Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Как стать программистом 1С

  Все выпуски  

Как стать программистом 1С: Базовые понятия работы с 1С


Выпуск 13
Как стать программистом 1С

1С относится к тем программам, на которые после установки можно смотреть как на новые ворота, потому что нифига не понятно.

Давайте рассмотрим базовые понятия 1С с точки зрения программиста на примере конфигураций «Бухгалтерия» и «Управление торговлей».

Для обучения создайте демо-базы этих конфигураций. Если Вы подзабыли как это делать – перечитайте прошлый выпуск.

 

Окно запуска 1С:Предприятие

При запуске 1С Вы в первую очередь увидите окно выбора базы данных.

Важно: с помощью различных настроек можно избавиться от его появления, но мы сейчас рассматриваем стандартное поведение 1С.

Это окно позволяет:
- выбрать/добавить базу
- посмотреть где она находится (при выбранной базе внизу отображается каталог в котором находится база данных)
- войти в базу в режиме предприятие или под конфигуратором.

Режим 1С:Предпритие – это режим для работы пользователей. Он позволяет использовать базу по назначению – вводить справочники и документы, смотреть отчеты.

Режим Конфигуратор – это режим для программиста или администратора. Он позволяет настраивать какие справочники увидят пользователи, какие документы они смогут ввести и т.п.

Режим 1С:Предприятие

Вид 1С в режиме 1С:Предприятие полностью зависит от настроек:
- настройки в целом
- настройки для каждого пользователя.

Это легко проверить войдя в демо базу под разными пользователями.

Вид окна в режиме 1С:Предприятие называется «Интерфейс». От выбранного интерфейса зависят какие окна автоматически открываются, какое меню, какие панели. Интерфейсы можно переключать (Сервис/Переключить интерфейс, также часто переключение выносят на нижнюю панельку слева).

1) Базовый вид 1С:Предприятие

 

Это базовый вид окна 1С с небольшим количеством настроек.

По умолчанию 1С отображает только меню и стандартная панель. На этом скриншоте также отображена панель быстрого открытия документов (нижняя из двух панелек).

Состав меню также настраивается под каждого пользователя, поэтому у разных пользователей может быть разное меню.

Однако есть два стандартных пункта, которые всегда одинаковы – Операции и Сервис. Эти пункты меню нельзя изменить, но можно не отображать, поэтому у пользователей с самым низким уровнем доступа их нет. Если в Вашем меню их нет – войдите под другим пользователем.

В пункте Операции перечислены все виды информации (справочники, документы...) которые присутствуют в этой конфигурации. Поэтому если Вы не знаете, в какое меню разработчики засунули какой-либо справочник, Вы всегда его можете найти через меню Операции.

Меню Сервис – настраивается, но хорошая практика типовых конфигураций выносить в него все сервисные механизмы, которые позволяют управлять этой базой данных.

2) Пример вида 1С:Предприятия с настройками интерфейса

 

На скриншоте изображен интерфейс Кассира из конфигурации «Розница». 1С открывается на полный экран, ни меню, ни других окон не видно, можно работать только с этой формой или выйти из 1С по нажатию кнопки.

Такие интерфейсы делают для работников с ограниченным набором функций – кассир, кладовщик, продавец и т.п.

1С версии 8 позволяет сделать ЛЮБОЙ ВИД интерфейса в принципе. Можно использовать веб-документы, картинки, Active-X элементы и прочее, прочее. Поэтому в теории интерфейс может быть видоизменен до неузнаваемости.

3) Вид окна с «Рабочим столом»

 

В конфигурации «Бухгалтерия», а также в некоторых других для многих пользователей используется элемент интерфейса «Рабочий стол».

Это окно которое открывается как базовое, его нельзя закрыть. На него вынесены все основные элементы конфигурации и разбиты по видам учета. Например: Банк, Касса, Покупки, Продажи и т.п.

Это очень удобно по сравнению с меню, наглядно и выразительно. К сожалению такой рабочий стол не включен во все конфигурации.

Интересно: есть конфигурации, которые состоят из нескольких – например «Комплексная автоматизация» (Бухгалтерия, Управление торговлей, Зарплата и кадры). Так вот, такой рабочий стол есть в конфигурации Бухгалтерия (отдельной), но его нет в комплексной.

4) Вид окна с помощниками

 

Во всех конфигурациях 1С есть помощники работы. Это окна на определенную тематику, либо оказывающие справочную помощь, либо помогающие в навигации по конфигурации.

Основные виды помощников:

- справка: Панель функций, Быстрое освоение конфигурации, Дополнительная информация

- рабочее место: Рабочее место менеджера по продажам, Контакты, Электронная почта, События и напоминалки и т.п.

- помощник навигации: Первоначальная настройка базы данных (открывается автоматически при первом входе в новую базу данных, если это НЕ демо-база, а пустая база).

Помощники часто открываются автоматически при входе в 1С, под разными пользователями. Если это не так – большинство помощников в типовых конфигурациях вынесены в пункт меню «Справка» - Панель функций, Быстрое освоение, Дополнительная информация, Стартовый помощник.

Как происходит работа с 1С в режиме 1С:Предприятие

Эта краткая инструкция не претендующая на полноту описывает принцип работы пользователей. Инструкция дана для конфигурации «Управление торговлей», но принцип един для всех конфигураций. Все объекты можно найти через меню Операции/Вид/Название (например Операции/Справочники/Номенклатура), или с помощью пользовательских пунктов меню.

1) Вводим информацию в справочники

«Основные» справочники – это Номенклатура (товары) и Контрагенты (покупатели и поставщики товаров).

Например вводим в справочник Номенклатура сведения о том что у нас бывает такой товар как «Бутылочка для пива». В справочник Контрагенты сведения о том что у нас бывает такой покупатель как «Пупкин Василий».

Для того, чтобы добавить сведения в справочник нажмите Insert при открытом окне справочника (или правой кнопкой мыши – Добавить).
 
2) Оформляем документы

Оформляем (т.е. добавляем и заполняем документы) те действия, которые нужно выполнить, чтобы продать товар:
- купить товар у поставщика (документ «Поступление товаров и услуг»)
- продать товар покупателю (документ «Реализация товаров и услуг»).

Добавление документа происходит также как и справочника. Заполняется документ информацией из различных справочников, например нужно указать организацию (наша компания), контрагента (покупатель или поставщик),

3) Смотрим результат

Результаты можно видеть с помощью отчетности. Результатом является например изменение остатков на складе (товара не было, товар купили, товар продали и его снова не стало), продажи (продали товар и продажи появились) и т.п.

Отчетность лучше смотреть с помощью пользовательского меню «Отчеты». Под каждым пользователем (его интерфейсом) собраны те отчеты, которыми он будет пользоваться. Названия отчетов на русском языке и понятны по смыслу. Просто потыкайте их.

Я перечислил весь основной цикл работы с 1С:Предприятием в режиме пользователей. Вот так это и работает.

Режим Конфигуратор

 


При первом входе в конфигуратор 1С откроет Вам пустое окно с меню и панелью инструментов, в котором ничего не понятно.

Это проблема решается очень просто – выберите в меню Конфигурация/Открыть конфигурацию. После чего Вы увидите «стандартный» вид окна конфигуратора.

 

Окно конфигурации отображает список всех видов информации, доступных в этой конфигурации. Этот список называют «Дерево объектов конфигурации» или просто «Дерево конфигурации».

Как происходит работа с 1С в режиме Конфигуратора

Эта краткая инструкция не претендующая на полноту описывает принцип работы пользователей. Инструкция дана для любой конфигурации.

1) В дереве конфигураций ищем нужный объект, например Справочники/Номенклатура.

Важно: Если Вы в первый раз в конфигураторе, для примера посмотрите пока Справочники, Документы, Отчеты. Остальные объекты более сложны и с ними лучше пока не возиться.

2) Раскрываем дерево объекта.

У «каждого» объекта есть:
- Реквизиты – список полей, которые можно заполять
- Табличные части – таблицы полей, например список товаров в документе
- Формы – экранные формы, с которыми работает пользователь
- Макеты – печатные формы, которые печатаются на принтере.

Также на объекте (например Справочники/Номенклатура) можно два раза кликнуть мышью и откроется «Помощник заполнения объекта» - окошко с помощью которого можно просмотреть или изменить свойства объекта.

3) Открываем нужный элемент (например Форму объекта) 

Вносим изменения в форму или «код» (кодом называют текст программы, который выполняется при работе в режиме 1С:Предприятие). Код который относится к конкретной форме можно увидеть открыв форму и переключившись на закладку Модуль.

Важно: если Вы создали базу на основании типовой конфигурации или создали демо-базу, изменения по умолчанию заблокированы. Как их разблокировать, мы рассмотрим в ближайших выпусках.

Кроме описанного цикла работы с конфигуратором также есть действия, которые относятся к администрированию базы в целом.

Это:
- создание/изменение пользователей (меню Администрирование/Пользователи)
- создание бекапа базы средствами 1С (меню Администрирование/Выгрузка и Загрузка базы данных)
- обновление конфигурации (меню Конфигурация/Сохранить, Загрузить, Сравнить конфигурации; также другой способ меню Конфигурация/Поддержка).

До следующего выпуска!

С уважением,
Алексей Шнурков.


В избранное