Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Русские на Украине

  Все выпуски  

Русское Движение на Украине: Атимоскальский проект?


На смену "Оранжевому проекту" может прийти "Антимоскалский"

В Украине сделана попытка «объединить два берега Днепра», добиться компромисса между двумя непримиримыми лагерями. Можно ли рассчитывать, что после этого произойдет потепление в российско-украинских отношениях, или начавшийся процесс разъединения двух некогда братских народов необратим? Об этом корреспондент «Нового Региона» Виталий Журавлев беседует с директором Института Русского зарубежья Сергеем Пантелеевым.

«НР»: На Украине, наконец-то, сложилась парламентская коалиция и сформировано новое правительство во главе с Януковичем. Как кратко можно сформулировать суть этих событий?

С.П.: По горячим следам можно говорить об окончании на Украине «оранжевого» проекта. Перекрасившиеся в красно-белые цвета Блока Юлии Тимошенко бывшие оранжевые уходят в глубокую оппозицию. Если набравшие к 2004 г. политический вес «донецкие» не смогли окончательно закрепиться во власти, то теперь они сделали реванш. Но радоваться России и пророссийским силам на Украине пока рано.

«НР»: Можно ли говорить в новых условиях, что угроза раскола Украины миновала?

С.П.: Подписание так называемого «Универсала национального единства» и было неким символическим действом, призванным зафиксировать, по выражению Ющенко, «сведение двух берегов Днепра». Однако если буквально понимать эту фразу, то Днепр должен исчезнуть. Реально ли это? Так же обстоит дело с преодолением раскола Украины. Заметьте, что львовский облсовет уже заявил о своём несогласии жить в стране, премьером которой будет В. Янукович. Не стоит сомневаться в том, что преданная своими бывшими соратниками Тимошенко будет стремиться к политической мести и, соответственно, раскачивать лодку нынешней призрачной политической стабильности. К тому же, она найдет поддержку среди значительной части националистических сил, до этого делавших ставку на Ющенко и называющих его сегодня не иначе, как «предатель». Но дело даже не в этом. В новом правительстве Януковича наиболее связанные с идеологией направления отданы националистически настроенным бывшим «оранжевым». Регионалам же достались, быть может, самые лакомые с точки зрения бизнеса, но весьма рискованные с точки зрения политики финансово-экономические блоки. После полугодового междувластия, системного кризиса, вызванного оранжевым экспериментом, здесь можно быстро «сломать шею». Так что правительство Януковича, которое будет говорить с миром языком Б.Тарасюка, вряд ли будет способствовать тому, что восточные украинцы бросятся в объятия «западенцам».

«НР»: Могут ли такая коалиция и правительство Украины быть достаточно устойчивыми и стабильными?

С.П.: Естественно самый ожидаемый ответ: нет! В какой-то степени, мы все это уже проходили, когда после «оранжевой революции» правительственные портфели раздавались по принципу «всем сестрам по серьгам» и было изначально очевидно, что Порошенко и Тимошенко в одной будке долго не уживутся. Представить, что в ней уживутся Азаров и Луценко тоже, мягко скажем, непросто. Но дальнейшие события могут начать развиваться и совсем по другой логике. Очень многое зависит от того, какие договоренности были достигнуты за кулисами. От того, насколько регионалы действительно готовы отстаивать программные положения, позволившие им победить на парламентских выборах и в конечном итоге получить премьерский пост. Ведь тот же подписанный текст «Универсала» стал очевидным компромиссом, который можно трактовать в пользу и Януковича, и Ющенко. Понятно, что в создавшейся ситуации, когда государство трещит по швам и, по сути, ставится под сомнение весь пятнадцатилетний опыт украинской государственности, иного выхода не было. Возможно, мы были свидетелями кульминации процесса формирования, мучительного формирования, украинской нации. Причем, в данном случае оно произошло не без внешнего участия.

«НР»: Что имеется в виду?

С.П.: Допустим, команда Януковича получила некое предложение, от которого, следуя известной копполовской формуле, «она не смогла отказаться».

«НР»: От кого, например?

С.П.: От тех очень серьёзных сил, которые влияют на украинскую политику, причём далеко не в российских интересах. Допустим, что суть этого предложения сводится к полному соблюдению финансово-экономических интересов донецкого клана в обмен на политическую лояльность националистическому и атлантистскому вектору развития Украины. Вот здесь мы и сталкиваемся с той гипотетической возможностью, которая начнёт работать на объединение Украины, но за счёт вытравливания «москальского» духа. Причем, «москальского», в данном случае может и не означать «русского». «Антимоскальское», скорее, идентично «антироссийскому». Местные же русские, при определенных условиях, могут быть втянуты в общеукраинский проект за счет подавления их пророссийской ориентации. Эта модель не нова. Например, она со значительной долей успеха реализуется в Прибалтике, где уже появились т.н. «еврорусские», не имеющие, якобы, никакого отношения к русским «имперской», «азиатской» России.

«НР»: Найдет ли поддержку такая политика в юго-восточных регионах Украины?

С.П.: Естественно, поначалу такая политика поддержки здесь не найдёт и это может привести к новому витку противостояния с выдвижением новых более радикальных лидеров пророссийского юго-востока. Однако если за ними не будет стоять серьезных ресурсов, серьезной поддержки со стороны России, то это сопротивление легко будет сломлено, и тогда мы Украину потеряем навсегда. Подчеркну, что в данном случае речь идет о модели развития ситуации. Как бы она нам не нравилась, но потенциал для ее осуществления существует и это необходимо осознавать.

«НР»: А что тогда нас ожидает с Крымом?

С.П.: Крым - это отдельный случай. Уже сейчас на полуострове существует потенциал развития событий, одновременно похожих и на косовскую, и на приднестровскую модель. Любая дестабилизация на Украине, а тем более носящая антироссийский характер, может тут же отразиться на этнополитической ситуации в Крыму. Причем речь идет не только о русской проблеме, но и, естественно, о крымско-татарской проблеме, о геополитических амбициях Турции.

«НР»: Как можно отнестись к попыткам некоторых российских политиков набрать политические очки на Украине и в частности в Крыму?

С.П.: К сожалению, чаще всего действия российских политиков на украинском направлении приносили и продолжают приносить больше вреда чем пользы. Легче всего пытаться набрать дополнительный политический вес у себя в стране за счёт раздувания образа врага из Украины, тем самым, нанося удар по дружбе между братскими славянскими народами. Именно подобные действия привели к тому, что мы имеем сегодня, и они же открывают возможности для реализации той модели, о которой мы с вами только что говорили. Это один аспект. Второй связан с наметившейся тенденцией вклинивания некоторых российских политиков непосредственно в политический процесс на Украине, превращение их в неких российско-украинских политиков. Здесь можно вспомнить последние инициативы Дмитрия Рогозина по формированию нового русского движения на Украине. Нужно сказать, что ниша для политика, который будет нацелен на формирование объединяющей русско-украинской идеи, сегодня свободна и весьма актуальна. Именно эта идея могла бы стать альтернативой окончательного разрыва между нашими странами и народами.

«НР»: Насколько этично, что политик одного государства фактически вмешивается в политический процесс другого государства?

С.П.: Что касается приведённого примера, то уже было заявлено, что пока ещё гипотетическая «Лига защиты русских» формально будет возглавляться гражданином Украины. Понятно, что иначе и быть не может. Другой вопрос, насколько вновь создаваемая организация реально собирается отстаивать интересы русских, живущих на Украине, работать на идею русско-украинского единства, а не, скажем, обслуживать интересы определенных финансово-экономических группировок.

Если же возвратиться к вопросу о вмешательстве во внутренние дела Украины… Давайте не будем лукавить, ведь т.н. «ограниченный суверенитет» - реальность нашего времени. Причем, это ограничение нациям сегодня навязывает отнюдь не Россия, которая сама все еще окончательно не встала на ноги после провала 1990-х, не определилась со своими национальными интересами. А то, как отстаивает свои национальные интересы современный мировой гегемон, мы все видим, если, конечно, желаем видеть. США заявляет, что Украина находится в зоне ее национальных интересов. Но если у нас каждый второй имеет украинских или российских родственников, если нас связывает совместная тысячелетняя история, если у нас общие святыни, то скажите, могут быть у России национальные интересы в Украине, а у Украины, соответственно, национальные интересы в России? Очевидно, могут, должны быть. И я, например, очень хотел бы, чтобы наши государства взаимно вмешивались во внутренние дела друг друга. Шутка, конечно. Но в ней есть доля правды.

«НР»: Хорошо, а как складываются отношения между простыми русскими и украинцами, каковы эти тенденции?

С.П.: Как всегда, народы оказываются заложниками политической игры. Безответственные, зачастую вполне умышленные действия политиков и с той и с другой стороны, начинают сказываться на отношениях между русскими и украинцами.

«НР»: Как, по личным наблюдениям, повышение цены на российский газ воспринимается среди простых людей на Украине и влияет на отношение к России?

С.П.: Хороший вопрос. Мне тут же вспомнился увиденный на Украине плакат с надписью «Пом′ятай про газ! Не купуй росiйських товарiв!». Нечистоплотные политики «как пиявки» цепляются к этой теме, паразитируют на ней. А народ оказался беззащитным перед подобной агрессивной пропагандой, говорю здесь и о русских, и об украинцах. Те же российские телеканалы в связи с газовой проблемой раздули настоящую украинофобскую истерию. В итоге, по последним социологическим исследованиям мы имеем заметное ухудшение отношения русских к украинцам и наоборот. Это просто трагедия, и если кто-то еще не осознает того, что это трагедия, то это трагедия вдвойне.

«НР»: Данное ухудшение является временным конъюнктурным фактором или отражает собой глобальную тенденцию?

С.П.: Я бы сказал, что это конъюнктурный фактор, который при определённых условиях может быть частью глобальной тенденции. Ранее мы говорили об определённой гипотетической модели создания «антимоскальской» Украины. Давайте вспомним, после чего окончательно распался СССР. После того, как стало ясно, что Украина отказывается оставаться в единой советской семье. Тогда наши народы разделили административными границами, теперь пытаются окончательно разделить самыми непреодолимыми границами – идейными. Если мы не будем этому сопротивляться, сопротивляться адекватно серьёзности стоящих перед нами вызовов, то, в конечном итоге, проиграет и та, и другая сторона.


В избранное