Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Japanese Dolls

  Все выпуски  

Японские тролли



Японские тролли
2012-03-15 23:09


Японские тролли

Не все японские божества доброжелательны, есть многочисленные демоны ОНИ (ONI), которые считаются злыми сверхъестественными силами, отражающие темную сторону человеческого существа. Эта могучая сила разрушительна для мира людей и несет отрицательную энергию, от которой необходимо защищаться или очищаться. Японские ОНИ - аналог европейских демонов и чертей, кельтских огров и скандинавских троллей. Это большие злобные клыкастые и рогатые человекоподобные демоны с красной, голубой или чёрной кожей, живущие в аду дзигоку (Jigoku). ОНИ обладают свойством восстанавливать потерянные конечности и здоровье. Очень сильны и трудноубиваемы, отрубленные части тела прирастают на место. У них обычно есть канабо - большая железная дубина с шипами, которая становится разрушительным оружием в руках ОНИ. Эти существа носят набедренную повязку фундоси из тигровой шкуры. Несмотря на свой туповатый внешний вид, они очень хитры и умны, могут превращаться в людей. Обычно трансформируются в женщину, чтобы скрыть свой истинный вид. Некоторых ОНИ можно найти и в нашем мире, а некоторые вообще живут в городах, скрывая свою сущность. Они очень любят есть человеческое мясо. Человек в страшном гневе может превратиться в ОНИ. Много историй ходит о женщине, которая была очень завистлива, и за это превратилась в Хання (hannya), женщину-Они. Игра в салочки называется в Японии онигокко (игра они). Играющий-салка называется "они".



Сцена из спектакля называется Момидзи гари, 1820 год,
Самурай Тайра Коремочи (883-953) убивает ОНИ,
которые напали на него после того как он заснул после пикника
Издатель: Кисабуро Иватоя

У ОНИ бывает нечетное количество глаз и дополнительные пальцы на руках и ногах. Их кожа может быть, в принципе, любого цвета, но наиболее распространен синий, черный, бордовый, розовый, черный, зеленый, белый и, особенно, красный. Их уродливый внешний вид дополняют тигровые набедренные повязки и железные дубинки (они-ни-канабо), благодоря которым их нельзя победить. Храмовые строения в Японии обычно возводятся с учетом направления, здания иногда имеют Г-образную форму, чтобы ОНИ ни под каким предлогом не могли туда проникнуть. В некоторых деревнях ежегодно производятся специальные церемонии, чтобы изгнать ОНИ. На крышах японских домов иногда можно увидеть статую ОНИ, которые отгоняют от дома всяческую нечисть. В целом они исполняют ту же декоративную функцию, что и горгульи на Западе. Еще словом ONI японцы часто называли всякого человекоподобного гайдзина-иностранца, попавшего в Страну восходящего солнца. Миллионы японцев носят маленькие амулеты, отгоняющие демонов и неудачу, которую они могут принести. Многие японские домохозяйки совершают ритуал изгнания демонов, отмечая таким образом конец зимы в день, называемый сэцубун. Такие обычные явления природы, как ветер и гром, являются воплощением демонов – это духи бури и грозы, и гнев их разрушителен.







Демон в одежде пилигрима,
висячий свиток, чернила и цвет на бумаге,
Музей искусств Кливленда,
Кливленд, штат Огайо, США,
период Эдо (1615-1868)



Работа Кацусика Хокусая







Маски ОНИ




Семь богов удачи
2012-03-15 19:59

Семь богов удачи

Ситифукудзин (Shichifukujin) - это семь богов удачи, эклектичная группа божеств из Японии, Индии и Китая. Считается, что только Эбису родом из Японии и попал из синто традиции, но и он чужак. Трое богов из индо-буддийского пантеона Индии - Дайкоку (Daikokuten), Бисямон (Bishamonten) и Бензайтен (Benzaiten). Три бога попали из китайской даосской и буддийской традиций - Хотэй (Hotei), Дзюродзин (Jurōjin) и Фукуродзю (Fukurokuju). Эти семеро китайских мудрецов из бамбуковой рощи приплыли в Японию на корабле Такарабунэ в XV веке в канун Новогодних праздников, их волшебный корабль сокровищ вошел в порт и высадил недалеко от Киото на берег Ситифукудзин семь богов счастья. Каждое божество существовало независимо друг от друга, прежде чем в Япония из них искусственно создали компанию собутыльников. Происхождение этой группы является неясным, хотя большинство ученых указывают на эпоху Муромати (1392-1568). Сначала члены группы не были закреплены и их было меньше семи, Бензайтен была включена позже. Входила в группу и богиня Kichijten, она пришла из индийской мифологии, это индуистская Лакшми, богиня счастья, плодородия и красоты. Позже Kichijten заменил Дзюродзин, по другим данным - Фукуродзю. С 15-го века Ситифукудзин получила популярность, особенно среди городских купцов и ремесленников, как благоприятный знак и мотив счастья и долголетия. По некоторым данным эта популярная группа божеств напоминает о китайских семи мудрецов бамбуковой рощи и/или семи мудрецов чаши вина, образы которых очень популярны в Китае, в Японии же группа создана искусственно в 17-ом веке монахом Тенкай ( Tenkai, 1536-1643), который хотел, чтобы они символизировали основные добродетели человека во время правления сегуна Токугава Иэмицу (1623 - 1650). В дао семь добродетелей включают долголетие, богатство, известность. искренность, дружелюбие, достоинство, и великодушие. Интересно сравнить эти добродетели с христианскими, которые сформировал в своих трудах Фома Аквинский и другие богословы. Семь христианских добродетелей включают целомудрие, умеренность, справедливость, щедрость, надежда, смирение и вера. Либо благоразумие, вера, любовь, мужество, надежда, справедливость и умеренность. Лишь к 19 веку состав компании мудрецов устоялась в нынешнем составе.


Эбису - бог счастья и удачи, а также покровитель рыбаков, моряков, купцов и кухарок. Как правило, его изображают с удочкой в руке, держащим под мышкой морского леща (символ удачи). Эбису также заботится о здоровье маленьких детей, японцы неофициально называют его Эбису-сан. Он единственный из семи богов, кто имеет японское происхождение. Первенец Идзанаги и Идзанами, Эбису родился без костей из-за неполного соблюдения свадебного ритуала матерью. При рождении его назвали Хирако, что в переводе с японского значит головастик. Перед своим трехлетие Хирако был унесен в море на тростниковой лодке, которую после долгих странствий по волнам выбросило на берег Хоккайдо, где он был подобран айном Эбису Сабуро. Преодолевая многие трудности Хирако вырастил себе ноги и руки и в три года превратился в бога Эбису. Он немного глуховат, но жизнерадостен и доброжелателен, поэтому его часто называют смеющимся богом. Обычно изображается в высокой шляпе с удочкой в руках и большой рыбой тай (морской лещ). Иногда Эбису изображался со сложенным веером, похожим на веер императора, с помощью которого тот принимал или отклонял просьбы подчиненных. Эбису был также покровителем различных ремесел, поэтому резчики нэцкэ порой изображали его мастером определенной профессии. Он издавна покровительствовал рыбакам, а потому стал символом и божеством удачи, столь необходимой для людей этой профессии. В сельских районах его почитают как бога рисовых полей. Моряки полагаются на его помощь в плавании. Купцы — на удачу в торговле. Домохозяйки не могут обойтись без помощи Эбису на кухне. Об этом боге смотри пост Ebessan Festival.

Дайкоку (Дайкоку-тэн) - покровитель крестьян, бог богатства, приносит богатство и достаток, традиционно полные мешки риса, хранитель кухни и даритель пропитания. Его изображают обычно с крестьянским капюшоном на голове, восседающим на двух рисовых мешках и с котомкой сокровищ (мудрость и терпение, а возможно, тоже рис) за левым плечом. В правой руке Дайкоку держит утидэ нокодзути - молоток счастья, некое подобие рога изобилия. Каждый удар молотком приносит желаемое, например, еще больше риса. Прототипом для создания Дайкоку послужил Шива, божество из индийской традиции. Когда Дайкоку трясет своей колотушкой, чудесным образом из воздуха сыплются монетки. В синтоистском пантеоне богов Дайкоку сопоставляется с Окунинуси-но Микото (бог-покровитель Земли). В Японии Дайкоку стал популярен в период Муромати. На поясе Дайкоку нередко изображают совершенный буддийский алмаз, который, наподобие магического шара, наделяет своего владельца даром предвидения. Возле него могут также изображать мышь, как символ изобилия продовольствия.

Хотэй - толстопузый и длинноухий бог счастья, общения, веселья, благополучия, сострадания, добродушия и удачи. Хотэй - единственный смертный на корабле. Этот образ заимствован с портрета некогда знаменитого китайца, которого называли Будай, или Пу-тай, дзэнского нищенствующего монаха, ставшего реинкарнацией бодхисаттвы Майтрея. Хотэй изображается в виде старика с большим животом. Существовало поверье, что если потереть живот фигурки Хотэя 300 раз, думая о чём-то хорошем, то загаданное обязательно исполнится. Хотэй изображается с мешком, откуда он раздает бедным еду и блага. Хотея иногда называют «толстым» или «смеющимся Буддой» и изображают в окружении беззаботно веселящихся детишек.

Фукуродзю (Фукурокудзю, Фукурокудзин) - бог ученой карьеры, мудрости, долголетия и интуиции. Фукурокудзю служил гарантом успехов и стремительно карьеры. Лысый высоколобый и седобородый старец славился чудесами. Иногда у него в руках видны складной веер и свиток, где записаны все мудрости мира. Помимо мудрости, Фукурокудзю может принести долголетие и благосостояние. Изображается в виде старика с огромной остроконечной головой. В японской традиции является ассимиляцией китайских трёх звёздных старцев, произношение их может быть озвучено как Фук, Лук и Сау или (другое произношение) Фу, Лу и Шоу. В связи с этим известен также под именем Шоу-Син. Фукуродзю был отшельником в Китае во времена династии Сунг и является реинкарнацией даосского бога Хсиан-Ву.

Дзюродзин - бог здоровья, долголетия и, заодно, бессмертия. Изображается в виде старика в шапочке, характерной для ученого, с посохом Сяку (или Шаку), к которому прикреплен свиток мудрости, иногда изображается пьющим саке. Он так же как и Фукурокудзю, держит в руках свиток, но там, как предполагается, записаны сроки жизни всех людей и животных. По другим поверьям, свиток содержит секрет долгой и счастливой жизни. Его обычно сопровождают черепаха, олень или журавль - существа, известные на Востоке как символы долголетия. В отличие от целомудренного Фукурокудзина, Дзюродзин не чужд плотским радостям жизни. Он отдает долг хмелящим напиткам и не чурается женщин. Прототипом этого божества считается китайский монах Шоу Лао, живший в эпоху династии Хан (220 - 206 гг. до н. э.). Дзюродзина и Фукурокудзю настолько схожи, что иногда их считают разными духами, воплощенными в теле одного мудрого старца.

Бисямон (или Тамонтэн) - бог войны, богатства и процветания, страж Севера, покровитель воинов. Почитался как защитник жизни и благосостояния. Изображается в виде могучего воина с тризубцем (алебардой) и в полном самурайском доспехе. Одет в латы и железный шлем. Является одним из четырех божественных защитников буддийских храмов, поэтому изображался с хото - маленькой моделью пагоды в руке. Это «башня сокровищ», из которой он готов наделять всех хороших людей богатствами. Однако, как показывает практика, хороших людей на свете мало, поэтому Бисямон вынужден часто уничтожать свои подарки. Считается покровителем воинов и людей, практикующих боевые искусства.

Бензайтен (Бэнтэн) - единственная женщина на корабле, добродетельная богиня красоты, мудрости, любви, удачи (особенно на море), искусств, тяги к знаниям, а также защитница от змей и покровительница искусств - музыки, рисования, литературы. Ей подвластно вдохновение. Изображается в виде девушки с бивой (бива) — национальным японским инструментом, часто изображается в компании змеи. Персонаж созвучен с индийской богиней Сарасвати. Имя богини Бензайтен стало в Японии нарицательным. Так часто называют красивых женщин. Начиная с периода Камакура (1192 - 1333) в буддийских и синтоистских храмах Японии стали появляться созданные художниками фигуры прекрасных обнаженных женщин. Чаще всего это были образы именно Бензайтен, воплощенные в камне или дереве. О богине можно почитать Остров Эносима и О пятиглавом Драконе и богине Бензайтен.



Пять богов удачи,
художник Кано Таню (Kano Tanyu, 1602—1674)
Токийский национальный университет изобразительных искусств и музыки,
Токио, Япония

Один из старейших сохранившихся рисунков богов удачи, как видим, их здесь пять. Эбису с рыбой, Дайкоку с тюком риса, Бисямон с длинным копьем, а Бензайтен с музыкальным инструментом, Последний - Хотэй.



Семь богов удачи, около 1662 года,
Кано Ясунобу (Kano Yasunobu, 1613 - 1685),
Токийский национальный университет изобразительных искусств и музыки,
висячий свиток, чернила и краски по шелку, Токио, Япония

Это наиболее раннее из сохранившихся живописных изображений всех семи богов удачи, то есть стандартный набор. Свиток нарисовал художник Кано Ясунобу (1613 - 1685), хотя у его брата Кано Таню (1602—1674) тоже есть подобный свиток из шелка, но там всего пять богов. Художник Кано Ясунобу разместил семь мудрецов на открытом воздухе, под соснами, одетыми в одежду высших классов при оживленной попойки, в которой участники играют на музыкальных инструментах, танцуют и поют. Состав собутыльников дает возможность предположить, что используется канон академических художников династии Мин в их изображении Восьми даосских Бессмертных, такие картины, вероятно, были импортированы в Японию в этот период.


Семь богов удачи,
художник Хакуин Экацу (Hakuin Ekaku, 1685-1768),
висячие свиток, чернила и цветов на бумаге,
Gitter-Yelen Collection, New Orleans, США,
висячий свиток, чернила и краски по шелку

Автор этого свитка Хакуин Экацу (Hakuin Ekaku, 1685-1768) был одним из самых знаменитых японских дзэнских наставников. Прославился также как художник и мастер каллиграфии, поэт и религиохный реформатор, сделавший дзэн доступным широким народным массам. Проживал он в маленьком храме Сёиндзи в деревне Хара у подножия Фудзиямы, куда стекались сотни поклонников и почитателей со всей Японии. На этом свитке Хакуин Экацу заменил богиню красоты, мудрости, любви и удачи Бензайтен на Секи - божество из пантеона китайского дао. Секи часто изображался в периода Эдо (1615-1868) на японских картинах и скульптурах, легенды о нем возникли в эпоху Тан (618-907), божество достигли Японии по крайней мере с конца периода Хэйан (794 - 1185). Секи - арбитр буддийских адов, всегда показывался бородатым в одежде китайского ученого чиновника.

7-lukies-Хокусай

Семь богов удачи, стандартный набор, начало 19 века.
Совместная картина Хокусай Кацусика (1760-1849),
Утагава Кунисада (1786-1865), Утагава Тоекуни (1769-1825),
Тории Киёнага (1752-1815) и другие.
Хотей держит огромный белый мешок, автор - Хокусай Кацусика

Семь богов удачи Хокусая

Семь богов удачи,
художник Хокусай Кацусика (1760-1849)

Семь богов удачи

Семь богов удачи,
художник Маруяма Окё (Maruyama Ōkyo, 1733 - 1795)

7-luckies-Yoshitoshi-TN

Семь богов удачи в пьяном разгуле, 1882 год,
художник Ёситоси Цукиока (Yoshitoshi Tsukioka, 1839-1892)


Семь мудрецов в бамбуковой роще,
висячий свиток, чернила на бумаге,
частная коллекции Марии и Джексон Берк



Семь мудрецов в бамбуковой роще (Chikurin shichiken), около 1825 года,
художник Яшима Гакутеи (Yashima Gakutei, 1786 -1868),
Музей изящных искусств, Бостон, США


Семь счастливых богов,
художник Камисака Сэкка (Kanzaka Sekka, 1866 - 1942),
висячий свиток, чернила и краски по шелку






В избранное