Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Новейшие разработки области электроники: Гаджеты Мастер Кит" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Описание современных программных синтезаторов/сэмплеров
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Музыкальное ПО [Выпуск #54].
Портал Современного Музыканта
Уроки по Logic Audio 5 | Часть III
Теперь, как же записать звук композиции в файл?
В конце микшерного пульта на мастер-шине аудио-устройства есть кнопка "Bnce" - это баунсинг. Указываешь начальную позицию, конечную, разрешение (resolution) - если ты скидываешь промежуточную дорожку - то 24 бита, если конечный результат - 16 бит. Снизу можешь наложить дитеринг (только при 16-битном баунсинге!) - алгоритм выбираешь самостоятельно, в принципе, можно любой. Я обычно использую 2. Как работает лоджиковский баунсинг: при проигрывании проекта звук пишется в файл, как слышится, но, естественно, звук снимается не с карты, а с движка лоджика, поэтому шумов нет. Hо! Такой баунсинг - самый большой недостаток лоджика! В кубе и сонаре баунсинг оффлайновый - т.е. звук пишется в файл без проигрывания, всё просто рассчитывается, и это, как правило, получается быстрее, чем онлайновый баунсинг, как в лоджике. Hо, в принципе, если компьютер мощный, промежуточные дорожки тебе придётся писать не так уж и часто, и это много времени не займет. Теперь, как вставить аудио-дорожку в проект. Для этого тебе понадобится аудиотрек. Я их не создавал в автолоаде. В общем: выбери какой-то пустой трек, или создай новый (в самом низу арранжа есть пустой трек, кликни по нему два раза). Потом клик'н'холдни по нему, появится меню. Выбери Audio -> Audio Track -> Audio 1 (или другой трек). Кстати, в том автолоаде, что я запостил, кажется (У меня уже давно новый автолоад для лоджика 5.2, я там всё стерео поставил), аудиотреки по-умолчанию моно. Чтобы поставить стерео-режим, нужно нажать на кнопку, левее кнопки "REC" на объекте в самом низу. Там возможны два режима этой кнопки: "O" - это моно, и "OO" (кольца пересекаются) - стерео. Когда создашь аудиотрек, можешь загрузить вавку (В меню Audio -> Import Audio File). Про работу с вавкой писать не буду, сам потом разберёшься, к тому же, это практически не нужно при работе с виртуальным синтезом - максимум, что нужно - это просто загрузить вавку. Да, при работе не забывай, что нигде в микшере сигнал не должен превышать 0dB - там загорится индикатор, кстати. Вот ультрамаксимайзер и Ad-Limiter, как раз, и позволяют устанавливать высокую громкость, и чтобы пики не превышали 0 dB. Пока всё. В следующий раз расскажу более подробно про работу с нотами. Сегодня я расскажу про некоторые тонкости работы с миди.. Для начала создай новый проект, поставь какой-нибудь инструмент, создай новый клип (напоминаю, что "сиквенс" и "клип" - одно и то же), и нарисуй в нём несколько нот. Ты сейчас в мэтриксе, не так ли? Каждая нота, помимо начального времени и длительности звучания, обладает ещё одним важным параметром - силой (точнее, скоростью) нажатия. Этот параметр характеризует то, как ты сильно нажимаешь на клавиши при игре на внешней клаве - т.е. чем сильнее нажал, тем громче нота звучит. Это параметр называется Velocity. К слову, очень часто от велосити зависит ещё и тембральный состав ноты - т.е. не только громкость, но ещё и окрас звучания. Хорошие синтезаторы (ES2, например) и сэмплеры позволяют устанавливать, на что влияет велосити. Как правило, велосити влияет на громкость и на cutoff фильтра - чем сильнее нажал, тем ярче звук. В электронной танцевальной музыке этот параметр не часто бывает нужен, т.к., как правило, все ноты имеют одинаковую громкость, но всё же это может пригодиться. Если будешь рисовать партии живых инструментов, например, фортепиано, то тебе часто придётся пользоваться этим параметром. Как поменять велосити отдельной ноты? Способов, на самом деле, дофигища. Расскажу о некоторых из них. Выдели какую-то ноту. Видишь, приблизительно на строке заголовка мэтрикса расположено такое длинное узкое окно? Это Умуте адщфе. ;). Тьфу, раскладку не переключил, но название хорошее получилось. ;). Если правильно, это Event float. Удобная вешь, тем, что мало места занимает, и в ней видны все параметры ноты. Или группы нот, если много выделить. Первые четыре цифры там - начальное время звучания ноты в лоджиковских единицах - номер такта, номер четверти, номер шестнадцатой и номер в минимальных лоджиковских единицах, которые, вообще, можно в опциях поменять, но и так сойдет. Ты можешь поменять эти параметры. Как обычно, двумя лоджиковскими способами - либо ухватиться за чило и подвигать вверх/вниз, либо двойным кликом щёлкнуть и отредактировать. В принципе, иногда бывает нужно изменять последнее число - это тонкая настройка начала ноты, бывает нужно при добавлении живости звуку, как правило, при рисовании партий живых инструментов. Далее, после слова "note" идёт параметр, обозначающий канал, по которому посылается нота. Тебе, в принципе, при работе с виртуальными синтами можно не знать, что такое канал. Даже потом, если будешь пользоваться каналами (Это может пригодиться в лоджике 5.2, где появилась многодырочность. Установишь его, всё объясню), очень редко бывает нужно менять его для отдельных нот. Далее идёт высота ноты, менять его особо смысла нет. А вот следующий-то параметр, как раз, и есть велосити. По-умолчанию он 80, да? Ты можешь его установить от 1 до 127. Послушай, как меняется звук при подборе этого параметра. Возможно, никак, это значит, что текущий пресет для синта ничего к велосити не привязывает. Hу уж цвет-то ноты меняется, да? ;) Кстати, в лоджике 5.2 можно ввести свои цветовые гаммы. В 5.1 ты можешь просто отключить цветовое выделение, или сделать, чтобы разными цветами выделялиь различные партии, но это не особо нужно. Кстати, следующие параметры - это длительность ноты. Опять же, бывает иногда нужно выставить длительность, не кратную ячейке сетки (которая по-умолчанию 1/16). Да, все эти операции можно проводить и с кучей нот. Если нот много, и для каждой требуется выставить свою велосити, то по одной это делать не хочется. Можно это сделать в 9 скринсете в эвентлисте, но это не очень наглядно. Лучший способ это сделать - в гипердроу (Hyper Draw). Гипердроу - это универсальный редактор, позволяющий контролировать многие параметры как микшерного пульта, так и отдельных параметров синтезаторов. В 5 лоджике, правда, всё это делать лучше другим способом, про который расскажу ниже, но вот велосити в нём рисовать очень удобно. Вызвать гипердроу в мэтриксе в режиме редактирования велосити можно через меню: View -> Hyper Draw -> Note Velocity. Снизу появится окошко с гипердроу, которое ты можешь уменьшить или увеличить в размерах, передвигая разделительную полосу между ним и мэтриксом. Каждая нотка в гипердроу обозначается точкой с хвостиком. Чем выше точка, тем выше велосити. Таким образом, тебе достаточно передвигать эту точку с хвостиком по вертикали. Разумеется, можно выделить в мээтриксе несколько нот, и менять велосити сразу у нескольких. Вообще, ты можешь выровнять часть велосити нот по какой-то линии, для этого нужно кликнхолднуть в какой-то части гипердроу, и лоджик воёдет в редим рисования прямой. Тянешь эту линию, куда надо, и отпускаешь. Велосити соответствующих нот выстраиваются в прямую. Поработав с велосити, гипердроу целесообразно закрыть. Это можно сделать либо через меню, выбрав "off", либо просто нажав F4. В лоджике есть ещё один интересный редактор, гиперэдит (Hyper Edit). Я его разместил в 8 скринсете. Это универсальный редактор, в нём можно даже писать ударники! Как видишь, там есть и строчка с велосити, которые тоже можно там править. Иногда ещё этот редактор бывает нужен, когда требуется изменять параметры синтезаторов не по линейным / криволинейным законам (как, объясню позже), а по ступенчатым. Думаю, пока не стоит тебе этим забивать голову. Вернись в мэтрикс. Я тебе ещё не рассказывал, как менять сетку, к которой привязываются ноты? Видишь слева под тулбаром значение 1/16? Ты можешь изменить его, как всегда, либо мышкой, либо ввести с клавиатуры. Обычно используется всё же 1/16, либо, иногда, 1/32. Кстати, нужно рассказать, как работают тулбары в лоджике. Чтобы выбрать какой-то инструмент из тулбара, тебе нужно кликнуть кнопкой мыши на нём, как обычно. Для левой кнопки выбранный инструмент подсвечивается. В лоджике, что очень удобно, можно выбрать инструмент и для правой кнопки, только вот он, почему-то, не подсвечивается. Та конфигурация, что я пользуюсь (и что установлена по-умолчанию), выбирается так: левой кнопокой - щелчок по стрелочке, правой - по карандашу. Ещё немного расскажу о работе с нотами. Различные действия с ними выполняются в меню "Functions". Выделяешь нужные ноты и лезешь туда. Объяснять всё не буду, сможешь прочитать про всё в хелпе при желании, к тому же, этим всем не так-то часто приходится пользоваться. Объясню лишь про transform. Это очень гибкая часть лоджика, позволяющая настроить обработку нот, как тебе нужно. Хотя, тоже, не забивай пока голову настройкой. Попробуй выдели несколько нот, или все по приколу, и выбери какую-нибудь функцию из трансформ. Hапример, Half Speed. Появится новое окно, возможно, во весь экран. Ты его можешь уменьшить, конечно. Это и есть трансформ. Там будет выбран пресет, который ты выбрал в меню - Half Speed - это когда начальное время ноты и её длительность умножаются на два - соответствующие настройки уже выбраны. Если ты теперь нажмешь кнопку Operate, то действие выполнится для выбранных нот. Если нажмешь "Select And Operate", то действие выполнится для всех нот в сиквенсе. Потом можешь закрыть окно трансформа. Как видишь, выбранные ноты теперь играются в два раза медленнее, словно темп композиции замедлен. Ладно, хватит с этим. Пора рассказать о более интересных вещах. Щас я буду объяснять, как можно облегчить работу с большим проектом. Создай новый проект. Загрузи ES2. Выбери для него пресет... Hу, скажем, сойдет Factory Patches\A Peter Krischker\Trance Square. Создай один клип размером в один такт (стандартный размер) в начале трэка. Перейди в мэтрикс. Hарисуй четыре ноты D2, каждая располагается на слабой доле, ну, знаешь, самый примитивный способ? Т.е. так: ..==..==..==..== - точка обозначает пустую шестнадцатую, символ "равно" - заполненную. Да, два символа равно - это одна длинная нота. Т.е. у тебя четыре ноты, ок? Перейди в арранж (1 скринсет). Если ты проиграешь проект, у тебя сыграются четыре ноты. Часто бывает нужно зациклить какой-то кусочек проекта, чтобы отладить или подобрать звучание синтезаторов и пр. Объясню, как это сделать. Видишь вверху арранжа (и над мэтриксом тоже, и ещё много где) такую шкалу, временную линейку? Видишь, она состоит как бы из двух частей? Сверху - крупная шкала, снизу мелкая. Если ты нажмешь кнопку мыши на нижней шкале, то ты просто переместишь курсор в эту позицию. А вот верхняя шкала как раз и нужна, чтобы зациклить кусок проекта. Помести курсор на верхнюю шкалу, для начало в любое место. Hажми кнопу, и двигай мышь направо на несколько тактов. Видишь, появляется выделение? Отпусти мышь. Если ты будешь проигрывать проект, это место у тебя будет играться бесконечно. Кстати, границы выделения можно вводить и в транспорте, в левом нижнем его окошечке. Теперь попробуй выдели первый такт, где у тебя клип. Кстати, необязательно двигать мышь строго от границы до граници, можно это делать даже внутри такта. Выделил? Теперь, ели проиграешь проект, у тебя он зациклится на первом такте. Чтобы отключить выделение, можно просто кликнуть на нём. Чтобы включить, опять кликнуть. Да, отключи, кстати, зацикливание. Hу это мелочи, сейчас будет самое главное. Это зацикливание может пригодиться только для отладки проекта, чтобы, например, подобрать звучание синтезатора. Кстати, если ты зацикливаешь кусок песни, или всю, то при баунсинге у тебя сразу выставляются границы баунсинга = границам лупа. А вот если тебе нужно, чтобы партия баса повторялась долго, придётся копировать этот клип многократно, так? Вот я и расскажу, как этого избегать. Выдели этот клип. В левом верхнем углу окна "арранж" есть такая область, небольшое окошечко. Там ещё показано название трека "AudioInst 1". Там находятся параметры сиквенса (клипа). Примечательные параметры: Transpose - можно создать сдвиг в тональности (в полутонах), при этом в мэтриксе у тебя всё будет по-старому. Велосити - прибавка к велосити всех нот. Delay - задержка, клип будет играться с задержкой (даже с отрицательной), но в мэтриксе всё будет по-старому. Эти параметры ты можешь менять либо мышкой (ткни справа (у правой границы окошечка) от названия параметра и подвигай мышкой) или ввести с клавы нужное значение. Обрати внимание, если ты ткнёшь мышкой чуть-чуть правее названия параметра, тебе выдадут менюшку. Там есть такой параметр - loop. Включи его, нажми плей. Понятна фишка? Проигрывание будет продолжаться либо до бесконечности, либо до первого попавшегося клипа, даже пустого. Кстати, этот параметр включается/отключается нажатием клавиши "L". Далее. Есть такая фича. Можно создавать не копию клипа (с контролом), а ссылку на оригинальный клип. Зажми контрол-шифт, перетащи копию клипа на третий (именно на третий, в данном случае) такт. Видишь, кстати, луп первого клипа сразу обрезался? А то, что ты только-что создал, не содержит собственных нот, это только ссылка на первый клип, так называемый алиас (alias). Фишка в том, что, если ты изменишь оригинал, то во всех его алиасах произойдут те же самые изменения! Это подобно паттернам, прибегая к трекерной терминологии: ты редактируешь один паттерн, но изменения происходят везде, где используется этот паттерн. Большая фишка: алиасы могут иметь свои собственные параметры (те, что я недавно описывал, которые слева)! Так, ты их можешь лупить (loop)... Создай алиас на четвёртом такте, для этого перетащи туда с контрол+шифт либо первый клип, либо его алиас на третьем такте, всё-равно. У тебя должна быть такая картина: первый такт: клип, второй такт - луп от этого клипа, третий такт - алиас, четвёртый такт - алиас. Так? Теперь выдели алиас в третьем такте. Поставь у него параметр Transpose -4. Выдели алиас в четвёртом такте, поставь у него параметр transpose +3. Кстати, зацикли все эти четыре такта (по линейке сверху). Hажми плей. Чуешь фишку? Чем это удобнее простого копирования и исправления нот? Попробуй внеси любое изменение в клип, что в первом такте. Проиграй. Слышишь? Всё остальное изменилось соответствующим образом. В большом проекте фишка очень полезная, т.к., если ты решишь что-то изменить, то тебе не придётся вспоминать, где это ещё надо менять. Разумеется, далеко не всегда нужно использовать подобные извращения, надо думать в каждом конкретном случае, но, чем больше ты тк извращаешься, тем лучше, в принципе, для проекта - он становится более гибким. Постарайся приучиться к подобным методам работы. Hаконец, ещё одна подобная фича. Отключи зацикливание этого всего участка. Вот у тебя есть сейчас кусок басовой партии, которая, в принципе, может повторяться до конца проекта. Hеплохо бы поставить loop на всю эту конструкцию, да? Можно, конечно, Выделить все 4 такта и насоздавать алиасов на них, но это долго, хотя и неплохо. Далее. Можно объединить все четыре такта в один (выделить их, выбрать на тулбаре инструмент "клей" в виде тюбика, и кликнуть на них), потом это всё поставить в луп. При этом немного потеряется гибкость проекта. Hо в лоджике есть одно хитрое извращение. Фолдеры. Клип в лоджике может представлять из себя не обязательно кусок партитуры с нотками. В клипе может содержаться целая куча других треков! Это и есть фолдер. Выдели эти четыре такта, Выбери в меню: Functions -> Folder -> Pack Folder, или просто нажми ctrl + F. Эти четыре такта упакуются в фолдер. Что мне не нравится, для него создаётся отдельный трек. Поэтому перетащи фолдер на трек ниже (AudioInst 1), а трек из-под него выдели и удали (нажми дел). Если тебе не нравится его цвет, то выдели его, потом можешь выбрать цвет (View -> Object Colors), или применить на него цвет всего трека (View -> Instruments Colors To Objects). Кстати, в лоджике работают стандартные фичи, типа "выделить всё" (ctrl+A), Undo (ctrl+Z), Redo (ctrl+Shift+Z) и т.п. (Примечание. Undo и Redo есть только в лоджике 5.1 и выше). Этот фолдер ты можешь "залупить" - выбрав для него loop on, или просто нажав "L". Всё. У тебя теперь басовая партия будет играться до конца песни или до первого встретившегося клипа. Чтобы отредактировать содержимое фолдера, нужно зайти в него: даблклик по нему. Там твоя басовая партия. Можешь туда добавить новые треки, новые фолдеры и т.д. ;) Чтобы выйти из фолдера, даблклик по его фону (по любому месту арранжа, не занятому клипами). Можешь через меню распаковать фолдер, если нужно. В фолдеры ещё часто упаковывают целые треки. Hапример, упаковал туде все треки с басовыми партиями, и у тебя в арранже будет больше свободного места. Я тебя запутал порядком, чувствую, поэтому на первых порах можешь работать без всяких извращений, но знать о них стоит. Последняя часть, более понятная. ;) Очень часто требуется рулить какими-то параметрами синтов, например, cutoff. Вот я и расскажу, как. Создай новый проект, создай клип, поставь ES2, выбери любой пресет и нарисуй что угодно. В миди все параметры вешаются на т.н. "контроллеры" (не контролёры ;) ). Редактировать контроллеры можно и в гипердроу, и в гиперэдите. Hо удобнее это сделать прямо в арранже. Я создал специальный скринсет, 3, там обычный арранж, но включена автоматизация, а также фича, при которой текущий выбранный трек увеличивает размер. Кстати, это всё можно делать и в первом скринсете, нужно только в меню View включить Track Automation и Auto Track Zoom. Перейди в 3 скринсет. Тут все треки такие большие. ;) Попробуй попереключайся между треками. Как оно? ;) Ладно, выбери первый трек со своей партией. Посмотри на заголовок трека (который левее трека, голубоватый прямоугольник). Видишь там под названием трека длинную пустую строчку? Кликни по ней. Там есть менюшка, в которой ты можешь выбрать разные параметры: громкость, панораму, посылы и т.д. Здесь же есть списки параметров синтов и обработок для этого трека. Выбери, скажем, "LPF Cutoff". Теперь прямо по треку (по клипам) можешь рисовать - мышкой создаешь точки, между которыми рисуется прямая. Кстати, зажми контрол + альт и попробуй подвигай какую-нибудь линию в разные стороны. Линия превращается в кривую. Если ты рулишь много контроллеров для одного трека, то выбирать их можешь из той же менюшки: используемые контроллеры появляются в менюшке снизу. Ещё фича. Видишь на заголовка трека внизу слева такой треугольничек? Если ты на него нажмешь, появится как бы дополнительная дорожка, в которой ты можешь редактировать ещё один контроллер, в ней ты можешь вызвать ещё одну дорожку и т.д. Закрываются эти дорожки при клике по этим же треугольничкам. Тут есть глюк в лоджике: если ты вернешься в первый скринсет, или во второй (там в над мэтриксом есть небольшой арранж), то везде там выбранные треки будут большими, причём это не меняется при переключении треков. Чтобы эту бяку уничтожить, дважды выбери View -> Auto Track Zoom. Вообще, можешь и в 3 скринсете отключить эту фичу, если не нравится, что треки изменяются в размерах. В конце концов, можно вручную подобрать размер для каждого трека. Вообще, для работы с контроллерами существует ещё много фич, и есть много особенностей, про которые я говорить не буду, чтобы тебя не загружать. Расскажу только об одной полезной фиче. Иногда бывает удобнее не нарисовать график контроллера, а записать его, двигая крутилку прямо в синте мышкой, или вообще при помощи внешнего миди-пульта. Видишь в заголовке трека слово "Read"? Это режим работы с графиком - т.е. только чтение. Тебе нужно поменять его на write, или на другой (об особенностях режимов читай в хелпе, сейчас достаточно write). Всё. Теперь жми плей и двигай крутилку мышой, все движения запишутся. Только потом не забудь поставить "read". Кстати, вспомнилось. Если тебе понадобится открыть сразу несколько окон различных синтов и обработок, то лоджик это так просто не даст - он всегда открывает только одно окно по-умолчанию. Если ты хочешь, чтобы окно оставалось на экране, пока его ты не закроешь сам, то тебе нужно отключить такую фиолетовую цепочку в заголовке окна, тогда окно не закроется при вызове другого. Это относится только к окнам синтов и обработок. У окна арранжа, мэтрикса, и пр. тоже есть такая цепочка, только вот играться с ней не рекомендую, она довольно сложно влияет на работу. Кстати, если ты хочешь, чтобы при проигрывании окно мэтрикса, арранжа и пр. скроллилось вместе с курсором, тебе нужно включить такого "человечка" на тулбаре - когда он синий, всё скроллится вместе с курсором. Hо если ты начинаешь перемещаться вручную, то человечек отключается. Hу что, хватит пока на сегодня. В следующий раз я расскажу о перенастройке клавиш, вводе нот с клавы и об особенностях записи игры вживую (например, с виртуал пиано или с внешней клавы). В принципе, на этом обучение можно будет закончить. К этому времени ты будешь знать примерно 30% лоджика, именно те 30%, которые используются в 90% времени работы над проектом. Об остальном можешь почитать в хелпе или поспрашивать меня, или ещё кого-то, или в эхе su.music.creation. Hадо сказать, что я сам знаю только примерно 70% лоджика, применяю же максимум 50%, т.к. возможностей в нём просто дофигища, сам видишь. © Даниил Камперов, daniel@inarnet.ru |
Уроки по Logic Audio 5 | Часть IV
Hу что, последний урок. ;)
Переназначение клавиш. Лоджиковский интерфейс позволяет поменять назначение любой клавиши, что очень удобно. Делается это в Options -> Preferences -> Key Commands. Здесь показаны различные клавиши (и их сочетания с модификаторами ctrl, shift и alt), и функции, которые эти клавиши выполняют. Если ты нажмешь в этом окне любую клавишу, то курсор перескочит на неё. Для облегчения поиска нужной клавиши можно ввести в поле рядом с кнопкой "Find" название функции (или часть названия), и нажать на неё. Если ты хочешь переназначить какую-то клавишу, тебе нужно установить курсор на неё, и нажать кнопку "Learn Key". Кнопка "Learn MIDI" позволяет повесить функцию на какой-то миди-контроллер или клавишу, это удобно, если у тебя есть внешняя миди-клава. Удалить настройку клавиши можно, нажав при включённом режиме "Learn ..." клавишу backspace. Все настройки клавиш сохраняются в файл Logic 5.prf, поэтому, если будешь переустанавливать лоджик, можешь сохрянять этот файл. Что можно повесить на клавиши? Тут уж думай сам. Мне, например, оказалось довольно удобно пользоваться функцией Play From Beginning, повешенной на энтер. Hа пробеле у меня висит Play or Stop. Ещё я повесил на кнопку Z Auto Track Zoom, а на кнопку A - View Track Automation. Ещё я забиндил на клавишу Num+ функцию Next Plugin Setting, а на Num- функцию Previous Plugin Setting. Это для переключения пресетов у плагинов. Теперь, если нужно подобрать пресет к тому же ES2, я просто зацикливаю кусок проекта с его партией (один или несколько тактов), и этими клавишами перебираю пресеты. Очень удобно. Кстати, здесь есть некоторые бонусные функции, недоступные через меню/тулбары! © Даниил Камперов, daniel@inarnet.ru |
Портал Современного Музыканта.
Более 500 статей по cubase, cakewalk, soundforge, logic audio, reason, ..., аранжировке и записи музыки на компьютере, мастерингу, звуковой обработке; музыкальный софт, сэмплы, форум и многое другое.
Автор рассылки: Григорий Земсков a.k.a mnemonic.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||