Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Программирование на Delphi с нуля №6: Знакомство с Delphi


Программирование на Delphi с нуля :: Выпуск шестой
Знакомство с Delphi.

Прочитать выпуск на сайте
От автора

Дорогие читатели!
1. У меня радостная новость! Теперь у меня новый сайт: TheDelphi.Ru!
2. Прошу прощения за столь долгое отсутствие рассылки. Это было связано с тем, что сначала наша группа поругалась между собой, а затем и распалась. У меня не было времени писать уроки, да и сайт новый хотелось поскорее сделать. Закончилось всё тем, что сайт полностью переделать не получилось; рассылка долгое время не выходила; автором рассылки и сайта теперь стал я один (Николай).

Новости сайта

1. Теперь мой сайт - TheDelphi.Ru!
2. На сайте работает форум. Регистрируйтесь, задавайте вопросы, получайте ответы!

Некоторые термины.

Чтобы был понятен весь следующий материал, объясню "на пальцах" некоторые термины.
1. Компонент (объект) - кнопка, поле ввода, мгострочное поле ввода и т.д.
   Перечислить все компоненты нереально, т.к. их бесчисленное множество.
   Компоненты делятся на визуальные и невизуальные. К визуальным относятся вышеперечисленные кнопки, поля ввода и т.п. Визуальные компоненты видны для пользователям программы. Невизуальные пользователям не видны, но расширяют возможности программы.
2. Форма - окно будущей программ, на котором можно размещать компоненты.
3. Модуль - файл, в котором хранится код каких-либо функций и процедур и (или) некоторая другая информация.
4. Свойство (компонента, формы). Почти каждый компонент можно настроить под определённый проект. Различные настройки компонента называются его свойствами.
5. Событие. При движении мыши над компонентом, нажатии на кнопки мыши, клавиатуру и т.д. возникают события, которые обрабатываются обработчиком события.
6. Обработчик события - код, выполняющийся при возникновении определённого события. Если данное событие не используется, то в тексте программы нет никакого кода для данного обработчика.
7. Отладка - процесс поиска и устаранения ошибок в программе. Ошибки бывают синтаксические (неправильно написан оператор) и логические (неправильно составлен алгоритм). Синтаксические ошибки Delphi выписывает при запуске (или компиляции) программы, поэтому они наиболее легко устраняемые. Логические ошибки найти бывает довольно сложно.
8. Компиляция, компилятор. Компиляция - процесс, втечение которого специальная программа - компилятор - создаёт из исходниго кода исполняемый файл (*.exe).
Чтобы откомпилировать проект в Delphi, можно нажать Ctrl+F9 или в меню выбрать Project->Compile.
Каждый раз компилировать программу нет необходимости. Достаточно просто запускать, нажимая F9 или выбирая в меню Project->Run или нажимая на соответствующую пиктограмму на панели инструментов.
9. Проект - Ваша будущая программа.

Среда разработки. Визуальные компоненты.

При запуске Delphi появляется 5 окон. Опишу их:

  • Delphi 7 - Project 1 - главное окно Delphi. На рисунках 1 и 2 подписаны основные кнопки и части главного окна.
  • Object TreeView - перечислены все объекты (визуальные и невизуальные), размещённые на форме.
  • Object Inspector - редактор свойств объекта. Чтобы изменить свойство какого-либо объекта, необходимо один раз щелкнуть на него левой кнопкой мыши, и все его свойства будут выписаны в окне "Object Inspector".
  • Form 1 - окно будущей программы.
  • Unit1.pas - исходный код главного модуля программы (на рисунке заголовок не видно)
Основные окна Delphi
Рисунок 1.
На рисунке 2 номерами обозначены следующие кнопки:
  1. New Items - создать новый проект, модуль и многое другое (расскажу потом).
  2. Open - открыть (проект модуль и т.д.).
  3. Save - сохранить файл, который редактируется в данный момент.
  4. Save All - сохранить все файлы проекта.
  5. Open Project - открыть проект.
  6. Toggle Form/Unit - переключиться между формой и модулем этой формы.
  7. Run - запустить программу.
  8. Pause - остановить запущенную программу (доступна после запуска программы).
Панель инструментов
Рисунок 2.
Окно Object Inspector (рис. 3) при выделении объекта содержит его название и на вкладке "Properties" (выделенной по умолчанию) свойства с их значениями. В "Object Inspector" на вкладке "Events" выписаны события, которые возникают для данного объекта. Их много и они отличаются для разных объектов, поэтому перечислять и описывать события пока не буду.
Object Inspector
Рисунок 3.

Заключение.

На сегодня всё. Хотелось мне описать создание нового проекта, но рассылка и так очень долго не выходила. Опишу в следующем уроке. Он скоро выйдет.
До скорой встречи! Удачи в знакомстве с Delphi!


Если Вы нашли ошибку (орфографическую или ещё какую-нибудь), убедительная просьба сообщить об этом.
Прочитать выпуск на сайте
©Бударагин Николай, 2006. При использовании материалов ссылка на http://TheDelphi.Ru обязательна!

В избранное