Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Усилители интеллекта: теории, эксперименты, технологии Эвристика


Усилители интеллекта: теории, эксперименты, технологии
 

 Эвристика

Уважаемые любители интеллектуальных программ!

Эвристика (от греч. heurisko — отыскиваю, открываю) - совокупность приемов и методов, облегчающих и упрощающих решение познавательных, конструктивных, практических задач.

В Древней Греции под эвристикой понимали систему обучения, практиковавшуюся Сократом, когда учитель приводит ученика к самостоятельному решению какой-либо задачи, задавая ему наводящие вопросы.

Поиском и разработкой эвристических методов серьёзно занялись со второй половины 20 века, причём не только посредством изучения действий инженеров и других творческих работников, но и на основе достижений психологии и физиологии мозга.

В настоящее время разработано и эффективно используется несколько десятков эвристических методов. Универсальных среди них нет, и в каждой конкретной ситуации рекомендуют пробовать применять ряд методов, поскольку основное их предназначение заключается в активизации творческой деятельности.

Примеры эвристик - коллективный метод решения трудных проблем («мозговой штурм»), морфологический анализ, майевтика.

Задачи эвристик:

  • Преодоление психологической инерции, обусловленной привычными образом мышления и типовыми методами решения задач определенного класса. Замечено, что около 80 % нововведений вначале специалистами отрицается как нереальные. Инерцию развивают и усиливают: рецептурное обучение и проектирование по аналогии; подсознательная вера в то, что каждая вещь и явление служат строго определенной цели; (техническая) терминология. Ф.Энгельс писал: «В науке каждая новая точка зрения влечет за собою революцию в технических терминах»; чрезмерная специализация образования и узкопрактический подход.

  • Оптимизация работы интеллекта.

  • Освоение методов мышления выдающихся творцов. Роберт Дилтс, например, отразил множество эвристик в книге "Стратегии гениев".

Коллекцию эвристик, оформленных в виде гипертекстовых майевтических машин, можно скачать здесь...

Интерес к исследованию эвристик особенно возрос в связи с решением при помощи компьютеров задач на распознавание образов, на доказательство теорем и т.д. Такие программы получили название эвристических. Наиболее известна из них программа "Общий решатель проблем" (ОРП), построенная А. Ньюэллом, Дж. Шоу и Г. Саймоном и позволяющая машине находить решения широкого класса логических задач, если условие задачи записано в специальном входном языке этой программы. Основными эвристиками в ОРП являются метод выделения последовательностей подцелей на пути к поставленной цели, и метод обобщенных действий, сводящийся к оперированию не истинными элементами задачи, а идентификаторами совокупностей этих элементов. Однако при попытке использовать ОРП для решения задач игры в шахматы выяснилось, что этих эвристик явно недостаточно. Были предложены другие принципы построения эвристических программ (В. Рейтман, X. Гелернтер и др.), узкоспециализированных и рассчитанных на решение задач, однотипных по своей природе. При составлении таких программ сначала производится протоколирование решения задач рассматриваемого класса человеком, которому предлагается в процессе эксперимента "думать вслух", а затем на основании этих протоколов выявляются эвристики человека и критерий успеха, на который он опирается. После этого соответствующая информация закладывается в программу и вводится в компьютер. Если результаты машинного решения задачи совпадают по выбранным параметрам с результатами решения ее человеком, то программа считается эффективной.

* * *

До новых встреч!
Юлий Феодоритов
feod@narod.ru

 


В избранное