Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Украина неизвестная

  Все выпуски  

Украина неизвестная


Информационный Канал Subscribe.Ru

ВЫПУСК №16
УКРАИНА НЕИЗВЕСТНАЯ
Навигатор


ВРЕМЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ
Анатолий ГАЛЬЧИНСКИЙ


Знаем ли мы украинскую ночь?
Нет, мы не знаем украинской ночи.
В.Маяковский
“ДОЛГ УКРАИНЕ “


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

      Политическая жизнь в Украине пестрая, многогранная, непредсказуемая своими виражами и, несомненно, в этом плане она значительно интересней того, что предлагают политики нам, россиянам (например, завтра мне предстоит участвовать в очередном «безальтернативном» по своему содержанию голосовании - выборах губернатора Санкт-Петербурга - что становится в России «доброй» традицией).
      Но в то же время непостоянство, неопределенность украинской политики не может не беспокоить украинцев — ведь в руках политиков будущее страны и их – законопослушных граждан – будущее. С этой точки зрения интересным будет послушать человека, к взглядам которого на пути развития украинского общества прислушиваются, наверняка, в высших эшелонах власти в Украине. Слово известному политологу - профессору Анатолию Гальчинскому, советнику Президента Украины, директору Национального института стратегических исследований Украины.



      «О, націє, дужа і вічна, як Бог,
      — Не це покоління холопів,
      — Хто злото знеславить твоїх перемог
      При Корсуні і Конотопі».
      Олег Ольжич


      Долговременные и, как становится все более очевидно, неконструктивные по своему содержанию дискуссии по политической реформе, перманентные изменения и дополнения относительно ее сути и основных механизмов, фактическая неспособность ведущих политических сил найти в этом согласовании решения, которые бы содействовали так необходимой сегодня консолидации украинского общества, заметное предпочтение, которое отдается в этих вопросах узкопартийным целям и интересам, — все это побуждает к чрезвычайно тревожным выводам. По сути можно говорить о том, что общество втягивается в новую фазу очень опасного политического кризиса, отголосок которого может чрезвычайно дорого обойтись нашему государству.
      Особенно опасна в этом идея механической, а значит — сугубо конъюнктурной консолидации политических сил, которая не имеет и в принципе не может иметь согласованной позиции в отношении главного — стратегических основ развития украинского общества. Даже при условиях получения позитивных результатов в текущем политическом цикле подобная неестественная сугубо механическая консолидация несет в себе угрозу перечеркнуть уже сделанное на пути рыночных реформ, содержит взрывоопасную силу для нашего будущего, делает его еще в большей степени проблематичным и неопределенным. Это хорошо осознают наши зарубежные друзья и те, кто только представляется таковыми. Небывалая активизация нашего восточного соседа, его попытки обеспечить «покровительскую» миссию и личное присутствие во всех звеньях общественно-политического процесса, происходящего в нашей стране, радикально влиять на него, в том числе и на все то, что связано с утверждением довольно противоречивой модели «единого экономического пространства», являются убедительным доказательством указанного.
      В этой ситуации практически теряют (если уже не потеряли) свое политическое лицо и конструктивизм действующее парламентское большинство и его лидеры. Как и раньше, политически невыразительной и хронически инфантильной остается ющенковская оппозиция. Еще более тревожным становится односторонний цинизм многих массмедийных изданий. Все это в своей совокупности отражает глубокий кризис действующей политической элиты, которая сформировалась в условиях трансформационного общества, вобрала в себя все его внутренние противоречия и недостатки и, на мой взгляд, выразительно демонстрирует свою несостоятельность придать новые импульсы общественному прогрессу. Такая политическая элита должна сойти с политической арены. Это — едва ли не самое актуальное требование времени, которое ради благополучия государства должно быть реализовано. Учитывая это, надо отметить, что в обществе формируются ожидания появления на политической арене новой — третьей политической силы, которая бы продемонстрировала свою потенциальную способность сломать эти опасные процессы. Мы не имеем права закрывать на все это глаза, делать вид, что этого не происходит.

      НАДЛОМ НАЦИИ
      Чем объяснить такую ситуацию? Почему на тринадцатом году Независимости в условиях относительно стабильной экономической ситуации, ее позитивной динамики мы вынуждены акцентировать внимание на угрожающих процессах внутриполитических противостояний и деструктивизма? Почему несмотря на все усилия власти именно эти процессы реанимируют общественные возбуждения, которые могут рассматриваться как относящиеся к рангу факторов национальной безопасности и, что самое опасное, несут в себе угрозу раскола государства, утраты его соборности? Понятно, что ответы на эти вопросы требуют комплексного подхода, анализа всего спектра внутренних противоречий трансформационного процесса, в том числе и тех, которые действуют и в сфере экономики. Однако, по моему убеждению, едва ли не самыми ощутимыми в этом являются противоречия мировоззренческой сферы, всего того, что связано с духовным возрождением украинской политической нации, воссозданием ее идентичности, решением широкого круга проблем, веками накапливавшихся в этом ключевом звене общественного бытия.
      На мой взгляд, мы допустили опасную диспропорцию в первую очередь в соотношении материальных и духовных факторов процесса государственного строительства. Пребывая в плену сугубо марксистских мировоззренческих принципов, мы в достаточной степени не осознавали того, что в действительности прогресс нации в ее историческом измерении определяется в первую очередь ее духовным потенциалом, что утверждение государственности и национальное возрождение народа — это неразрывные звенья воссоздающего процесса, органично обуславливающие друг друга. Государственность без национальной идентичности своего народа не имеет перспективы. Это государство без внутренних потенций общественного прогресса, а потому и без своего будущего. Доказательством этого является мировой цивилизационный опыт, в структуры которого мы пытаемся интегрироваться. По словам одного из выдающихся мыслителей прошлого века английского историка А. Дж. Тойнби (1889 — 1975) «Социальный прогресс общества обуславливается в первую очередь его духовной средой». «Культурный элемент, — отмечал он, — представляет собой душу, кровь, лимфу сущности цивилизации, по сравнению с ним экономический и тем более — политический планы кажутся искусственными, несущественными, преходящими образованиями природы и движущих сил цивилизации».
      Учитывая, что с обретением независимости перед нашим государством со всей остротой встала задача целеустремленно, шаг за шагом преодолеть все ужасные последствия политики денационализации, которая на протяжении многих веков насаждалась украинскому народу, нужно быть корректными и признать: нами сделано много и в этих вопросах, но реализованное ни в коей мере не сопоставляется с требованиями времени. Оглядываясь во все стороны и в первую очередь на своего восточного соседа, мы все время делали только полушаги. Так что имеем соответствующий результат: сложности современного государственнического процесса, о которых говорилось выше, определяются, по моему убеждению, в первую очередь тем, что этот процесс продолжает проходить на основе духовного опустошения украинской нации, моральных руин, которые мы получили в наследство от бывшей УССР и которые до сих пор так и не смогли преодолеть.

      ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ СВОЕЙ ИСТОРИИ
      Мы должны достичь в первую очередь общественного компромисса в переосмыслении своей истории, преодолеть искаженные стереотипы, которые не только в годы тоталитаризма, но и задолго до этого насаждались в общественном сознании. Должны более обстоятельно разобраться сами в себе, познать самих себя, осознать свою сущность. Народ без истории является исторической безотцовщиной. Такой народ не только утрачивает основы национального сознания, свои генетические корни и истоки, но и видение перспективы.
      На первом месте в этом стоит проблема переосмысления истории украинской государственности. Украинская нация — это не бездержавная нация. Мы не начинали в 1991 году процесс создания государства с нулевой отметки, а сама Независимость нам не подарена Б. Ельциным и Л. Кравчуком. Она в течение веков завоевывалась украинским народом во главе с его авангардом — украинским национально-освободительным движением, движением, которое имеет исторические заслуги перед нашим обществом. Следуя принципу преемственности, должны осознавать и то, что наше историческое наследие — Киевская Русь — одно из наиболее развитых и наиболее авторитетных государств Средневековой Европы, было продуктом исторического творчества украинского народа, который, как это доказано М.С. Грушевским, достиг своей определенности уже в IV—V вв.
      В связи с этим нужны более четкие объяснения и роли христианства, утверждение которого было далеко не таким, как это представляется. Нужно осознавать и то, что при всех позитивных аспектах, которые несла в себе новая религия, украинская духовная культура не началась, как это принято считать, с приходом христианства только в 988 году, что она имеет более древнюю историю, корни которой сознательно выкорчевывались византийскими священниками, которые, по словам М.С. Грушевского, «главнейшее внимание обращали на искоренение остатков языческой веры и обряда», и в то же время «истово выступали против искусства, словесного творчества нецерковного характера и вообще всякой красоты, которая непосредственно не служит церковной культуре». Убежден в том, что утрата дохристианской истории была наиболее ущербной утратой украинского народа на этапе его утверждения, подрывом его иммунной системы и генетического кода, что давало себя знать на протяжении всех последующих поколений.
      Нам нужно более обстоятельно, а главное — беспристрастно разобраться и в том, почему не состоялось завоеванное героической борьбой народа украинское казацко-гетманское государство, которое, по общему определению, находилось на более высокой стадии общественного развития, чем Московское государство, а по принципам своего строительства и духовно-образовательному потенциалу значительно в большей степени вписывалось в западную геополитическую и геокультурную среду. Иллюстрируя этот важный тезис, сошлюсь на недавно напечатанную монографию российских ученых М. Конотопова и С. Сметанина «Из тупика. Экономический опыт мира и путь России». «После ликвидации монгольского ига, — отмечается в этой книге, — Россия не только на столетия отстала от Западной Европы, но и изменила направление развития: в хозяйстве страны начали ощутимо проявляться элементы азиатского способа производства. Это не удивительно: все долгое время русские князья исполняли роль администраторов Золотой Орды, собирали для нее дань и подавляли антитатарские выступления». Из этого видно, что присоединение Украины к России стало еще одной попыткой изменить генетику украинского народа, адаптировать его к принципам и механизмам евроазиатства, к основным принципам общинного хозяйства и азиатского способа производства, имевшего коренные отличия от того, что происходило на Западе. В связи с указанным опять-таки очень важно осмыслить и решение Переяславской Рады, 350 лет которой мы будем отмечать в следующем году. Насколько безальтернативными были в такой степени судьбоносные решения?
      Это же касается и выяснения причин поражения Украинского государства 1917—1922 годов, а также нашего осознания того, что УССР не была и не могла быть полноценным воплощением идей и принципов украинской государственности, суверенным государством украинского народа, инструментом его национального возрождения. И это естественно. Построенный на принципах большевизма, Советский Союз, в состав которого входила УССР, на деле стал преемником российского империализма, основными принципами которого всегда была политика территориальной экспансии. Речь идет о наследственной патологии, которая дорого стоила мировому сообществу. Подсчитано, что за 400 лет соответствующей политики территория России увеличилась в 36 раз. Ни одна из бывших империй мира не могла конкурировать в этом с нашим всегда опасным восточным соседом. Это всем хорошо известно. Непредубежденные политики хорошо понимают и то, что, собственно, ни кто иной, как большевизм оказался политической силой, которая смогла отсрочить крах российской империи, трансформировав ее в новые еще в большей степени агрессивные функциональные формы, продлить ее жизнь на много долгих десятилетий. Насильственное продолжение имперской русификации, физическое истребление украинского народа путем искусственных голодомором и политических расправ, депортации и бесконечные переселения в отдаленные районы России, продолжение позорной политики системного искоренения украинского языка — одного из старейших языков Европы, который по своей сути был и остается одним из определяющих проявлений генетического кода украинства, сокровищницей национальной культуры, — все это и многое другое подтверждают высказанный тезис об отторженности УССР от функции национального возрождения народа, которая в любом цивилизованном государстве является определяющей.
      В эти ужасные времена наибольшие потери понесла украинская интеллигенция — основной интеллект народа, главный носитель его национального самосознания. Когда мы говорим о геноциде против украинского народа, то это не только годы голодомора. Это в то же время и системное истребление (физическое и моральное) украинской интеллигенции. Мы еще много лет будем ощущать эти потери. Притупление национального инстинкта, как и безудержное чувство неполноценности, так больно дающие о себе знать и сегодня, это последствия в первую очередь указанного процесса.
      В этом контексте совсем по-другому, чем это много лет подавалось официальной пропагандой, воспринимается урегулирование сложнейшей проблемы, касающейся примирения и консолидации украинского народа, формирования зрелой политической нации. Речь идет о восстановлении политической и исторической справедливости в отношении лиц — членов Организации украинских националистов и воинов Украинской повстанческой армии, которые боролись за свободу и независимость Украинского государства, восстановление ее соборности и суверенитета. Давайте задумаемся над тем, по каким причинам Верховная Рада не может достичь такого необходимого для консолидации общества конструктивного решения по этому вопросу. Мы все осознаем, что в данном случае речь идет о признании факта существования в годы УССР национально-освободительного движения. Разве уже сам по себе этот факт не достоин пристального внимания ответственного перед обществом парламента. Для объективности необходимо учесть и степень вины советской стороны в развязывании фактически гражданской войны на территории Украины. По данным Государственной комиссии по изучению деятельности ОУН и УПА, которая была образована еще несколько лет назад Президентом Украины, в 1939— 1941 и в 1944—1952 гг. сталинским режимом были физически уничтожены десятки тысяч человек. В те годы западные области Украины превратились в одну ужасную мясорубку, где не было дома, где бы кого-то не убили. Преследовали всех за национальные взгляды, чувство патриотизма, любовь к Украине. Почему мы не говорим об этом во весь голос?
      Мы нашли взвешенное политическое решение в оценке трагических событий на Волыни. Но почему опять-таки мы шепотом говорим о недружественной акции против украинского народа со стороны Польши, связанной с операцией «Висла»? Возможно, это происходит потому, что соответствующая акция, как и все прочие преступные действия против населения Западной Украины, в соответствующий период проводились с санкции Кремля, а ругаться на старшего брата (пусть и брата в прошлом) по семейной этике негоже.
      Подобных примеров небрежного (а возможно и сознательного) отношения к героизму собственной истории, как и к ее трагическим страницам, очень много. Один из них — отношение к героизму украинских юношей под Крутами (29—30 января 1918 г.), которые сознательно отдали свою жизнь за утверждение Независимости нашего государства. Далеко не каждый из народов мира имеет такие яркие страницы героизма и самопожертвования. Во времена Советского Союза эти события интерпретировались в качестве попытки «националистических сил» помешать утверждению Советской власти в Украине. Сегодня советской власти уже нет, однако и чествование памяти погибших под Крутами пока что так и не приобрело национального масштаба.
      Хочу еще раз отметить особую общественную значимость поднимаемых проблем. На мой взгляд, они имеют прямое и непосредственное отношение к событиям современного политического процесса. Активная позиция каждого из нас в отношении к этому процессу прямо и непосредственно корреспондируется с проблемами мировоззренческого порядка, с нашей уверенностью в себе, верой в наше государство, его перспективы. Убежден, что в этом есть достаточная почва для оптимизма. То, что за времена бездержавности украинский народ сохранил свою великую культуру, традиции и идентичность, волю к борьбе за свою независимость, является свидетельством его мощного потенциала. Народ, имеющий такое историческое наследие, может быть спокоен за свое будущее. Я убежден в этом.

      ВМЕСТО ЭПИЛОГА
      Я не хотел бы обострять поставленные вопросы абстрактно. Еще раз акцентирую: в моем понимании проблемы кардинального оздоровления общественно-политического процесса лежат сегодня в первую очередь в плоскости ощутимого прогресса духовной сферы. В этом же контексте должны рассматриваться и вопросы политической реформы, а также проблемы следующего избирательного цикла 2004— 2006 годов, которые неотделимы друг от друга. Повторяю: общество вполне справедливо с большой осторожностью воспринимает любые схемы механической консолидации, ставящие целью реализацию сугубо личных амбиций отдельных политиков. Бесплодны разговоры и по поводу единого кандидата будь то из правого или из левого лагерей, вызывающие только удивление и разочарование. В действительности ожидания электората совсем иные. Предлагаемые вариации возможной консолидации политических сил, объединение усилий власти с этими силами должны иметь в первую очередь стратегическую основу — демонстрировать обществу надежный потенциал своей функциональной дееспособности в решении наиболее острых задач не собственно избирательного, а наоборот — послевыборного процесса, всего комплекса проблем, касающихся нашей перспективы — укрепления государственности и суверенитета Украины.
      Выше говорилось о задачах гуманитарной сферы. Но ведь то же самое я могу сказать и о сложности задач экономической трансформации, перехода ко второму циклу рыночных реформ, включающих реализацию сложных задач пенсионной реформы, отмену необоснованных льгот и переход к основным принципам адресной социальной помощи, внедрение медицинского страхования, глубокую трансформацию жилищно- коммунальной сферы, утверждение конкурентных рынков труда, электроэнергии, логическое завершение земельной реформы и внедрение эффективных механизмов покупки и продажи земли, дальнейшую либерализацию валютных отношений и многое другое. Так же бескомпромиссны задачи внешней политики. Речь идет о настойчивости и последовательности в реализации стратегии евроинтеграции, где сегодня базовыми проблемами являются вступление Украины в ВТО и получение полноправного членства в НАТО. Давайте поставим вопрос прямо — способна ли будет левая коалиция в случае победы в избирательном цикле 2004— 2006 гг. эффективно решать указанные внешнеполитические и экономические проблемы, как и вопросы национального возрождения, о которых говорилось выше? Однозначно — нет! Ближе к этому могло бы быть правоцентристское объединение, которое состояло бы из отдельных партий и блоков действующего парламентского большинства, а также блока «Наша Украина». Но и им не хватает политического таланта, чтобы найти согласованные решения. Собственно, когда я касался проблемы возможного появления третьей политической силы, я имел в виду именно это обстоятельство. Я не думаю, что мы уже полностью утратили шансы именно такого выхода из отмеченного выше политического кризиса. Будем надеяться.
      И последнее. В свое время Джек Лондон в своем дневнике с грустью писал: «Пусть мои дети останутся неродившимися, если я не сумел их иметь от любимой мною женщины». То же самое я могу сказать и о политической реформе. Я, как и в целом Национальный институт стратегических исследований, были едва ли не самыми активными адвокатами ее проведения. Сейчас обстоятельства, к сожалению, меняются — своей непоследовательностью и ежедневными новациями мы фактически полностью девальвировали в глазах общественности основные ценности реформы. Поэтому уместным будет сказать: если мы не в состоянии обеспечить сегодня должную консолидацию действительно конструктивных политических сил, которые бы были последовательными в отношении содержания и механизмов политической реформы, то ее проведение, возможно, было бы лучше отложить.

      (Опубликовано в газете «День» №172 от 27.09.2003 г.)


      Напоследок еще хочу предложить вам короткую притчу из книги Бруно Ферреро «Пение полевого сверчка»:

      ПОЛЕВОЙ СВЕРЧОК И МОНЕТА
      У одного мудрого индуса был приятель из Милана. Они познакомились в Индии, когда итальянец приезжал туда с семьей. Индус проводил экскурсии для итальянцев, открывая им самые характерные закутки своей отчизны.
      Миланец подружился с индусом и в знак благодарности пригласил его в свой город. Индус долго не мог отважиться на такое далекое путешествие, но, в конце концов, позволил убедить себя. И вот настал момент, когда он сошел с трапа самолета в аэропорту Маппенса.
      На следующий день миланец и индус прогуливались по городу. Смуглый чернобородый индус, в желтом тюрбане на голове, привлекал заинтересованные взгляды прохожих. В какой-то момент, на площади Святого Вавила, индус остановился и спросил:
      — Слышишь ли ты то, что я слышу?
      Миланец, удивившись, наострил слух, но вынужден был признать, что слышит лишь шум города.
      — Здесь рядом поет сверчок, — сказал индус.
      — Да ты что, тебе показалось, — возразил миланец. — Я слышу только городской шум. Да и сверчков здесь нет.
      — Мне не показалось. Я и вправду слышу сверчка, — настаивал индус и взялся ворошить листья. Рядом росло несколько тоненьких деревьев. Вскоре он показал маленького сверчка. Сверчок, недовольный тем, что его концерт прервали, пытался спрятаться.
      — Ну что, видишь? — спросил индус.
      — Да, — признал миланец. — У вас, индусов, очень острый слух, не то что у белых…
      — Ты ошибаешься, — улыбнулся мудрый индус. — Вот глянь…
      С этими словами он вытащил из кармана мелкую монету и бросил ее под ноги. В то же мгновение пять человек повернулись и посмотрели в их сторону.
      — Видел? — спросил индус. — В отличии от пения сверчка звон монетки прозвучал намного тише. А сколько белых услышало его.

Свои замечания, пожелания автору рассылки пишите по адресу: VasylSokha@yandex.ru. Заранее благодарю.
Приятных вам выходных!
До встречи!
Всегда Ваш Dr. Sokha

Дорогие братья и сестры во Христе!

Обратите внимание! Открылась новая рассылка о церковной жизни на Украине! В нашей рассылке вы всегда сможете прочесть последние новости из жизни церкви, епархий. Аналитические и богословские статьи помогут вам всегда быть в курсе последних новостей и богословских тенденций. Все существующие рубрики всех веб-стараниц УПЦ КП просто в вашем почтовом ящике! Внимание! Рассылка выходит регулярно на двух языках - русском и украинском.

Рассылки Subscribe.Ru
Православная рассылка УПЦ КП


Рекомендуем

Рассылки Subscribe.Ru
Православная рассылка УПЦ КП
Украина неизвестная



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное