Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Работа через Интернет. Обучение и трудоустройство." на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
СообЧа. PageMaker. Выпуск от 05/04/01
СообЧа. PageMaker |
|||||||||||
Давайте сегодня поговорим о разных гарнитурах и их нелегком выборе. Издавна повелось, что мы что-то пишем с тайной надеждой на то, что потом кто-нибудь заинтересуется плодами нашего титанического труда. То есть хотелось бы, чтобы кто-нибудь понял, что, собственно, мы написали. Поэтому естественно, что почерк у каждого разный, но вариации должны укладываться в пределы нормы. С печатным текстом все, казалось бы, гораздо проще. Тут уже с нас взятки гладки, а роль разных почерков выполняют разные шрифты. Но здесь на человека полиграфического (чур, не путать с Полиграфом Полиграфовичем) возлагается нелегкое бремя выбрать подходящий шрифт, дабы процесс читания и вникания отнял времени не больше, чем потрачено на писание. Определимся,
судари и сударыни, с понятиями.
Вся работа, связанная с форматированием текста (а выбор шрифта сюда тоже входит), происходит с выбранным инструментом "Текст". Чтобы быстро выбрать его, можно нажать клавиши Alt+Shift+F1. А чтобы потом в процессе верстки "Текст" чередовался со "Стрелкой", когда вам это будет надо, достаточно будет нажимать клавиши Ctrl+Space или F9. Вообще с помощью этих двух комбинаций (выбирайте сами, что вам удобнее) "Стрелка" чередуется с последним выбранным инструментом. Способов форматирования текста существует по крайней мере три: Способов задания атрибутов форматирования тоже три: через диалоговое окно Параметры шрифта, с помощью отдельных команд меню Текст и с помощью управляющей палитры. Это сравнительно новый инструмент PageMaker, она появилась только в пятой версии, и, честно говоря, от души жаль тех, кто был вынужден пользоваться РМ без нее.
Теперь о выборе гарнитуры. В какой-то мере шрифты являются произведением искусства. Увы, знаменитых шрифтовиков не бывает. Великие художники, сделавшие очень много для развития письменной культуры, остаются известными только профессионалам. Каждый день встречая у себя на компьютере слово "Бодони", многие даже не подозревают, что оно означает и откуда взялось, а кто-то думает, что "Алдус" - это фамилия автора PageMaker. Шрифтовики были и остаются "бойцами невидимого фронта". Вот, например, Джон Баскервиль (1706-1775). С семнадцати лет он начал работать каллиграфом и гравировать надгробные памятники. Но потом скромные надгробия уступили место в его сердце типографике, и он поставил себе задачу улучшить шрифты Вильяма Кезлона. В 1750 году Баскервиль открыл в Бирмингеме собственную типографию, где стал издавать античных авторов, включая Лукреция, Горация, Катулла и других. Его шрифты отличались изяществом и повышенной контрастностью. Все это требовало более высокого качества печати. Баскервиль менял состав красок, устройство печатного станка, качество бумаги. Именно он ввел "горячий пресс" - каландрирование, когда влажные листы бумаги прогонялись между нагретыми медными барабанами. Поверхность бумаги становилась более гладкой, на ней стало возможным печатать более тонкие буквы и рисунки. Баскервиль может считаться родоначальником современной типографики: отодвинув иллюстрации на второй план, Баскервиль придавал огромное значение качеству набора, рисунку букв, удобным пробелам и гармоничному интерлиньяжу. Сейчас мы называем все это в комплексе "удобочитаемостью". Гармония и красота шрифта Баскервиль до сих пор вдохновляет графических дизайнеров применять его в книгах и журналах. "Его элегантность и графическое совершенство делают Баскервиль великолепным шрифтом, если вам нужно выразить достоинство и традиции". Или возьмем итальянского типографа Джованни Баттисту Бодони (1740-1813). Он считается открывателем "новых антикв", т.е. шрифтов с тонкими засечками, перпендикулярными штрихами и повышенной контрастностью. Уже при жизни Бодони считался ведущим в Европе мастером шрифта. В восемнадцать лет он идет работать наборщиком в римскую типографию, а уже в 28 руководит Герцогской типографией в Парме. Постоянно экспериментируя со шрифтами, уже к 1798 году создает гарнитуру, которую мы сейчас называем его именем. Как говорят специалисты, "она создает мерцающий эффект в полосе набора за счет своей контрастности и поражает красотой букв". Книги, изданные типографией Бодони, отличаются изящной версткой, крупными кеглями шрифта и щедрым использованием белого пространства. Да и что бы мы делали без них - с засечками, без засечек, веселых гарнитур, каллиграфических и претенциозных? А так у нас есть гарнитуры на все случаи жизни, и главное, что от нас требуется - это с толком их выбирать.
Довольно разумно выбирать гарнитуры по характеру издания. Вы, наверное, согласитесь с тем, что гарнитуры для детской книжки и финансового отчета фирмы должны несколько, э-э-э, скажем мягко, отличаться. И, например, для какого-нибудь туристского рекламного буклета по Москве больше подойдет откровенная псевдорусская Izhitsa, а для такого же буклета по Петербургу - Academy или Balticа. Ну вот, например.
Грамотный и "вкусный" выбор гарнитур даже самой скромной публикации способен придать профессиональный вид, и ошибки в этом ответственном деле вызывают у читателя немалое раздражение. Гарнитуры довольно трудно классифицировать именно потому, что все они такие разные. Но выделяют три большие группы: с засечками, рубленые и декоративные. В издательском деле существуют неписаные правила выбора гарнитур. В частности, суровые рубленые гарнитуры чаще используются для заголовков, а более читабельные с засечками - для основного текста, потому что большинство рубленых гарнитур в мелком кегле очень плохо читаются, а для основного текста лучше использовать наиболее читаемый шрифт. Заголовок, занимающий менее трех строк, лучше набирать пожирнее, чем основной текст. Гарнитуры заголовка и основного текста, естественно, должны сочетаться. Часто неплохо смотрится сочетание двух похожих гарнитур, но одинаковых гарнитур одного начертания для текста и заголовка лучше избегать. При работе помните о том, что любая печатная продукция - это средство передачи информации. Поэтому перед тем, как принимать решение об окончательном дизайне, сделайте пробный отпечаток одной страницы и попробуйте что-нибудь прочитать на нем с расстояния вытянутой руки. Трудно? Наденьте очки. Возьмите подзорную трубу. И на этом месте самое время подумать: а вдруг у читателя нет ни очков, ни трубы, ни даже захудалого лорнета? Если и теперь трудно, значит, придется менять гарнитуры на более читабельные или поработать с интерлиньяжем, кеглем, трекингом. Учтите, что разрешение лазерного принтера и разрешение фотонаборного аппарата - мягко говоря, две большие разницы. При печати на принтере штрихи литер будут гораздо толще, чем в "жизни". И не забывайте о чувстве меры. На странице может использоваться одновременно никак не больше трех (а лучше двух) гарнитур. Если вы собираетесь печатать в типографии, пользуйтесь шрифтами Type 1. Эти шрифты созданы на языке PostScript, который специально разрабатывался для полиграфических целей, и поэтому всякие ФНА их интерпретируют именно так, как надо. Конечно, случаи бывают разные, и все может быть в порядке и со шрифтами True Type, но лучше перестраховаться. А вот если ваша публикация будет печататься только на принтере, то ему все равно - ему подойдут шрифты любого типа. Вот, собственно, пока и все. Не буду вас больше утомлять. Если есть вопросы или еще что-нибудь интересненькое, пишите! Эта рассылка является составной частью проекта "СообЧа - СООБщество ЧАйников". Сайт находится по адресу http://www.soobcha.nsk.su. Выходит общая рассылка, на которую тоже можно подписаться. Архив рассылки хранится по адресу http://subscribe.ru/archive/comp.soft.others.soobpm/ Дорогие чайники и чайницы, открыла я календарь, а там написано, что практически у всех Лидий и Марий сегодня именины. У Никонов вообще-то тоже, но я почему-то сомневаюсь, что среди вас есть и Никоны. Но на всякий случай и их тоже я поздравляю с этим замечательным событием в жизни и желаю здравствовать и процветать. Если получите рассылку завтра, значит, отметите задним числом. :-) Все, пока. Удачи всем.
(С) 2000 СообЧа - СООБщество ЧАйников |
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
В избранное | ||