Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Антиквариат старого Петербурга


ФАРФОР-18
http://subscribe.ru/catalog/country.spb.spsp
(обозрение столетней давности антиквариата Санкт-Петербурга)

(это продолжение, начало смотрите в архиве этой рассылки)

Заметки, которые я имею смелость предложить вниманию коллекционеров, не претендуют на полноту. В наше время, когда история русского фарфорового производства еще так неясна, думается, каждое сведение о развитие его в России может иметь известное значение, как для самих собирателей, так и для того, кто возьмет на себя труд составления подобной истории. Мне пришлось видеть много собраний частных лиц, следить за антикварным рынком в продолжении ряда лет и если кое-что из внесенных мною впечатлений и представит
интерес – я буду считать свое дело исполненным.
Восемнадцатый век, век зарождения у нас художественно-фарфорового производства, наименее исследован, особенно что касается времени императрицы Елизаветы Петровны. В то далекое время, когда только что зародился Императорский фарфоровый завод, а частных мастерский и заводов не насчитывалось и десятка, выделывались предметы большого интереса и даже большой художественности. Судя по немногим дошедшим до нас памятникам, неведомые мастера того времени легко справлялись со сложными композициями, умели придавать
своим изделиям красивую своеобразную форму, так раскрасить их, что им позавидует и современный изощренный живописец.
Немногие из наших собирателей могут похвастаться Елизаветинским фарфором. Тут, несомненно, первое место принадлежит коллекции князя Николая Николаевича в его новом дворце на Петровской набережной в Петрограде. Множество собранных фигурок, чашек, тарелок, вазочек и т.п. вещей Елизаветинского фарфора дают ясную картину производства этой эпохи. Трудно хотя бы примерно, оценить это собрание и с точки зрения чисто материальной, когда отдельные Елизаветинские чашки, фигурки, блюдца, безделушки ценятся буквально
на вес золота, ибо тысяча рублей за статуэтку или иной какой предмет фарфорового производства этой эпохи теперь цена совсем обычная и никого не смущающая.
Рассматривая собрание великого князя Николая Николаевича, изумляешься тонкости мастерства, пониманию чувства архитектоники, умению создавать привлекательнейшие по пропорциям вещи, которые так выделяют изделия Елизаветинский мастеров. И когда видишь Елизаветинский фарфор в отдельных предметах, чашечку, тарелку, вазочку и реже всего фигурку, такой характерной, несколько удлиненной формы, то и не получается и сотой доли впечатления, как при виде его в столь большой коллекции. Пересматривая собранный с такой
удачей Елизаветинский фарфор, переходя от одной витринки к другой, не знаешь на чем остановить свое внимание, с чего начать подробный осмотр. То захватит изумительная легкость и красота какой-нибудь кружевной корзиночки для лакомств или ягод, то обаятельной формы вазочка, или тонко изваянные шахматные фигурки, то занятный флакон, то милая чашечка с замысловатым орнаментом чудесной окраски, то несколько подражательная по внешности саксонскому фарфору, то все же бесконечно привлекательная, тарелка, и так и
разбегаются глаза.
Замечательны две вазы этого собрания, вероятно, позднейшего Елизаветинского времени, сплошь украшенная тонко и художественно изваянными гирляндами из красивых и типичных по окраске полевых цветов. Окраска самих ваз, переходя от цветного фарфора к белому и золоченному бесподобны. Золото немножко отливает стол для Елизаветенского фарфора типичной блестящей металлической глазурью. Подобные этим чудесным фразам есть в собрании Б.И.Хаменко. А вот корзиночка для печенья, мелких фруктов или конфет, вся плетенная с
чудесно ритмически поставленным в середине четырехугольником со стенками, по форме напоминающими стенки боскетов с милыми шишечками на столбиках углов. Эта тонкая по линиям и по всей своей композиции вещица отмечена редким Елизаветинским клеймом – золотым орлом.
Фигурок Елизаветинского времени до наших дней дошло очень немного. Большинство из них довольно скупо и не столь красиво раскрашены, форма их большей частью удлиненная, но встречаются и низкие, приземистые фигурки, главным образом из числа русских типов. Елизаветинские мастера увлекались и более сложными задачами, о чем свидетельствуют находящиеся в Эрмитаже фигурки негров из разрозненной целой их сюиты. Большей частью Елизаветинская глазурь довольно густая масса фарфора, не всегда чистая и удачная, в вещах
более старых глазурь прозрачна и удачна, в позднейших она все улучшается. Метились фигурки также, как и иной Елизаветинский фарфор, типичными и всем известными клеймами, разбросанными где попало. Вообще Елизаветинские клейма ставились не только на днищах предметов, а где придется, и потому найти клеймо часто очень трудно.
В собрании В.Н. Аргутинского-Долгорукова есть милая фигурка кобзаря – одна из самых характерных из имеющихся в частном собрании. Вообще коллекция Елизаветинского фарфора у кн. В.Н. Аргутинского-Долгорукова весьма примечательна. Кроме великокняжеской коллекции, ни одна из частных не имеет столь большого числа предметов Елизаветинского фарфора и в столь хороших его образчиках. В собрании кн. Аргутинского-Долгорукова есть, например, стопка белого фарфора редчайшей марки «W» с меткою 1751 г. – эта марка
талантливого беспутного пропойцы, русского самородка Виноградова, 13 лет работавшего над опытами составления массы глазури, обжига и в начале 50-х год XVIII столетия добившегося полнейшего успеха. «Таким образом, - как свидетельствует К. Спилиотти, - русский фарфор ниоткуда не заимствован: это изобретение русского человека, притом не случайное, а результат научных знаний и упорного труда». («Художественные сокровища России, 1904 г.) Помимо стопки с маркой Виноградова, в коллекции кн.
Аргутинского-Долгорукова есть табакерка 1752 года с той же маркой «W». Всех вещей Елизаветинского фарфора в этой коллекции – девятнадцать. Большая часть – мелкие вещи, но есть одна довольно большая декоративная фигурка «Вакх» из белого фарфора, она очень интересна по форме и по тонкой отделке деталей, например, гроздей винограда.
Очень интересны две фигурки, удлиненного типа, имеющиеся в собрании великого князя Николая Николаевича, особенно фигурка китайца, по лепке одежды она типичная фигурка монгольских божков. Другая фигурка изображает какого-то азиата в чуть тронутом раскраской халате и с довольно тонкой живописью лица. В московском собрании А.В. Морозова я видел очень похожую на эту фигурку, только более бледную по раскраске. А.В. Морозов со свойственной ему осторожностью боится с точностью указать, что эта фигурка из его
собрания – Елизаветинская, но после сравнения с фигуркой великокняжеской коллекции она не может оставлять сомнения в своей подлинности. К фигуркам, конечно, надо отнести очень тонко изваянные шахматы. В великокняжеском собрании их больше десяти штук и раскрашенных и белых. Кроме них мне известна только одна фигурка в собрании кн. В.Н. Аргутинского-Долгорукова. Особенна типична фигурка слона с сидящей на нем турчанкой, и фигура короля – турецкого султана, полного надменной важности. Работа почти ювелирная,
раскраска красива и своеобразна, видимо, над ним работал мастер недюжинного таланта. Фигурки животных Елизаветинского времени редки, хотя имеются они в нескольких собраниях, например, у Морозова в Москве есть фигурка собаки – белой, чуть тронутой краской оливы.
Чашки, табакерки, сервизы – вот область, где осталось сравнительно много памятников Елизаветинского фарфора, тут едва ли на первое место должно поставить жалованный роду графов Орловых-Давыдовских столовый сервис, находящийся теперь в доме гр. В.А. Орлова-Давыдова в Петрограде. Масса фарфора этого сервиза великолепна, хороша и глазурь и вся тщательная и художественная его орнаментация. Орнамент исполнен червонным золотом, которого по преданию, пошло около пятнадцати червонцев на каждую тарелку, не говоря
уже о больших блюдах и мисках.
Обычный для Елизаветинского времени стиль рококо в орнаменте этого сервиза очень красив и своеобразен. Отмечен сервиз маркой – черная стрелка с кружком и точкой.
В собрании великого князя Николая Николаевича чашек, вазочек, флаконов и тарелок очень много. Не перечисляя их подробно, остановлюсь на показавшихся мне наиболее примечательными. Елизаветинские мастера, чаще всего беря оригиналом произведения Мейсенского фарфора, строгого их не придерживались и варьировали без конца данные темы, внося много своего, характерного и оригинального. Еще столь мало изощренные в своем мастерстве, обучаясь больше в приглядку, они справлялись с сложными мотивами и ювелирно-тонкими
скульптурными работами. Вот, например, небольшая чашечка, из каких в то старое время пивали душистый зеленый чай, с изображением любимой императрицы. Живопись вполне хороша, изумительно изваян маленький амур на крышке этой чашки, лепка ручек, ножек, раскраска его до такой степени артистична и, повторяю, ювелирна тонка, что просто диву даешься. В орнаменте Елизаветинские мастера были чрезвычайно разнообразны и умели сочетать красивость тонов с оригинальным и всегда интересным рисунком орнамента, часто
повторяются в орнамент мотивы китайщины, но они всегда разработаны по-своему и в результате получились очаровательные типичные памятники прошлого. С каким мастерством выработаны для украшения чашек (их несколько в великокняжеском собрании) копии работ Тенбера, как красиво умели поместить живописные украшения, например в чашке, посвященной графу Орлову-Давыдову, на одной стороне изображение графа, едущего, правя на своем рысаке, на другой – сценка охоты. И тут живопись превосходна. Глубина и красота синей
поливы в Елизаветинский вещах заслуживает большого внимания, и одна чашечка из того же собрания по тонкости поливы кобальтового тона – это маленькое сокровище своего рода. Вообще мастера того времени отличались красками поливы. Вспоминаешь из того же собрания милую корзиночку тонкого плетения, украшенную незабудками. Мало того, что она исполнена с большой художественностью, она бесконечна привлекательна по краскам. Как красив небольшой кашпо своей раскраской блестящего призрачно-зеленого тона, как интересны
и многие иные краски тогдашнего фарфора. Невольно эти краски сравниваешь с красками работ наших дней в предметах даже наиболее внимательно и художественно выделанных – какая разница. Тогда густой красивый тон, полный благородства, а теперь резкость раскраски и сравнительно немалая грубость самих красок. Секрет ли утерян, фабричное ли производство тому виной – как знать. Только ни одна их самых блестящих современных работ не заменит малой интимной красоты фарфоровых изделий того далекого прошлого.
Тут я вел речь исключительно об изделиях Императорского фарфорового завода. О частных заводах того времени многого не скажешь. Во-первых, они были чрезвычайно малочисленны и только к концу восемнадцатого века их появилось более значительное число. Во-вторых, так мало сохранилось до наших дней памяток тогдашних изделий и, наконец, история фарфорового производства в России того времени, поистине, как и мидян, «темна и непонятна». Известны случаи, что люди, изощренные на собирательства фарфора, долгое время
приписывали неверное происхождение разных предметов старого русского фарфора.
Так в собрании К.Сомова есть статуэтка, изображающая Диану. Она приобретена на аукционе Лакутина и в каталогах этого собрания значилось, как произведение Елизаветинского времени, а в результате внимательных изысканий обнаружилось, что это изделие английской фабрики Боу первой эпохи завода.
(продолжение следует)

(этот текст опубликован по правилам правописания столетней давности и частично содержит неверные с точки зрения современного языка обороты)

ДРУГИЕ РАССЫЛКИ ЭТИХ АВТОРОВ:

ОСКОЛКИ МОСКОВСКОЙ ЖИЗНИ
http://subscribe.ru/catalog/home.woman.dod

КУЛИНАРНЫЕ РЕЦЕПТЫ ДО 1917 ГОДА
http://subscribe.ru/catalog/home.eat.skr

КУЛИНАРНАЯ КНИГА Елены и Алексея Виноградовых
http://subscribe.ru/catalog/home.eat.767

КНИГА СЕКСУАЛЬНЫХ ОТКРОВЕНИЙ
http://subscribe.ru/catalog/rest.love.sexofthehelp

СПИСОК ИЗВЕСТНОСТИ РОССИИ
http://subscribe.ru/catalog/economics.review.kbi

МОСКВА
http://subscribe.ru/catalog/country.msk.msk

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ СРЕДНИЕ ЦЕНЫ НА ПРОДУКТЫ ПО РОССИИ
http://subscribe.ru/catalog/home.eat.zena

ФИЛАТЕЛИЯ, НУМИЗМАТИКА, ФИЛОКАРТИЯ
http://subscribe.ru/catalog/rest.hobby.hob

НУМИЗМАТИКА
http://subscribe.ru/catalog/rest.hobby.moneta

ЗЕМСКИЕ ПОЧТОВЫЕ МАРКИ
http://subscribe.ru/catalog/rest.hobby.zem

ОБЛОМЫ или Афоризмы XXI века Алексея Виноградова
http://subscribe.ru/catalog/state.politics.bpr

РУССКОЕ НЕЗАВИСИМОЕ СТАТИСТИЧЕСКОЕ АГЕНТСТВО
http://subscribe.ru/catalog/media.russia.news.rusagentstvo

РУССКОЕ СТАТИСТИЧЕСКОЕ АГЕНТСТВО
http://subscribe.ru/catalog/media.world.press.usarus

ЗАБАВНАЯ СТАТИСТИКА РУССКОЙ ЖИЗНИ
http://subscribe.ru/catalog/country.msk.moso

ФИЛОКАРТИЯ
http://subscribe.ru/catalog/rest.hobby.filokari

КУЛИНАРИЯ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ
http://subscribe.ru/catalog/home.eat.kdn

АНТИКВАРИАТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
http://subscribe.ru/catalog/country.spb.spsp

ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ПРЕДСКАЗАНИЯ
http://subscribe.ru/catalog/lit.writer.predskazatel

РУБЛЬ ЗА МЕСЯЦ
http://subscribe.ru/catalog/fin.news.rub

БОНИСТИКА
http://subscribe.ru/catalog/rest.hobby.bonistika

КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ
http://subscribe.ru/catalog/rest.hobby.kkk

ИСТОРИЯ АНТИКВАРИАТА
http://subscribe.ru/catalog/history.rjv

ПЕРВАЯ В СССР ЭРОТИЧЕСКАЯ КНИГА
http://subscribe.ru/catalog/rest.love.slsl

Учебник по графомании
http://subscribe.ru/catalog/lit.graph.gra

ПРОСТАЯ КУЛИНАРИЯ
http://subscribe.ru/catalog/rest.hobby.svm

ФЭНТЕЗИ
http://subscribe.ru/catalog/rest.love.lovas

Список известности России
http://160000.livejournal.com/

В избранное