Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Морское административное право Украины БОНУС - статья


Информационный Канал Subscribe.Ru

Морское административное право Украины.

Избранные параграфы из учебника.


 

При работе над материалом для раздела о функциях государства порта возникает масса вопросов, один из таких вопросов отражён в проекте статьи, которая, надеюсь, скоро будет опубликована.
 
О морском административном праве Украины.
(монолог)
Если внимательно посмотреть на наше морское административное право, то могут появиться разные мысли и чувства. Может, к примеру,
возникнуть чувство гордости за чиновников системы Минтранса, не жалеющих сил на упорядочение нашей морской жизни и условий работы. Очевидно, что в Министерстве и Государственном Департаменте морского и речного транспорта трудятся достойные, вполне компетентные граждане, владеющие транспортной тематикой, которые готовят проекты разнообразных приказов. Но, может, при этом, возникнуть и недоумение. Особенно, если внимательно присмотреться к цепи передачи полномочий на издание тех или иных ведомственных нормативных
актов. Я не буду развивать тезис о том, что ведомственный акт является нормативным, только при условии, что он издан в рамках полномочий. Это – азбука не только для юриста, но для любого грамотного, образованного  человека.
Как известно, источником власти в Украине является народ. И народ наделяет властью своих избранников на выборах. Народные избранники, опираясь на полученные властные полномочия, волю народа формулируют, в частности, в законах, которые вместе с подзаконными
актами составляют украинское законодательство. Законами может быть предусмотрена передача отдельных, строго определённых властных полномочий к другим субъектам. Ну, скажем, на основании положений закона о лицензировании отдельных видов хозяйственной деятельности, лицензии выдаёт не Верховная Рада, а уполномоченные законом и подзаконными актами органы лицензирования. В частности, Минтранс на основании ст.8 Закона Украины «О транспорте». Цепь передачи полномочий прослеживается чётко.

Следует заметить, что опять же, согласно Конституции Украины (ст. 19) никто не может быть принуждён делать то, что не предусмотрено законодательством. Органы государственной власти их должностные лица обязаны действовать только на основе, в рамках полномочий и способом, предусмотренных Конституцией и ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ Украины. «Очень хорошо!» - подумал я себе, просматривая перечень приказов Минтранссвязи, являющихся источниками украинского морского административного права. Вот, к примеру, один из недавних приказов Минтранссвязи от 27.05.2005 г. №257 «Об утверждении правил технической эксплуатации портовых гидротехнических сооружений». В преамбуле – никаких ссылок за законодательные полномочия, нормативные основания для издания таких правил. Просто, приказываю и всё! Но есть же законы Украины, регулирующие вопросы мореплавания! Вот, к примеру, Кодекс торгового мореплавания Украины (далее КТМУ). Статья 3 КТМУ даёт Министерству транспорта (сейчас – Минтранссвязи) полномочия на утверждение трёх разных Правил перевозки. Перечислять их не буду. Ещё статья 90 КТМУ даёт полномочия Минтрансу устанавливать Правила контроля судов с целью обеспечения безопасности мореплавання. Кроме этого, в статье 3 КТМУ есть отсылка к другим «актам действующего законодательства и международных договорам Украины», на основании которых Минтранс может утверждать какие-либо правила В РАМКАХ СВОЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ. «Великолепно!»- опять же подумал я. Теперь остаётся посмотреть на полномочия Минтранса, которые, конечно же, указаны в Положении о Министерстве транспорта и связи Украины. Такое Положение утверждёно Указом Президента.

Открываю Указ. И что вижу? Вижу, что Президент в п. 2 Положения дал Минтранссвязи полномочия организовывать исполнение законодательных актов и осуществлять контроль за их реализацией. Но это, конечно же, ещё не всё. Ещё Президент дал Минтранссвязи полномочия обобщать практику применения законодательства по вопросам, которые относятся к его компетенции,
разрабатывать предложения по совершенствованию законодательства и в установленном порядке вносить свои предложения на рассмотрение Президенту и Правительству Украины. Помимо этого, Минтранссвязи, опять же, в рамках своей компетенции, для выполнения возложенных на него (см п.2 Положения) задач обеспечивает правовое регулирование перевозки пассажиров, грузов, багажа и почты, безопасности движения транспортных средств, технической эксплуатации подвижного состава, функционирования морских и речных портов и кое-чего
ещё… К  правовому регулированию перевозки пассажиров, грузов и почты – у меня вопросов нет – КТМУ ясно даёт полномочия на утверждение таких правил Минтрансу. Но каким же законодательным актом Минтранссвязи даны полномочия по правовому регулированию, к примеру, вопросов эксплуатации портовых сооружений?  Возможно, законом «О транспорте»? Смотрю ст.16 этого закона. Там Минтрансу даются полномочия утверждать правила нахождения на пристанях, путях сообщения, которые представляют
опасность жизни человека. Так, хорошо. Ещё там упомянуты полномочия Минтранса согласовывать правила размещения объектов, связанных с переработкой грузов. Согласовывать, а не утверждать. Этим законом Минтрансу не поручается  утверждать какие-либо другие правила в отношении эксплуатации или безопасности портовых сооружений. Что касается безопасности, то в законе  «О транспорте» сказано, что надзор за обеспечением безопасности движения транспортных средств (и судоходства в том
числе) осуществляется в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. 
Наконец-то есть какая-то ясность. Полномочия по установлению правил в отношении надзора за обеспечением безопасности судоходства законодатель делегировал Правительству. «Великолепно!» Захожу на сайт Верховной Рады, в поисковике базы данных по законодательству пишу два слова «безопасность» «судоходства». Результат поиска сразу выдаёт постановление Кабинета Министров Украины от 4 марта 1997 года № 204 «Об утверждении
порядка осуществления надзора за обеспечением безопасности движения на транспорте». В этом постановлении полномочия по осуществлению надзора на морском и речном транспорте возлагаются на Минтранссвязи. Далее в этом постановлении говорится о том, что органы, осуществляющие надзор, могут осуществлять проверки и т.д., но в постановлении ничего не говорится о нормотворчестве! То есть, Правительство Украины не поручало Минтранссвязи самостоятельно утверждать ни правил в отношении эксплуатации портовых сооружений,
ни, кстати, в отношении обеспечения надзора за соблюдением безопасности портовых сооружений. Передачи полномочий Минтранссвязи по утверждению таких правил нет! Не знаю, возможно, читатели более внимательно, чем я изучали программу действий предыдущего Правительства, утверждённую Верховной Радой, но я не помню там пункта о разработке и принятии Минтранссвязи в 2005 году каких-либо правил. 
Есть, правда, ещё пункт 53 Государственной программы совершенствования функционирования государственной
системы обеспечения безопасности судоходства на 2002-2006 годы, утверждённой постановлением КМУ от 28.01.2002 №96. В этом пункте на Минтранс возлагается «Создание нормативно-правовых актов по вопросам безопасности судоходства в соответствии с международными соглашениями и законодательством ЕС». Я не против! Разработка проектов правил, конечно же, должна быть поручена профессионалам. Но каким законом Кабмину предписано передать полномочия по утверждению правил в отношении эксплуатации и безопасности портовых
сооружений Минтранссвязи? В Положении о Минтранссвязи таких полномочий нет. В законах Украины таких полномочий не содержится, так откуда же Минтранссвязи эти полномочия взял? «Ладно», - подумал я себе. Возможно, пресловутые международные договора Украины дают Минтранссвязи какие-то полномочия на утверждение государственных правил. Знаете, всех действующих международных договоров Украины я не смог изучить, поскольку официальных их текстов на государственном языке пока не опубликовано. 
Ну
вот, к примеру, МАРПОЛ 73/78. Присоединение к этому международному договору было осуществлено постановлением КМУ от 21.09.1993 г.№ 773. В этом постановлении никаких полномочий Минтранса по утверждению каких бы то ни было правил в отношении эксплуатации и безопасности портовых сооружений не предусмотрено. Как известно, Украиной пока не ратифицированы последние изменения к международной конвенции СОЛАС 74,  в том числе и Кодекс охраны судов и портовых средств
(Кодекс ОСПС). Кто давал полномочия Минтранссвязи на внедрёж положений этого Кодекса? Я не возражаю, возможно, такие правила являются жизненной необходимостью. Но давайте разберёмся с полномочиями. Если Верховная Рада уполномочена принимать любые правила, то Правительство и Министерство – только те правила, на утверждение которых им даны полномочия в соответствии с законодательством.
Получается, что Минтранссвязи просто взял и присвоил себе полномочия по изданию приказов в отношении эксплуатации
и безопасности портовых сооружений. Ну, наверное, среди чиновников Минтранссвязи есть очень-очень неравнодушные граждане. Настолько, наверное, неравнодушные, что им не достаёт терпения разработать нормальный проект закона, передать, в соответствии с полномочиями, проект закона на рассмотрение Правительства и Президента. Если потребуется, обеспечить информирование общественности по рассматриваемому вопросу, учесть замечания, пожелания и предложения. Конечно, проще всего ничего этого не делать, а одним махом
шлёпнуть штамп «Приказываю»!  
Небольшое отступление: - в церковном праве цепь передачи полномочий  определена в рукоположениях. Священники посвящаются в сан, т.е. наделяются полномочиями путём наложения рук. И так цепь рукоположений идёт от Иисуса Христа уже около 2 тыс. лет. И не прерывается. В Церкви никто не может присвоить себе полномочия без формального обряда посвящения. А вот в светской системе, в органах исполнительной власти,
оказывается, вполне можно присвоить себе полномочия. И пользоваться ими (полномочиями) весьма радостно.
Тут я засомневался. Не может же быть так (думал я себе), что все дружно и весело шагают в ногу с прогрессом, а я, нарушая стройный, чеканный порядок, путаюсь в каких-то необоснованных сомнениях, теряюсь в догадках. Тем более, что Министерство юстиции Украины зарегистрировало большинство из приказов Минтранссвязи, признав, тем самым, их легитимность. Я тоже хочу честно и правильно
шагать в ногу с украинским народом. Но, пока что-то не совсем удаётся. Мучает, к примеру, такой вопрос: - «Какие существуют законодательные основания для требований в отношении получения Синопсиса(истории судна)»? 
Акт, изданный неуполномоченным на то органом, является ничтожным, т.е. не является нормативным. Как известно, государственные правила, нормы правомерного поведения граждан устанавливаются на основании законов Украины. Почему же тогда от честных граждан требуют того, что законом
не предусмотрено? 
Ох, что-то не так с нашим морским административным правом! Или не совсем так. И взял я лишь отдельный, небольшой пример, которых – десятки!

Может, уважаемые читатели помогут мне разобраться в ходе нормального диалога?

 

До встречи !

С уважением,

(C) C.Горчаков, 2005


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: country.ua.law.ukrmaritimelaw
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное