Практикум программирования на C++ под Windows
comp.soft.prog.cppwin
Выпуск #4
12/10/2000
*** ВВЕДЕНИЕ В C++ ******************************************************
Необходимо четко разделять две вещи: язык программирования и окружение, т.е.
используемые библиотеки. Этот выпуск полностью посвящен ЯЗЫКУ - C++. Те, кто
его уже знает, может не читать этот выпуск (но не рекламу!).
Классика
По историческим причинам (т.е. никто не может объяснить почему) изучение
нового языка начинают с программы, выводящей на экран фразу "Hello, world".
Как это ни банально, с нее мы и начнем:
#include "stdio.h" //Подключение библиотеки с функцией printf
void main(){ //Главная функция
printf("Hello, world!\n"); //Вывод строки на экран
}
Общие сведенияИдентификаторы (имена переменных, функций и т.п.) могут состоять из
символов A-Z, a-z, символа подчеркивания (_) и цифр. Первым символом должна
быть буква или подчеркивание, строчные и заглавные буквы считаются
различными.
Разделителями являются пробелы, символы табуляции и переносы строк. Там
где допустим один разделитель, их может стоять сколько угодно. Это правило
используется для структурного форматирования текста.
Сводка операторов C++
Здесь в краткой форме перечислены все основные операторы языка C/C++.
Выражения в квадратных скобках могут быть опущены. Обратите внимание: точка
с запятой (;) входит в состав НЕКОТОРЫХ операторов.
<выражение>;
; //Пустой оператор
{ <оператор> <оператор> ... } //Блок
if (<выражение>) //Альтернатива
<оператор>
[else <оператор>]
while (<выражение>) //Цикл с предусловием
<оператор>
do //Цикл с постусловием
<оператор>
while (<выражение>);
for ([<выражение>]; [<выражение>]; [<выражение>])
<оператор>
switch (<выражение>){ //Переключатель
case <конст.выражение>:
<оператор>
...
default: <оператор>
}
break; //Завершение охватывающего цикла или switch
continue; //Продолжение цикла со следующей итерации
return [<выражение>]; //Выход из функции и возврат значения
Переменные
В отличие от более "строгих" языков, требующих объявления переменных в
строго отведенном месте, в C++ переменную можно завести где угодно.
Создавайте новую переменную только тогда, когда она вам понадобилась.
int c; //Целочисленная переменная c
double d = .5; //Вещественная d с начальным значением 1/2
Типы
Каждый объект программы (в том числе переменные) имеют свой тип,
определящий множество операций над этим объектом. Для переменных тип задает
также способ их представления.
Базовые типы:
Целые
char
short или short int
int
long или long int
Вещественные
float
double
long double
Знаковые типы бывают знаковые (префикс signed) и беззнаковые (unsigned).
По умолчанию предполагается наличие знака:
signed int a; //Целое, со знаком
int b; //То же самое
char ch; //Тоже со знаком (!)
unsigned short int; //Короткое целое без знака
_Размер типа_, т.е. количество байт, занимаемое им, можно узнать операцией
sizeof:
sizeof(char)
Точный размер типов стандартом языка не фиксируется, но известно что:
1 == sizeof(char)
sizeof(char) <= sizeof(short) <= sizeof(int) <= sizeof(long)
sizeof(float) <= sizeof(double) <= sizeof(long double)
В следующем выпуске
- среда программирования. Проекты: создание и управление. Компиляция и
запуск.
*************************************************************************
Количество подписчиков: 3761
Архив Рассылки
Никита Зимин
mailto:Nikita_Zeemin@mail.ru?subject=cppwin