Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Усилители интеллекта: теории, эксперименты, технологии


Усилители интеллекта: "карты ума" 1

Уважаемые любители интеллектуальных программ!

С этого выпуска мы возвращаемся к рассмотрению конкретных программ, усиливающих интеллект. Теперь уже с привлечением моделей мышления и интроспекции.
Изменится и способ описания программ, экспериментов с ними - вместо общепринятого безличного изложения автор позволит себе "якать" и рассказывать о своих впечатлениях. Такая перемена вызвана подключением интроспекции - и к освоению усилителей интеллекта, и к передаче опыта работы с ними.

Начнем мы с так называемых "карт ума". Без преувеличений можно констатировать, что с ними связано мощное всемирное движение по усилению человеческого интеллекта,  Под карты ума написаны десятки программ-редакторов (в моей коллекции УИ их 35); некоторые из этих программ оцениваются в сотни долларов и евро (MindManager  версия 9.2.504 за €299),  развиваются уже более 10 лет, объединяются с общепринятыми офисными программами,  а кое-где владение ими даже требуется при приеме на работу (С.Голубицкий: "В современной корпоративной Америке знание теории радиантного мышления и умение использовать в работе интеллект-карты является не только колоссальным плюсом при найме на работу, но и, зачастую, обязательным атрибутом менеджеров, начиная с низового среднего звена. В компаниях типа «Боинга» или «Дженерал Моторс» использование интеллект-карт на уровне корпоративной культуры давно уже стало must").
Соответственно, существует немало обзоров программ-редакторов "карт ума" с советами, как эти карты составлять и использовать. Обзоры опубликованы в Интернете -- их нетрудно разыскать по ключевым словам concept mapping, концепт-карты, mind mapping, интеллект-карты, карты ума. Наиболее интересные, на мой взгляд, авторы: Т.Бьюзен, Т.Василенко, Е.Васильева, В.Васильев, С.Голубицкий, Д.Кальченко, М.Крыжановский, К.Лапшин, С.Лурье,  А.Малыгин, С.Михайлов, Д.Муромцев, Х.Мюллер, В.Никонов, Дж.Новак, А.Прохоров, Ж.Ришар, В.Сергеев, Р.Солсо, С.Шипунов.
В нашей рассылке несколько лет назад уже затрагивалась эта тема в связи с Explain Олега Набатова из Марий Эл  (те выпуски можно посмотреть здесь: 1, 2, 3, 4 ). К сожалению, Explain не получил дальнейшего развития (хотя и сегодня программа удобна для разметки маршрутов по карте), но аналоги и клоны этой программы продолжают жить (GeNIe SMILE, NodeMind, ARIADNA... - авторы первой гордо заявляют на своем сайте: "GeNIe является универсальной и удобной средой разработки для графического решения теоретических задач. Оба модуля, разработанные в лаборатории Университета Питтсбурга, были доступны для сообщества в июле 1998 года и теперь имеют  несколько тысяч пользователей во всем мире".)

"Карты ума" действительно усиливают интеллект, но во всей шумихе, связанной с ними, много рекламных преувеличений, да и сам термин искажает суть феномена.
Картами называют графические изображения территорий или пространств (карта России, карта Солнечной системы, карта звездного неба), но стоит обратиться к интроспекции, как каждый может убедиться, что мы не мыслим картами, а рисуемые схемы не изображают реальный процесс мышления. Да, зрительные образы отражают пространство 3 измерений (2 измерений, если смотреть одним глазом или созерцать плоскую поверхность), но попытайтесь вспомнить знакомый маршрут - перед умственным взором предстанет не карта, а цепочка сжатых воспоминаний о прошлых перемещениях по этому маршруту.
Географические карты - это особого рода письменность, фиксирующая по строгим правилам образы территорий. Но никто не называет лоцию картой ума штурмана. Аналогично чертежи строений и механизмов не являются чертежами ума проектировщиков, конструкторов, строителей и механиков, а принципиальные схемы электронных устройств не являются схемами ума электронщиков.
Нельзя смешивать знак и значение (карта - знак, а задаваемый ею образ - значение или смысловая модель), смысловую модель и мышление в связи с этой смысловой моделью (смысловая модель мелодии записывается нотами, но композитор, исполнитель и слушатель мыслят мелодию по-разному).
Поэтому иначе как профанациями нельзя расценить заявления по поводу "карт ума" наподобие следующих: "Интеллект-карты позволяют так оформить информацию, что мозг легко ее воспримет, ибо информация записана на "языке мозга"... Карта Ума - это графическое выражение процессов многомерного мышления и поэтому является наиболее естественным способом мышления человеческого мозга. Карта Ума представляет собой шаг вперед на пути от одномерного линейного логического мышления (причина-следствие, да или нет), сквозь латеральное (двухмерное) мышление вперед к многомерному, неограниченному мышлению". 

Феномен "карт ума" -- это использование образной письменности в сочетании с текстовой для увеличения оперативной памяти индивидуального мышления и организации коллективного разума.
Объем внимания или размер кратковременной памяти у человека ограничен - и значительно. Размер этой памяти впервые был оценен в конце XIX века основателем экспериментальной психологии Вильгельмом Вундтом. Как показали многочисленные опыты (проводившиеся впервые в лаборатории Вундта), объем внимания при восприятии однородных, но никак между собой по смыслу не связанных объектов (например, отдельных букв) у взрослых людей колеблется в среднем от 4 до 6 объектов.  В 1956 году эта закономерность была открыта заново Джорджем Миллером и вошла в историю психологии как "кошелек Миллера": кратковременная человеческая память, как правило, не может хранить и воспроизводить более 7 ± 2 элементов.
Джордж Миллер во время своей работы в Bell Laboratories провел ряд экспериментов, целью которых был анализ памяти операторов. В результате опытов он обнаружил, что кратковременная память человека способна запоминать в среднем девять двоичных чисел, восемь десятичных чисел, семь букв алфавита и пять односложных слов — то есть человек способен одновременно помнить 7 ± 2 элементов.
Таким образом, кратковременная память — «кошелёк», в который можно «положить» одновременно семь «монет». Причём информационная ценность их может быть разной, то есть не важно, какие «монеты» находятся в «кошельке» — главное чтобы их было семь. Если количество элементов больше семи (в крайнем случае, девяти), то мозг разбивает элементы на группы таким образом, чтобы количество запоминаемых элементов было от 5 до 9.
Данный принцип используется, например, в построении интерфейсов программ. Если количество элементов (пунктов меню, кнопок, закладок) меню больше семи, или в крайнем случае девяти, то эти элементы стараются сгруппировать.
Группировка - вот способ увеличения емкости оперативной памяти! Приведу отрывок из книги Дж.Миллера, Е.Галантера, К.Прибрама "Планы и структура поведения" (переиздана в 2000 году под заголовком "Программы и структура поведения"): "...нам предстоит еще решить вопрос о том, нужно ли затрачивать дополнительный труд на группировку. Необходимость этого, очевидно, диктуется довольно жесткими границами нашего объема восприятия. Наибольшее количество единиц, которое может запомнить средний человек после одного предъявления, равно примерно семи, а если мы хотим обеспечить уверенность в том, что он никогда не ошибется, нам придется сократить это число до четырех или пяти. Таким образом, только около четырех или пяти символов (слов, элементов, пунктов, списков, предметов, групп, мыслей, идей и т. д.) может без затруднения сгруппироваться в нашем сознании одновременно как новый ряд, которому мы можем дать новое название. Даже такие короткие ряды, как названия месяцев, организованы в четыре времени года. Самый длинный неорганизованный ряд, который приходится большинству из нас заучить, — это алфавит, и даже здесь, по всей вероятности в процессе заучивания алфавита ребенком, можно найти иерархические следы, следы, которые исчезают, когда произнесение алфавита наизусть путем бесконечных повторений перестает быть сознательным, плановым действием и становится «просто привычкой», так что рот может говорить без руководства свыше. Когда заучивающий группирует и переименовывает элементы списка, который надлежит запомнить, он тем самым эффективно сокращает длину списка. Он как будто бы стремится свести список к тому количеству единиц, которое можно одновременно удержать в сознании, поскольку в этом случае устраняются серьезные затруднения при выполнении Плана, когда приходит время претворить его в действие. Миллер однажды сделал попытку объяснить информационную экономичность группировки и переименования следующим образом: «Поскольку запомнить много информации (когда отдельные пункты дают богатую информацию) так же легко, как запомнить малую информацию (когда отдельные пункты дают бедную информацию), организация материала в насыщенные отрезки является экономичной. Здесь можно провести, правда несколько натянутую, аналогию. Это похоже на то, как если бы нам пришлось носить все наши деньги в кошельке, который может вместить только семь монет. Кошельку совершенно безразлично, будут ли эти монеты пенсами или серебряными долларами. Процесс организации и реорганизации представляет собой всепроникающую отличительную черту человека, и этот процесс мотивируется, по крайней мере отчасти, стремлением наилучшим образом использовать наши мнемонические способности».

Попутно заметим, что способами такой группировки являются ассоциации, конспекты, тезисы, символы, а также образы. Последние и являются главным козырем "карт памяти".

В подтверждение важности размеров оперативной памяти для интеллекта - свежее сообщение:

News.ru: Лента новостей 02.06.2011, 17:20:50

Найдено упражнение, которое действительно повышает интеллект

Существует упражнение, которое улучшает работу мозга куда лучше, чем прослушивание музыки Моцарта и уж тем более решение кроссвордов. Как показали исследования, ежедневные непродолжительные упражнения в решении задачи n-назад (n-back task) значительно улучшают интеллектуальные способности, причем надолго.

На ежегодном собрании Ассоциации психологических наук, прошедшей в Вашингтоне, американский ученый Джон Джонидес (John Jonides) из университета Мичигана выступил с новыми данными, показывающими, что практика решения этой задачи в течении двадцати минут на протяжении 20 дней значительно увеличивает показатели в стандартных тестах на решение незнакомых и неожиданных задач, то есть улучшает "подвижный" интеллект (fluid intelligence), выделяемый в противоположность "кристаллизовавшемуся" - накопленным знаниям и опыту, и являющийся важной частью интеллекта вообще. Изменения при этом сохранялись в течении трех месяцев после окончания тренировок.

В задачи n-назад (иногда ее называют игрой) предъявляется последовательность стимулов - либо загорающиеся квадратики в поле, разбитом на сетку, либо произнесенные буквы, либо сочетания и того и другого. Необходимо при каждом предъявлении определить, встречался ли уже этот стимул в течении последних n ходов. Чем больше n, тем сложнее задача. Обычно начинают с n=2 и постепенно доходят до больших значений.

Подобный процесс требует немалой концентрации внимания и активности "рабочей" памяти - то есть той, которая легко доступна в данный момент времени и находится как бы на "рабочем столе" сознания. Сам тест был разработан для стимулирования мозговой деятельности во время психофизиологических и нейрофизиологических экспериментов в 60-х годах прошлого века. Поскольку процесс оказался увлекательным и динамичным, он получил широкое распространения в качестве развивающего упражнения "для ума". Джонидес исследовал только пространственный, более простой вариант, теста и показал, что его вполне достаточно для эффективной тренировки интеллекта.

Исследование проводилось на 200 испытуемых, среди которых были как взрослые, так и дети (улучшения наблюдались как для тех, так и для других). Результаты показали, что существует прямая связь между количеством упражнений и силой эффекта (чем больше выполняешь упражнений, тем значительнее улучшение показателей в тестах). Также тренированные дети были более устойчивы к "обману" - меньше верили заманчивой, но неверной информации.

Существует немало готовых приложений (как платных, так и свободно распространяемых), позволяющих поупражняться в задаче n-назад. Можно воспользоваться и одной из онлайн-версий.

Разновидности редакторов "карт ума"
Если отвлечься от монополизированной Тони Бьюзеном идеологии "карт ума", то прецедентов визуальной письменности обнаруживается великое множество. Это и картография, и черчение в машиностроении и строительстве, и принципиальные схемы электроники, через голограммы формирующие чипы и процессоры... Это и визуальные среды программирования DRAKON, HiASM и др., ранее представленные в нашей рассылке.
Но все упомянутые - узкоспециализированные виды письменности со своими строгими правилами, обеспечивающими адекватность смысловых моделей конкретным объектам реальности.
А интеллект-карты другие - они претендуют на универсальное применение в любых задачах, хотя, как мы увидим далее, и среди них существует специализация.

В настоящем цикле выпусков будут представлены следующие классы редакторов:

  1. Деревья (моноцентрические иерархии)
    Самые красивые     - iMindMap от Тони Бьюзена   £ 199  http://www.thinkbuzan.com/
    Самые практичные - MindManager                         € 299  http://www.mindmanager.com/
                                    - XMind                                     $   49  http://www.xmind.net/

  2. Генеалогии (полицентрические иерархии)
                                    - PersonalBrain                         $ 249   http://www.thebrain.com/

  3. Схемы любого вида
                                    - CmapTools                                    0   http://cmap.ihmc.us/                         

  4. Логические схемы
                                    - Flying Logic                            $ 225  http://flyinglogic.com/ 

  5. Байесовские сети
                                    - GeNIe SMILE                               0   http://genie.sis.pitt.edu/


Вас может удивить, почему одни редакторы стоят многие тысячи рублей, а другие бесплатны. Разная ценовая политика производителя, разные категории потребителей, разная функциональность... Если усилитель интеллекта действительно полезен Вам в работе, то цена не имеет особого значения, тем более, что шанс для бесплатной апробации дают все производители.
Гораздо важнее функциональность: насколько легко собирать схемы, насыщать их текстами комментариев и картинками, есть ли экспорт всего содержимого схемы в привычные текстовые документы...
Важна и русификация интерфейса - если Вы мыслите по-русски, то инструмент мышления не должен мешать своим иноязычием (хотя привыкнуть можно быстро, тем более, что все богатство интерфейса на практике не нужно - достаточно освоить несколько кнопок, и только).
Еще немаловажны надежность производителя программы и преемственность карт в эволюции редактора. Ведь если Вы создали емкую базу знаний в одной карте ума, то захотите ей пользоваться и в дальнейшем. И Вам нужна уверенность, что производитель в будущем не оставит работу над редактором (иначе он станет стремительно устаревать) и что новые версии редактора будут способны читать и обновлять карты, созданные в ранних версиях.

* * *

Под занавес - из историй о картах:

Чапаев с ординарцем плывут через реку.
- Ой, Василий Иванович, штабные карты утонули!
- Не переживай, Петька, у меня новая колода с собой.
 

Закон Миллера. Нельзя ничего сказать о глубине лужи, пока не попадешь в нее.

* * *

Вот и всё... Вопросы и замечания mailto:feod@narod.ru

До новых встреч!
Юлий Феодоритов
 


В избранное