Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Программирование на Delphi. От новичка до профессионала! Визуальное программирование интерфейса


Информационный Канал Subscribe.Ru


2. Визуальное программирование интерфейса

Сколько существует программирование, столько существуют в нем и тупики, в которые
оно постоянно попадает и из которых, в конце концов, доблестно выходит. Один
из таких тупиков или кризисов был не так уж давно связан с разработкой графического
интерфейса пользователя. Программирование вручную всяких привычных пользователю
окон, кнопок, меню, обработка событий мыши и клавиатуры, включение в программы
изображений и звука требовало все больше и
больше времени программиста. В ряде случаев весь этот сервис начинал занимать
до 80-90% объема программных кодов. Причем весь этот труд нередко пропадал почти
впустую, поскольку через год — другой менялся общепринятый стиль гра­фического
интерфейса, и все приходилось начинать заново.
Выход из этой ситуации обозначился благодаря двум подходам. Первый из них — стандартизация
многих функций интерфейса, благодаря чему появилась возможность использовать
библиотеки, имеющиеся, например, в Windows. В частности, появился API Windows
— интерфейс, в котором описано множество функ­ций, причем от версии к версии
набор функций расширяется, внутреннее описание функций совершенствуется, но формы
вызова функций не изменяются. В итоге, при смене стиля графического интерфейса
(например, при переходе от Win­dows 3.x к Windows 95, а затем к Windows 2000)
приложения смогли автоматиче­ски приспосабливаться к новой системе без какого-либо
перепрограммирования. На этом пути создались прекрасные условия для решения одной
из важнейших за­дач совершенствования техники программирования — повторного использования
кодов. Однажды разработанные вами формы, компоненты, функции могли быть впоследствии
неоднократно использованы вами или другими программистами для решения их задач.
Каждый программист получил доступ к наработкам других программистов и к огромным
библиотекам, созданным различными фирмами. Причем была обеспечена совместимость
программного обеспечения, разработанно­го на разных алгоритмических языках.
Вторым революционным шагом, кардинально облегчившим жизнь программистов, явилось
появление визуального программирования, возникшего в Visual Basic и нашедшего
блестящее воплощение в Delphi и C++Builder фирмы Borland.
Визуальное программирование позволило свести проектирование пользовательского
интерфейса к простым и наглядным процедурам, которые дают возможность за минуты
или часы сделать то, на что ранее уходили месяцы работы. В со­временном виде
в Delphi это выглядит так.
Вы работаете в Интегрированной Среде Разработки (ИСР или Integrated development
environment — IDE) Delphi. Среда предоставляет вам формы (в приложении их может
быть несколько), на которых размещаются компоненты. Обычно это оконная форма,
хотя могут быть и невидимые формы. На форму с помощью мыши переносятся и размещаются
пиктограммы компонентов, имеющихся в биб­лиотеках Delphi. С помощью простых манипуляций
вы можете изменять размеры и расположение этих компонентов. При этом вы все время
в процессе проектирова­ния видите результат — изображение формы и расположенных
на ней компонен­тов. Вам не надо мучиться, многократно запуская приложение и
выбирая наиболее удачные размеры окна и компонентов. Результаты проектирования
вы видите, даже не компилируя программу, немедленно после выполнения какой-то
операции с помощью мыши.
Но достоинства визуального программирования не сводятся к этому. Самое главное
заключается в том, что во время проектирования формы и размещения на ней компонентов
Delphi автоматически формирует коды программы, включая в нее соответствующие
фрагменты, описывающие данный компонент. А затем в соответствующих диалоговых
окнах пользователь может изменить заданные по умолчанию значения каких-то свойств
этих компонентов и, при необходимости, написать обработчики каких-то событий.
То есть проектирование сводится, фактически, к размещению компонентов на форме,
заданию некоторых их свойств и на­писанию, при необходимости, обработчиков событий.
Компоненты могут быть визуальные, видимые при работе приложения, и невизуальные,
выполняющие те или иные служебные функции. Визуальные компо­ненты сразу видны
на экране в процессе проектирования в таком же виде, в каком их увидит пользователь
во время выполнения приложения. Это позволяет очень легко выбрать место их расположения
и их дизайн — форму, размер, оформление, 
текст, цвет и т.д. Невизуальные компоненты видны на форме в процессе проектирования
в виде пиктограмм, но пользователю во время выполнения они не видны, хотя и выполняют
для него за кадром весьма полезную работу.
В библиотеки визуальных компонентов Delphi включено множество типов компонентов
и их номенклатура очень быстро расширяется от версии к версии. Имеющегося уже
сейчас вполне достаточно, чтобы построить практически любое самое замысловатое
приложение, не прибегая к созданию новых компонентов. При этом даже неопытный
программист, делающий свои первые шаги на этом поприще, может создавать приложения,
которые выглядят совершенно профессио­нально.
Компоненты библиотек Delphi и типы других объектов оформляются в виде классов.
Классы — это типы, определяемые пользователем. В классах описываются свойства
объекта, его методы и события, на которые он может реагировать. Язык программирования
Object Pascal, который используется в Delphi, предусмат­ривает только инструментарий
создания классов. А сами классы создаются разра­ботчиками программного обеспечения.
Создатели Delphi уже разработали для вас множество очень полезных классов и включили
их в библиотеки системы. Этими классами вы пользуетесь при работе в Интегрированной
Среде Проектирования. Впрочем, это нисколько не мешает создавать вам свои новые
классы.
Если бы при создании нового класса вам пришлось все начинать с нуля, то эффективность
этого занятия была бы под большим сомнением. Да и разработчики Delphi вряд ли
создали бы в этом случае такое множество классов. Действительно, представьте
себе, что при разработке нового компонента, например, какой-нибудь новой кнопки,
вам пришлась бы создавать все: рисовать ее изображение, описы­вать все свойства,
определяющие ее место расположения, размеры, надписи и кар­тинки на ее поверхности,
цвет, шрифты, описывать методы, реализующие ее пове­дение — изменение размеров,
видимость, реакции на сообщения, поступающие от клавиатуры и мыши. Вероятно,
представив себе все это, вы отказались бы от раз­работки новой кнопки.
К счастью, в действительности все обстоит гораздо проще, благодаря одному важному
свойству классов — наследованию. Новый класс может наследовать свойства, методы,
события своего родительского класса, т.е. того класса, на основе ко­торого он
создается. Например, при создании новой кнопки можно взять за основу один из
уже разработанных классов кнопок и только добавить к нему какие-то но­вые свойства
или отменить какие-то свойства и методы родительского класса.
Благодаря визуальному объектно-ориентированному программированию была создана
технология, получившая название быстрая разработка приложений, по-английски RAD
— Rapid Application Development. Эта технология характерна для нового поколения
систем программирования, к которому относится и Delphi.
Delphi базируется на языке Object Pascal (впрочем, начиная с версии Delphi 7
разработчики назвали его языком Delphi). Компиляторы с языков семейства Паскаль
фирмы Borland (начиная с Turbo Pascal 1.0) были одними из самых быстрых компиляторов.
В настоящее время Object Pascal — это объектно-ориентированный язык с твердой
опорой в виде хорошего компилятора.
Надо иметь в виду, что ориентация приложений Delphi на Object Pascal нисколь­ко
не сужает возможностей разработчика. Приложения Delphi прекрасно могут ис­пользовать
разработки на других языках, включая C++ и даже ассемблер. Можно использовать
библиотеки, созданные другими фирмами, в частности, Microsoft или независимыми
разработчиками. Можно реализовывать свои разработки в виде самостоятельных выполняемых
файлов или в виде пакетов, поддерживающих выполнение ряда приложений.
Отдельно надо сказать об одной из главных задач Delphi — разработке приложений
для работы с базами данных. В этой области Delphi занимает самые передо­вые позиции,
работая с любыми системами управления базами данных.
В Целом Delphi – великолепный инструмент, как для начинающих программистов, так
и для ассов программирования. Так что не зря вы заинтересовались Delphi.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное