Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Украина неизвестная

  Все выпуски  

Украина неизвестная Выпуск 103


Информационный Канал Subscribe.Ru

УКРАИНА НЕИЗВЕСТНАЯ
ВЫПУСК №103


Знаем ли мы украинскую ночь?
Нет, мы не знаем украинской ночи.

В.Маяковский
"ДОЛГ УКРАИНЕ"


ЭТНИЧЕСКАЯ МУЗИКА УКРАИНЫ
Вышли в свет 15 дисков уникальной коллекции


      В 2002 году киевская аудиокомпания "Атлантик" совместно с Всеукраинским обществом "Просв╕та" им. Т. Г. Шевченко начали уникальный проект "Етн╕чна музика Укра╖ни". По идее, этот аудиосериал будет состоять не менее чем из 25 альбомов, каждый из которых будет иллюстрировать наиболее характерные особенности традиционной музыки того или иного региона. Сегодня издано уже 15 альбомов. По уровню культуры и эстетике эти издания - а это очевидно - являются лучшими из всего массива подобных изданий не только в Украине, но и в странах СНГ. В первую очередь, каждый сборник - это результат профессиональной селекции, поскольку здесь действительно собраны наиболее яркие образцы народного искусства со всеми "изюминками" местного колорита. Во-вторых, - каждый диск сопровождается многостраничным буклетом с текстами песен и детальными комментариями специалистов - на украинском и английском языках. "В архивах нашей компании, - говорит директор рекординговой компании "Атлантик" Юрий Гандзюк, - хранятся материалы экспедиций по бывшим Галицко-Волынским землям и Бойковщине, Гуцульщине, Лемковщине, Надсянью, Ополью, Полесью, Закарпатью, Буковине, Берестейщине, Подолью и других. Довольно полно представлены регионы Киевщины, Полтавщины, Восточного и Западного Полесья, Слобожанщины, Крыма. Наш фонографический архив охватывает все разнообразие жанров традиционной музыки: колядки, щедривки, гаивки, веснянки, русальские и купальские песни, свадебные и жатвенные, похоронные причитания, колыбельные, баллады, думы, лирницкие песни, много инструментальной музыки и тому подобное..."

      БЕСЦЕННЫЕ ВАЛИКИ ЭДИСОНА
      Интересно, что немало самых самобытных произведений записано еще около ста лет назад на фонографических валиках (так называемых валиках Эдисона), другая часть - на магнитных пленках. Уникальность записей в том, что, например, на валиках зафиксированы полтавские кобзари, которых в 30-е годы физически уничтожила советская власть. Сейчас те валики - это единственный источник аутентичного стиля, их тщательная реставрация - единственный способ спасти значительную часть бесценного сокровища. Исчезновение целых пластов народной музыкальной культуры - процесс, к сожалению, неизбежный, поскольку отходят в вечность живые носители - сельские дедушки-бабушки, а с другой стороны, идет наступление бездуховной урбанизации-глобализации. Поэтому, собственно, и возник замысел создания всеохватывающей энциклопедии народной музыкальной культуры.
      Открывает серию альбом "Берв╕н Берв╕нковий", который содержит записи из села Потичок, расположенного между Снятином и Городенкою. Это - очень певучее село, поскольку все его жители - одна семья. По пересказам, его основал когда-то дед-прадед, у которого было 18 детей. В результате "Берв╕н..." - это сборник как бы одной группы исполнителей, который, все-таки, довольно полноценно представляет жанровую картину местной вокальной традиции.

      СЕРДЦЕ ГУЦУЛЬЩИНЫ
      "Космацьк╕ музики" дают исчерпывающую информацию о музыкальных традициях гуцулов. Космач - самое большое в стране село (90 кв. км), которое находится на Ивано-Франковщине и является сердцем Гуцульщины. Здесь, как нигде, сохранились старинные обряды, обычаи, ремесла. Скрипка, цимбалы, сопилка-фуярка - это свадебные музыкальные инструменты, а трембита как сигнальный инструмент сопровождал колядников, извещал о похоронах, а весной призывал к выгону скота на горное пастбище. Слава об оркестрах из трех музыкальных инструментов - бубна, скрипки и цимбал - давно уже вышла за пределы Карпатского края и Украины. Действительно, Космач - это рай для фольклористов.
      На диске "Карпат╕я" собрана музыка трех горных этнических групп: бойков, лемков и гуцулов, которые живут на Ивано-Франковщине. Особенностью этого сборника является то, что здесь собраны не типичные образцы, а как раз сравнительно малоизвестные широкой общественности. Во многих случаях исполнение песен является реставрацией музыки, которая существует не в активном обращении, а, скорее, в пассивной памяти людей. Здесь есть много зажигательных бойковских забав с танцами, остроумных лемковских припевок, гуцульских коломыек, песен-рассказов, песен-баллад.
      "Цветные села" - это группа сел в Надвирнянском районе на Ивано- Франковщине, которые в народе называют "цветными". Их названия: "Чорний Пот╕к", "Чорн╕ Ослави", "Б╕л╕ Ослави". Сборник не имеет систематического жанрового стержня, материал представлен в его органическом контексте, близком естественному функционированию музыки в быту жителей. Своеобразный колорит придают и комментарии самих музыкантов, их рассказы. Также звучит и окружающее пространство: птицы, скот, машины и эмоциональное дыхание скрипача во время игры. Все это создает эффект присутствия.

      ЛИРНИЦКАЯ ТРАДИЦИЯ ПОЛЕСЬЯ
      Целых три альбома сериала посвящены культуре Полесья - одного из наиболее самобытных этнических регионов нашей страны. Итак, "Пол╕ський л╕рник" знакомит с лирницкой традицией Западного Полесья. На диске - уникальные записи последнего полесского лирника Ивана Власюка (1908- 1991 гг.). 16 полносюжетных произведения были записаны в течение 1968- 1969 годов на бобинные магнитные пленки луцким этнографом Олексой Ошуркевичем, который в 2002 году издал книгу "Л╕рницьк╕ п╕сн╕ Пол╕сся". Оригинальная исполнительская манера Ивана Власюка (в его репертуаре было более 100 произведений) дает представление об утраченной ныне лирницкой традиции Западного Полесья. Диск "Пол╕ськ╕ музики" представляет традиционную музыку Западного Полесья, где она сохранилась лучше всего - по причине извечной труднодоступности региона для цивилизационных влияний. На Западном Полесье существовали три категории музыкантов: певцы, пастухи и "тро╖ст╕ музики". Все они были, как правило, высокоодаренными личностями, творцами традиции.

      "ДУЛИБСКИЙ СОЮЗ"
      И наконец диск "На наш╕й юлойц╕" представляет наиболее архаические образцы культуры северного региона Волынской области. Именно здесь когда- то формировалась славянская общность "дулибского союза" племен-дулибов, волынян, дреговичей, древлян и полян. Именно здесь происходил синтез германо-балто-славянских культур, который и до нашего времени оставил след в местных музыкальных традициях. Еще два альбома - "В╓ночок рутвян╓нький" и "В г╓той хат╕" знакомят с культурой Берестейщины - западной окраинной территории украинских этнографических земель. В обоих дисках собраны самые распространенные обрядовые произведения, которые бытуют и по сей день.

      ДВА БЕРЕГА КИЕВЩИНЫ
      Традиционной музыке Киевщины посвящены два альбома: "Цв╕те терен" представляет музыку левобережной Киевщины, "Коровай", соответственно - правобережье Киевщины. На диске "Цв╕те терен" аутентичные произведения, записанные в двух районах - Згуровском и Яготинском. Там в XVII в. размещался Переясловский казацкий полк, который сформировался в ходе войны против Речи Посполитой. После войны эти земли становятся частью Российской империи и это скзалось на лексике, составе инструментария, песенном и танцевальном репертуарах. В отличие от левобережья, правобережная Киевщина ("Коровай") развивалась более стабильно, непрерывно. Здесь земледельцы работали "╕спрежди в╕ка". И именно поэтому сохранили в своей памяти самый давний слой фольклора - календарно-обрядовый, который в других регионах почти исчез.
      Альбом "Святки" знакомит слушателя с традиционной музыкой Полтавщины. Рождество, Новый Год и Крещение были кульминационными праздниками так называемого Двенадцятидневья (по-народному - "Святки"). Три главных зимних праздника имеют общую обрядность, цель которой - защищать людей от влияния злых сил, обеспечить благосостояние и счастье семьи в будущем году.

      ПАЛИТРА "ТРО╥СТИХ МУЗИК"
      "Тро╖ст╕ музики Прикарпаття" - этот диск дает представление об инструментальной музыке Прикарпатья. Об очень популярных и по сей день оркестрах из трех инструментов гуцулы составили легенду. Трое юношей - скрипач, сопилкарь и цимбалист влюбились в одну девушку. Она, выбирая новобрачного, велела им перед публикой соревноваться в игре - кого выберут люди, за того и выйдет. Каждый из них играл так мастерски, что люди лучшего не выбрали. Когда же девушка велела всем троим играть одну и ту же песню - то и тогда не определили... Осталось одно - играть вместе. Так родилась прекрасная музыка. А народ решил - не следует парней разлучать. А музыку эту назвали "тро╖стою музикою". Еще один диск "Тро╖ст╕ музики Буковини й Прикарпаття" обогащают нас самыми популярными на этих землях музыкальными жанрами. Самые давние письменные упоминания об этой музыке существуют с XVII века, а расцвет жанра приходится на XIX- XX века. Палитра этих оркестров - это музыка для пения, танца и марш. Как правило, она сопровождает весь свадебный ритуал, а главное - танцы, разнообразие которых сегодня даже трудно представить. Наиболее распространенными были традиционные гуцулки, коломыйки, аркан, голубки, микитки, польки, вальсы, краковяк. На Буковине также присутствуют румынские и молдавские влияния: танцы дойна, сирба, хора.
      Последний, 15-й альбом "Постоп'янка з П╕дляшшя" посвященен традиционной музыке Подляшья - окраинного северо-западного региона Украины. Музыкальная культура края развивалась в русле полесской традиции с влиянием белорусской и польской традиций. В данном сборнике представлены преимущественно вокальные произведения северного Подляшья, много обрядовых произведений (колядки, щедривки, веснянки, рогульки, трудовые, крестильные, свадебные). Песни расположены по календарным и семейным обрядовым группам.
      Материалы всех альбомов готовили, составляли, детальным образом комментировали и разъясняли известные этномузкологи Ярина и Леся Турянские, Анна Коропниченко, Лариса Лукашенко, Андрей Гуменюк, Юрий Рыбак и другие. И они, и многочисленные сторонники аутентики - истинно народного искусства - с нетерпением ожидают продолжения этого уникального аудиосериала. В буклете к альбому "Карпат╕я" Ярина Турянская обратилась с тремя небольшими "письмами-пожеланиями к коллегам-этномузкологам, к простым людям-путешественникам в страну Карпатия и к музыкантам и актерам - возможным интерпретаторам этой музыки": - Желаю вам почувствовать в этой музыке тот высший смысл, где есть игра, но нет фальши, где есть достоинство, но нет беспросветной темноты и чернухи, где есть чувственность, но нет вульгарности, где понятие "вложить душу в песню" не значит "рвать на себе рубашку", а вместо этого дать возможность душе слиться в едином энергетическом потоке с Языком мира.

      (Опубликовано в газете "День", № 138, 03.08.2005 г.).



      Энтони Ди Мелло "Молитва лягушки"
      МОНАХ И ПТИЦА


     Как-то, прогуливаясь по монастырскому саду, монах услышал пение птицы.
     Стал очарованно слушать. Ему показалось, что никогда раньше он по-настоящему не слышал песни птиц.
     Когда пение прекратилось, инок вернулся в монастырь, но испугался, обнаружив, что в монастыре все братья чужие и незнакомые.
     Лишь некоторое время спустя все поняли, что он вернулся через целое столетие, поскольку весь обратился в слух и время для него остановилось - монах прикоснулся с вечностью.
     Молитва только тогда становится доскональной, когда исчезает время.
     Время исчезает в ясности восприятия.
     Восприятие тогда делается ясным, когда становится целиком свободным от всяких предубеждений и всяких размышлений о собственных утратах и достижениях.
     Тогда видишь чудесное, и сердце переполняется удивлением.



      Высказать свои замечания, пожелания автору рассылки можно по адресу: country.ua.unknown-owner@subscribe.ru. Заранее благодарю.
До встречи!
Берегите себя!
Всегда ваш Dr. Sokha



ПОДПИСКА

Рассылки Subscribe.Ru
Украина неизвестная

Рассылка 'Украина неизвестная'

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: country.ua.unknown
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное