Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Работа через Интернет. Обучение и трудоустройство." на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
СообЧа. PageMaker. Интерлиньяж. Логотип
СообЧа. PageMaker |
||||||||||||||||
Раньше, когда набор текстов делался вручную, между строками прокладывались тонкие латунные полоски шириной в 2 пункта - шпоны. Это делалось для увеличения расстояния между строками в тексте. Таким немудреным образом наборщики устанавливали интерлиньяж. О, интерлиньяж! О нем никто никогда не слагал стихов (во всяком случае, мне такие факты неизвестны), но именно с его помощью можно облегчить чтение даже самой мудреной книги, равно как и наоборот - превратить этот процесс в настоящую пытку. И способов разнообразить мучения несколько. Вот сегодня немножко о них. Интерлиньяж определяет плотность строк на странице. Величина его автоматически равняется 120%, то есть высота строки будет на 20% больше самого высокого символа в ней. Это вполне нормально, если у вас сплошной текст без разных мудреностей. Но если вам, например, придет в голову делать поднятые буквицы... Или у вас вложенная графика... Нет, лучше и не смотрите на это. Есть правило: внутри абзаца (а в книжных публикациях вообще в пределах всей страницы) должен быть одинаковый интерлиньяж. Поэтому не всегда доверяйте автоматическому, а лучше перепроверяйте после него особо стратегические места.
PageMaker предлагает три метода интерлиньяжа: пропорциональный, по базовым линиям и по прописным. Различаются эти методы по тому, в каком соотношении находятся базовая линия и строка набора. Все просто. Базовая линия - это линия, на которой находятся нижние края символов, исключая нижние выносные элементы - все эти хвостики, палочки и загогулинки - все, что торчит вниз, а строка набора - это то, что становится черным, когда вы выделяете слово. Если вы возьмете три абзаца, выберете для каждого из них свой метод интерлиньяжа и выделите их, то увидите, чем они отличаются друг от друга. При пропорциональном интерлиньяже базовая линия делит строку набора в соотношении 2:1, то есть выше нее - две трети строки, ниже - соответственно одна треть. Этот метод принят в PageMaker по умолчанию, поэтому все, кому лень его менять, пользуются именно им. Единственный минус: для выравнивания по модульной сетке нужно знать положение базовой линии, которая в этом случае скрыта внутри строки набора, и ее приходится вычислять путем длительных умозаключений. Не знаю, как вам, но мне каждый раз ужасно лень было выяснять, а сколько же будет, скажем, две трети от 17 пунктов. Второй метод - интерлиньяж по базовым линиям, то есть нижний край строки набора совмещен с базовой линией. Этот метод активно применялся в полиграфии еще до компьютеров, то есть рассчитан на нормального человека и является более естественным и понятным. На мой взгляд, конечно. Базовая линия совмещается с нижней границей строки и этим значительно упрощает работу с модульной сеткой и линейками для украшения абзацев. Эти два метода с технической точки зрения совершенно одинаково обеспечивают точность размещения текста, так что выбирайте сами, кому что больше нравится. Третий метод - интерлиньяж по прописным буквам. Верхний край строки совмещается с верхним краем самой высокой прописной буквы самого крупного шрифта, используемого в строке, независимо от того, есть она вообще в тексте или нет. Базовая линия располагается ниже верхнего края на высоту этой самой буквы, и ее положение становится несколько неопределенным. Кто любит непредсказуемость - это для них. Ничего, что строчки слегка приплясывают, зато читать весело. Так что если именно это и было вашей целью, то она, можно сказать, достигнута. Но если вы хотите точно располагать текст, то лучше забудьте об этом методе. Вообще я слышала предположение, что он включен в PageMaker для его совместимости с более ранними версиями, где он активно использовался.
Как-то я предлагала вам принять участие в конкурсе по разработке логотипов. И вот мне на глаза попалась статья со всякими рекомендациями по разработке оных. Адреса, к сожалению, я не помню, но попробую пересказать ее содержание. Логотип - это общее название фирмы, сайта или же просто ваша фамилия, поданная в определенной графической форме. Логотип должен быть индивидуальным. Он должен узнаваться, и поскольку он является лицом фирмы, то в какой-то мере он должен передавать принадлежность владельца к той или иной сфере деятельности. Все это, в общем-то, понятно. Создание логотипа - процесс довольно долгий, включающий в себя несколько этапов.
Стиль логотипа каким-то образом должен сочетаться с его "владельцем". Или, другими словами, выражать какую-то концепцию, ведущую идею. Логотип может быть солидным, серьезным, легким, игривым, классическим или нарушающим стандарты. Тут мерой является ваш художественный вкус и требования заказчика. Концепция определит в общих чертах даже группу шрифтов, которые могут быть для этого использованы.
После определения стиля можно начать тщательно изучать графемы, использующиеся в логотипе. Что это? Это то, как выглядит буква, символ, знак. К примеру, в графемах Р и Ь очень много общего, хотя по звучанию нет ничего даже рядом... Так же графемы С и Э. Символы С, Е, Г, Р "открыты" в правую сторону, а З, Э, Я - в левую. Есть и симметрично "открытые" знаки - О, Ш, Н, П (или симметрично закрытые). Мы читаем слева направо, и психологически это направление является для нас комфортным. Ну и понятно, что взгляд скользит на "открытых вправо", и тормозит на "открытых" влево, а уж мы должны не упустить шанс и использовать эту возможность расставить акценты при сохранении внутреннего равновесия логотипа. Каждая графема (а следовательно, и весь шрифт) состоит из элементов. Те же Р и Ь содержат два основных шрифтовых элемента, а в Я добавлен еще один. Вот именно эти элементы и являются основой для создания логотипа, определяют ритм начертания, его структуру. При изучении графемного ряда логотипа все графемы можно разделить на несколько групп с общими визуальными признаками. Треугольник (А, иногда Л, М, V, W), круг (О, С, Э, Ю - смешанный тип), квадрат или прямоугольник (Ш, Н, П). Выявив ритмические особенности и учитывая тему основной деятельности заказчика, вы можете пытаться применить определенные шрифты, ассоциативно подходящие по смыслу. Разные по начертанию шрифты будут давать разный ритмический строй. На этом этапе главное - не увязть среди всего огромного количества вариантов.
Следующим этапом является общая компоновка логотипа, поиск акцентных частей, способных выразить через символ основную мысль. Например в слове ArtDesign можно выделить A и D, а можно основной акцент поставить на слове ART. Применяя растягивание символов и кернинг, не впадайте в маразм и не слишком "мордуйте" шрифт, ведь решение обычно находится не настолько далеко. Попробуйте добиться композиционного равновесия логотипа. Выбранный шрифт должен не только отражать концепцию, но благополучно выглядеть в данном графемном начертании, которое тоже имеет свой внутренний ритм. Для художественного восприятия логотипа важен образ, может быть, метафора, заложенная в логотипе. По своей сути логотип - это не столько слово, сколько уже изображение. Поэтому вполне допустимы и активно используются приемы активного и отрицательного кернинга, ну и вообще более свободное использование символа как средства графики. Все это образцы логотипов, но особенно хочу обратить ваше внимание на логотип ЛОГОС, за счет начертания букв вызывающий ассоциации с совой как символом мудрости. Слово стало картинкой, но не перестало быть словом. В логотипе газеты Вашингтон Пост использован староанглийский шрифт с целью придания газете образа традиционного стабильного издания. И хотя газета американская, но ощущение английских традиций сохраняется. В первую очередь это консерватизм в хорошем смысле слова - неизменность своих политических и социальных взглядов, что является уже частью имиджа газеты. И все это художник смог передать через шрифт в логотипе... Может возникнуть ощущение, что этой газете уже несколько сотен лет. Можете сравнить это с применением нашей отечественной "Ижицы" для создания стиля "под Хохлому". Часто логотип выполняется простым шрифтом для более быстрого и четкого прочтения, а для создания индивидуального образа к нему в блок добавляется знак или символ, стающие "лицом фирмы". Иногда используется совмещенный вариант с применением рисунка прямо на логотипе или какой-то текстуры. Все варианты техники создания логотипов рассмотреть невозможно, особенно в части творческой. Но по части технологий основные приемы уже устоялись, особенно в наше время активного развития компьютерных технологий. Выделить можно два основных - создание вручную и, соответственно не-вручную.
Логотип разрабатывается и исполняется при помощи традиционных графических средств - перьев, туши, бумаги, циркуля... Вариант самый долгий, самый напряженный, но и самый выразительный. Ибо вы изначально предоставлены "чистому" творчеству. В настоящий момент может быть использован для создания оригинальных логотипов с уникальными шрифтовыми элементами. Некоторые возможности "живой руки" невозможно повторить даже с помощью сверхмощной техники. Иногда для лучшего выражения идеи логотипа требуются разные начертания одного и того же символа. И очень часто такой прием используется в начертаниях логотипа каллиграфического типа. Даже при наличии компьютера не следует игнорировать "ручное" исполнение символов. Иногда случайность может стать толчком для новой идеи.
Компьютер облегчает жизнь дизайнеру. И даже страшно подумать насколько. И если творческая часть, процесс мышления мало изменился, то выигрыш человеко-часов составляет несколько порядков. Безусловными лидерами при создании логотипов являются векторные пакеты CorelDRAW, FreeHand, Xara и, разумеется, Adobe Illustrator. Для перевода пиксельных изображений в векторные используются в основном трассеры из пакета Corel, встроенный трассер в Xare и Adobe Streamline. Но максимального качества трассировки можно добиться, опять же, при ручной обрисовке объекта в векторном пакете. Это требует большего времени и труда, зато дает более точные результаты. Не забудьте проверить логотип на масштабируемость. Не становится ли они безликим при сильном уменьшении? А что происходит при увеличении? Может, некоторые линии слишком угловаты и изломаны? Ведь если использовать логотип в наружной рекламе, символы могут быть до метра и более. И вот тогда все огрехи шрифта и трассирования станут видны невооруженным глазом. Вынесите логотип "в натуру". Он ведь не живет сам по себе. Его окружает плоскость экрана, буклета, бланка или визитной карточки. Более того, логотип оказывает доминирующее влияние на организацию этой среды, поскольку в большинстве случаев является основным акцентным средством.
Вот, собственно, пока и все. Я не знаю, удастся ли мне подготовить выпуск на следующей неделе, отчасти поэтому я и сделала этот таким большим. Если есть вопросы, или пожелания, или даже интерес к какой-то определенной теме, пишите! Эта рассылка является составной частью проекта "СообЧа - СООБщество ЧАйников". Сайт находится по адресу http://www.soobcha.nsk.su. Выходит общая рассылка, на которую тоже можно подписаться. Архив рассылки хранится по адресу http://subscribe.ru/archive/comp.soft.others.soobpm/ Впереди Пасха и вся светлая неделя. Добра вам.
Пока.
(С) 2000 СообЧа - СООБщество ЧАйников |
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
В избранное | ||