Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

HomeBank: Часть первая


Информационный Канал Subscribe.Ru


Gregory Sitnin: Developer's book


HomeBank: Часть первая

Введение

Данной статьей я начинаю цикл, который опишет процесс создания довольно серьезной программы - полнофункциональной системы ведения личной бухгалтерии. На ваших глазах, параллельно с разработкой, я буду описывать весь процесс, начиная с постановки задачи, о которой мы и поговорим ниже, и заканчивая распространением инсталляционного пакета, как бесплатно, так и за деньги.

Разработку я буду вести без подручных средств, но методы, которые я использую, с легкостью могут быть применены к методологии UML, так как использоваться будут термины именно этой методологии разработки ПО.

Программировать систему я буду на Delphi 6, используя при этом, по возможности, только стандартные компоненты. В качестве механизма хранения и обработки данных, я буду использовать Interbase 6, вернее его клон - Firebird 1.0 (release).

Некоторые могут не согласиться с моим выбором СУБД, но я отвечу так: дистрибутив Firebird занимает около двух мегабайт, в памяти же и вовсе килобайты. При всем этом, Interbase/Firebird является полнофункциональной СУБД, предоставляющей пользователям и программистам огромную степень свободы. При работе с БД я буду использовать программу IBExpert версии 2.2, функциональности которой не занимать. Также IBExpert имеет одно неоспоримое преимущество перед конкурентами - для граждан России она бесплатна, за что отдельное спасибо ее автору.

Постановка задачи

Итак, требуется создать систему ведения личной бухгалтерии. Кроме возможности регистрации операций, необходимы следующие функции:

  • работа со множественными счетами;
  • возможность формирования и контроля бюджетов;
  • возможность управления статьями расходов и доходов;
  • независимость операций от типа валюты (пересчет валют);
  • возможность формирования аналитических отчетов.

В дальнейшем, возможно, список дополнительных функций будет видоизменяться, но несущественно и в сторону дополнения или уточнения.

Термины системы

До того как мы приступим непосредственно к разработке модели системы, необходимо договориться о терминологии, которой мы будем оперировать. Базовых понятий несколько:

  • Счет - объект, к которому привязываются операции (аналог банковского счета);
  • Баланс счета - остаточная сумма денег на счете;
  • Операция - одно воздействие на счет, в результате которого баланс этого счета изменяется;
  • Партнер - вторая сторона, участвующая в операции - адресат или отправитель денежных средств;
  • Статья - вид (тип) расхода или дохода.

Варианты использования

Имея более или менее оформленный список функций системы, мы можем перейти к составлению диаграммы вариантов использования. Для нашей разработки диаграмму можно нарисовать и на бумаге, не прибегая к продукту Rational Rose. Для этого на потребуется один Actor и 16 Use-Case'ов.

Actor в нотации UML, которую я решил использовать, показывается схематичной фигуркой человека (как в детстве: "палка, палка, огуречик..."). Таких актеров на схеме может быть, а чаще всего и бывает, несколько. Актер описывает один тип пользователей, к примеру, "кладовщик" или "продавец". В нашем случае актер, это - "пользователь". Так и подпишем под фигуркой.

Use-Case'ом, по-нашему - вариантом использования, мы будем называть какую-либо отдельную функцию системы. Варианты использования обозначаются на схемах лежащим эллипсом. Собственно, название функции пишется также под эллипсом.

От актера к каждому варианту использования идет сплошная линия со стрелкой на конце, направленная в сторону от актера к варианту.

Теперь о числе "16". Это число, как можно понять не случайно. Именно столько функций пока будет у нашей системы. Перечислю их:

  1. создать счет
  2. редактировать счет
  3. удалить счет
  4. зарегистрировать операцию
  5. удалить операцию
  6. редактировать операцию
  7. спланировать бюджет
  8. редактировать бюджет
  9. удалить бюджет
  10. зарегистрировать партнера
  11. удалить партнера
  12. редактировать информацию о партнере
  13. создать статью расходов/доходов
  14. удалить статью расходов/доходов
  15. вывести на экран отчет XXX
  16. распечатать отчет XXX

Поздравляю вас! Если вы до сих пор ни разу не создавали диаграмм вариантов использования по методологии UML, то этот день стал последним. Первую диаграмму, я надеюсь, вы только что нарисовали и держите в руках.






http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное