Usability. Разработка интерфейсов Говорящий интерфейс. Принятие решений. Эмоциональный дизайн
Интерфейс предназначен для того, чтобы
пользователь посредством него мог общаться с ПО. Должен ли программный
продукт общаться с пользователем? Должен. Общение в этом случае будет
заключаться в информационных сообщениях, сообщениях об ошибке,
подсказках о необходимости ввода тех или иных данных и т.д. В идеале
продукт должен быть интерактивным и вести с пользователем диалог.
Реализуется ли это на популярных ресурсах?
Рассмотрим интерфейс социальной сети «Вконтакте».
Разработчики стремятся сделать его максимально интерактивным и это в
целом у них неплохо получается. Реализация удобных и приятных
взаимодействий возложена на JavaScript. Современные тенденции в
разработке популярных ресурсов, погоня за интерактивностью говорят о
том, что нужно ориентироваться на большинство. В данном случае
предполагается, что у большинства людей в настройках браузера включена
поддержка JavaScript. Но с учетом того, что социальная сеть рассчитана
на разные категории пользователей, в различной степени искушенных в
посещении веб-ресурсов, можно предположить, что найдётся тот процент
пользователей, у которых JavaScript будет отключен.
Как в этом случае они должны пользоваться данным веб-сайтом? С точки
зрения юзабилити, они должны по-прежнему иметь возможность использовать
сервисы социальной сети, но без тех удобств, рюшечек, интерактивности,
которые реализуются исключительно за счет JavaScript. Интерфейс должен
быть таким, как будто AJAX (асинхронный яваскрипт,
позволяющий делать страницу интерактивной) не существует.
Что на самом деле происходит, когда человек с отключенной поддержкой
сценариев JavaScript заходит на страницу логина «Вконтакте».
Визуально у нас сохраняется возможность залогиниться – мы видим поле для
ввода логина, пароля, кнопку «войти» и кнопку «зарегистрироваться».
Сообщений о том, что данная операция нам не доступна, нет. Введя логин и
пароль, нажав на кнопку «войти», со страницей ничего не происходит –
форма не отправляет данные на сервер, страница не перезагружается.
Ситуация складывается такая: жму на кнопку, а в ответ тишина. Вспомнив о
том, что данные из формы можно отправить, нажав кнопку «Enter», пытаюсь
это сделать. Данные отправляются. В том случае, если введён верный
логин и пароль, мы увидим пустую страницу.
Эту последовательность действий можно повторять бесконечно –
залогиниться всё равно не получится без включения в браузере JavaScript.
Человек, который забыл о том, что он его отключил, либо даже не знает о
существовании этой настройки, вряд ли быстро догадается как исправить
сложившуюся ситуацию. Ему остаётся несколько вариантов действий:
1. Повторить свои попытки спустя какое-то время (вдруг, на сайте
какой-то технический сбой).
2. Попытаться связаться с администрацией социальной сети/со службой
тех поддержки пользователей, чтобы выяснить, в чем причина.
3. Обратиться за помощью к знакомым.
4. Оскорбиться и больше не возвращаться в социальную сеть.
Повторные попытки залогиниться, спустя какое-то время не дадут
никаких положительных результатов. Связаться со службой технической
поддержки ресурса не получится, так как информации о том, как это
сделать на странице логина нет, а дальше этой страницы пользователю не
попасть. Если знакомых, хорошо владеющих компьютерными навыками и
навыками работы в интернете нет, то помощи с их стороны ждать не
приходится. Остаётся либо искать способы решения проблемы на форумах, в
яндексе и других поисковых системах, либо покинуть социальную сеть.
Всего этого можно было бы избежать без дополнительных затрат на
разработку, если бы интерфейс стал более говорящим: хотя бы вывести на
странице сообщение о том, что корректная работа ресурса возможна лишь со
включенным JavaScript, и сделать работающую ссылку на страницу каким
образом эту настройку можно включить самостоятельно.
Учите интерфейсы говорить.
Цикл статей и подборки по данной теме ведутся на сайте blog.mobilelive.ru