкурса можно ознакомиться на сайте Минздрава России
(www.mednet.ru).

+ + +
"Дипломатический" подход к автоматизации
Анна Серебровская

По словам разработчиков делового и экономического ПО, в Москве многие
организации (и торговые - в большой степени) переживают сейчас волну
вторичной автоматизации. Это означает, что, поработав с какой-то несложной и
недорогой информационной системой (например, бухгалтерской или простейшей
торговой), освоив их основные возможности, руководители предприятия (а равно
и весь остальной персонал) могут перейти на следующую ступень - к более
совершенной, развитой (часто - уже комплексной) системе. Появляется не
только опыт работы; формулируются более высокие требования - и к
программно-аппаратному комплексу, и к тем, кто его разрабатывает и внедряет,
и к фирме, берущей на себя сопровождение. Пример тому -столичный магазин
"Дипломат".

Итак, вторая волна
В 1994 г. в "Дипломате" был установлен первый программный комплекс,
торговый зал оборудован POS-терминалами и сканерами для считывания
штрих-кодов. Однако со временем торговая система начала вызывать нарекания
операторов и менеджеров (частые сбои, ненадежность БД, недостаточная
функциональность). В прошлом году, когда вопрос об этом встал со всей
остротой, возникла необходимость ее замены. При этом выбор пал на компанию
"Пилот", работающую на рынке автоматизации торговли c 1991 г.
"Приступая к этому проекту, - рассказала Ирина Сотник, коммерческий
директор компании "Пилот", - мы постарались учесть, что у клиента уже
имелась часть оборудования (компьютеры, сервер, бар-сканеры и пр.). Чтобы
выяснить, что из этого может быть использовано в новом программно-аппаратном
комплексе, мы провели аудит наличного ПО, локальной сети и технического
парка. В результате нам удалось так составить проект, что были задействованы
(с некоторыми доработками) имеющиеся локальные сети, компьютеры, удалось
настроить для работы с новой системой весовое и сканирующее оборудование
(сканеры штрих-кода на кассовом узле и терминалы сбора данных на складе).
Это принципиальная составляющая работы нашей компании - спроектировать
систему так, чтобы максимально бережно отнестись к ресурсам клиента,
сэкономить его деньги и время.
Однако при этом мы объясняем заказчику и стараемся аргументированно
показать, на чем экономить нельзя, - в первую очередь это кассовый узел. От
быстроты и надежности его работы напрямую зависит выручка. Нам удалось
убедить руководство магазина заменить имеющиеся у них кассовые аппараты
марки ABS на современные POS-терминалы TeamPOS 5000 (производства компании
Fujitsu-ICL). Помимо того, что они оснащены соответствующей кассовой
программой ("Профи-Т", разработка компании "Пилот"), тесно увязанной
с
торговой системой "Домино" ("Софт-Вест"), эти POS-терминалы отличаются
устойчивостью и высокой производительностью".

Все ради клиента!
Изюминкой данного проекта стал новый модуль, разработанный специально для
"Дипломата". Дело в том, что в этом магазине, помимо расчетов по стандартным
платежным системам (процессинговый сервер для работы с кредитными картами
был установлен в 80-х годах), был задействован еще один вид пластиковых
денег - так называемые корпоративные (дебетовые) карточки. Этот вид оплаты
был введен для организаций (корпоративных клиентов) с самого начала работы
магазина (только в прежние годы учет здесь велся вручную, и лишь с приходом
компьютерных технологий появилась возможность перевести его на "пластик");
с
его помощью компании могли закупать продукты в магазине по безналичному
расчету: на специальный депозит вносилась определенная сумма, а клиенту
выдавалась пластиковая карточка, в память которой заносилась эта сумма; при
покупке с карточки (и с депозитного счета) списывалась необходимая часть
денег. Такая форма была удобна и магазину (он получал авансом дополнительные
оборотные средства), и клиентам (они могли оплачивать продукты и товары для
представительских целей по "безналу", получая при этом еще и скидки). Именно
для реализации такого вида расчетов был фактически заново разработан один из
модулей системы "Домино", причем оказалось достаточно штатных средств
разработки, заложенных в этой системе. Этот модуль позволяет также
предоставлять разнообразные скидки и использовать специальные цены для своих
корпоративных покупателей.
Еще одним новшеством для магазина стала функция работы с весами, имеющаяся
у системы "Домино". Для этого была выделена отдельная рабочая станция,
которая управляла работой весов, а также производила печать этикеток
("Управление розничными ценами"). Эта функция позволяет обновлять прайс-лист
в памяти весов, не закачивая его заново (в прежней системе такая операция
занимала около 10 минут, и в течение этого времени весы не могли работать),
а лишь обновляя (за считанные секунды) те позиции, которые претерпели
изменения.

Сопровождение системы: в "Дипломате" прижился аутсорсинг
Не секрет, что современные компьютерные технологии, становясь проще и
доступнее для пользователя, как правило, требуют все более
квалифицированного сопровождения, из-за чего наличие соответствующего
специалиста (системного администратора) в штате магазина становится
практически обязательным (ведь вызывать при малейших неполадках сотрудника
фирмы-разработчика дорого и непроизводительно). Однако есть и другой вариант
решения этой проблемы (именно его выбрали в "Дипломате").
Сразу после установки новой системы был заключен договор на обслуживание с
компанией "Скорая компьютерная помощь", согласно которому от этой фирмы
магазину был выделен в качестве системного администратора специальный
сотрудник. В обязанности его входит поддержка работы программно-аппаратного
комплекса, устранение мелких неполадок, при необходимости - перенастройка
системы и т. п. На время отпуска или болезни сотрудника компания обязана
предоставить магазину другого специалиста, так что без присмотра
информационный комплекс не остается.
При заключении договора фирма гарантирует и то, что ее специалист будет
обладать необходимой квалификацией, позволяющей сделать небольшие доработки
системы, нетривиальные настройки на тот или иной вид операций или
нововведений. "Тем более что программный комплекс "Домино" легко освоить,
-
заметил Павел Федоров, сотрудник "Компьютерной скорой помощи", фактически
выполняющий функции системного администратора магазина "Дипломат". - Это
ПО
отличается удобством в работе, хорошо настраивается, имеет богатую и
детально проработанную систему отчетов и развернутое "Руководство
пользователя"".
В обязанности приглашенного системного администратора входит, в частности,
организация регулярного резервного копирования информации (эта операция
проделывается сейчас автоматически каждую ночь), обновления программ и
многое другое. Кстати, для этого "Пилот" активно использует возможности
Интернета: файлы с обновлениями можно свободно получить с помощью
FTP-сервера.

Казалось бы, многочисленные гастрономы и супермаркеты сегодня очень похожи
один на другой; однако при ближайшем рассмотрении нет двух одинаковых
проектов - не только в плане используемых программно-аппаратных средств, но
и в отношении того организационного опыта, часто уникального, который
вырабатывается в каждом конкретном случае.

+ + +
B2B в металлургии
http://www.RussianEnterpriseSolutions.com/frames/f09001.html
"В настоящее время мы имеем весьма богатую и хорошо структурированную
информацию о рынке металлопродукции и постепенно движемся в направлении
создания электронной биржи металлов"...

+ + +
Работа: Вакансии и предложения

Вакансии
- Московский ERP-компании требуется PR-менеджер с опытом работы. Оклад от
400 долл.

Предложения
- 40-летний начальник отдела продаж крупной московской компьютерной фирмы,
способный наладить всю цепочку логистики, имеющий хорошие контакты с
поставщиками и свободно владеющий разговорным английским, ищет работу с
окладом от 1000-1500 долл.

Контакты
- Заявки и резюме присылайте на адрес kis@pcweek.ru.


+ + +
http://www.RussianEnterpriseSolutions.com/help.html
Введение в концепции MRP, MRP2, ERP, SCM.

+ + +
Ведущий рассылки: Сергей Бобровский
Bobrovsky@RussianEnterpriseSolutions.com

Полные тексты статей, Форумы и другие материалы -- на сайте
http://www.RussianEnterpriseSolutions.com
= = =


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное