Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Самое доступное обучение Delphi (от са-а-амого начала) Введение в Delphi


Информационный Канал Subscribe.Ru

Введение в Delphi.(1)

 

  • Введение в среду Delphi. 09.10.04
  • Простейшая программа.
  • Введение в Object PASCAL.

 

 

                                                               Здравствуйте, уважаемые подписчики!

         Сейчас вы читаете первый (вступительный) выпуск нашей недавно созданной рассылки о Delphi. Изучение начнется, как и было обещано, с самого начала, с самых простых вещей, так что, вероятно, многие уже будут ознакомлены с начальным содержанием. Таким читателям мы предлагаем заново пройтись по уже знакомым темам и вспомнить все, что было ими успешно забыто. ну, или взять тайм-аут на некоторое время.:)

        Итак, для начала о том, что из себя представляет Delphi. Если особо не расписывать его технические характеристики, то Delphi – это один из самых мощных инструментов разработки программных продуктов любой сложности и направленности, при этом имеющий очень доступный интерфейс и позволяющий создавать полноценные приложения пользователям даже с минимальным уровнем знаний в области программирования. Вот так.

        Я подразумеваю, что вы уже установили пакет Delphi, если нет, то устанавливайте лучше неполную версию, так как на первое время этого будет вполне достаточно, зато не должно быть проблем с установкой некоторых компонентов. Так вот, если вы ее все-таки установили, то открываем окно интегрированной среды разработки Delphi (IDE) (т.е. открываем саму программу) и начинаем знакомиться с ее содержимым.  Из основных элементов перед нами: главное окно, конструктор форм, окно редактора кода и инспектор обьектов. Теперь обо всем по порядку.

Изображение  конструктора (он же дизайнер) форм, редактора кода и т.д.

http://www.image.h12.ru/HTML/screens.htm Это не мы такие хитрые, просто картинки здесь почему-то не вставляются  :(

            Форма это будущее окно вашей программы (также как, например, окна программ Word, Explorer, Сапер и тд), т.е. та часть пространства экрана, которую будет занимать ваша программа.  Именно на форме мы и будем размещать все нужные нам элементы, такие, как кнопки, рисунки, таблицы, ползунки и многое другое.  Если же мы захотим создать невизуальное приложение (т.е. невидимую программу – программы созданные для Windows называются Windows-приложениями), то просто спрячем эту форму.

         Теперь о том, что представляет из себя главное окно:

        Содержит различные меню для работы с вашим проектом, панели инструментов и палитру компонентов.

        Палитра компонентов содержит 19 групп компонентов, разбитых на страницы. Переключая вкладки вы можете выбрать любую группу компонент и конкретно любой ее элемент. Компоненты- это как раз те элементы, которые можно разместить на форме. Разрабатывая программы на Delphi, вы имеете возможность пользоваться уже готовыми элементами управления своей программой, такими как кнопки, контейнеры для картинок, таблицы, полосы прокрутки и т.д. Таким образом, вместо утомительного программирования, например, кнопки, вы ее простым перетаскиванием размещаете в любом месте вашей формы. Более подробно о меню, панелях инструментов, палитрах компонентов мы поговорим в дальнейшем. Пока этого будет достаточно.

          Все компоненты имеют свои свойства и могут реагировать на различные события. Эти свойства и события отражены в окне Инспектора объектов. Так, например, у кнопки среди множества других свойств есть свойства ширина и высота. Следовательно, поискав хорошенько на вкладке Properties Инспектора объектов, мы отыщем слева английские названия этих свойств (Wight, Height) и справа, напротив них, числовые значения.  Подробно об Инспекторе объектов также в следующий раз.

 Окно редактора кода: Именно здесь и будут размещаться непосредственно все наши команды, инструкции и т.д.

          Наконец, с поверхностным осмотром покончено, и можно немного попрактиковаться. Для начала напишем, наверное, самую простую программу. Собственно ее и программой-то назвать можно разве что с большой натяжкой. Просто создадим форму с одной единственной кнопкой "Закрыть окно". Как можно догадаться, по нажатию на кнопке программа будет завершаться, а форма исчезать. Ищем на Главном окне палитру компонентов и вкладку Standard (стандартные) и находим значок с изображением кнопки.  Перетаскиваем ее левой кнопкой мыши на форму и размещаем там, где нам удобней. Теперь нужно отрегулировать ее размеры. Это можно сделать двумя способами: 1) Просто подвести указатель мыши к краю кнопки и растянуть ее в любом направлении и на любое расстояние. 2) Выделить левым щелчком кнопку, найти в окне Инспектора объектов свойства Wight и Height и изменить значения напротив них. (Если такие слова не находятся, то вы: или смотрите на вкладку "Events", тогда как надо "Properties", в окне Инспектора, или не выделили свою кнопку, или вообще где-то не там смотрите :) Теперь когда кнопка на форме, размеры ее отрегулированы, можно посмотреть, как это будет выглядеть. Нажимаем Ctrl-F9 (или на Play) и любуемся полученным результатом.

         Конечно, вы можете видеть свою кнопку в окне программы и даже нажимать на нее, но вот никаких ответных действий пока, конечно, нет. Для этого нужно теперь прописать эти действия (в нашем случае выход из программы) в окне редактора кода. Жмем дважды по нашей кнопке, при этом автоматически развернется окно редактора кода и курсор сам встанет куда надо. Пишем такую фразу: "Form1.close"; вновь запускаем приложение. Вот теперь при нажатии на нашу кнопку форма будет прятаться.("Form1.close"; - закрыть форму №1), а программа закрываться.

          Желающие могут разместить на экране вторую кнопку, вновь дважды щелкнуть на нее и в окне редактора написать Form1.caption:="Первая программа";. Теперь запустив приложение (Ctrl+f9), можно будет видеть, как при нажатии на второй кнопке, стандартный заголовок окна (синяя такая полоска наверху) Form1 меняется на фразу "Первая программа". А первая кнопка по-прежнему завершает работу приложения. Все.

          Сохраняются созданные проекты при нажатии на клавишу Save Project As в меню файл (File) главного окна. Там должно дважды вылезти диалоговое окно сохранения файла: сначала для кода, потом для проекта в целом. Вводить нужно два разных имени, причем латинскими буквами, без спецсимволов и пробелов, плюс чтобы начинались не с цифры.

          Теперь небольшое введение в непосредственно сам язык программирования

 

"Объектный Паскаль".

      Все, что мы будем на нем писать в дальнейшем, можно очень условно разделить на различного рода данные и команды.

Данные - это все элементы языка, хранящие в себе какую либо информацию о чем-нибудь. Данные могут быть изменяемые (переменные) и не изменяемые (константы), могут содержать в себе числа, цифры, слова или описания трехмерных объектов, одним словом предназначены для хранения в себе информации.

Команды - это инструкции к выполнению для компьютера. Например, команды нахождения суммы, разности, команды отключения монитора и т.д.

 

В следующий раз мы начнем с данных и, конкретно, с переменных.

 

А пока на этот раз завершаем. Выпуск получился короткий, к сожалению. На сайте для желающих вывешены для начала пара учебников, так что все желающие могут их оттуда безвозмездно скачать.

В следующий раз встречаемся в этот же день через неделю, с уважением Wert.

http://www.image.h12.ru/

 

 


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: comp.soft.prog.delph007delph
Отписаться

В избранное