В прошлом выпуске я показал вам основные приёмы работы со средой Borland C++ Builder 5. Сегодня мы будем работать с консольными
приложениями. Ретро - это круто! :) Итак, чтобы начать работу по написанию консольными приложениями, нам потребуется
всё та же среда Borland C++ Builder 5 или же, если кто постарался и нашёл, то просто Borland C++ 5.02 (то, что после точки, может быть
разным). Опять же, перед тем как что-то объяснять, дам небольшую преамбулу.
Вообще, причина всей этой выдумки в том, что на консольках (как я их люблю ласково называть) легче объяснить множество
понятий. Практически 99,9% языка можно изучить при написании именно таких программ. Да и задания намного интереснее
делать, от них прямо стариной веет:).
Консольная программа на языке С++ представляет собой набор функций, одна из которых имеет имя main. В простейшем случае
программа представляет собой одну единственную функцию main. Обычно в эту функцию не передают никаких параметров
и она не возвращает результат. В этом случае объявление функции выглядит следующим образом:
main()
{
}
В языке С++ существуют определённые типы данных. К основным относятся: целые числа (тип int и др.), дробные (действительные)
числа (float и др.), символы (char). В большинстве своём в программах используются именно эти три типа.
Вы, наверное, уже догадались, что типы используются при объявлении переменных в программе. А для чего объявлять переменные
в своей программе. Каждый тип может хранить какой-то определённый вид данных. Int, например, хранить какое-то одно целое число.
объявляются переменные так -
int a;
float b;
String vasya;
char hat;
Ниже я приведу пример простейшей консольной программы, которая ничего не делает, просто выводит на экран надпись
"Hello, world!". Это стандартный способ познакомить учеников с новым для них языком.
Текст программы есть. Теперь расскажу подробно о том, как его ввести в С++ Builder'e и в простом консольном
С++. Начнём с первого. Запускаете Билдер, выбираете пункт File и нажимаете New. Перед вами выскакивает окошко выбора
типа приложения или ресурса. Теперь выбираете пункт Console Wizard и щёлкаете по нему 2 раза. Перед вами появится заготовка
будущей программы. Уберите из неё всё лишнее так, чтобы у вас осталось всё в точности, как в тексте программы (который
я вам привёл выше). Теперь вводите оставшийся текст вручную (не копируйте его, а то ничему не научитесь). Так,
с билдером разобрались, теперь с консольным С++. Когда вы заходите туда, перед вами будет уже пустой файл
NONAME00.CPP (если его не будет, щёлкните File->New->Text Edit или что-то в этом роде. Там текс почти такой
же. Единственное, там нету строчек #include <vcl.h>, #pragma hdrstop, #pragma argsused и всяких там //-------------.
Вот и все различия. Остальное всё так же. Теперь всё это компилируем (вы уже знаете как) и оно должно запуститься
само. Если этого не произошло, значит вы что-то сделали не так. За всеми вопросами обращайтесь ко мне по e-mail.
Вы увидете, что на экран только вывелась надпись Hello,world! и больше ничего. Ещё одно "НО" : вы могли заметить,
что программа ждёт нажатия клавиши на клавиатуре - этим занимается функция getch(); но об этом позже.
Теперь разберём всё, что написано, по порядку. В первые строчки вдумываться не станем - они нам не нужны, замечу
лишь, что подсоединяем мы три библиотеки к нашей программе. Одна отвечает за стандартные компоненты нашей программы
и за правильный вызов их из Windows (vcl.h), другая отвечает за потоки ввода/вывода (iostream.h), а третья содержит
функцию getch();, которую мы использовали в программе (conio.h). Таким образом, я показал вам, как подключать библиотеки
к своей программе. Это стандартные библиотеки, и подключаются они определённым словом (оно ключевое) - #include.
Следующие строчки мы опустим, а вот дальше - main(). Как понять эту запись? Да просто - любая консольная программа
в С++ должна начинаться с вызова этой процедуры. А что значат эти скобки рядом с ней - они означают, что мы не передаём
никаких параметров в процедуру. Заметьте, что после неё мы не ставим точки с запятой.
Дальше у нас открывающаяся фигурная скобка - между двумя такими скобками встявляются все операторы (так положено в С++).
Самое интересное - это следующая строчка. Здесь мы видим оператор cout<<"Hello,world!";. Сам оператор cout<< включает выходной
поток и управляет им. Есть ещё и второй тип потоков - входной. Им управляет оператор cin>>. О нём позже.
У нас будет время ещё поговорить об этом операторе. Вы могли заметить, что на экран выводится та часть инструкции, которая
заключена в кавычки. И после инструкции обязательно ставится точка с запятой. Дальше вызывается функция getch(), которая
не сразу останавливает программу (а это вы можете увидеть, запустив программу без getch();), а дожидается первого нажатия
клавиши на клавиатуре. Вот так вот. НУ а после идёт закрывающая фигурная скобка.
Теперь напишем программу, которая будет производить простейшие математические вычисления с двумя целыми числами. А где их
взять? - спросите вы. Их же наверное, должен вводить пользователь, который будет работать с нашей программой? На самом деле
так оно и есть. А вот как же запомнить 2 числа, которые введёт пользователь? Для этого существуют переменные. Они могут хранить
любые значения и единицы - важно только правильно задать тип. Вот сейчас мы будем работать с целыми числами. Это, как вам должно
быть уже понятно, тип int. Ниже я приведу пример программы сложения.
#pragma hdrstop
//--------------------------------------------
#pragma argsused
main()
{
int a,b,S;
cout<<"Введите первое целое число";
cin>>a;
cout<<"Введите второе целое число";
cin>>b;
S=a+b;
cout<<S;
getch();
}
//--------------------------------------------
Думаю, здесь всё понятно, что к чему. Разбирать я ничего не буду. А предоставлю вас самим себе на самообразование.
Посмотрите внимательно, как я объявил переменные, как я записал значение в переменные и как потом провёл вычисления.
Вам придётся выполнять задания по этому выпуску и их будет немало. С основной частью всё. Теперь к дополнительной информации.
Если кто хочет помочь мне материально и чтобы больше таких задержек в выпусках не было, вот номер кошелька WebMoney -
Z586638539187. И ещё - (ОГРОМНЕЙШАЯ ПРОСЬБА КО ВСЕМ ПОДПИСЧИКАМ) - напишите мне письмо с пометкой в теме
ТИП. В письме укажите, каким типом с++ вы пользуетесь (С++Builder или просто С++) и какой версии. Мне это очень нужно.
В следующем выпуске подводить статистику буду, на каком мне больше внимания заострять.
ЗАДАНИЕ 3
Напишите программу для вычисления площади прямоугольника и вывода результата на экран
ЗАДАНИЕ 4
Напишите программу для вычисления стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей, карандашей и линейки и
вывода результата на экран. Стоимость одной тетради полагать 5 руб. 25 копеек, карандаша - 8 руб., а линейки - 12 руб. 40 копеек.
Количество принадлежностей вводит пользователь.
ЗАДАНИЕ 5
Написать программу, которая выводит на экран четверостишие:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
А. С. Пушкин