Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

C++ & C++Builder для начинающих

  Все выпуски  

C++ & C++Builder для начинающих (5) - Начинаем работу с консолью


Информационный Канал Subscribe.Ru

C++ & C++Builder для начинающих

(5) - Начинаем работу с консолью


Тираж - 119 экз.
Объём FAQ - 1,6 КБ
e-mail автора - sharky@kireev.tula.net
ICQ автора для срочных вопросов - 190-930-087
Архив рассылки - http://beg-prog.h15.ru/ras/ras.html

КЛУБ ПРОГРАММИСТОВ

..::Главная::....::FAQ::....::Исходники::..

ИЗ ПИСЕМ


В прошлом выпуске я показал вам основные приёмы работы со средой Borland C++ Builder 5. Сегодня мы будем работать с консольными приложениями. Ретро - это круто! :) Итак, чтобы начать работу по написанию консольными приложениями, нам потребуется всё та же среда Borland C++ Builder 5 или же, если кто постарался и нашёл, то просто Borland C++ 5.02 (то, что после точки, может быть разным). Опять же, перед тем как что-то объяснять, дам небольшую преамбулу.

Вообще, причина всей этой выдумки в том, что на консольках (как я их люблю ласково называть) легче объяснить множество понятий. Практически 99,9% языка можно изучить при написании именно таких программ. Да и задания намного интереснее делать, от них прямо стариной веет:).

Консольная программа на языке С++ представляет собой набор функций, одна из которых имеет имя main. В простейшем случае программа представляет собой одну единственную функцию main. Обычно в эту функцию не передают никаких параметров и она не возвращает результат. В этом случае объявление функции выглядит следующим образом:

main()
{
}


В языке С++ существуют определённые типы данных. К основным относятся: целые числа (тип int и др.), дробные (действительные) числа (float и др.), символы (char). В большинстве своём в программах используются именно эти три типа. Вы, наверное, уже догадались, что типы используются при объявлении переменных в программе. А для чего объявлять переменные в своей программе. Каждый тип может хранить какой-то определённый вид данных. Int, например, хранить какое-то одно целое число. объявляются переменные так -

int a;
float b;
String vasya;
char hat;


Ниже я приведу пример простейшей консольной программы, которая ничего не делает, просто выводит на экран надпись "Hello, world!". Это стандартный способ познакомить учеников с новым для них языком.

//--------------------------------------------
#include <vcl.h>
#include <iostream.h>
#include <conio.h>

#pragma hdrstop

//--------------------------------------------
#pragma argsused
main()
{
cout<<"Hello,wolrd!";
getch();
}
//--------------------------------------------


Текст программы есть. Теперь расскажу подробно о том, как его ввести в С++ Builder'e и в простом консольном С++. Начнём с первого. Запускаете Билдер, выбираете пункт File и нажимаете New. Перед вами выскакивает окошко выбора типа приложения или ресурса. Теперь выбираете пункт Console Wizard и щёлкаете по нему 2 раза. Перед вами появится заготовка будущей программы. Уберите из неё всё лишнее так, чтобы у вас осталось всё в точности, как в тексте программы (который я вам привёл выше). Теперь вводите оставшийся текст вручную (не копируйте его, а то ничему не научитесь). Так, с билдером разобрались, теперь с консольным С++. Когда вы заходите туда, перед вами будет уже пустой файл NONAME00.CPP (если его не будет, щёлкните File->New->Text Edit или что-то в этом роде. Там текс почти такой же. Единственное, там нету строчек #include <vcl.h>, #pragma hdrstop, #pragma argsused и всяких там //-------------. Вот и все различия. Остальное всё так же. Теперь всё это компилируем (вы уже знаете как) и оно должно запуститься само. Если этого не произошло, значит вы что-то сделали не так. За всеми вопросами обращайтесь ко мне по e-mail. Вы увидете, что на экран только вывелась надпись Hello,world! и больше ничего. Ещё одно "НО" : вы могли заметить, что программа ждёт нажатия клавиши на клавиатуре - этим занимается функция getch(); но об этом позже.

Теперь разберём всё, что написано, по порядку. В первые строчки вдумываться не станем - они нам не нужны, замечу лишь, что подсоединяем мы три библиотеки к нашей программе. Одна отвечает за стандартные компоненты нашей программы и за правильный вызов их из Windows (vcl.h), другая отвечает за потоки ввода/вывода (iostream.h), а третья содержит функцию getch();, которую мы использовали в программе (conio.h). Таким образом, я показал вам, как подключать библиотеки к своей программе. Это стандартные библиотеки, и подключаются они определённым словом (оно ключевое) - #include. Следующие строчки мы опустим, а вот дальше - main(). Как понять эту запись? Да просто - любая консольная программа в С++ должна начинаться с вызова этой процедуры. А что значат эти скобки рядом с ней - они означают, что мы не передаём никаких параметров в процедуру. Заметьте, что после неё мы не ставим точки с запятой.

Дальше у нас открывающаяся фигурная скобка - между двумя такими скобками встявляются все операторы (так положено в С++). Самое интересное - это следующая строчка. Здесь мы видим оператор cout<<"Hello,world!";. Сам оператор cout<< включает выходной поток и управляет им. Есть ещё и второй тип потоков - входной. Им управляет оператор cin>>. О нём позже. У нас будет время ещё поговорить об этом операторе. Вы могли заметить, что на экран выводится та часть инструкции, которая заключена в кавычки. И после инструкции обязательно ставится точка с запятой. Дальше вызывается функция getch(), которая не сразу останавливает программу (а это вы можете увидеть, запустив программу без getch();), а дожидается первого нажатия клавиши на клавиатуре. Вот так вот. НУ а после идёт закрывающая фигурная скобка.

Теперь напишем программу, которая будет производить простейшие математические вычисления с двумя целыми числами. А где их взять? - спросите вы. Их же наверное, должен вводить пользователь, который будет работать с нашей программой? На самом деле так оно и есть. А вот как же запомнить 2 числа, которые введёт пользователь? Для этого существуют переменные. Они могут хранить любые значения и единицы - важно только правильно задать тип. Вот сейчас мы будем работать с целыми числами. Это, как вам должно быть уже понятно, тип int. Ниже я приведу пример программы сложения.

//--------------------------------------------
#include <vcl.h>
#include <iostream.h>
#include <conio.h>

#pragma hdrstop

//--------------------------------------------
#pragma argsused
main()
{
int a,b,S;
cout<<"Введите первое целое число";
cin>>a;
cout<<"Введите второе целое число";
cin>>b;
S=a+b;
cout<<S;
getch();
}
//--------------------------------------------
Думаю, здесь всё понятно, что к чему. Разбирать я ничего не буду. А предоставлю вас самим себе на самообразование. Посмотрите внимательно, как я объявил переменные, как я записал значение в переменные и как потом провёл вычисления. Вам придётся выполнять задания по этому выпуску и их будет немало. С основной частью всё. Теперь к дополнительной информации.
Если кто хочет помочь мне материально и чтобы больше таких задержек в выпусках не было, вот номер кошелька WebMoney - Z586638539187. И ещё - (ОГРОМНЕЙШАЯ ПРОСЬБА КО ВСЕМ ПОДПИСЧИКАМ) - напишите мне письмо с пометкой в теме ТИП. В письме укажите, каким типом с++ вы пользуетесь (С++Builder или просто С++) и какой версии. Мне это очень нужно. В следующем выпуске подводить статистику буду, на каком мне больше внимания заострять.
ЗАДАНИЕ 3

Напишите программу для вычисления площади прямоугольника и вывода результата на экран

ЗАДАНИЕ 4

Напишите программу для вычисления стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей, карандашей и линейки и вывода результата на экран. Стоимость одной тетради полагать 5 руб. 25 копеек, карандаша - 8 руб., а линейки - 12 руб. 40 копеек. Количество принадлежностей вводит пользователь.

ЗАДАНИЕ 5

Написать программу, которая выводит на экран четверостишие:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
А. С. Пушкин
Рассылки Subscribe.Ru
C++ & C++Builder для начинающих
HTML - это просто!



Бреев Илья - ведущий рассылки - sharky@kireev.tula.net
Архив рассылки - http://www.beg-prog.h15.ru

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: comp.soft.prog.cbeginner
Отписаться

В избранное