Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

СообЧа. PageMaker.

  Все выпуски  

СообЧа. PageMaker. Редактор материалов. Маленькая газета


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

СообЧа. PageMaker

# 29
18.05.01 г.

Редактор материалов.
Маленькая газета


Всем привет!

    Эх, праздники-праздники, да кто же вас придумал?! И как теперь после них работать, спрашивается? Нет, это просто невозможно. Давайте лучше поразговариваем. Сегодня можно поговорить о бойце невидимого фронта - редакторе материалов PageMaker.


    Не мышонок, не лягушка, а неведома зверюшка

    Зачем он вообще нужен? Часто после переноса текста из внешнего редактора в РМ вы видите и сами, что до верстки над ним еще работать и работать. Даже самый дружелюбный наборщик не выполнит (хотя в принципе мог бы) редактирования полностью, не расставит стили именно так, как надо, а еще разные кавычки, тире, ну и все остальное. Нет, он, коварный, оставит эту работу вам.

    Потом иногда приходится вносить в текст разные исправления, а вы уже успели заметить, что в режиме верстки делать это, конечно, можно, но без должного комфорта: страницы перелистывать неудобно, поиска и замены нет, орфографической проверки тоже нет, словом, никаких мелких приятностей, которые так украшают жизнь.

    И вот как раз в этом самом месте на сцену выходит редактор материалов. Это простейший текстовый редактор без разных украшений, предназначенный именно для работы с текстом. В установках среди дополнительных можно сразу, пока не открыта ни одна публикация, установить шрифт, которым будет отображаться публикация (а то по умолчанию там показывается сплошное кергуду), установить галочки, чтобы показывались имена стилей и непечатаемые символы, если вам такое надо. Тогда это станет глобальным умолчанием и распространится на все вновь созданные публикации. В редакторе материалов все отображается одним шрифтом и представления о вашей замечательной верстке нет никакого, но зато благодаря этому он очень компактный. Скажите: "Редактор, редактор, встань передо мной, как лист перед травой" и нажмите клавиши Ctrl+E. Как джинн из бутылки выскочит и откроет текст именно в том самом месте, где у вас стоит курсор. Еще можно выбрать Редактирование - Текстовый режим, еще можно выделить блок Стрелкой и три раза щелкнуть мышью - кому что роднее, но это работает уже без заклинания.

    В заголовке будет стоять имя публикации и первые штук 20 символов. Поэтому если вся публикация у вас разбита на блоки по разделам, заголовок будет более информативным, чем принято ожидать.

    В редактор материалов загрузится не только тот текстовый блок, где вы сейчас находитесь, но и вообще все связанные с ним блоки. Поэтому если ваши материалы часто начинаются на одной странице, продолжаются отнюдь не на следующей, а уж где заканчиваются - вообще покрыто мраком неизвестности, вносить правки в редакторе материалов гораздо удобнее, чем выискивать эти связанные куски по всему файлу.

    Кстати, эту особенность очень удобно использовать для быстрого перемещения по длинной публикации. Например, вам надо попасть на страницу, где говорится о потрясающем опыте разведения слонов в посудных лавках, переданном из компетентных источников. Вы переходите в редактор материалов и с помощью механизма поиска ищете, например, "посудные лавки", и как только находите это самое сакраментальное место, быстро переключаетесь опять в режим верстки. Публикация открывается на нужной странице в только что найденном месте.

    Только помните, что с помощью комбинации клавиш Ctrl+E мы не закрываем и открываем редактор материалов, а просто переключаемся между режимами верстки и редактирования. Вы можете поредактировать чуть-чуть, потом посмотреть, как же там поживает ваша верстка в связи с этими катаклизмами, потом опять поредактировать, а вот чтобы закрыть редактор насовсем, можно выбрать Материал - Закрыть материал, а можно нажать Ctrl+W или Ctrl+F4.

    Неразмещенные материалы

    Вот такая вот хитрая штука. Они вроде бы есть, но в публикации их нет. Появляются они либо в процессе импорта текста, либо если вы их сами создадите. Чтобы легче всего создать такой вот новый материал, достаточно при инструменте Стрелка и отсутствии какого-нибудь выбранного объекта нажать Ctrl+E. Откроется редактор материалов с пустым окном, где вы сможете изваять что-нибудь особо эпохальное. Когда вы перейдете в режим редактирования, появится пиктограмма загружаемого текста - это ваше детище будет взывать к вашей сознательности и со страшной силой искать себе место в публикации. Тут самое время его либо разместить, либо вообще забыть о таком факте в своей биографии.

    Если вы не перейдете в режим редактирования, а просто сохраните и закроете файл, то при следующем его открытии сразу появится окно редактора материалов с этим самым неразмещенным текстом (дарю вам этот простой до гениальности способ находить неразмещенные материалы). Но если вы захотите совсем закрыть редактор материалов (Ctrl+W - помните?), то PageMaker обязательно спросит, удалить ли ему этот неразмещенный материал или таки всем на радость поместить.

    Такой же неразмещенный материал появляется, если вы помещаете текст Как новый материал, и при этом у вас открыто окно редактора материалов. Импортируемый текст появится перед вами, вы сможете вволю над ним порезвиться, но он так и останется эдаким бомжом, пока вы его не разместите.

    И напоследок такой вот добрый совет: если вы вводите текст с клавиатуры, сохраняйте его в каком-нибудь внешнем редакторе (как экспортировать текст, вы уже знаете). Сами понимаете, эти файлы PageMaker - довольно хрупкая вещь, и лучше уж иметь на всякий случай запасной текст публикации, пусть даже и без всех тонких настроек.


    Вторая часть марлезонского балета посвящена МАЛЕНЬКОЙ ГАЗЕТЕ. Этим плюшевым словом я назову местные газеты с небольшим тиражом.

    Редакторами маленьких газеты, как правило, являются довольно-таки хорошие люди, не имеющие специального полиграфического образования. Просто по каким-либо причинам они искренне озабочены разными проблемами современности, имеют активную гражданскую позицию и нуждаются в том, чтобы ее выражать. И теперь им приходится заодно знакомиться со всякими тонкостями макетирования, дизайна, узнавать много новых чисто технических подробностей о том, как же все-таки делаются газеты. Решать все эти задачи да еще и творить - я думаю, это большое напряжение для большинства редакторов малотиражных газет. Мало того, что это съедает массу времени, но это еще и отвлекает от чистого творчества и, чего уж греха таить, способно сделать конечный продукт не самым привлекательным зрелищем на свете.

    Задача номер раз

    Сначала, сначала и еще раз сначала стоит определиться со стилем газеты. Современная полиграфия таит массу прекрасных возможностей, замечательных шрифтов, интересных цветовых решений, но невозможно все это использовать в пределах одного издания. И если вы будете чувствовать себя ограниченным рамками стиля, вы выберете из всего этого многообразия именно то, что вам подходит и сделает газету эдакой любимицей в вашем регионе. К тому же, когда вы создадите или конкретизируете стиль газеты вообще и стилевой лист издания в частности и объясните всем работникам, что творить следует именно в рамках и на основе вот этого стилевого листа, вы устраните все возможные неясности и перенесете внимание уже на собственно творческий процесс.

    Большинство малотиражных газет выглядело бы гораздо лучше, если бы они ограничили число используемых цветов и шрифтов. Двух гарнитур с разновидностями, включая полужирный, обычный и курсивный, обычно вполне достаточно для того, чтобы газета узнавалась читателями, даже когда первой ее страницы с названием нет в пределах видимости.

    Часто маленькие газеты выглядят слишком хаотичными, потому что каждый хочет поэкспериментировать с дизайном страницы. С одной стороны, сам процесс довольно забавен, и даже интересно, как еще можно использовать ограниченные резервы маленькой газеты, но это уменьшает профессионализм публикации.

    Таким образом, первой целью должно быть создание единого стиля для всей газеты.

    За двумя зайцами...

    Все знают, что читателей очень привлекают фотографии, иллюстрации и разные графические детали, но не забывайте, что шрифт сам по себе - мощный визуальный элемент, и заголовки тоже несут очень большой информационный заряд. Удачно размещенные текстовые блоки способны не меньше графики зацепить внимание читателей, а использование сразу многих элементов часто вызывает визуальный хаос и умаляет содержание и фотографий, и статей.

    Вот и получается, что один из лучших способов привлечь внимание - это максимально использовать возможности текстового поля. Есть шрифты, состоящие из псевдографических символов, которые иногда могут очень сильно пригодиться. Добавление одной фотографии тоже может украсить текстовое поле. Если вы более амбициозны, можете с помощью недорогого планшетного сканера пополнять свою коллекцию того, что может пригодиться для выделения и акцентирования. В пределах единого стиля, разумеется. :-))

    Нужен ли Уиллис в Конотопе?

    Естественно, что в малотиражных газетах штат небольшой, и теоретически все работают вместе, более глубоко и более дружелюбно сотрудничая, чем этого можно ожидать в большом коллективе. Такая совместная работа, общее обсуждение разных визуальных решений способны стать большим плюсом.

    Но есть и не очень привлекательные стороны жизнедеятельности маленьких газет. Самой заметной можно считать их желание казаться "не хуже больших", и в связи с этим для оформления использовать, скажем так, фотографии "планетарного масштаба" и прочие драматические эффекты: какой-нибудь кадр с Брюсом Уиллисом из последнего боевика вместо фотографии местного значения. Конечно, интересный снимок с регионального кинофестиваля сделать труднее, чем использовать готовую фотографию, но зачем, подумайте, жителям Конотопа фотография этого самого Уиллиса или какого-нибудь другого Ди Каприо? Во-первых, телевизор дома есть у каждого, а во-вторых, в этом самом Конотопе тоже наверняка есть свои интересные люди, которых можно сфотографировать в разных интересных ракурсах, да и вообще узнать, наконец, в лицо своих героев. Конечно, местная модель не может соревноваться с Клаудией Шиффер в известности, но если вы все-таки напечатаете ее фотографию, то, глядишь, скоро они и сравнялись бы. :-))

    Так что не гонитесь за визуальными "фейерверками". Можно использовать в оформлении газеты какие-нибудь относительно модные элементы, и при этом пройти мимо настоящей информативной графики местного значения, что само по себе было бы очень оригинально.

    * * *

    Упрощенно все сказанное можно свести к следующему: максимально сократить количество шрифтов, стилей и цветов, используемых в малотиражной газете, увеличить размер заголовков и более взвешенно подходить к выбору и количеству фотографий (принцип каши, которую маслом не испортишь, сюда не очень походит). Это, конечно, чрезмерно упрощенное объяснение, и решать в каждом конкретном случае стоит отдельно, но пусть в результате у вас получится не агрессивно-хаотичная страница, а чистый и дружелюбный макет, приглашающий к чтению. Договорились?


    Напоследок у меня для вас есть хорошая новость. Раньше существовал проект Владимира Афанасьева и его сына, который назывался "Перл" и был посвящен именно вопросам верстки. В одно время он прекратил свое существование, но недавно возродился, обзавелся новым именем - "PageMaker notes", и находится по адресу: www.spiker.ru. Рекомендую.

    Вот, собственно, пока и все. Если вы меня слышите, пишите, спрашивайте чего-нибудь для разнообразия.

    Эта рассылка является составной частью проекта "СообЧа - СООБщество ЧАйников". Сайт находится по адресу http://www.soobcha.nsk.su. Выходит общая рассылка, на которую тоже можно подписаться.

    Архив рассылки хранится по адресу http://subscribe.ru/archive/comp.soft.others.soobpm/

    И еще. Наверное, давно пора было это сделать. Вы знаете о системе экспертной помощи, куда можно задавать разные вопросы. Так вот, чтобы задать вопрос по РМ, пишите мелким почерком на адрес adpecok@mailru.com?Subject=PageMaker.

    Уудачи всем.

    Пока.
    Елена

    Рассылки Subscribe.Ru
    СообЧа (СООБщество ЧАйников). Обмен опытом, вопросы, ответы.

    (С) 2000 СообЧа - СООБщество ЧАйников


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное