В настоящее время производство текстильной продукции и одежды в мире переживает значительные перемены. В Китае текстильная промышленность постепенно перестает быть стратегически важной отраслью, а производство с низкой добавочной стоимостью постепенно перебирается в страны Юго-Восточной Азии.
Юго-Восточная Азия на карте поставок текстильной продукции
В
настоящее время производство текстильной продукции и одежды в мире
переживает значительные перемены. В Китае текстильная промышленность
постепенно перестает быть стратегически важной отраслью, а производство с
низкой добавочной стоимостью постепенно перебирается в страны
Юго-Восточной Азии. В будущем текстильная промышленность будет все
больше диверсифицироваться. Но это не значит, что Китай перестанет
играть важнейшую роль на мировом рынке текстиля. Просто развивающиеся
страны в Юго-Восточной Азии будут составлять все более значительную
конкуренцию, в первую очередь, для китайских производителей текстиля в
низшей ценовой категории.
Конечно, Китай имеет огромные
преимущества в текстильной отрасли: это и хорошо развитая цепочка
производства, и инфраструктура, и большой опыт. Ни одна развивающаяся
страна в Юго-Восточной Азии не может похвастаться сочетанием этих
факторов. И в среднесрочной перспективе Китай останется по-прежнему
одним из крупнейших производителей и поставщиков текстиля в мире. Тем не
менее, развитие производства в странах Юго-Восточной Азии открывает и
новые возможности для покупателей. Теперь они могут не концентрироваться
исключительно на китайских производителях, а расширять географию
поставок.
Старые и новые игроки на мировой карте текстильной промышленности
Мировой
банк выделяет четыре основные группы стран-экспортеров текстильной
продукции в мире, причем подавляющие большинство которых сосредоточено в
Азии: 1. Стабильно развивающиеся поставщики: Китай, Бангладеш,
Индия, Вьетнам и Камбоджа (Пакистан и Египет также могут быть включены в
это группу, но с меньшей рыночной долей); 2. Поставщики на
конкретные рынки: Индонезия (увеличивает поставки в США и Японию, а
сокращает – в ЕС), Шри-Ланка (увеличивает экспорт текстиля в ЕС и
снижает в США). 3. Поставщики периода Соглашения MFA: Канада, Мексика
и страны Центральной Америки, подписавшие договор о беспошлинной
торговле с США (Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала, Гондурас,
Доминиканская республика и Никарагуа), ЕС-12, Тунис, Марокко и Таиланд.
Объемы экспорта текстильной продукции из данных стран резко сократились
после отмены Соглашения MFA в 2005 году. 4. Бывшие крупные поставщики: Гонконг, Южная Корея, Малайзия, Филиппины и Сингапур.
Новые возможности в Азии Времена
китайского господства на рынке текстильной продукции уже скоро канут в
Лету. И в первую очередь, это касается дешевой продукции. Если вы хотите
сбалансировать свои поставки в новых формирующихся условиях мирового
рынка, то стоит проанализировать преимущества и возможности
производителей текстиля в других азиатских странах.
1. Пакистан -
вполне достойный производитель хлопчатобумажных тканей и одежды из них с
дешевым местным сырьем и недорогой рабочей силой. 2. В Бангладеш
также низкие цены на хлопок и скромные зарплаты у рабочих, однако
уровень развития текстильной промышленности пока еще довольно низкий.
Поэтому он подходит для поставки хлопчатобумажных изделий с простым
дизайном и средним уровнем качества. 3. Шри-Ланка обладает похожими с
Пакистаном и Бангладеш преимуществами в цене (хотя цены и на хлопковое
сырье, и на оплату труда здесь немного выше). Однако уровень оперативных
и капитальных расходов здесь выше, также потребуется импортировать
станки для производства. Поэтому Шри-Ланка может стать выгодным
поставщиком лишь определенной продукции, например, женского белья. 4.
Текстильная промышленность в Камбодже развита слабо, но низкие цены и
поддержка правительства могут сделать местных производителей вполне
привлекательными поставщиками продукции с простым дизайном, например,
футболок. 5. В Индонезии самые низкие цены в регионе на хлопковое
сырье, однако, расходы на оперативную деятельность здесь значительно
выше, чем в других странах. К тому же, большая часть используемого в
отрасли оборудования уже давно устарела. Тем не менее, уже сейчас
Индонезия – крупный поставщик синтетических тканей и изделий из них, а
также высококачественных хлопчатобумажных футболок. 6. Уровень
расходов на производство во Вьетнаме ниже, чем в Китае и Индии, но выше,
чем в Бангладеш и Пакистане. Текстильная промышленность также в
значительной степени поддерживается правительством. Но уровень
подготовки рабочей силы пока оставляет желать лучшего. Поэтому Вьетнам
может стать отличным поставщиком женской и детской одежды с простым
дизайном. 7. В Индии текстильное производство развито на достаточном
уровне. В настоящее время и уровень цен на сырье и оплату труда здесь
значительно ниже, чем в Китае. Это позволяет предположить, что в
ближайшем будущем именно она составит основную конкуренцию Китаю в
различных секторах текстильной промышленности.
Таким образом,
Китай уже перестает быть единственным конкурентоспособным поставщиком
текстиля и одежды в регионе. И хотя он по-прежнему лидер этого рынка и
сохранит значительную его долю в будущем, но и другие страны в
Юго-Восточной Азии могут стать вполне привлекательными поставщиками
текстильной продукции и занять определенную нишу на рынке, захватив
некую долю и китайских поставщиков.