Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

История и Архитектура Санкт-Петербурга Кресты


 

РАССЫЛКА 27

 

СЛЕДСТВЕННЫЙ ИЗОЛЯТОР «КРЕСТЫ»

 

В марте 1879 года в составе Министерства внутренних дел России было образовано Главное тюремное управление. По замыслу его учредителей, оно было призвано стать высшей инстанцией, осуществляющей руководство органами тюремного ведомства. В числе первых решался вопрос о тюремном строительстве. Для изучения тюремного дела были командированы за границу несколько лиц. Среди них - Антоний Иосифович Томишко - уроженец Австро-Венгрии, долгое время живший в России, а ко времени командировки - академик архитектуры и штатный архитектор Главного тюремного управления. В обширной инструкции было рекомендовано: "Тюрьма должна быть построена прочно и удобно, но совершенно просто, без лишних украшений и роскоши, нередко допускаемых в западных государствах и столь нежелательных для России, где предстоит построить значительное количество мест заключения".

По проекту А.И. Томишко в 1884 году началось строительство Санкт-Петербургской одиночной тюрьмы на 1150 заключенных. Место было выбрано на территории Выборгской стороны, на набережной реки Большой Невы. Во времена царствования Анны Иоанновны здесь располагался так называемый "Винный городок", в складских помещениях которого хранились запасы вина всего города. В 1867 году склады подверглись переоборудованию, и по проекту архитектора В.П. Львова была построена уголовная тюрьма. Просуществовав около 20 лет, она перестала отвечать нуждам тюремного ведомства, так как была мала, тесна и условия содержания арестантов оставляли желать лучшего. На этом же месте было решено построить новую тюрьму.

Томишко не случайно предложили занять новую для тюремного ведомства должность архитектора: он снёс здание тюрьмы в Старой Руссе и создал проект новой, современной уездной тюрьмы, ставший фактически типовым: по этому образцу возвели 22 тюрьмы в Весьегонске, Вязьме, Царицыне и др. городах. Кроме того, архитектор изучал тюремное строительство в Европе, и в частности в Берлине.

Новая немецкая тюрьма «Моабит» поразила его практичностью и размахом. Главный корпус был похож на раскрытый веер: от башни в три стороны отходили три флигеля. А в библиотеке Берлинского университета Томишко ознакомился с архитектурными проектами создателей филадельфийской системы, предлагавших строить тюрьму в виде звезды. Кстати, эта идея была реализована в некоторых европейских городах: в центре – 8-угольная башня, а от неё в виде 5-7 лучей идут корпуса с металлическими галереями.

При проектировании одиночной тюрьмы для российской столицы Томишко использовал некоторые заграничные идеи, но приблизил задумку к местному менталитету. Он рассуждал так. Если преступник – грешник, то одиночная камера должна стать для него кельей, где он будет вымаливать у Бога прощение. Значит, сама тюрьма должна напоминать о кресте Спасителя. И действительно, если смотреть на построенный Томишко тюремный комплекс с высоты или в плане, отчётливо видны 2 крестообразных 5-этажных корпуса. Отсюда и пошло это название – «Кресты». Оба "креста" соединены между собой зданием административного корпуса, на верхнем этаже которого воздвигают пятиглавый храм. Построенный на частные пожертвования, храм был освящен в 1890 году именем святого благоверного великого князя Александра Невского. В новой тюрьме были устроены система автономного водоснабжения, вентиляция, центральная отопительная система и даже – впервые в российских тюрьмах – электрическое освещение от собственной электростанции. По мнению Главного тюремного управления, тюрьма была самой образцовой в Европе, по размерам она самая большая до сих пор.

Строительство, продолжавшееся 5 лет и 7 месяцев, завершилось в 1890 году. Осуществлялось оно хозспособом: заключенные, находящиеся в старой тюрьме, строили новую и по мере строительства новых зданий переходили в них, а старые ломали. Все здания тюрьмы строились из красного кирпича артели братьев Стрелиных, фигурная кладка фасада создавала впечатление замковых строений, На территории 4,5 га расположились два корпуса с одиночными камерами, больница, инфекционный барак, морг, ледник, кузница и другие здания.

В Крестах существует легенда о том, что при закладке новой тюрьмы было предусмотрено 1000 камер, но в настоящее время только 999. Дело в том, что в одну из камер был замурован архитектор с тем, чтобы тайна Крестов умерла вместе с его создателем.

Более чем вековое существование "Крестов" неразрывно связано с ходом истории нашей страны, До 1917 года здесь наряду с уголовными преступниками, содержались революционеры и политические деятели. В числе последних можно перечислить несколько фамилий, известных со школьной скамьи: А.Ф. Керенский, П.Н. Милюков, Л.Д. Троцкий, А.В. Луначарский, В.А. Антонов-Овсеенко, Л.Б. Каменев. Пребывание в "Крестах" на некоторых произвело вполне благоприятное впечатление. Так, А.Ф. Керенский, подвергшийся заключению в декабре 1905 года за причастность к деятельности партии социалистов - революционеров, позднее вспоминал: "...я всегда с благодарностью думаю о нелепом случае, приведшем меня в тюрьму. Четыре месяца уединения за счет государства расширили мой кругозор и позволили лучше разобраться в том, что происходило в стране".

До революции в центральном корпусе располагался храм, построенный на добровольные пожертвования. Церковь закрыли в 1918, а в помещении устроили клуб.

Алтарь превратился в сцену, завешанную кумачовыми полотнищами, а росписи закрыли большим плафоном. Над входом в тюремную церковь красовались профиль Ф. Дзержинского и лозунг из В. Маяковского: «обдумывающему житьё, решающему, делать жизнь с кого, скажу не задумываясь: делай её с товарища Дзержинского».

После революции узников царизма сменили противники новой власти - как истинные, так и мнимые. Последовавшая борьба государства с религией привела к массовому разрушению или закрытию церквей в нашей стране. В ноябре 1918 года тюремный храм закрыли, с его куполов были демонтированы кресты, помещение долгое время использовалось для не религиозных целей. Начиная с 1930-х гг., тюрьма переполнена жертвами сталинских репрессий. Обвиненные по печально-известной 58-й статье, здесь ожидали решения своей участи историк Л.Н. Гумилев, востоковед Т.А. Шумовский, будущий маршал К.К. Рокоссовский, артист Г.С. Жжёнов и многие другие. В структуру тюрьмы была включена тюрьма специального назначения для содержания и организации труда осужденных - специалистов военного профиля, объединенных в головное предприятие - ОКБ-172. Называли их "шарашками", трудились в них талантливые конструктора, инженеры, математики, физики. В этой организации заключенные разрабатывали виды вооружения, некоторые из которых использовались армией во время Великой Отечественной войны.

С 1964 года - тюрьма "Кресты" стала следственным изолятором № 1. Лица, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, находятся здесь до вынесения приговора суда.

В настоящее время Учреждение ИЗ-47/1 ГУИН Минюста России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по-прежнему остается самым большим среди учреждений уголовно-исполнительной системы. Служба в таком подразделении непроста, требует мужества, самопожертвования, житейской мудрости, доброго нрава. Еще 300 лег назад, Пётр I утверждал: "Тюрьма есть ремесло окаянное, и для скорбного дела сего зело истребны люди твердые, добрые и веселые". Сотрудники следственного изолятора № 1 исполняют свой служебный долг, сохраняя лучшие традиции предыдущих поколений. В 1992 в тюремной церкви возобновились редкие молебны – 1-й был в честь 750-летия Ледового побоища. В 1999 у тюремной церкви появился настоятель. Однако сцену в церкви-клубе разобрали только в начале 2003. Возвели временный иконостас, отремонтировали старые дубовые рамы.

После многочисленных ходатайств, незадолго до ухода с губернаторского поста, средства на установку крестов над куполом храма выделил Владимир Яковлев, и в январе 2004 купола храма вновь увенчали утраченные некогда кресты.

С 1999 года для посетителей открыт музей Кресты. Экскурсия включает в себя посещение административного и режимного корпусов, храма святого благоверного великого князя Александра Невского, а также осмотр одной из камер. В музее можно услышать об истории строительства самой крупной тюрьмы Европы. Вниманию посетителей представлены запрещенные предметы, изъятые из камер при обысках, поделки из хлеба, дерева и картона, изготовленные заключенными. Интерес вызовет экспозиция фотографий знаменитых деятелей России, которые на разных этапах истории нашей страны пришлось побывать узниками этой тюрьмы, а также многие другие экспонаты музея.

 

Источники:

 

  1. ж-л «Адреса Петербурга»  №9/2003
  2. Оксана Лебедева – «Прогулки по Петербургу» - рассылка Subscribe.ru 13.8.2005

 

 

 

 

 

Если у Вас возникли вопросы или пожелания, пишите мне: vita-min@list.ru

 

И заходите на мой сайт: www.lividia.narod.ru

 

С уважением, Виталий Минченко.

 

 

 

 


В избранное