Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Microsoft Access - программирование и готовые решения


Выпуск 7. Access Rapid Start - конструктор приложений в Access

Подписка: "Access 2003/2010 - программирование и готовые решения"
Дата: 18.06.2012
Автор: Парусников Алексей
Сайт: http://www.accessoft.ru под редакцией с http://www.leadersoft.ru
Загрузка: ARS 2003 ARS 2007 ARS 2010
Получить ключ: Key_ARS

В данном цикле статей рассказывается о работе с конструктором приложений Access - Access Rapid Start. Дополнительные вопросы по этой теме Вы можете задать на форуме. Вы так же можете заказать персональную консультацию или перенос вашего проекта в ARS, связаться с автором для решения вопросов о создании программы на базе ARS - в последнем случае вы кроме готового продукта получите возможность самостоятельно его развивать.


    Данная статья ориентирована на начинающих разработчиков Access, желающих более углубленно изучить возможности программирования в Access и сделать свои приложения более профессиональными.
Работа с формой администрирования

     Эта форма запускается из раздела: Администрирование – Права доступа. С ее помощью можно делать следующее:

  • Создать нового пользователя
  • Копировать существующего пользователя со всеми его настройками
  • Создать новый объект приложения по шаблону
  • Копировать существующий объект приложения
  • Зарегистрировать существующий объект приложения и назначать ему права доступа
  • Удалить объект вместе с записью регистрации

     Запускаем форму из раздела меню и рассмотрим подробно назначение ее элементов. В левой части формы расположен список «Пользователь», в котором отображены все созданные пользователи. Для его редактирования запустите ДБ-кликом по списку форму редактор или выделив запись в списке нажмите в меню формы кнопку «Открыть». В появившейся форме редакторе можно изменить логин и пароль пользователя.

     В средней части формы в поле со списком отображены уровни принадлежности объектов, а в списке под ним – группы объектов. Подобная группировка сделана для удобства навигации по объектам. Принадлежностей по умолчанию три:

  • Библиотека ARS
  • Основной проект
  • Таблица или запрос основной БД

     Вы можете добавить свои уровни принадлежности через справочник, запускаемый из раздела: Разработчик – Принадлежность объектов. Однако при этом обязательно укажите ему один из кодов принадлежности, по которым система сможет его определить:

  • Ars – Библиотека ARS
  • ars_mdb_tab – Локальная таблица/запрос ARS
  • bpr – Основной проект
  • bpr_mdb_tab – Локальная таблица/запрос проекта
  • tab – Таблица или запрос основной БД

     Групп объектов по умолчанию шесть:

  • Форма
  • Отчет
  • Справочник
  • Запрос
  • Процедура/Функция
  • Экземпляр формы

     Вы можете добавить свои группы через справочник, запускаемый из раздела: Разработчик - Группы объектов. При этом обязательно укажите один из шести кодов (1 - форма, 2 - отчет, 3 - таблица, 4 - запрос, 5 - процедура/функция, 6 - экземпляр формы), так как именно по нему происходит определение группы. То есть вы можете создать несколько групп отчетов (например «Отчеты основные», «Отчеты дополнительные», но у всех их должен быть один код – 2, чтобы система определила, что это отчет).

     В правой части формы расположена таблица, в которой показан список зарегистрированных объектов и флажки уровня доступа. Для установки полного доступа служит кнопка с флажком, расположенная на строке записи объекта, отдельные флажки служат для установки каждого уровня доступа. Их всего 4:

  • SELECT – просмотр
  • INSERT – добавление
  • UPDATE – обновление
  • DELETE – удаление

     При выборе/снятии одного из уровня могут автоматически добавиться/сняться другие уровни, так как они связаны логически. Например, невозможно, исходя из логики, разрешить доступ на удаление, не разрешив просмотра.

     Все объекты группы «Библиотека ARS» выделены красным цветом – это означает, что они системные. Их нельзя удалять, копировать, редактировать, можно только изменять уровень доступа. При этом нужно быть внимательным, чтобы не закрыть например доступ самому себе. Вернуть его можно, но для этого придется лезть в служебные таблицы, искать там код объекта и ставить нужные флажки. Но как уже говорилось в предыдущих статьях, крайне не желательно править служебные таблицы вручную без четкого понимания, что вы делаете. Поэтому, лучше не доводить дело до таких моментов.

     В группе «Основной проект» обычно указываются формы, отчеты, запросы вашего проекта. В группе «Таблица или запрос основной БД» указываются справочники, реализованные при помощи стандартной поисковой формы ARS, у которой в качестве источника указана таблица или редактируемый запрос.

Создать нового пользователя

     Создание нового пользователя делается нажатием кнопки «Добавить» либо через соответствующий пункт контекстного меню списка пользователей, вызываемое кликом правой кнопкой по списку. В появившемся окне нужно выбрать код добавления = 1. В результате появится окно-редактор пользователя, где нужно ввести его логин и пароль.

Копировать существующего пользователя со всеми настройками

     Для этого действия служит кнопка «Копировать» либо соответствующий пункт контекстного меню. В появившемся окне выбираем код = 1, затем в следующем окне указываем имя нового пользователя. В результате он скопируется со всеми правами своего родителя. Тем самым облегчается создание однотипных групп пользователей.

Создать новый объект приложения по шаблону

     Для этого действия служит кнопка «Добавить» либо соответствующий пункт контекстного меню. Только теперь выбирается код = 2. При создании объекта он автоматически привязывается к принадлежности и группе объектов, которые установлены. Однако, если установлена принадлежность «Библиотека ARS», то появится сообщение о невозможности привязки объекта к этой группе, так как она служебная.

     В результате указания кода 2 появится форма-редактор объекта. Рассмотрим назначение полей формы:

  • Группа объекта – указывается группа из списка Группы объектов, например Формы проекта
  • Имя объекта – указывается имя создаваемого объекта, например frm_Zakaz
  • Описание объекта – указывается описание создаваемого объекта, например Форма заказов
  • Источник данных – указывается источник данных (таблица или запрос) для создаваемого объекта

     В разделе дополнительных параметров, которые доступны только при создании формы, можно установить флажки для создания готовых элементов на форме:

  • Добавить примечание формы – если стоит флажок, то в нижней части формы будет поле Примечание, кнопка справа от нее для вызова справочника Шаблоны текстов. В свойствах поля и кнопки будет прописан код вызова этого справочника, а так же по ДБ клику по полю примечания – открытия формы-редактора текста.
  • Добавить поле изображения – создается комплект элементов, для отображения картинки на форме (например, фото сотрудника). Он включает в себя рамку для показа картинки и две кнопки: для вставки и стирания картинки.
  • Добавить подчиненную форму – при установке флажка появятся три дополнительных параметра, для настройки подчиненной формы, которая будет создана:
    • Объект-источник – указывается источник данных для подчиненной формы (таблица или запрос)
    • Основной ключ – указывается внутренний ключ главной таблицы (источника данных главной формы). Это ключевое поле таблицы, обычно ее счетчик записей.
    • Связанный ключ – указывается внешний ключ связи подчиненной таблицы (источника данных подчиненной формы).

     В свойствах добавляемых объектов, согласно указанным дополнительным параметрам, а так же в модуле формы автоматически прописывается нужный код, необходимый для работы этих элементов. Тем самым пользователь избавляется от программирования самых распространенных элементов формы, которые вызывают трудности у начинающих: ввод данных в пару форм главная-подчиненная, показ изображения на форме, логирование последних действий пользователя, сохранение/откат изменений и т. д.

     Если не указывать дополнительные параметры, то эти элементы не будут созданы и останется только простейший макет формы с полями логирования действий пользователя и стандартными кнопками: Применить, Отмена, Печать. В случае создания таблицы происходят следующие действия:

  • По заданному имени и описанию на сервере (Server.mdb) создается новая таблица, например: tab_New
  • Создается новая запись в таблице линковок
  • Созданная таблица линкуется к проекту
  • Созданная таблица регистрируется в системе

     При удалении записи регистрации таблицы действия происходят в обратном порядке:

  • Удаляется запись регистрации
  • Удаляется линк таблицы из проекта
  • Удаляется запись из таблицы линковок
  • Удаляется таблица с сервера

     Как видим, создание/удаление таблиц при помощи формы администрирования значительно ускоряет и упрощает для пользователя этот процесс. Для удаления и редактирования записей об объекте и удаления самого объекта используются дополнительные команды.

Копировать существующий объект приложения

     Для этого действия служит кнопка «Копировать» либо соответствующий пункт контекстного меню. Так же необходимо выделить нужную запись объекта в таблице объектов. Затем в появившемся окне выбираем код = 2, и в следующем окне указываем имя нового объекта. В результате появится новая запись в таблице объектов, в проекте появится новый объект. В случае копирования таблицы будут созданы линк таблицы и ее запись в настройках.

Зарегистрировать существующий объект приложения

     Для регистрации уже созданного объекта приложения используется кнопка «Добавить» либо соответствующий пункт контекстного меню. Нужно только указать код = 3, а затем имя регистрируемого объекта.

     Как видим, форма администрирования обладает мощным функционалом, позволяющим существенно ускорить процесс создания/настройки приложения. Дополнением к статье служит видео: Adm_1, Adm_2

     В следующей статья я расскажу, как настраивать стартовое меню.


Ответы на вопросы
Вопрос 13. В справочных формах приходится все время поправлять ширину списков. Можно как то сделать, чтобы сохранялась их ширина?

Ответ. В принципе возможно. Этот вопрос уже давно поднимали пользователи, работающие в программах сделанных из модулей ARS. В следующей версии это будет реализовано.

Вопрос 14. Как то очень дешево вы себя цените... 500р. Не проще раздавать бесплатно, а зарабатывать на настройке и доработке? Ставьте цену как у базовой версии 1С и говорите что "все как у 1С, только нет ничего лишнего".
Ответ. В принципе, мы готовим к выпуску стандартные конфигурации типа Склад, Кадры. Пока еще сложно говорить, как "правильно" - время покажет.
Вопрос 15. И все таки, когда можно ожидать появление версии для разработки ADP-проектов?
Ответ. Мы работаем над этим. Первоначально предполагалось сделать две отдельных версии, но в итоге пришли к одной, универсальной. Это будет видно уже в ARS 1.2 - форма настроек уже заточена под универсальные настройки, поисковые формы аналогично. Скорей всего в конечном итоге будет добавлена настройка переключения из одного режима в другой.

Полезные ссылки

Интернет магазин от Leadersoft.ru
В этом магазине Вы можете купить не только готовое программное обеспечение для бизнеса, а также найти компактные решения для самостоятельного проектирования на Microsoft Access, SQL Server или ASP.NET

В избранное