Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Морское административное право Украины


Информационный Канал Subscribe.Ru

Морское административное право Украины.

Избранные параграфы из учебника.


 

выпуск №54

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ КОНТРОЛЯ ЗА СУДОХОДСТВОМ

В соответствующих главах уже говорилось о том, что согласно международному праву обеспечение норм и стандартов безопасности на судах является основной обязанностью государства флага. Роль государства порта также является весьма важной, но все же носит второстепенный характер. Как отмечал Генеральный секретарь ИМО в своем послании по случаю Всемирного Дня моря 1993 г., контроль государства порта возник в качестве второй линии обороны как реакция на ненадлежащее выполнение контроля со стороны государ­ства флага[1]. Осуществляя контроль в портах, прибрежное государ­ство стремится также предотвратить инциденты с серьезными по­следствиями, которые могут произойти у его побережья. Таким образом, основная причина распространения системы портового кон­троля заключается в том, что прибрежные государства потеряли веру в то, что государства флага надлежащим образом выполнят свои обязательства.

Известно, с какой настороженностью многие страны встретили заключение в 1982 г. морскими властями Англии, Бельгии, Дании, Нидерландов, Греции, Ирландии, Испании, Италии, Норвегии, Пор­тугалии, Финляндии, ФРГ и Швеции Меморандума о взаимопонима­нии о контроле государства порта (Парижский меморандум), который вступил в силу 1 июля 1982 г. В Меморандуме морские власти этих стран приняли обязательство поддерживать эффективную систему контроля со стороны государства порта с целью обеспечения того, чтобы иностранные суда, посещающие порты этих государств, отве­чали нормам, содержащимся в соответствующих договорах[2]. СССР был против введения системы контроля судов, принадлежащих госцударству состороны иностранных контролирующих органов. Капитанам морских торговых судов СССР при попытках контроля государственных судов в иностранных портах предписывалось заявлять протест. Основанием такой позиции СССР, которую СССР последовательно отстаивал на международной арене была советская доктрина иммунитета государственных судов, к которым СССР относил и морские торговые суда. Позиция СССР заключалась в эффективном выполнении обязательств государства-флага, который бы исключал необходимость и правовую основу любого другого контроля. Но, к сожалению последователей у СССР не прибавилось и идея портового контроля со временем приобретала всё больше сторонников. Так, в ноябре 1992 г. во Вина дел Мар (Чили) было подписано морски­ми властями Латиноамериканское соглашение о создании системы портового контроля в Латинской Америке[3]. В декабре 1993 г. в Токио был подписан Меморандум о взаимопонимании, который при­зван обеспечить контроль над судами в Азиатско-Тихоокеанском регионе. 13—17 декабря 1993 г. в Барбадосе состоялось совещание представителей 22 стран Карибского бассейна, на котором был под­готовлен проект Соглашения о создании системы портового контроля для этого региона. В настоящее время действуют Черноморский и Средиземноморский меморандумы.

Признавая важный вклад в обеспечение безопасности мореплавания посредством регионального сотрудничества, Ассамблея на 17-й сессии приняла резолюцию "Региональное сотрудничество в прове­дении контроля за судами"[4]. В этой резолюции отмечалось, что региональное сотрудничество в применении мер по контролю госу­дарства порта во всех частях мира будет повышать международные стандарты и может способствовать предотвращению эксплуатации субстандартных судов. Ассамблея призвала правительства рассматривать вопросы о заключении региональных соглашений о применении мер по контролю государства порта в сотрудничестве с ИМО. Государствам, участвующим в контроле государства порта, предло­жено оказывать помощь в заключении региональных соглашений любых частях мира и изучать вопросы межгосударственного сотрудничества с целью обеспечения систем информации и обмена инфор­мацией о контроле государства порта.

В целом тенденцию к расширению сферы применения систем портового контроля можно только приветствовать. Возникает лишь некоторая настороженность в связи с тем, что большинство тех стран которые сейчас с энтузиазмом приветствует создание систем государ­ственного портового контроля, являются как раз теми же странами которые не могут эффективно действовать в качестве государства флага[5].



[1] Circular letter N 1669 10 August 1993.

[2] Анализ положений Меморандума - см.,например, Гицу М.А. Проблема портового контроля над иностранными торговыми судами в целях обеспечения безопасности мореплавания и охраны морской среды от загрязнения. Советский ежегодник морского права. Вып. 2. М: В/О "Мортехинформреклама", 1985. С. 18 - 28.

[3] IMO/B 14/93. Текст Латиноамериканского соглашения см. FSI 1/16/1. Подробно о системах портового контроля см. Fernando Plaza. Port state control; towards global standartization.  IMO News, № 1, 1994, рр. 13 - 20. 

[4] А. 682(17).

[5] M. Gray. Port control mania forces shipping to clean up its act. " Lloyd's List", 29.09.93.

 

До встречи !

С уважением,

(C) C.Горчаков, 2005


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: country.ua.law.ukrmaritimelaw
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное